Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика. Существует множество теорий происхождения государства






Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

[править]Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

[править]Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

[править]Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

[править]Древнекитайская теория

Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.

[править]Теологическая теория

Основная статья: Теологическая теория происхождения государства

Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

 

Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.

[править]Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о Божественном первоисточнике государственной власти в ХХ в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (Его Разуме, Воле, Творении и т. д.)сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикана.

[править]Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.

[править]Патерналистская теория

От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

[править]Патриархальная теория

Основная статья: Патриархальная теория происхождения государства

От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

6.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогИчны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

7.Понятие и сущность государства.   Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения и способная делать свои ве­ления обязательными для населения всей страны. Государство обладает следующими признаками. 1. Наличие государственной власти, т.е. политической власти, осуществляемой при помощи определенных органов, со­вокупность которых называется государственным аппаратом. Государственная власть проявляется, прежде всего, в виде законодательной власти: она устанавливает предписания, обязательные для всех, кто подчинен государству. Предписания публичной власти обеспечиваются принудительными санкциями - предохранительными мерами, применяемыми к правонарушителям и влекущими для них определенные неблагоприятные последствия. 2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в пределах конкретной территории и распространяется на всех лиц, проживающей на ней. 3. Государственный суверенитет. Под государственным суверенитетом понимают: а) верховенство государственной власти внутри данной страны. Это значит, что государственная власть не получает своих полномочий ни от какой другой вышестоящей власти и не ограничена никакой иной властью; б) независимость государства от власти какого-либо другого государства. Это означает право государства на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, право по собственному усмотрению решать свои внутренние и внешние дела. Государственный суверенитет возник одновременно с государством и изменялся в процессе исторического развития государства. 4. Наличие права как системы принятых или санкционированных государством норм, обязательных для населения. Практически на всех этапах своего развития государство выступало как аппарат принуждения, механизм властвования. Однако сущность государства не остается неизменной. Сущность современных государств более проявляется в том, что они служат в качестве средства общественного компромисса, учета интересов различных групп и слоев населения и снятия или смягчения противоречий, механизма управления делами общества.

 

8.Государственная власть как особая разновидность социальной власти.   Любое общество строится на отношениях власти и подчинения. Власть рождается самим., общественным процессом, так как это направляющая сила всех социальных явлений. Наличие власти и ее последствия - принуждения - видно во всех отношениях между людьми. То есть везде где есть общество, там отношения власти и подчинения. Итак, власть и подчинение - явления общественные, социальные, в них выражается человеческая кооперация, ими строится общество. Власть в социальном смысле - это способность подчинять кого-либо или что-либо своей воле. Любая власть как атрибут общества - это волевое общественное отношение. В отношениях власти есть субъекты и объекты власти (те, кто осуществляет власть, и те, на кого направлена власть). В зависимости от способа выражения воли различается не­посредственно общественная власть и публичная власть, осуществляемая государством. Таким образом, публичная (государственная) власть является разновидностью общественной власти. Государственная власть - это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Государственной власти присущи следующие признаки; отличающие ее от иных видов общественной власти (например, власти политических партий): - во-первых, государственная власть уже не осуществляется обществом, а реализуется особым аппаратом, выделившимся из общества, т. е. государственным аппаратом; - во-вторых, государство как учреждение власти реализует свой собственный, обособленный от общества, " организм". В результате государственная власть становится политической и этим отличается от других видов общественной власти; - в-третьих, это власть, поддерживаемая законом и потому способная при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны; - в-четвертых, это власть суверенная, она самостоятельна и независима ни от какой иной власти; - в-пятых, это власть легитимная, т. е. получившая юридическое, обоснование и общественное признание. Государственная власть имеет два основных назначения: управление общественными делами и обеспечение политического порядка. Государственная власть обладает таким качеством, как верховенство. Оно проявляется в следующих свойствах: - в ее универсальности (она распространяется на всех граждан и организации); - в ее прерогативе (государственная власть в необходимых случаях может запретить или отменить проявление любой другой общественной власти); - в наличии средств воздействия, которыми не обладает никакая другая власть (армия, милиция, полиция, разведка и др.): -- в непосредственном осуществлении властных требований по особым каналам, имеющимся только у государства (законодательство, государственное управление, правосудие, государственный надзор и контроль). В отличие от властных методов, применяемых различными негосударственными организациями, только государство осуществляет принуждение, когда это необходимо.

