Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные правовые акты и официальные документы






1. Конституциизарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Амери­ки, Япония, Бразилия / Сост. В.В. Маклаков. М., Волтерс Клувер. 2010.

2. Конституции государств Европы / в 3– х т. Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 2001.

3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

4. Конституции СНГ и стран Балтии/ Учебное пособие. М., 1999.

Терминологический словарь

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.

Автократия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу, отсутствуют подлинно представительные органы, а само государство представляет собой централизованный военно–бюрократический аппарат. Автократия во всех ее формах влечет бесправие граждан, произвол чиновников и военных.

Автономия (само­управление, независимость) – право территории са­мостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией; внут­реннее самоуправление, предоставляемое населению определенного региона или отдельной этнической группы, компактно проживающей в пределах региона или государства. Автономия общностей может быть территориальной и экстратерриториальной. Территориальная автономия делится на административно–территориальную (региональную), национально–территориальную и национально–государственную автономии. Территориальную автономию называют также политической, или законодательной, автономией. Конституционному праву ряда стран известна также экстратерриториальная (культурная) автономия.

Автономная область – одна из форм национально–территориальной автономии в государстве; обладает более широкой самостоятельностью во внутренних делах по сравнению с обычной административной об­ластью. В многонациональных странах воплощает ад­министративно–политическое самоуправление народа или народов в рамках как федеративного (Россия, бывшая Югославия), так и унитарного (Китай, Румы­ния в прошлом) государства.

Авторитарный политический режим – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе, характеризующаяся прежде всего ликвидацией или резким ограничением прав и свобод. Обычно сочетается с личной диктатурой. Основными признаками данного вида режима являются: ликвидация центральных и местных представительных органов или их полная лояльность правящим кругам; отказ от принципа разделения властей, усиление роли исполнительной власти; отказ от принципов конституционности и законности; милитаризация и резкое возрастание репрессивного аппарата.

Адвокатура – самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов– профессионалов, основной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи населению, включая участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы. Чаще всего адвокатура – это общественный институт. Ее статус обычно регулируется законом. Адвокаты обычно объединены в крупные ассоциации общенационального или регионального масштаба.

Административная опека (надзор) – в конституционном праве ряда зарубежных государств одна из форм контроля центрального правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Осуществляется назначаемым правительством лицом (префектом, губернатором и т.д.). Осуществляющему административную опеку лицу принадлежит право аннулировать незаконные акты местного самоуправления, налагать запрет на какие– либо действия его органов либо давать им обязательные предписания.

АДМИНИСТРАТИВНО– ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (РЕГИОНАЛЬНАЯ) АВТОНОМИЯ – один из способов децентрализации власти в унитарном государстве. Статус субъектов административно– территориальной автономии выше, чем обычных административно– территориальных единиц, но ниже, чем у субъектов национально– территориальной, национально– государственной автономии или субъектов федерации. Субъект административно– территориальной автономии выше не имеет признаков государственного образования. Административно– территориальная автономия выражается в наличии у ее субъектов системы самостоятельно формируемых органов исполнительной и законодательной власти, а также полномочий издавать законы по установленному центром кругу вопросов. Правовой статус определяется специальным актом (статутом), устанавливаемым или утверждаемым общегосударственным законом. Органы субъекта административно– территориальной автономии осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов власти, которые, как правило, назначают для этого своих представителей (губернаторов, комиссаров и т.д.). Региональные законы могут быть отменены центром, если они противоречат общегосударственным интересам.

АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО – деление территории государства на определенные части, административно– территориальные единицы (области, провинции, губернии, департаменты), в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Административно– территориальное управление существует в любом государстве, но если унитарное государство само делится на административно– территориальные единицы, то в федерации такое деление имеют ее субъекты. Может быть двухзвенным (США), трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (Мальта, Бахрейн) административно– территориального устройства нет.

АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ – структурные части (элементы) административно– территориального устройства. Административно– территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении.

АНГЛО– АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – система права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо– американской правовой системы характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права.

