Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные и политические отношения






Под социальной системой понимается система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Поддержанию существующей социальной системы, плавному ее развитию способствует право в целом, и в первую очередь конституционное право.

Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Поскольку это власть над обществом (его частью), то она является публичной властью. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов, регулируемых обычно в той или иной мере конституционным правом.

Полити­ческая система определяется как универсальная управляющая система социально общества, компоненты которой объединяются в диалектически противоречивое, но целост­ное образование. Политическая система регулирует производство и рас­пределение социальных благ между различными общностями и личнос­тями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Выделяют соци­алистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистичес­кой и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитар­ные.

ТЕМА 4 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

4.1 Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности

Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира содержат нормы вышеназванных правовых документов. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. Права гражданина связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и социально-экономические права). Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). В современ­ных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в опреде­ленных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами.

Нормы международного права по вопросу о правах человека могут дейст­вовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включе­ны) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую имплементацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы).

4.2 Институт гражданства

Правовое поло­жение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множе­ственным (частный случай – с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности. Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законо­дательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть прину­дительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Лица с множественным, двойным гражданством обладают права­ми и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются.

В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство иподданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, устанавливающая взаимные права и обязанности. Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положе­нию. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой.

4.3 Способы приобретения и утраты, гражданства

Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению – филиа­ция (от латинского слова «филиус» – сын) и натурализация – прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Принцип права почвы при­меняется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство роди­телей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родив­шимся на территории данной страны детям граждан другого государства, если только родители не находились в данной стране по службе (напри­мер, дипломаты). В большинстве стран законодательство предусматри­вает оба основания приобретения гражданства по рождению: и право крови, и право почвы. Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявле­нию. Существуют и другие способы приобретения гражданства: оп­тация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или обретение частью территории прежнего государства независимости и суверенности); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора); регистрация (предполагает упрощенный порядок при­обретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граж­дан данного государства). Эти способы также представляют собой инди­видуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разно­видности натурализации.

Утрата гражданства. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для след­ствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступ­ления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

4.4. Конституционный принцип равноправия граждан

Конституци­онные права и свободы делятся на четыре группы: 1) права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом); 2) социально-экономические и культурные права, создаю­щие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); 3) полити­ческие права и свободы граждан, связанные с их участием в политичес­кой жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управ­лении обществом и государством (например, свобода объединения, ис­пользуемая, в частности, для давления на государственную власть); 4) лич­ные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, до­стоинство личности.

Установление законом неравных прав граждан не соответствует об­щечеловеческим ценностям и называется дискриминацией – различе­нием в правах.

Конституционные обязанности личности. Установленные конституциями основные обязанности могут отно­ситься одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин, не может ссылать­ся на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, со­гласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране). Все лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демокра­тии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени неза­висимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические.

ТЕМА 5 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

5.1 Понятия формы государства и формы правления

В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются понятия, характеризующие форму государства: форма прав­ления, форма государственного (территориально-политического) уст­ройства, форма политического (государственного) режима. В ряде конституций (Турции 1982 г., Сальвадора 1983 г., Эфиопии 1987 г.) есть главы с названием «Форма государства». Некоторые конституции включают в качестве одной из характерис­тик формы государства участие населения в деятельности его органов, т.е. принцип обратных связей государственных органов с управляемыми.

Форма государства – это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согла­сованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаи­моотношения основных органов государства (главы государства, парла­мента, правительства), территориально-политическое устройство, глав­ные методы деятельности государственного аппарата и формы его обрат­ной связи с населением.

В теории государства и права используются различные классификации форм государства в зарубежных странах, в частности выделяются демо­кратические государственные формы (например, Франция) и формы ав­торитарные (например, Индонезия). В конституционном праве для классификации форм государства может использоваться свой подход – с позиции теорий разделения влас­тей и единства власти.

Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов». По традиции принято различать две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Термин «форма прав­ления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления – монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.).

Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), в республике скла­дываются монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты).

