Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рационализм Р. Декарта






В истории европейской культуры период Средневековья сменяется эпохой Возрождения (французский эквивалент – слово Ренессанс). Ренессанс – это период, хронологически охватывающий XIV–XV вв. Ренессанс считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Особенностью мировоззрения эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм подчеркивает глубочайший интерес к человеку. Человек – не игрушка в руках Бога или природы, а активное деятельное существо, своеобразный центр мироздания, субъект познавательной деятельности.

Одновременно происходит усиление престижа науки. Наука начинает освобождаться от религиозного влияния. Формой освобождения науки от религии становится пантеизм. Согласно идее пантеизма, Бог находится во всем: Бог – это природа, природа – это Бог.

Родоначальником пантеизма считается итальянский ученый, математик, богослов Н. Кузанский. У него Бог сливается с природой. Н.Кузанский формулирует идею бесконечности Вселенной: Вселенная – бесконечный шар, в котором центр находится везде и нигде. Тем самым подрывается идея геоцентризма. Кроме этого, Н. Кузанский развивает диалектическое учение о совпадении противоположностей. Человек – противоположность телесного и духовного. Знание развивается как противоречие истины и заблуждения, при этом истина на уровне человека совпадает с заблуждением и неотделима от него, как тень от света.

Особенностью развития науки в период Ренессанса является концентрация разработки научных идей в мастерских художников и живописцев. Другим центром науки становятся университеты.

Великим ученым Возрождения является Леонардо да Винчи. Он считается одним из основателей современного естествознания, поскольку проводил научные исследования в области механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии. Леонардо подчеркивает центральную роль опыта в исследовании природы. Опыт есть минимальное условие, при котором возможно истинное знание. Крылатая фраза Леонардо да Винчи: «Наука – полководец, а практика – солдаты». Наряду с ролью опыта он подчеркивает значение математики в обосновании знаний о природе.

Пожалуй, вершиной науки Возрождения является учение польского астронома и священнослужителя Н. Коперника, который пришел к выводу о ложности геоцентрического учения Птолемея. Главный научный труд Коперника посвящён обращению небесных тел. В нём представлена теория гелиоцентризма. Продолжатель учения Н.Коперника Дж. Бруно до конца отстаивал на суде инквизиции идею гелиоцентризма, за что был в 1600 г. сожжен на костре в Риме.

Следовательно, в эпоху Возрождения закладываются основы современной науки. Главным полем битвы между наукой и теологией явилась область астрономии. В результате данного противоборства наука постепенно освобождается от влияния теологии.

Научная революция Нового времени в немалой мере подготовлена глубинными изменениями, которые произошли в области философии. Ключевое значение для понимания этих изменений имеют философские воззрения Ф.Бэкона и Р. Декарта.

Ф.Бэкон в своих трудах подвергает критике схоластику за ее умозрительность и отрыв от непосредственных запросов практики. Цель науки – принесение пользы человеческому роду. Наука должна служить жизни и практике и только в этом служении может найти своё оправдание. Ф.Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание-сила». В нём отразилась практическая направленность новой науки, её связь с промышленным и техническим прогрессом.

Но для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо коренное изменение научных методов исследования. Ф.Бэкон обосновывает идею экспериментального естествознания. Он является основателем эмпиризма в философии. Эмпиризм – это философское направление, которое провозглашает приоритет чувственного познания и опыта. Основной принцип этого направления выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства». Эмпирия, то есть опыт, опирающийся на эксперимент, является для Ф.Бэкона исходным пунктом новой науки.

Экспериментальной науке должен соответствовать и новый метод познания, который он называет индукцией. Ф. Бэкон пишет: «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается». Индуктивный метод складывается из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента.

Следовательно, научное знание проистекает по Бэкону из опыта. Но опыт понимается не просто как непосредственное чувственное наблюдение. Опыт – это целенаправленно организованный эксперимент. Опыт в науке должен осуществляться по определённому плану, в определенном порядке и вести от экспериментов к новым экспериментам.

Р. Декарт является основоположником рационализма в философии Нового времени. Рационализм – это философское направление, которое утверждает первенство разума над чувствами в теории познания.

По Декарту процесс познания основан на присущих человеческому уму способностях к интуиции и дедукции. Интуиция – это непосредственно очевидные для интеллекта исходные положения. Дедукция – это выводы на основе исходных положений науки и аксиом.

Дедукция как движение мысли от общего к частному не может идти из бесконечности. Нужны исходные отправные положения – фундаментальные врожденные идеи. Эти исходные положения не выводимы ниоткуда. Они являются врожденными и являются опорными пунктами движения мысли. К врожденным идеям относятся, в частности, идея Бога, большинство аксиом математики («две величины, равные третьей, равны между собой») и т.д.

Врожденные идеи черпаются из разума и добываются с помощью интуиции. У Р. Декарта интуиция носит интеллектуальный характер, она является пределом рациональности, её высшим воплощением. Это своего рода интеллектуальный свет: «Под интуицией я разумею понятие ясного, внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».

Интуиция, порожденная естественным светом разума, благодаря своей простоте выступает самым достоверным орудием познания. Интуиция непосредственна, её результаты достоверны сами по себе и не требуют доказательств. Однако, чтобы быть содержательными, интуитивные предложения должны стать составной частью системы рационально формируемых на основе дедукции доказательств.

На основе использования интуиции и дедукции Р.Декарт строит своё учение о методе. Метод Р. Декарта включает в себя четыре требования:

1. Допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются уму ясными и отчетливыми, не могут вызвать сомнения;

2. Расчленять сложную проблему на составляющие ее части и частные проблемы;

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Отметим, что рационалистическая методология не исключает расчленения мира на составляющие его элементы, а предполагает его.

Р. Декарт предлагает сводить сложное к простому. А затем, восходя ступень за ступенью, познавать сложный многообразный мир.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.