АНКЛАВ – территория или часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией другого государства (например, Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом.

АССИМЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – модель федерации, характеризующаяся неравноправием ее субъектов, наличием административно– территориальных единиц (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные штаты, автономии и др.).

АССОЦИИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО (свободно присоединившееся государство) – понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных (а по сути нередко внутригосударственных) отношений. Обычно под ассоциированным государством понимается государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обороне, внешнеполитическим связям, организации денежного обращения). Так, ассоциированным государством считается Пуэрто– Рико, оставаясь фактически колонией США.

БЕЗГРАЖДАНСТВО – правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого– либо государства. Безгражданство может быть абсолютным (с момента рождения) и относительным (утрата гражданства). Представляет собой правовую аномалию. Государства стремятся его ограничить путем заключения специальных международных соглашений (Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г.).

БЕСПАРТИЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО – правительство, основанное не на принципе представительства политических партий, а на строго профессиональной или иной непартийной основе. Беспартийное правительство создается, во– первых, когда в стране нет политических партий вообще или они запрещены и находятся на нелегальном положении (абсолютные монархии – Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и др.). Беспартийные правительства характерны для некоторых «суперпрезидентских» республик, где парламентская поддержка правительства не имеет большого значения. В парламентарных государствах беспартийное правительство – это деловое (чиновничье, служебное) правительство, которое создается не лидерами партий, а высшими чиновниками; обычно его задача заключается в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства, организовать выборы нового состава парламента.

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ – соглашение управомоченных на то сторон (федерация, субъекты федерации, автономные образования и т.п.) по какому– либо вопросу в сфере конституционного регулирования.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ – в конституционном праве возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше (21 год) или ниже (16 или 17 лет). Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом: на выборах в общенациональные представительные органы – от 18 (ФРГ) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства – от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия). В ряде стран устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза. Так, в Габоне, Казахстане кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей и министров.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ – упрощенный порядок приобретения гражданства лицом, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким– то причинам утратило его. ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ (например, в результате усыновления или незаконного лишения гражданства).

ВЫДАЧА (ЭКСТРАДИЦИЯ) – осуществление на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедуры выдачи лица (не гражданина данного государства) другому государству для проведения в отношении данного лица следствия либо суда над ним или исполнения приговора (но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.).

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – высшее должностное лицо или орган, верховный представитель государства внутри страны и во внешних сношениях, символ единства нации, государства. Глава государства в различных странах либо не входит ни в какую ветвь государственной власти (ФРГ), либо входит и в законодательную, и в исполнительную власть (Индия), либо только в исполнительную (США). Юридические формы главы государства в разных государствах не одинаковы: а) единоличный монарх, власть которого передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке (Бельгия, Великобритания, Швеция, Дания, Марокко, Испания, Япония и др.); б) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (Саудовская Аравия); в) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на определенный период монархами субъектами федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты); г) единоличный президент, избираемый либо непосредственно населением (РФ, Мексика, Панама, Колумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов; д) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок, при этом отдельные полномочия главы государства, которые не могут осуществляться коллегиально, реализует председатель этого органа (Куба); е) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (земли Германии); ж) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус доминиона (Австралия, Новая Зеландия); з) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве бессрочно или на срок. В большинстве государств существует индивидуальный глава государства, в так называемых президентских республиках (США, Мексика, Аргентина, некоторые страны Африки) он одновременно является главой правительства.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – это официальное лицо, занимающее формально высшее место в иерархии государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутренних и внешних делах.

ГОСУДАРСТВО – политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией, в конституционном праве — властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с другими государствами.

ГОСУДАРСТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ – модель государ­ства, которая наиболее распространена в мире в эпо­ху глобализации. Демократизм государства находит выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, поли­тическом многообразии, местном самоуправлении.

ГОСУДАРСТВО КЛЕРИКАЛЬНОЕ – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ – демократическая форма государственности, основывающаяся на верховенстве конституционности и законности. Государство, которое признает в качестве основных институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

ГОСУДАРСТВО СВЕТСКОЕ– конституционно– правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституции ряда зарубежных стран, провозглашая светское государство, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной.