5.2 Монархия

Монархия – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и пере­дающее свой государственный пост и особый почетный титул по наслед­ству и пожизненно (король, император, султан и др.). Абсолютная монархия – форма правления, свойствен­ная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких странах. Нет в этой стране и парламента, правительство фор­мируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. В эмиратах Персидского залива – Бахрейне, Катаре, Кувей­те, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ – Советом эмиров), а не приняты демокра­тическим путем. Особое значение в системе управления в существующих ныне свое­образных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульман­ская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственни­ков короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана.

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назна­чается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламен­том. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некото­рые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иор­дания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая де­мократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении стра­ной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий на основе конвен­циональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государствен­ной практики. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, – чисто формальный акт. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписы­вать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его (более трехсот лет монарх не применял вето в Великобри­тании, в результате чего сложилась конвенциональная норма непримене­ния вето).

Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его из­бирает местный парламент.

5.3 Республика

Республика – форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми качествами или цензами (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими права­ми и др.). Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия).

В президентской республике прези­дент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время – 2/3 голосов парла­мента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент). Президент назначает министров, как, например, в США или Брази­лии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, суще­ствует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. Президент свобо­ден в подборе членов правительства и формирует по своему усмотрению.

Суперпрезидентская республика. Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидент­ских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке по­явились такие республики, где власть президентов была еще более уси­лена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов.

Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство подот­четно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответ­ствии со ст. 113 конституции Украины 1996 г. Кабинет министров ответ­ствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верхов­ной раде (однопалатному парламенту).

Парламентарная республика, осо­бенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем прези­дентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португа­лия и немногие другие страны. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами.

Особая форма республики – теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, – существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве – халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов.

5.4 Понятие и виды государственного режима

Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специаль­ное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государст­венного режима. Государственный режим – это характеристика форм и методов осуществления государственной власти. В научной литературе существует множество классифика­ций политических режимов. Эти классификации зависят от оснований деления. С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики;

2) формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов;

3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если она не призывает к насильственным действиям и не посягает на права других граждан.

С позиций конституционного права авторитарный режим характе­ризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме.

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны про­исходить на основе выборов, но сам выбор партий ограничен;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разре­шаются только некоторые организации, причем на определенных услови­ях;

4) принцип разделения властей может провозглашаться, но не обеспечиваться реальными системами сдержек и противовесов;

5) плюрализм политической идеологии ограничен.

С точки зрения характера институтов конституционного права то­талитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма;

2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна ле­гальная партия;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;

4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти;

5) единая обязательная политическая идеология.

Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных режи­мов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентар­ный.

Тема 6 ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

6.1 Понятие территориально-политического устройства государства и классификация его форм

Под формой государственного устройства в теории права понимается территориальная организация государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти. В литературе «формы территориально-политичес­кого устройства государства» и «формы территориально-политической организации государства» могут использоваться как синонимы. Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение. Существуют и другие союзы и содру­жества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регу­лирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств.

Формой территориально-политической организации государствен­ности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитариз­ма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.

6.2 Унитарное государство

Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один) – это единое государство, состоящее не из государст­венных образований (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из админи­стративно-территориальных единиц – областей, провинций, губер­ний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа об­ласть – район – община. В каждой из административно-территориаль­ных единиц имеются органы управления: иногда государственные (на­значенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда, как во Франции или на Украине, и те, и другие.

В федеративных государствах административно-территориальное де­ление – это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем соста­ве только один уровень административно-территориальных единиц – общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена – районное и общинное.

Наряду с административно-территориальными единицами в зарубеж­ных государствах встречаются и другие территориальные образования. Формы унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальнх единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом уни­тарном государстве существует только административно-территориаль­ное деление, автономных образований нет. По степени централизации принято различать централизованные, де­централизованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья администра­тивно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кан­дидатур, предложенных местным собранием, местным представитель­ным органом. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созыва­ются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобрита­ния, штаты США, провинции Канады и др.). Относительно децентрализованное унитарное государство харак­теризуется тем, что в высших звеньях административно-территориаль­ного деления есть два органа: назначен­ный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) – пред­ставитель государственной власти и избранный населением совет – орган местного самоуправления. В децентрализованном унитарном государстве границы между адми­нистративно-территориальными единицами, особенно среднего и низо­вого уровня, изменяются по соглашению между ними, без участия цент­ральных органов государства. В централизованном государстве такие изменения требуют согласия центра. Это относится иногда даже к изме­нению границ общин.

