Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово Черного Лося






СВЯЩЕННАЯ ТРУБКА

 

Переводчик неизвестен

Рассказ Черного Лося о семи обрядах Оглала-Сиу.

Записано и обработано Джозефом Эйпесом Брауном.

Норман: Оклахомский университет.

 

Предисловие

 

Изучив огромное количество материалов об индейских народах Северной Америки, написанных в последнее время, я убедился, что это - высшая мудрость. Ею еще владеют некоторые из их стариков шаманов. Это знание часто скрыто от нас, в силу своего уникального характера. Мы слишком оторваны от Природы, а индейское мировоззрение слагается из знания и одухотворения всевозможных форм Природы. Оно проникнуто идеей о Высшем Единстве и Божественном Превосходстве. Индеец считает, что Великий Дух (Всеобъемлющее Начало и Суть Мира) - бесконечен. Он пронизывает все и таким образом заключает в себе все формы и все функции мира.

Для того, чтобы подтвердить, что эту мудрость знали и понимали, по крайней мере, старики-шаманы, я отправился в поездку. Она должна была продлиться несколько лет и познакомить меня со многими племенами Северной Америки. Большая часть времени была посвящена народам прерий, так как я давно заметил, что они далеко впереди во всем, что касается сознания. Их старики обладали качествами и уровнем духовности, которые редко встретишь в нынешнем мире.

Чтобы что-то узнать у этих народов, нужно постоянно жить среди них, во всех аспектах разделять их жизнь, охотиться и кочевать вместе с ними. Тот, кто сделает так, будет вознагражден, ибо даже сейчас, на фоне большой материальной нищеты, в их жизни присутствуют формы и качества древней культуры.

Во время моего пребывания в резервации Сиу, Пайн-Ридж, мне посчастливилось встретить старого шамана Оглала-Сиу, Черного Лося (Hehaka Sapa). Он предложил мне остаться с ним, чтобы я мог узнать о их древней религии. Этот старик знал, что скоро умрет, и он не хотел, чтобы священное учение, во многом известное только ему, ушло вместе с ним.

Я прожил с Черным Лосем восемь зимних месяцев 1947-1948 годов и все это время ежедневно записывал то, что он рассказывал. Добавлением к этому послужила жизнь среди его семьи и друзей.

Черного Лося больше нет. Но вот его книга, и я надеюсь, что благодаря ей, он будет продолжать жить, и что те кто прочтет ее, лучше поймут жизнь народа и его душу.

Я встречал много стариков великой святости среди индейцев, но духовная сила Черного Лося была поистине уникальной. Это признавали все, кто знал его. Родившись в начале 60-х годов, он застал те дни, когда его народ жил на равнинах, охотясь на бизонов.

Он сражался против белых на Литл-Биг-Хорн и Вундед-Ни. Он был кузеном великому вождю Неистовая Лошадь. Он знал Сидящего Быка, Красное Облако и Американского Коня. Не говоря по-английски, он многое наблюдал в мире белых, путешествуя с Баффало Билом по Италии, Франции и Англии, где он танцевал для королевы Виктории. Но охотясь, путешествуя или сражаясь, Черный Лось был не похож на других. В юности ему было передано священное учение его народа великими шаманами: Охотник За Смерчем, Черная Дорога и Мудрец Голова Лося. От них он узнал историю своей религии. Обладая этим знанием, Черный Лось много молился, постился и размышлял. В результате он сам стал одним из мудрых, наделенных особой силой для блага своего народа.

Это знание причиняло ему много страданий, ибо хотя он мог вести свой народ по священному пути прадедов, он не знал каким образом это делать. Именно поэтому, как я думаю, Черный Лось хотел написать книгу, объясняющую религию Сиу. Он надеялся, что благодаря ей, многие люди из его народа, а так же и белые, лучше поймут красоту и правду древней религии. Черный Лось принадлежал к группе Оглала, Тетон-дакотов, одной из самых могущественных ветвей народа Сиу.

Сиу, в действительности, - это общее имя для многих племен, имеющих общее происхождение и говорящих на родственных языках. Группа Сиу включает в себя следующие народы, классифицированные в соответствии с языком: Ассинибойны, Кроу, Дакота, Хидатса, Айова, Канза, Мандан, Миссури, Омаха, Оседж, Ота и Понка. В ходе расселения и войн с соседними племенами Дакота (соединенные) разделились на семь ветвей, называемых Семь Огней Совета (Otchenti Chakowin): Оглала, Миннекоджу, Ooahepas (Два Котла), Хункпапа, Брюле, Черноногие-сиу и Санс Арк.

В соответствии с древней историей, которую я узнал от Черного Лося, и в соответствии с документами ранних торговцев и миссионеров, дакота в XVI веке жили в верховьях Миссисипи, в XVII веке были оттеснены к западу от Миннесоты своими могущественными врагами - оджибвеями. Покидая леса и реки, дакото с замечательной легкостью заменили каноэ из коры на коня, а в XIX веке их знали и боялись, как одну из самых сильных наций в прериях. Действительно, дакота оказали едва ли не самое сильное сопротивление продвижению белых на запад.