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – характеристика (принцип), относящаяся к конституционно– правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – термин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство– полис). В XVII–XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско– феодальному государству. В современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др., развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь лица с конкретным государствам. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико– правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международным пактам о правах человека, никто не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Каждому гражданину государство гарантирует правовую защиту, где бы он ни находился.

ГРАЖДАНСТВО ДВОЙНОЕ – политико– правовая принадлежность лица к двум или более суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином (бипатрид).

ГРАЖДАНСТВО ПОЧЕТНОЕ – особый институт в праве, представляющий символическую связь физического лица с данным государством или административно– государственным образованием (в отличие от обычного гражданства). Предусмотрен законодательством многих стран мира. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу (с его согласия), имеющему выдающиеся заслуги перед государством или мировым сообществом.

ГРУППОВАЯ КВОТА – разновидность избирательной квоты; вычисляется путем деления количества поданных голосов на количество мандатов с последующим прибавлением единицы. Применяется в Литве, Чехии и некоторых других странах.

ГУБЕРНАТОР – высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, губернатор возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе городского управления.

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (БИКАМЕРАЛИЗМ) – структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по– разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами – путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания), либо члены ее назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние не могут влиять на их принятие).

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ – способность субъектов власти передавать властные полномочия другим субъектам. Государство может передавать часть свое политической власти в процессе создания различных государственных образований (федераций, конфедераций). Делегирование полномочий, передача полномочий – разновидность правопреемства в отношениях между органами государственной власти. Законодательство зарубежных стран предусматривает различный порядок делегирования полномочий одним органом государственной власти другому. Может быть договорной способ – основанный на соглашении сторон, либо делегирование полномочий на основе принятия актов – делегированное законодательство. Формой делегирования полномочий является подзаконное делегирование, когда законодатель наделяет федеральные органы исполнительной власти полномочиями давать разъяснения, имеющие правотворческую природу.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные признаки демократического режима: власть большинства, воля народа, которая может проявляться непосредственно (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами через голосование на выборах, на собраниях или посредством референдумов) и опосредованно (решения принимаются выборными органами), равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – в федеративном государстве расширение прав субъектов федерации на основе передачи центром части функций и полномочий федеральных органов государства.

ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – федерация, основанная на договоре составных частей. Самостоятельные государства объединились в федерацию, заключив между собой договор. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА – придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения. В Великобритании и некоторых других странах мнения наиболее известных ученых– юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или прецедентом судебным. Напр., труды Блэкстона (Комментарии законов Англии, 1565), Коука (Правовые институты Англии, 1628), Фостера (Решения королевских судов, 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др.

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ – лица, не являющиеся гражданами данной страны и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству какого– либо другого государства. Имеют специальный статус.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА – исходящие от государства или признаваемые им официально– документальные формы (способы) выражения и закрепления норм конституционного права, придания им юридического, общеобязательного значения: (нормативные правовые акты и правовые обычаи, прецеденты судебные, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ) ФЕДЕРАЦИЯ – создавалась на основе конституции или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – особый вид социальной ответственности. Имеет сложный политико– правовой характер, наступает за конституционное правонарушение и выражается в особых негативных последствиях для его субъекта. Субъектами конституционной ответственности могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти. Формами (санкциями) конституционной ответственности являются: отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в том числе путем выражения вотума недоверия правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – основополагающая отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (ДЕЛИКТ) – виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее его предписания (нормы) и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного проступка. Является основанием для конституционной ответственности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ – в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и др.) один из источников конституционного права, разновидность правового обычая. Представляет собой правила политической практики и считается обязательным. Установленные конституционными соглашениями предписания не могут быть осуществлены через суд.

КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ – совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства, представительства).

КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – практика деятельности высших государственных органов и их взаимоотношений, нигде официально не закрепленная, однако действующая в течение длительного времени и молчаливо санкционируемая государством. Почти во всех странах, следующих английской парламентарной модели, конституционный обычай определяет реальные взаимоотношения главы государства и правительства.

КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА – совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно– правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.

КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Конституционно правовые отношения носят общий характер, являясь отношениями–состояниями, включающими ряд более конкретных отношений.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ – в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) – это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В отдельных странах конституционными законами называются законы, составляющие в совокупности конституцию данного государства (напр., в Швеции – Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1949 г.).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – выраженные в конституционно– правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В конституциях большинства зарубежных стран декларируются следующие обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать Конституцию и законы и защищать Отечество.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ – включают положения о: независимости судей (ст. 114 Конституции Литвы 1992г. гласит: «Вмешательство институтов государственной власти и управления, членов Сейма и других должностных лиц, политических партий, политических и общественных организаций или граждан в деятельность судьи или суда запрещается и влечет предусмотренную законом ответственность.»); несменяемости судей – судьи занимают свою должность либо пожизненно, либо до достижения пенсионного возраста, либо до тех пор, пока его поведение безупречно; гарантий беспристрастности судей, например, запрет состоять в политических партиях (ст.145а Конституции Словакии 1992 г.: «Если лицо, назначенное судьей, является членом политической партии либо политического движения, оно обязано отказаться от членства в них еще до принесения присяги»); несовместимости занятия должности судьи с другой деятельностью (либо запрет на выполнение другой деятельности за вознаграждение, либо совмещение запретов); личной неприкосновенности судей, включая особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и гражданско– правовой ответственности (ст. 132 Конституции Словении 1991г.); должного материального обеспечения судей.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ – совокупность закрепленных в Основном законе прав и свобод человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. Такие принципы можно условно подразделить на две группы: принципы организации и принципы деятельности судов. Основные принципы организации судов: независимость судей и их подчинение только закону; осуществление правосудия только теми судами, которые учреждены законом при запрещении чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Принципы деятельности судов: гласность судебного разбирательства; связанность судей только законом; состязательность и равноправие сторон; устный и очный характер судопроизводства.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР) – одна из форм правосудия в зарубежных странах, заключающаяся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (например, Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль – главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого– либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким– либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ – система социальных, экономических и политико– правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно– правовыми актами определенного государства. Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками конституционного строя являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков.

КОНСТИТУЦИЯ – наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно– правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. В материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой.

КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИЯ СМЕШАННОГО ТИПА – включают не только парламентские законы и судебные прецеденты, но также обычаи и доктринальные толкования (Великобритания).

КОНСТИТУЦИЯ КОДИФИЦИРОВАННАЯ – представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера (Италия, Германия и т.д.).

КОНСТИТУЦИЯ НЕКОДИФИЦИРОВАННАЯ – совокупность нормативно– правовых актов, обладающих высшей юридической силой, если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (Израиль, Канада и т.д.).

КОНСТИТУЦИЯ ОКТРОИРОВАННАЯ – конституция, «пожалованная» монархом (метрополией) колонии. В XX в. известны случаи октроирования конституций и главами государств в республиках (напр., Конституция Пакистана 1962 г. была октроирована президентом этой страны, а Конституция Фиджи 1990 г. – правительством).

КОНСТИТУЦИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ – основной закон, принятый Учредительным собранием – высшим государственным органом, избираемым с целью выработки и (или) принятия конституции. Учредительное собрание в период своей деятельности обычно осуществляет также функции законодательного органа. В последние годы Учредительными собраниями были разработаны и приняты конституции Болгарии, Румынии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран.

КОНФЕДЕРАЦИЯ – форма союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает черты как международно– правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов конфедерации в определенных сферах (обычно внешнеполитической, военной, валютно– финансовой, таможенной, связи и коммуникаций). За всеми членами конфедерация сохраняется право свободного выхода из нее. В настоящее время в мире существует только одна К. – Европейский Союз. В разное время К. были: Австро– Венгрия (до 1918 г.), Швеция и Норвегия (до 1905 г.), США (с 1781 по 1789 г.), Швейцария (с 1815 по 1848 г.); (с 1958 по 1961 г.) конфедерацию составляли Египет и Сирия; (с 1982 по 1989 г.) Гамбия и Сенегал;

КОРПОРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ – один из двух видов экстратерриториальной (культурно– национальной) автономии; относительно новый способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. Так, в Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов). Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Есть советы различных национальных меньшинств и при правительстве Австрии.