 

9.

Государство в политической системе общества

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников — общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.

1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т.п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

       

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность — форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальнр-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении — государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

. 10.Понятие и классификация функций государства.

С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении и функциях государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства, поскольку государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства.

В чем же состоит социальное назначение государства? На первый взгляд можно, по-видимому, ответить довольно просто: в той роли, которую оно играет в обществе. Однако такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково. Например, марксистская теория социальное назначение государства, его роль в общественной жизни видит в систематическом подавлении эксплуатируемых классов, а различные немарксистские теории, наоборот, говорят о его общесоциальной роли. К тому же социальное назначение государства и его роль в общественной жизни, как представляется, не следует отождествлять. Социальное назначение государства предопределено его сущностью и говорит о том, для чего возникло и существует государство, в чем его предназначение, в то время как социальная роль выражает не только предназначение государства, но и другие стороны его деятельности, которые не предопределены сущностью государства, а обусловлены какими-то иными факторами. Например, ведение грабительских, захватнических войн, жестокое подавление инакомыслия, оппозиции внутри страны выражает определенную социальную роль государства, но едва ли правильно видеть в этом его социальное назначение. Государство, как уже отмечалось ранее, - это организация, осуществляющая управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая в обществе определенный порядок. В этом, думается, и состоит социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.

Социальное назначение государства и в целом его роль в общественной жизни наиболее выпукло проявляются в его функциях. Функции государства - это определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. То есть функции государства - это, во-первых, какие-то направления его деятельности. Именно как направления деятельности принято определять функции государства в отечественной теории государства и права. Государство как организация, управляющая обществом, осуществляет это управление в форме какой-либо деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства.

В современной отечественной теории государства и права под функциями государства чаще всего понимают основные направления его деятельности. Более того, некоторые авторы даже подчеркивают, что функциями государства можно считать только основные направления его деятельности. Думается, однако, что подобный подход несколько сужает понятие «функции государства», поскольку за пределами этого понятия остаются неосновные направления деятельности государства. Считать, что деятельность государства сводится только к каким-то основным направлениям, едва ли правильно. Государство, осуществляя управление обществом, претворяя в жизнь общественные, классовые или групповые интересы, решает самые различные задачи. И решение этих задач может выражаться как в основных, так и неосновных направлениях его деятельности. Конечно, вмешательство государства в общественную жизнь в принципе не должно быть чрезмерным. Государство не должно заниматься мелочной опекой и контролировать каждый шаг человека. Но это вовсе не означает, что такого не происходит в действительности. Кроме того, даже не вмешиваясь чрезмерно в общественную жизнь, государство все равно осуществляет свою деятельность по различным направлениям, в том числе и неосновным. И, наконец, в научной и учебной литературе довольно часто встречается такое понятие, как «неосновные функции государства». Разумеется, за этим понятием могут стоять только неосновные направления деятельности государства.

Во-вторых, функции государства - это не просто какие-то направления его деятельности, а направления определенного свойства. Это значит, что функции государства всегда наполнены каким-то конкретным содержанием и представляют собой определенные направления государственной деятельности.

В-третьих, функции государства так или иначе выражают его сущность. Как уже отмечалось, именно в функциях проявляет себя сущность государства. Однако не следует думать, что функции государства позволяют точно и безошибочно определить его сущность. Если бы это было так, то по всей видимости не существовало бы споров относительно сущности государства. Функции государства служат лишь ориентирами для познания сущности государства. Но с этих ориентиров легко сбиться и выйти на неверный путь.

В-четвертых, функции государства выражают также назначение государства и вообще его роль в общественной жизни. Благодаря анализу функций государства, мы можем узнать, каково его социальное назначение, какова его роль в тот или иной исторический отрезок времени, в той или иной конкретной стране.

