Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные свойства романской скульптуры - антитеза духа и плоти, внешней изменчивости и незыблемой сущности.






Примеры:

 

1. Церковь Святого Трофима в Арле (Франция). Нач. XII в.
Скульптура не отделима от стены и пластически несамостоятельна. В пластическое решение портала включены фигуры апостолов, составляющие единое орнаментальное решение. Модуль орнамента – колонна, растительный орнамент и фигура апостола. Верхний фриз (над колоннами) построен на череде рельефных человеческих фигур, лишенных при этом какой бы то ни было индивидуальности.
2. Капители колонн церкви Сен-Поль (Св. Павла) в Иссуаре (Франция), 1130 г.
Тайная Вечеря
В орнаментальное решение капителей храма включены сюжеты из Нового Завета («Вход Господень в Иерусалим», «Несение креста», «Тайная Вечеря» и др.). Пример синтеза условно-декоративного начала в изобразительном искусстве. Стол, за которым размещены Христос и Апостолы опоясывает всю капитель колонны; таким образом, все фигуры обращены лицом к молящимся. Все фигуры изображены настолько реалистично и правдиво, что их восприятие отходит от декоративной сущности каменного орнамента капители.

 

 

3. Собор Сен-Лазар (Св. Лазаря) в Отене (Франция) 1120 – 1146 гг. Скульптуры выполнены мастером Гислебертусом (Жильбером)
Рельеф передает картину грядущего Страшного суда, о чем гласят две надписи на портале: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь». Центр тимпана занимает огромная фронтально развернутая фигура Христа – Создателя и Судии мира.Фигура Христа решена плоскостно, развернута прямо на молящегося. Четыре ангела поддерживают окружающую его гигантскую мандорлу (символ силы и славы), овал которой находит отзвук в полукружиях архивольтов. Вверху, по правую руку Христа, ангелы сопровождают праведников в рай, по левую - черти тащат грешников в ад. Там же взвешиваются добрые и дурные поступки людей: ангел (архангел Михаил) и дьявол держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону. У ног ангела в страхе перед предстоящим судом в складки его одежды прячутся маленькие человечки. В нижнем ярусе теснятся души, с трепетом ожидающие приговора. Страшный суд
Композиция в тимпане собора Фрагмент «Судьба грешника»
  В композиции наглядно представлены ужас ада и благость рая. В композиции рельефа соединены разновременные события: ожидание суда Божиего, взвешивание душ, адские чудовища, соседствующие с ангелами.   Место ада и рая в композиции было обусловлено освященным традицией противопоставлением благостной правой и проклятой левой сторон, однако рельеф в Отёне оставлял зрителю возможность сделать самостоятельный выбор. Изображенные наглядные разительные противоположности рая и ада последовательно убеждали, а не насильственно внушали. Мастер противопоставил рай и ад, сатану и апостолов, праведников и грешников. Изобразительный язык мастера Жильбера конкретен и сочен, в рельефах много живых наблюдений и выразительных деталей, ритуальное сочетается подчас с бытовым.   Художник показывает, как грешен, жалок и ничтожен человек в сравнении с Богом.

 

4. Собор Сен-Лазар (Св. Лазаря) в Отене (Франция) 1120 – 1146 гг. Скульптуры выполнены мастером Гислебертусом (Жильбером)
Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар «Ползущая Ева»
Рельеф с притолоки портала собора в Отене. Гибкие движения пластически моделированного тела Евы, близки к волнистому ритму орнамента. Но при этом они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется и противостоит ему. Главное в рельефе – глаза Евы, глядящие в неведомые дали. Как много знает, как много пережила и как далеко заглянула в судьбы рола человеческого эта женщина…

 

5. Собор Святого апостола Петра в Муассаке (Франция), 1130 г.
Скульптура островыразительна, отличается экспрессией. Фигура апостола Петра вытянута и сложно изогнута, выражает душевный порыв, внутреннее напряжение, страстную взволнованность. Мастер геометризирует объемы; складки одежд возникают как плоские орнаментальные линии на гладкой поверхности. Пропорции фигуры умышленно искажены: огромная вертикаль ноги, маленькая голова, углом выступающее плечо, на одной плоскости с головой вылеплены руки. Скульптор передает дух апостола Петра – огненный, мятущийся. Апостол Петр (Фигура на левом выступе портала)

 

 

6. Собор Св. Михаила в Гильдесгейме (Германия), 1001-1033 гг.
Фрагмент рельефа бронзовых дверей
Духовное падение и греховность человеческой плоти выражены через внешнее уродство.
7. Западный («Королевский портал») портал собора в Шартре (Франция) Нотр-Дам де Шартр Начало строительства: 1135 – 1155 гг. Скульптура Шартрского собора имеет переходный характер стилистики: частично имеет Романскую стилистику, сочетая ее с чертами нарождающейся Готики. С одной стороны фигуры святых западного портала не отделены от стволов декоративных колонн, и таким образом, сами являются элементами декора (Романская стилистика). В то же время, скульптуры помещены на специальные подставки; над их головами символический священный покров, что является отличительными чертами зарождающейся Готики.
  «Жертвоприношение»
  Название получено от центральной сцены композиции «Жертвоприношение Авраамом Исаака». Слева – фигура Аарона, справа – пророка Моисея. Каждая фигура композиции решена самостоятельно, что выражено в их поворотах, жестах, настроении. Фигуры не столь застывшие, как было обыкновенно в романской стилистике. Выразительно и тонко проработана драпировка одежд. Пропорции фигурам передают стройные колонны портала. Фигуры мысленно возможно отделить от стены собора и представить каждую из них стоящей на пьедестале.

 

ü Живопись

Романское изобразительное искусство представлено монументальной живописью – фресками; книжной миниатюрой, витражами. В декоративно-прикладном искусстве активно развивается ковроткачество.

Романская монументальная живопись (фреска) подчинена архитектуре, играющая большое место в убранстве интерьера романского храма. Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен.

Примеры:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.