КУЛЬТУРНАЯ (КУЛЬТУРНО– НАЦИОНАЛЬНАЯ) АВТОНОМИЯ – в конституционном праве предоставление обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образования и других форм культурной жизни (право создания национальных школ, библиотек, театров и т.д.). Культурная автономия строится на экстратерриториальной основе, т.е. распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей определенной национальности. Культурная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). В Бельгии культурная автономия осуществляется через особые сообщества (фламандское, валлонское и немецкое), являющиеся одним из двух видов субъектов бельгийской федерации.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, культурные права человека включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы

ЛИБЕРАЛЬНО– ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе на демократических и гуманистических принципах, признании индивидуализма и частной собственности наивысшими ценностями политической и экономической жизни.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством. Личные права и свободы составляют основу правового статуса человека. К ним относятся право на жизнь, свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам либо жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые другие права.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – закрепленные международным сообществом во Всеобщей Декларации прав человека, Международных Пактах о правах человека, региональных документах, международных договорах принципы и нормы, имеющие обязательную силу для всех государств мира.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР – соглашение между государствами или иными субъектами международного права, регулирующее конституционно– правовые отношения, непосредственное применение которого предусмотрено конституцией (ям).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в политико– административных единицах. Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции, охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законами самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов, избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Местное самоуправление осуществляется самим населением непосредственно в форме референдума, иногда – в форме собраний и сходов жителей, а также через избираемые жителями коллегиальные и единоличные органы (советы, собрания, старосты, префекты) и через органы, формируемые выборными органами (комитеты, департаменты и т.п.).

МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

МЕТОД НАИБОЛЬШЕГО ОСТАТКА – при пропорциональной избирательной системе способ последующего распределения голосов (оставшихся после первого распределения на основе избирательной квоты), в соответствии с которым незанятые места передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов. Благоприятствует мелким партиям.

МНОГОГРАЖДАНСТВО – принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двугражданство, бипатризм) и более государств. Может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если он при этом не утрачивает прежнее гражданство. В конституционном праве разных стран по– разному решается вопрос о допустимости многогражданства и его последствиях. Конституции ряда государств (например, Румынии), допуская многогражданство, устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут заниматься лицами, имеющими гражданство только данного государства. В некоторых странах (напр., Литве) многогражданство запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных, установленных законом случаях.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой главой государства является монарх (царь, король, шах и т.д.), занимающий этот пост пожизненно в соответствии с принципом наследования. В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

МОНАРХИЯ АБСОЛЮТНАЯ – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В абсолютной монархии монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную – при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых)

МОНАРХИЯ ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ – один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. также Монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность – перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. В настоящее время дуалистические монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

МОНАРХИЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ (ОГРАНИЧЕННАЯ) – особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

МОНАРХИЯ ПАРЛАМЕНТАРНАЯ – один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.

МОНАРХИЯ ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ – в конституционном праве разновидность монархической формы правления, при которой значительная власть при управлении государством принадлежит религиозно– феодальным институтам (например, Оман, Катар, Бахрейн).

МОРАЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – в отдельных странах норма избирательного закона, согласно которой для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо «иметь высокие моральные качества», «вести достойный образ жизни». Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат «моральному цензу», решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах (например, в Заире).

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО – одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, мусульманское право является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники мусульманского права – Коран, Сунна, Иджма, Кияс, Урф (Адат). Мусульманское право возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран мусульманское право в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы «личного статуса» (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо– германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) М.п. в 1980–1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права.