6.3 Автономия

В широком смысле слова автономия в консти­туционном праве означает предоставление какой-либо части государства, не­скольким частям, всем однопорядковым единицам, либо разнопорядковым административно-территориальным единицам внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава.

Формы автономии - территориальная и экстерриториальная. Виды автономии конкретизируют ее форму. Так, территориальная автономия делится на национально-территориальную и обычную территориальную (региональную). Экстерриториальная - на персональную и корпоративную. Территориальная автономия, предусматриваемая национальным законодательством, это особая организация территориальных единиц в унитарном государстве, предполагающая наделение их решением центральной власти более широким кругом полномочий, чем имеют обычные административно-территориальные единицы. Автономным территориальным образованиям предоставляется большая степень самостоятельности в осуществлении властных полномочий, связанных с вопросами местного значения. Объем и значимость таких полномочий позволяет различать политическую (законодательную) и административную автономию. Другой смысл вкладывается в понятие национально-культурной автономии, которое означает предоставление национальным меньшинствам, рассеянным или не проживающим компактно, прав в отношении пользования своей культурой, языком, религией, возможностей вести свой образ жизни. Это форма автономии ориентирована на решение задачи обеспечения особых прав человека, связанных с его национальной принадлежностью, прав этнических групп и не связана с территорией. Национально-территориальная (областная) автономия помимо того, что является способом обеспечения самостоятельности территории, выступает средством национального самоопределения и осуществляется на территории компактного проживания соответствующего этноса.

6. 4 Федерация

Термин «федерация» проис­ходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «ук­реплять союзом». В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из администра­тивно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями федерации являются государства-члены или государственные образова­ния. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Первая группа федераций стала называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Субъекты такой феде­рации обязательно имели свои конституции, свое гражданство. Границы субъектов не могли быть изменены без их согласия. Вторая группа федераций – это федерации на основе автономии, или конституционные федерации. Субъекты таких федераций не обла­дают суверенитетом, зачастую не имеют собственных конститу­ций, их границы иногда изменяются актами центральных органов (парла­мента). При этом мнение субъектов (штатов, провинций и т.д.) должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер. Деление федераций на указанные две группы в современных услови­ях имеет преимущественно исторический характер.

С точки зрения структуры различают симметричные и асимметрич­ные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эми­раты в ОАЭ), несубъектов – федеральных территорий, владений и др. – в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предпола­гает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Германии земли представлены неодина­ково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представи­тельство в однопалатном консультативном Национальном собрании.

Различаются также интеграционные и деволюционные федерации. В первых при сохранении особенностей со­ставных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федера­ции, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В отечественной литературе первая группа обычно называ­ется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая – относительно де­централизованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической полити­кой, реальным положением дел.

Подавляющее большинство федераций в зарубежных странах построено по территориальному признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть учтен. Германия, Мексика, Брази­лия, ОАЭ, США, Швейцария построены по территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались исторические, а иногда экономические или географические факторы.

Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мекси­ке – все штаты, в Танзании – только Занзибар, в Индии свой конститу­ционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автоно­мии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управ­ляют абсолютные монархи – эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть – однопалатные). Иногда субъекты федераций создают свои представительства в дру­гих государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.

Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, не­зависимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 – в Бразилии), или неравное, которое зависит от численнос­ти населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танзании – там парламент однопалатный и действует иной порядок представительства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть консультативное однопалатное собра­ние при правительстве с разным представительством эмиратов.

Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные обра­зования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии, федераль­ный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (напри­мер, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибреж­ные острова, которые не населены или население которых имеет пере­менный состав – служба маяков, метеостанций и т.д.). В США есть так называемые ассоциированные государства – Пуэрто-Рико, Республи­ка Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Респуб­лика Палау. Число различного рода несубъектов невелико (9 в Австра­лии, 6 в Индии, 2 в Венесуэле и т.д.).

Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, существует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами федера­ции. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционны­ми и иными судами (контроль за соответствием актов субъектов феде­ральной конституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве федераций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за правильным использованием субсидий федера­ции ее субъектами) и т.д.

Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные спо­собы федерального контроля: введение чрезвычайного положения на территории субъекта (субъектов) федерации, президентское правление в субъектах, федеральное принуждение, институт федеральной интер­венции (вмешательства), приостановление собственного управления субъекта федерации. Институт президентского правления особенно часто использует­ся в Индии, где было уже более 100 случаев его применения. Президент­ское правление вводится целиком в штате или в группе штатов сроком на 2 месяца, а в крайнем случае – на 6 месяцев. Основанием для примене­ния этой меры являются массовые беспорядки, исчезновение в штате конституционных властей, иные чрезвычайные обстоятельства (напри­мер, массовая коррупция в органах власти штата. Близкий к этому институт – федеральное принуждение по отноше­нию к земле (землям) в Германии. При применении этой меры парламент земли (ландтаг) распускается, для управления землей назначается феде­ральный комиссар. Случаев применения федерального принуждения в Германии не было.

Институт федеральной интервенции (вмешательства) в дела штатов предусмотрен конституциями латиноамериканских федераций – Ар­гентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, а также конституцией Эфио­пии 1994 г. В случае чрезвычайной ситуации в штате президент, при­влекая армию, вправе сместить органы власти и управления штата, назначить для управления им своего представителя.

Институт приостановления собственного (провинциального) уп­равления субъекта федерации предусмотрен конституцией Папуа – Новой Гвинеи 1975 г. Приостановление собственного управления провинции – субъ­екта федерации – возможно в случаях коррупции в ее органах управле­ния, развала управления, несоблюдения конституции.

Конституции предусматривают необходимость контроля парламента за применением чрезвычайных мер в отношении субъектов федерации. В Бразилии, например, при применении федеральной интервенции дол­жен быть в течение пяти дней созван парламент для контроля за дей­ствиями исполнительных органов.

6.5 Регионалистское государство

Данная разновидность политико-территориального устройства может представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых осо­бенностей населения и географических факторов (пять областей Ита­лии) или создаваться на основе некоторых этнических, лингвистичес­ких, бытовых, исторических характеристик населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), но могут быть образованы и по смешанно­му – этническому и территориальному – признаку.Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных уни­тарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреп­лены определенные полномочия, для осуществления которых они изда­ют местные законы.

6.6 Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования

Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конститу­ционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация. В отличие от федерации это не союзное государство, а союз госу­дарств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламен­тами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами госу­дарств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов.

Незначительные элементы конституционно-правового регулирова­ния имеет британское Содружество, поскольку в некоторых его членах (не во всех) главой государства считается британский монарх, представ­ленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке). Указанные элементы присущи Европейскому союзу, особенно после 1993 г., когда усилились интеграционные процес­сы. У него есть, в частности, собственный парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами государств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполнительные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для государств-членов. В меньшем объеме элементы конституционного регулирования присущи СНГ, в состав которого наряду в Россией входят 11 госу­дарств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Со­дружеству четырех государств – Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и России. Более высокая степень интеграции присуща созданно­му в 1996 г. Сообществу Белоруссии и России.

Особый статус имеют колониальные и зависимые территории, на­ходящиеся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории метрополии. Зависимые территории (заморские департа­менты и др.) – это остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские департаменты Реюньон, Гвиана, замор­ская территория Каледония и др. Заморские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Заморские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соответствии с консти­туционным законом Франции 1992 г. местные законы, но большей влас­тью обладает назначаемый правительством Франции губернатор. Вели­кобритания сохранила некоторые мелкие колониальные владения (глав­ным образом островные). Часть из них является так называемыми само­управляющимися колониями (население избирает свои местные орга­ны), другие управляются назначенными губернаторами. В некоторых странах существуют резервации для коренного населе­ния. В Канаде, Колумбии, США это индейцы, в Австралии, Новой Зелан­дии – маори.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет термин «конституционное (государственное) право»?

2. Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права?

3. Как строится система конституционного права?

4. Каковы характер и особенности конституционно–правовых отношений?

5. В чем специфика источников конституционного права?

6. Чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе?

7. Каковы основные тенденции в развитии конституционного права и в чем они проявляются?

8. Чем занимается наука конституционного права?

