Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.






Для начала следует отметить, что нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Норма — это всегда стереотип. Все существующие нормы тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены друг другом. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на два вида: социальные и технические.

Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Общее же между социальными и техническими нормами состоит в том, что они имеют дело с человеческой деятельностью, различия же состоят в объектах и методах регулирования.

Следует отметить, что в эпоху научно-технической революции роль и значение технических норм многократно возрастает, что приводит к возведению их в ранг норм, официально закрепленных государством. Таким образом, среди технических норм есть такие нормы, которые получают закрепление в правовых актах и снабжаются юридическими санкциями. Данные нормы носят название «технико-правовые», они не теряют своего организационно-технического характера и при этом приобретают качественные признаки правовой нормы.

Остальные технические нормы не поддерживаются правом, и следовательно, их нарушение не влечет наступления какой-либо юридической ответственности, но ведет к привлечению иного рода ответственности — экологической и др.

Кроме существования технико-правовых норм, существуют также и естественно-правовые нормы, которые являются особой разновидностью технических норм. Естественно-правовые нормы также получают закрепление в юридических и иных нормативных актах и определяют отношения людей к животным.

Социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного поведения. Социальные нормы в различной степени отражают закономерности общественного развития, вырабатываются самими людьми и привязаны к конкретным социальным явлениям.

Вообще, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом людей от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации человеческих отношений. При этом социальная норма выражает как должное, так и сущее (действительное) поведение человека. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые общественные отношения.

Юридическая наука по способу формирования, сфере действия и социальной направленности подразделяет все социальные нормы на следующие виды: 1) правовые нормы; 2) моральные нормы (нормы морали); 3) политические нормы; 4) эстетические нормы; 5) религиозные нормы, правила обрядов и ритуалов; 6) семейные нормы; 7) корпоративные правила; 8) нормы обычаев, традиций и привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности и приличия.

34.Соотношение права и морали.   В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм — мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организаций общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали — продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социаль­но-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципы морали — это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека — юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом же свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» — «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. В гегелевском учении тремя основными уровнями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность. На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают и определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает, например, в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Мораль и право имеют свои отличительные особенности. Мораль проявилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», — утверждал Цицерон. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение, преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом — разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли». В этой сентенции находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя. В современных условиях жизни нашего общества встречаются нередко и лица, которые во имя обогащения не брезгуют прибегать к недозволенным моралью и правом средствам, идут на сознательное нарушение законности.

 

35. Норма права общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

· Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

· Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

· Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

· Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

· Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

· Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

· Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

· Характеризуется неперсонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

· Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;

· Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

36.Структура норм права
Структура нормы права - это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если... - то... - иначе...» и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы. Гипотезы в зависимости от структуры бывают: · простыми, т.е. в которых содержится только одно условие; · сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права; · альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах. В зависимости от формы изложения гипотезы бывают: · Абстрактными - гипотеза указывает на общие родовые признаки условий; · Казуистическими - гипотеза указывает на частные условия. Диспозиция - это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция - это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных активных действий, запрещающих - отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия. Диспозиции бывают: Простыми - диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ); Описательными - в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ); Ссылочными - диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ); Бланкетными - диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ). Санкция - это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается. Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий.

37.

оотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.   Норма права - относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию. Статья законодательного акта - внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: - все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта; - в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм; - элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; - элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. Способы изложения нормы права: 1) прямой способ - структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме; 2) отсылочный способ - изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостающая часть; 3) бланкетный способ - когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нарушение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

 

38.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.