НАРОДОВЛАСТИЕ – признание народа единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ – в конституционном праве принятие иностранного гражданина или лица без гражданства по его просьбе (ходатайству) или с его согласия в гражданство (подданство) данного государства: приобретение иностранным гражданином или лицом без гражданства (подданства) данного государства в результате соответствующего акта государственной власти. Приобретение гражданства в порядке натурализации, может иметь место также при вступлении гражданки одного государства в брак с гражданином др. государства, усыновлением ребенка, имеющего гражданство другого государства, а также в случае оптации. Обычно натурализация возможна после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Иногда в качестве условия для натурализации требуется владение официальным языком государства (например, в Латвии, Эстонии), наличие средств к существованию, безупречная репутация и т.п. В ряде государств устанавливается (помимо общего) облегченный порядок натурализации для лиц, имеющих этническую или лингвистическую связь с данным государством (например, облегченная натурализация всех португалоязычных иностранцев в Бразилии).

НАЦИОНАЛЬНО– ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ – разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого– либо национального меньшинства, собственной системы органов государственной власти, формируемых независимо от центра, собственных конституционных актов, собственной (установленной центром) законодательной компетенции, собственного официального языка, гражданства, а также государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.). По объему правомочий субъект национально– государственной автономии не уступает субъекту федерации. Примером национально– государственной автономии может служить статус автономных республик в бывшем СССР, статус автономной Республики Крым в составе Украины, Каракалпакской республики в составе Узбекистана.

НАЦИОНАЛЬНО– КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ – в РФ форма национально– культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ФЗ от 22 мая 1996 г. «О национально– культурной автономии») Национально– культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально– культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях.

НАЦИОНАЛЬНО– ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ – разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого– либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Статус субъектов национально– территориальной автономии, как правило, несколько выше, чем статус субъектов административно– территориальной (региональной) автономии, и ниже, чем у субъектов национально– государственной автономии. Национально– территориальная автономия распространяется не только на административную, но и на культурно– языковую сферу. Субъекты национально– территориальной автономии имеют свою систему самостоятельно формируемых государственных органов (исполнительных и законодательных), действующих, однако, под надзором центральных органов власти, могут издавать (по установленному центром кругу вопросов) свои законодательные акты. На территории национально– территориальной автономии наряду с общегосударственным официально используется язык национального меньшинства. Примерами национально– территориальной автономии является статус Страны Басков, Каталонии и Галисии в Испании, Аландских островов в Финляндии, Гренландии и Фарерских островов в Дании.

НЕИЗБИРАЕМОСТЬ – установленное в законодательстве ряда зарубежных стран ограничение пассивного избирательного права, для лиц определенной категории государственных служащих.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА – привилегия депутатов высших представительных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, заключающаяся в особом порядке их привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания, ареста, обыска, или досмотра, допроса.

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ – один из основных конституционных принципов судоустройства (судебной системы) в большинстве демократических стран мира. Заключается в том, что судья, будучи назначен (в редких случаях – избран), занимает свою должность пожизненно или до определенного возраста.

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ (ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА) – в конституционном праве норма, запрещающая депутату парламента (другого представительного органа) в течение срока осуществления своих полномочий занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной деятельностью, указанной в законе. В отличие от неизбираемости несовместимость не препятствует участию в выборах в качестве кандидата и избранию в представительный орган. Однако в случае избрания лицо обязано в короткий срок или уйти с занимаемой им должности, или отказаться от депутатского мандата. Для президентских (США, РФ) и полупрезидентских (Франция, Болгария) республик характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом, в парламентарных государствах (Великобритания, Италия) такое совмещение допускается.

НИЖНЯЯ ПАЛАТА – структурное подразделение парламента в странах с двухпалатным парламентом; в отличие от верхней палаты ее состав обычно избирается населением и поэтому в значительной степени отражает настроения избирателей. Н.п. всегда избирается на определенные, неодинаковые в разных странах сроки. Количество членов Н.п. может четко определяться конституцией или законом либо зависеть, например, от увеличения количества населения. Глава государства, как правило, имеет право досрочного роспуска Н.п. (в некоторых странах – согласия верхней палаты), с обязательством назначить в определенный срок выборы нового состава Н.п. Заседания Н.п. в большинстве государств имеют публичный характер; в случаях, предусмотренных национальным законодательством, Н.п. может проводить закрытые заседания.

