Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прошлое






 

Широкое распространение ритуального использования Священной Трубки вместе с фактом отсутствия культурной специфичности стилей трубок, свидетельствует о пан-индейском ритуальном комплексе на большей части территории Северной Америки во времена контакта с белыми. Возраст этого ритуального комплекса остается открытым для обсуждения.

Все живущие традиции склонны к изменениям, однако в культурной преемственности существует значительный элемент консерватизма. В таких областях, как побережье Эквадора и Перу керамические традиции, сохранявшиеся более 4.000 лет иллюстрируют значительный стилистический консерватизм. В других областях временная глубина традиций менее очевидна, но присутствует. В Северной Америке курительный комплекс значительно древний.

В пещере Мунми в северо-восточном Вайоминге было выделено несколько уровней заселения; самый ранний датируется 8.000 лет назад. Среди артефактов, датируемых приблизительно 4.400 лет назад имеются тубулярные костяные трубки [Frison, 1978], которые продолжают использоваться в ритуалах нескольких равнинных культур.

Сходные ранние датировки тубулярных трубок встречаются в других областях Северной Америки. Каменные трубки появляются около 4.000 лет до наших дней в архаических участках Иллинойса и 3.000 – р.Колумбия в Вашингтоне. Датируемые примерно этим временем тубулярные трубки встречаются в области Сакраменто, Калифорния. Культуры ледника Кейм, Индианы, Огайо, Мичигана и южного Онтарио этого периода свидетельствуют о каменных тубулярных трубках в контексте дальней торговли [Fiedel, 1987].

В какое-то время за более чем четырехтысячелетнюю историю курения трубки в Северной Америке появилась Священная Трубка с ее ритуалом и символизмом. Ритуал Священной Трубки обсуждался как постконтактный феномен, распространенный среди культу коренных американцев главным образом евро-американцами [см.Fenton]. Позднее Тернборг (Turnbough) утверждал, что ритуал Священной Трубки можно понимать как постконтактное национальное движение (1977, 1979, 1980). С этим взглядом спорит Блексли (Blackslee), но он, подобно Спрингеру (Springer) продолжает рассматривать ритуал трубки как распространившийся в восточной части Северной Америки и в постконтактный период. Эти исследования основывались на этноисторических источниках без всеобъемлющего рассмотрения артефактов и ранних иллюстраций. Самое раннее этноисторическое упоминание трубки с отдельным чубуком – рисунок, опубликованный во Франкфурте в 1511 году, изображающий туземца “Флориды”, курящего длинночубуковую локтевую трубку со слабым выступом [Мак Тур, 1899: 115, рис.45] ясно, что на Востоке Священная Трубка использовалась во времена самых ранних контактов.

С другой стороны, Холл [1977, 1983] говорит о связи и кругло-и плоскочубуковых трубок с копьеметалками и кросс-культурными ритуалами, включая упоминание, что некоторые хоупвеллские (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.) “мониторные” (платформенные) трубки имели деревянный чубук. Его аргументы очень образны, но неубедительны. Как обсуждалось в главе 4, в общем соответствуя теории самоуправляемого декора ритуально использовавшиеся вычурные Священные Трубки почти всегда имеют фигуру, обращенную от чубука, то есть эта фигура оказывается обращенной к курящему во время ритуального подношения. На цельных трубках фигура обращена к чубуку, как на ирокезских керамических трубках. Мониторные фигуры обращены к чубуку, тогда как вычурные трубки периода среднего Вудленда (100–600 гг. н.э.), чьи большие чубуковые отверстия указывают на использование отделяющегося чубуковые отверстия, ориентированы по-другому. Следовательно, мониторные трубки, видимо, не имели отделяющегося чубука, о чем также свидетельствуют маленькие чубуковые отверстия.

Хотя мониторные трубки (рис. 49) хоупвеллского периода не являются отдельно-чубуковыми, распространенное культурное влияние и широкая торговая сеть очевидны. На огайских участках был найден обсидиан из западного Вайоминга, раковины из Флориды, медь с берегов оз.Верхнего и халцедон из Северной Дакоты [Фидел]. Прекрасно сделанные мониторные трубки обнаруживаются, начиная от бассейна Миссури, на восток к Атлантике, на север до Майне (Maine) (см. карту 2). Перестав считать Хоупвелл одной культурой, теперь археологи полагают: “Эти вещи, а также их ритуальное использование, которое, возможно, будет восстановлено, служат для определения культуных связей между Хоупвеллом Огайо и множеством различных социальных групп, распространенных по континенту. Эта система культурных контактов была названа Хоупвелловской сферой взаимодействия” [Бросе, 1985: 67].

