Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности






В гуманитарных науках при изучении общества и его эволюции в настоящее время популярен цивилизационный подход.

Цивилизации это специфические культурно-исторические типы общест­ва, существующие на определенной территории.

В самом общем плане выделяются два типа цивилизации:

1. восточная (традиционная) цивилизация;

2. западная (техногенная) цивилизация.

Традиционная цивилизация обладает замедленным разви­тием, она придерживается устойчивых образцов мышления и поведения. В политической жизни господствует авторитарная и даже деспотичная власть. Для Востока характерен произвол власти, рабская угодливость и зависимость человека. В традиционных обществах наблюдается слабое развитие частной собственности; здесь власть рождает собственников.

В середине первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции возникает феномен античности. Основу этого феномена составляет гражданское общество, правовое государство, наличие законов, которые защищают права граждан и собственников. Впоследствии феномен античности соединяется с христианскими ценностями. Результатом данного соединения, в конечном итоге, явилось формирование западной цивилизации.

В сфере науки За­пад развивает естественные науки, теоретические формы мышления, а Восток ориентируется преимущественно на проблемы морали, тяготеет в сфере науки к авторитету. Восток не знал такого средства мышления, как доказательство. Здесь существовали лишь предписания «Что делать?», «Как делать?». Наука сводилась к рецептурной деятельности, отсутствию теории.

Основы техногенного общества возникают в XVII в. в Западной Европе. Для техногенного общества основной ценностью является не традиция и норма, а новизна и инновация. В этом обществе формируется техносфера искусственно соз­данный материальный мир. Именно техносфера начинает определять все по­следующее развитие Запада, а затем и всего остального мира. В дальнейшем уже не природа, а искусственная среда определяет развитие общества. Природа объявляется ареной активной деятельности человека, формируется идеал господства над природой. Преобла­дает идея силового преобразования природы.

На Западе и на Востоке по-разному решается проблема автономии, т.е. само­стоятельности личности. Для Востока не свойственна автономность личности. Личность ценится лишь как часть коллектива. А на Западе отстаивается идея автономности личности. Человек воспринимается как активное, деятельное су­щество, его деятельность направлена вовне – на изменение природы.

Западная цивилизация порождает феномен рациональности. Рациональность означает разум­ность, ясность, отчетливость; это способность мыслить и действовать на основе разума. Рациональность включает в себя в сфере науки умение работать с иде­альными объектами.

Наука Востока носила в основном практический, сугубо прикладной ха­рактер, а на Западе, первоначально в древней Греции, возникает теоретическая наука. Теория предполагает работу с понятиями, с идеальными объектами – «точка», «прямая», «угол» и т.п. Постулатом рациональности, который сформулирован на Западе, является высказывание Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.