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – требование закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный (зафиксированный соответствующим документом) уровень образования.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ – в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА – выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно– правового регулирования.

ОБЫЧНЫЙ ЗАКОН (в юриспруденции) – нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти в установленном конституцией порядке и регулирующий менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Обычные 3аконы делятся на кодификационные(кодексы) и текущие (статус отдельных органов государства, политические права граждан и т.д.).

ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (МОНОКАМЕРАЛИЗМ) – структура парламентов, исключающая их деление на палаты (см. Двухпалатная система). О.с. характерна для унитарных государств (исключение: федеративные Танзания, ОАЭ). В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от однопалатной системы к двухпалатной (Румыния, Польша, Чехия, Хорватия, Киргизия) и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).

ОМБУДСМАН – специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах – также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры осуществляет контроль и ведет расследование с позиций не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно омбудсман – в скандинавских странах; народный защитник – в Испании и Колумбии; посредник – во Франции, адвокат народа – в Румынии. Омбудсман может избираться или назначаться. В Испании он избирается на 5 лет парламентом, в Намибии – назначается президентом, во Франции – Советом министров. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсману непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсман указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсман действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.

ОПТАЦИЯ – в конституционном и международном праве добровольный выбор гражданства, обычно представляемый населению территории, изменяющей государственную принадлежность. При оптации лицо решает, сохранить ли свое прежнее гражданство или перейти в гражданство другого государства путем подачи индивидуального заявления. Если лицо выбрало гражданство не того государства, где оно проживает, то обычно предусматривается его переселение в определенный срок в государство гражданства; при этом оптанты сохраняют свои имущественные права. Право оптации может быть предусмотрено в международных договорах, регулирующих переход территории одного государства к другому (распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства), а также в соглашениях между государствами об урегулировании вопроса о лицах с двойным гражданством. Оптация может предоставляться и в одностороннем порядке. В широком смысле оптация означает право выбора гражданства по любой причине.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие органического закона по вопросам избирательной системы, режима чрезвычайного положения, статуса высших исполнительных и судебных органов государства и т.п. Сам термин «органический закон» известен в основном конституционному праву стран романской системы права (Франция, Испания, Румыния, Молдова, Чили и др.). В Бразилии органические законы называются дополнительными законами.

ОРДОНАНС – в ряде зарубежных стран (Франция, Сенегал, Тунис, Алжир и др.) акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин, в том числе когда деятельность парламента прервана. Ордонансы во Франции называются также акты правительства (подписанные главой государства), принимаемые в порядке делегированного законодательства. В Румынии ордонансы издаются правительством на основе специального уполномочивающего закона.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ – находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно– правового регулирования. Общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя.

ОТЗЫВ ДЕПУТАТА – в «социалистических» и некоторых других (ряд штатов США, Нигерия по конституции 1989 г.) странах досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа власти на основе волеизъявления избирателей соответствующего округа, выраженного путем голосования.

ОТКЛОНЯЮЩИЙ РЕФЕРЕНДУМ – народное голосование по требованию определенного числа избирателей или установленного числа административных единиц (иногда устанавливается срок такого требования) с целью отмены уже принятого акта. Если голосование проводится по инициативе избирателей, то отклоняющий референдум имеет форму «народного вето». Предусмотрен, в частности, ст. 89 Конституции Швейцарии.

ОТРЕШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ОТ ДОЛЖНОСТИ – принудительный акт смещения президента с должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

ПАНАШИРОВАНИЕ – в ряде стран (напр., Швейцария, Швеция) право избирателей голосовать на выборах за кандидатов различных партийных списков.