9. Что представляет собой учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»? Чем она отличается от науки?

10. Дайте определение конституции с юридической и социально–политической точек зрения.

11. Почему конституция является юридической базой текущего законодатель­ства и актом высшей юридической силы?

12. Какие признаки положены в основу классификации конституций?

13. Чем органы политического конституционного контроля отличаются от ор­ганов судебного такого контроля?

14. Разграничьте понятия «права и свободы», «права человека» и «права гражданина».

15. Какова основа разграничения формулирования прав и сво­бод на позитивное и негативное?

16. Классификация права, свобод и обязанностей.

17. Назовите конституционные гарантии равноправия.

18. Что представляют собой конституционные гарантии прав и свобод? Ка­кая разница в этом отношении между демократическими и социалисти­ческими конституциями?

19. Каково значение гражданства для прав и свобод?

20. Что значит право на гражданство?

21. Дайте понятие филиации, натурализации, экспатриации, экстрадиции.

22. Что такое право на жизнь и физическую целостность?

23. Каковы проявления и гарантии личной свободы в конституционном праве?

24. В чем различие конституционного регулирования права на образование в демократических и социалистических странах?

25. Что такое общественный строй и каким образом его основы регулируют­ся конституциями?

26. Что представляет собой конституционно–правовой институт экономичес­кой системы?

27. В чем различие между публичной и частной собственностью? В каких формах выступают оба типа собственности? Может ли орган публичной власти быть частным собственником? А должностное лицо?

28. В чем заключается социальная функция собственности?

29. Как современные конституции регулируют отношения между трудом и капиталом?

30. Какими конституционно–правовыми институтами регулируются нацио­нальные отношения?

31. Каковы современные тенденции в конституционно–правовом регулиро­вании семейных отношений?

32. Как отражаются в современном конституционном праве проблемы эко­логии?

33. Каково современное конституционно–правовое регулирование обществен­ных отношений в области образования, науки и культуры?

34. Как в конституциях регулируются проблемы религии? Каково соотноше­ние понятий религии, вероисповедания, религиозной общины и церкви в современном конституционном праве?

35. каково конституционно–правовое регулирование политических систем в демократических и социалистических странах.

36. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, по­лучить целостное представление об организации публичной власти в стране?

37. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

38. Какие государственные режимы вы знаете? Как они соотносятся с формами правления?

39. В чем различие между парламентарными и дуалистическими форма­ми правления, между парламентаризмом и дуализмом, парламента­ризмом и министериализмом как государственными режимами?

40. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

41. Что такое государство? Какие значения этого понятия вам известны? В каких смыслах оно употребляется в источниках конституционного пра­ва зарубежных стран?

42. В чем смысл конституционных характеристик государства как демокра­тического, социального, правового, светского?

43. В чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства?

44. В чем различие между государственным механизмом и государственным аппаратом?

45. Как отличить государственный орган от государственного учреждения? Армия — орган или учреждение? А генеральный штаб?

46. Что такое политическая партия? Чем она отличается от других полити­ческих общественных объединений?

47. Каково различие между конфессиональными и клерикальными партиями?

48. В чем прояв­ляется институционализация политических партий?

49. Что такое политический плюрализм? Как он соотносится с партийными системами?

50. Что представляют собой неполитические общественные объединения? Какова их политическая роль? Приведите примеры их институционализации.

51. Какова политическая роль СМИ? Каков их конституционно–правовой статус?

52. В чем сходство и различие таких конституционно–правовых институтов, как выборы, отзыв и референдум?

53. Для чего нужны выборы? Почему они используются для формирования не всех государственных органов?

54. Каковы основные принципы избирательного права?

55. Какая разница между избирателем и выборщиком?

56. Каковы необходимые признаки демократического избирательного про­цесса?

57. Какие вам известны виды избирательных единиц? В чем цель «избира­тельной геометрии» («географии») и в каких формах она проявляется?

58. Каким должно быть демократическое регулирование финансирования выборов?

59. Каковы преимущества и недостатки мажоритарной и пропорци­ональной избирательных систем.

60. Почему институту отзыва депутата не получил широко­го распространения?

61. Какие классификации и виды референдумов вам теперь известны?

 

Литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.