Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития способных и одаренных детей






Проявление общих закономерностей и механизмов развития психики одаренного ребенка. Факторы развития и проявления одаренности. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития одаренного ребенка. Задатки как врожденная биологическая основа способностей. Современные представления о природных предпосылках одаренности. Одаренность ранняя и поздняя.

Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка. Развитие любознательности, потребности в познании, надситуативной активности. Сверхчувствительность к проблемам, её связь с характером обучения (З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин). Склонность к задачам дивергентного типа, способность к прогнозированию, легкость ассоциирования и генерирования идей («продуктивность мышления»), оригинальность и гибкость мышления, высокая концентрация внимания, отличная память. Высокая избирательность познавательной мотивации, исследовательской активности и развитие специальных способностей. Широта и устойчивость интересов и склонностей одаренных детей.

Особенности психосоциального развития. Самоактуализация, как главный побудительный мотив творчества (К. Роджерс). Увлечённость одарённого ребенка любимым занятием. Стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия высоким стандартам (перфекционизм), социальная автономность, самостоятельность, лидерство, склонность к соревновательности, хорошее чувство юмора, как характерные особенности одарённых детей. Проблема развития самооценки и «Я-концепции» одаренных детей. Физическое развитие одаренных детей. Проблема прогнозирования развития.

Виды одарённости: проявления, диагностика, развитие

Умственная одарённость. Основные составляющие умственной одарённости: высокий уровень интеллектуального развития, ярко выраженная познавательная потребность и ненасыщаемость познавательной активности, любознательность, креативность. Влияние педагога на развитие познавательных способностей и умственной одарённости детей. Концептуальные подходы М. Монтессори, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера к развитию сенсорных способностей.

Художественная одарённость. Творчество как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности (А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков). Взгляды на детское творчество (Л.С. Выготский и др.). Симптоматика и структура творческой одаренности. Воображение как основа детского творчества. Педагогические технологии, методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей и одаренности детей.

Художественно-изобразительная одарённость. Структура художественно-изобразительных способностей. Обогащение детских представлений и эмоциональной сферы как содействие в развитии художественных способностей дошкольников; овладение детьми разными технологиями изобразительной деятельности и повышение возможностей для творческого самовыражения. Психологические портреты одаренных к изобразительному искусству детей и анализ продуктов их творческой деятельности.

Музыкальная одарённость. Сравнительный анализ концептуальных подходов к пониманию музыкальной одарённости. Гипотезы о «комплексе вундеркинда» в области музыкального искусства (Г.И. Россолимо, Б.М. Теплов и др.). Структура музыкальных способностей. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности, музыкальная память, музыкальное мышление в структуре музыкальности.

Психомоторная одарённость. Природа психомоторной одаренности. Превалирование телесно-кинестетического интеллекта как характерная особенность моторно-одаренных людей. Мотивация двигательной активности моторно-одаренных детей. Проявления психомоторной одарённости (интерес к движениям, склонность к двигательной активности, неиссякаемая двигательная энергия, стремление к овладению сложными координационными движениями, физическая выносливость).

Социальная одарённость. Основные структурные компоненты. Соотношение социальной и умственной одаренности. Характерные черты одарённых в социальной сфере людей. Коммуникативная одарённостьи её структура. Социально одаренный ребёнок во взаимодействии с окружающими (инициативность, легкость завоевания симпатии, склонность к проявлению эмпатии, «улаживанию конфликтов», выраженная коммуникативно-эмоциональная избирательность, стремление оказать помощь, проявление тактичности, вежливости, терпения, юмора в общении). Организаторские(лидерские) способностикак проявление социальной одарённости. «Нравственная одарённость» (Н.С. Лейтес).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.