Подобно немного более поздним трубкам с отделяющимся чубуком, мониторная трубка может выполнять ту же роль, что и Священная Трубка в межплеменных ритуалах. В любом случае, эта трубка — первый очевидный пример широко распространенной пан-индейской специфики формы и идеи трубки. Надо отметить, что распространение мониторной трубки, хотя она и не отдельночеренковая, совпадает с ареалом этнографической Священной Трубки, исключая крайние запад и север. Пан-индейская трубка могла распространиться на запад и север. Пан-индейская трубка могла распространиться на запад до Скалистых гор благодаря приручению лошадей, когда некоторые племена бассейна Миссури и верхнего бассейна Миссисипи мигрировали в этом направлении. Распространение Священной Трубки на север, вдоль реки Маккензи связано с меховой торговлей.

Указанием на историческую преемственность является прямая стилистическая связь между мониторной трубкой и Священной Трубкой. Несколько примеров округлых чашечек на мониторных трубках сходны с чашечками поздних миссисипских локтевых трубок. Более точно указывает на преемственность мониторная трубка со специфической диагностической чертой — чашечкой с двойным конусом и ребром — она выкопана в Айове (участок Нью-Галена — New-Galena, захоронение 1 маунд 23 Baes; Beger, 1959: рис. 45), что идентично чашечкам на доконтактных локтевых трубках (рис. 12).

Блексли нарисовал “калюмет” к катленитовым чашечкам, локтевым с выступом из восточной Небраски, датированный примерно 700 годами назад. Самая ранняя опубликованная трубка с отделяющимся чубуком, локтевая обнаружена на участке Копена (Copena), Алабама, датирована примерно 100–500 гг. н.э. (Уолтхолл – Walthall) [1980: 122]), что значительно древнее небрасских находок. Последняя датировка – примерно верхняя граница хоупвеллской мониторной формы.

К началу Миссисипского периода (900–1300) отдельно чубуковые трубки становятся хорошо представленными среди сохранившихся культурных артефактов. По крайней мере одна сохранилась в ритуальном использовании в XIX в. При заключении договора у ручья Танцующего Кролика (1830 г.), когда Чоктавы были вынуждены отказаться от своих земель к востоку от Миссисипи ради земель к западу от нее [Gaines, 1928], ритуально курился Миссисипский тип вычурной трубки (с головой, обращенной от чубука): теперь она находится в Институте Джилкриса (Gilcrease).

Приведенное выше обсуждение древности упоминаний Священной Трубки упускает важность дисковой формы. Дисковая трубка, обычно датируемая от 13 до и включительно 16 вв. обнаруживается широко распространенной по всей северо-центральной Америке, включая верховья Миссури, Миссисипи и Огайо, а так же области стока в нижние Великие озера (см. карту 2). В этнографический период ее использование продолжалось среди Айова и Оседжей (рис. 29), у связок, переданных в начале XIX в. Дисковая трубка демонстрирует прямую связь между Священной Трубкой этнографического и археологического периодов.

Локтевые Священные Трубки такой же древности обнаруживаются в ритуальных связках Омаха, теперь находящихся в музее Пибоди. Трубка (рис. 2), использовавшаяся в охотничьем ритуале, подобна археологическим трубкам, датированным XIV–XVI вв. Две трубки в военной связке Священной Палатки (рис. 53) по стилю датируемы XVII веком, возможно до контактов с Омаха.

Поэтому Священная Трубка как пан-индейский ритуальный артефакт может быть очень консервативно дотированной вглубь до XIII в., когда распространилась дисковая форма, вероятно, самая ранняя из трубок с отделяющимся чубуком (по крайней мере VI век) и родственная мониторной трубке хоупвелловского периода. Широкое распространение мониторной трубки указывает на пан-индейский ритуал подношения табачного дыма в конце II в. до н.э. Следовательно, пан-индейскому ритуалу трубки больше 2 тысячелетий.

Прямая чашечка

 

В равнинных культурах тубулярные трубки из пустой кости, обернутой сыромятной дубленой кожей или мехом, сохранились в ритуальном использовании и в XX в. В этой же культурной области прямые трубки обнаруживаются среди наиболее священных. Поскольку прямая чашечка более неудобна для использования, чем локтевая, здесь мы имеем дело со значительно древним ритуальным инструментом, модифицированным идеологией трубки с отдельным чубуком. Поскольку не существует функциональной необходимости присоединять к тубулярной трубке чубук, и поскольку тубулярная трубка сохраняет свои права, можно лишь предположить, что сильный символизм отдельного чубука использовался для увеличения священности трубки.

Эту эволюцию можно увидеть в доконтактной находке в маунде Рамсея (Ramsey) в Северной Дакоте (Монтгомери, 1906). Среди нескольких длинных катлинитовых тубулярных трубок из Королевского музея Онтарио (НК 938) имеется несколько более коротких, чем другие, с чубучным отверстием, которое слишком широко для рта, зато достаточно для того, чтобы вставить чубук (НК, 940). Подобные трубки были раскопаны в Манитобе (ROM: НК 805) и Саскачеване (НК 881). Эти трубки имеют примерно ту же длину, что и этнографические чашечки прямых трубок, и они являются самыми ранними примерами прямой Священной Трубки. Эволюция прямой трубки представляет дальнейшие свидетельства того, что символизм отделения чашечки и чубука имеет большое значение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.