Таковы основные признаки функций государства. Теперь поговорим о классификации функций государства, поскольку конкретными государствами осуществляются самые разнообразные функции. Чтобы привести осуществляемые различными государствами функции в систему и выяснить, какие могут существовать функции государства, их необходимо классифицировать, т.е. подразделить на виды. А поскольку любая классификация может проводиться по разным основаниям, то и функции государства можно классифицировать тоже по разным основаниям.

Вопрос об основаниях классификации функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания классификации. Причем одни категорически отвергаются, другие, наоборот, поддерживаются. Не заостряя более на этом вопросе внимания, считаю возможным рассмотреть классификацию функций государства по следующим основаниям: по значимости, по направленности (сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру, по продолжительности осуществления.

По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные. Основные функции - это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Государство, решая эти задачи, мобилизует весь свой потенциал, реализуя его в выполнении соответствующих функций. Неосновные функции - это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач, но тем не менее государство осуществляет подобного рода функции, поскольку в своей деятельности нередко решает те или иные второстепенные задачи (например, задачи по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия или катастрофы).

В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, деление функций государства на основные и неосновные многими авторами отвергается. Это вполне объяснимо, потому что под функциями государства эти авторы понимают лишь основные направления деятельности государства, а подразделять основные направления на основные и неосновные по крайней мере нелогично.

По направленности (сфере распространения) функции государства традиционно подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние - это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории, а внешние - это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран.

Несмотря на достаточно широкое распространение, данная классификация тем не менее некоторыми современными исследователями оспаривается. По их мнению деление функций государства на внутренние и внешние является во многом условным, так как деятельность государства внутри страны зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами.

Что можно сказать по этому поводу. Бесспорно, успех деятельности государства внутри страны, особенно в современных условиях, во многом может зависеть от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами. Более того, выполнение многих, если не всех, внешних функций подчинено решению внутренних задач и нормальному осуществлению внутренних функций. Однако это вовсе не означает, что между внутренними и внешними функциями государства не существует различий. Государство, решая внутренние и внешние вопросы, действует в разных пространственных сферах и характер его деятельности может быть различным. Поэтому взаимосвязь внутренних и внешних функций государства еще не является основанием для того, чтобы их не различать.

По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и идеологические функции государства. Экономические функции выражаются в определенной деятельности государства в сфере экономики. Эта деятельность может быть самой минимальной, когда государство почти не вмешивается в экономическую жизнь страны и, наоборот, чрезмерной, когда происходит огосударствление экономики. Политические функции проявляются в сфере политики. Выполняя эти функции, государство соответствующим образом воздействует на политические отношения в стране и за ее пределами. Осуществление социальных функций связано с решением социальных проблем прежде всего внутри страны (оказание различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т.д.). На международной арене эти функции могут выражаться, например, в оказании гуманитарной помощи тем или иным странам. Идеологические функции - это разнообразная деятельность государства в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т.д.).

Иногда названные функции государства относят только к внутренним функциям и говорят о них только в единственном числе. Все же правильнее, думается, относить эти функции как к внутренним, так и к внешним и говорить о них во множественном числе. Экономическая, политическая, социальная и духовная или идеологическая сферы общественной жизни имеют место не только в отдельно взятых странах, но и характерны для всего мирового сообщества. Поэтому государства, осуществляя соответствующие функции в этих сферах, действуют нередко в масштабах не только своей страны, но и мирового сообщества в целом. Кроме того, деятельность государств в названных сферах общественной жизни, как правило, не сводится к какому-то одному направлению, а предполагает целый комплекс направлений экономического, политического, социального или идеологического порядка.

По характеру функции государства могут быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального управления всегда выполняет те или иные функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Правда, удельный вес такого рода функций у государств разных исторических эпох различен. Наибольшее распространение общесоциальные функции имеют в современных демократических государствах, в то время как в государствах прошлого (например, в рабовладельческих или феодальных) удельный вес этих функций весьма незначителен. Наряду с общесоциальными государство может выполнять (и очень часто выполняет) сословно-классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового или сословного господства. Сословно-классовые функции особенно характерны для государств прошлых исторических эпох и современных антидемократических государств.

Наконец, по продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные - это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные - это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях военного времени). Таким образом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.