ПАНЧАЯТ – орган местного самоуправления в Индии и некоторых других странах Южной Азии; Национальный панчаят – высший законодательный орган Непала.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ – один из двух видов экстерриториальной (культурно– национальной) автономии, способ решения национального вопроса. Представляет законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств (в том числе не составляющих компактной общины на территории данного государства) сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности как в той же стране, так и за рубежом, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства (напр., через советы при правительствах в Австрии, Венгрии).

ПЕТИЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ – народное голосование по законопроекту, который требует определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии – по инициативе местных органов власти. От петиционного референдума следует отличать институт народной инициативы

ПЕТИЦИЯ – в конституционном праве коллективное (реже индивидуальное) обращение граждан, направляемое в письменной форме в органы государственной власти, как правило, в высшие. В США, ФРГ, Италии и т.д. конституция гарантирует гражданам право мирно собираться и обращаться с петицией к правительству. Ряд конституций (например, Венгрии) признает право петиции не только за гражданами, но и за любым человеком. В некоторых странах (в Испании и др.) конституции устанавливают, что отдельные категории граждан (как правило, военные, служащие органов безопасности и охраны порядка) могут использовать право петиции только в индивидуальном порядке.

ПЛЕБИСЦИТ – в конституционном праве форма непосредственной демократии, голосование граждан по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. К институту плебисцита весьма близок институт референдума, принципиальные юридические различия между ними отсутствуют. Как и на референдум, законопроект или другой вопрос выносится на плебисцит в окончательно сформулированном виде и в результате голосования может быть принят или отвергнут только целиком. Термин «плебисцит» употребляется в законодательстве Франции, ФРГ, Италии, Коста– Рики, Чили, Эквадора, Бразилии и других стран. Содержание данного понятия далеко не одинаково и определяется национальным законодательством. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально– юридической точки зрения процедуры П. и референдума совпадают.

ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ – важнейшая форма деятельности органов представительной власти, когда парламент, его палата или иной представительный орган собираются в полном составе. Только на пленарных заседаниях принимаются решения по наиболее важным вопросам, таким, как избрание руководящих должностных лиц и органов, утверждение бюджета, делегирование полномочий и т.п.

ПЛЮРАЛЬНЫЙ (множественный) ВОТУМ – в конституционном праве предоставление одному избирателю возможности голосовать несколько раз. Широко применялся в XIX в. В Великобритании, Германии и ряде других стран Западной Европы существовал порядок, когда наряду с включением в избирательный список по месту жительства гражданин включался в список того округа, где находилось его недвижимое имущество или университет, где он получил диплом о высшем образовании. В XX в. утратил значение. Сохранился в некоторых штатах Австралии и в Новой Зеландии, где владельцы крупной собственности имеют на выборах органов местного самоуправления по нескольку голосов.

ПОДДАНСТВО – в конституционном праве понятие, означающее юридическую принадлежность и правовую связь лица с государством, главой которого является монарх, соответствующее понятию «гражданство» в государствах с республиканской формой правления.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в том числе представительных) государственной власти и управления. Точное юридическое определение политической партии дается в законодательстве конкретных стран и может существенно различаться (в зависимости от местных политических и правовых традиций).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – совокупность социальных институтов государственно– организованного общества, с помощью которых граждане осуществляют политическую власть в демократическом государстве; включает государственные органы власти, формы непосредственной демократии (референдумы, собрания, сходы, митинги, выборы и т.д.), СМИ, политические партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ – одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание политическими правами обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии политического режима. Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политический режим. Характер политического режима никогда прямо в конституциях государств не называется (не считая весьма распространенных указаний на их демократический характер), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ – предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к данному государству (право убежища). Предоставляя убежище, государство должно наделять соответствующее лицо правами, обеспечивающими нормальные условия его безопасного проживания на территории этого государства.

ПРАВИЛО НАИБОЛЬШЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ЦИФРЫ – правило распределения депутатских мест при пропорциональной избирательной системе, согласно которому по одному месту из числа оставшихся незанятыми на основе избирательной квоты получают те партии, за которые по данному округу подано наибольшее число голосов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (КНР) и т.п. Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок фо






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.