Большинство материалов этой книги в прошлом бережно сохранялось индейцами. Они верили - и справедливо, что эти вещи слишком священны, чтобы говорить о них всем подряд. Но сейчас это рассказывается теми немногими стариками сиу, которые еще живы. Они считают, что мы приближаемся к концу четвертого цикла (бизон стоит на одной ноге). В это время люди отрекаются от понимания и участия в жизни, от поисков жизни. Как результат этого - беспорядок и хаос царят во всех областях. В такой момент можно, и даже желательно обнародовать свои знания. Истина сама себя защитит от профанации и даже, может быть, достигнет тех, кто способен ее глубоко понять. Используя ее, они смогут построить мост, который выведет их из мрака.

История священной трубки Сиу была передана устно предыдущим ее хранителем Головой Лося, Хехака Па, трем людям. Черный Лось - единственный из них, кто еще был жив во время написания этой книги. Ему уже было за 90 лет. Когда Голова Лося передавал эту историю Черному Лосю, он сказал, что он должна быть передана дальше. Ибо до тех пор, пока она известна и трубку используют - народ будет жить. Но как только она будет забыта, народ останется без души, и они погибнут.

В этих записях я временами провожу безусловные параллели, взятые из традиций народов других материков, чтобы продемонстрировать универсальность и общепризнанность основных положений религии Сиу.

Кроме этих отступлений, все записи, объясняющие материал по Лакота, прямо из рассказа Черного Лося или, иногда, из рассказа его близкого друга Маленького Воина, который во многом содействовал нам.

Для тех, кто заинтересован в том, чтобы узнать больше о жизни Черного Лося, я могу порекомендовать прекрасную книгу, написанную Джоном Д. Нейхардтом " Говорит Черный Лось" (Нью-Йорк, Морроу, 1932).

А по вопросам истории Оглала-Сиу читателю следует обратиться к книге Джорджа Е. Хайда " Народ Красного Облака" (George E. Hyde " Red Cloud's Folk" (Norman: University of Oklahoma Press, 1937)).

Я хочу выразить благодарность Бенджамину Черному Лосю, сыну Черного Лося, который выполнял роль переводчика, и которому мы обязаны этой книгой. Нечасто найдешь переводчика, который в совершенстве владеет английским и лакота, а кроме того хорошо знаком с древней мудростью и обрядами своего народа. Часто нехватка этих качеств переводчику приводила к искажению сути вопроса во многих работах об индейцах.

Джозеф Эпес Браун.

Юго-Запад, Харбор, Майн.

Август 1953 года.

 

Вступительное слово Черного Лося

В видении, которое было мне в пору моей юности (мне было тогда только девять зим) была одна вещь, которая со временем приобретает все большее и большее значение. Это относится к священной трубке и ее значимости для нашего народа.

Белые, в частности, христиане, говорят, что бог послал к людям своего сына, который должен был восстановить порядок и мир на земле. Иисус Христос был распят, но он придет снова в конце мира. Это понимаю я и знаю, что это так. Но белые должны знать, что для красного народа по воле Вакан-Танка, Великого Духа, - зверь превратился в двуногое существо, чтобы принести саму священную трубку своему народу. Мы также знаем, что эта Женщина Белой Бизонихи (которая принесла нам нашу священную трубку) появится в конце этого " мира" снова, наступление которого, как мы, индейцы знаем, уже недалеко.

Большинство людей называют ее " Трубкой Мира", однако сейчас нет мира на земле, даже между соседями. Давно прошли те времена, когда на Земле царил мир. Христиане много говорят о мире, но это только разговоры.

Я молюсь за мир с нашей священной трубкой и, может быть, благодаря этой книге, в которой я объясню, что в действительности наша трубка означает, мир придет к тем народам, которые смогут меня понять. Понимание это должно исходить от сердца, а не от одного только разума.

Мы, индейцы, знаем одного Истинного Бога, и мы молимся ему постоянно.

Я постарался создать эту книгу, руководствуясь одним желанием - помочь моему народу в понимании величия и истинности наших собственных традиций. А так же, чтобы помочь в установлении мира на Земле, не только среди людей, но и среди всего созданного в мире.

Мы должны хорошо понимать, что все создано Великим Духом и все пронизано Им. Он - во всем: в деревьях, травах, реках, горах, во всех четвероногих и Крылатых народах. И даже, более того, Он - надо всеми этими вещами и народами. Когда мы действительно поймем все это глубоко в наших сердцах, тогда мы будет бояться и любить, и знать Великого Духа, и тогда мы будем существовать и действовать, и жить так, как Он предначертал.

Черный Лось

Мандерсон, Южная Дакота.

25 декабря 1947.

 

Глава I.

Дар священной трубки.

Однажды ранним утром, очень много зим назад, два воина-лакота охотились с луками и стрелами. Стоя на холме, они высматривали дичь. И вот в отдалении они заметили что-то, приближающееся к ним очень странным и удивительным способом. Когда этот таинственный предмет приблизился, они увидели, что это была очень красивая женщина, одетая в белое замшевое платье и несущая на спине узел. Женщина была так хороша, что один из воинов задумал недоброе. Он поделился своими замыслами с товарищем, но тот сказал, что это нехорошо, ибо наверняка эта женщина не простая, а священная.[1]

Тем временем женщина подошла совсем близко к охотникам и, опустив свой узел на землю, велела недоброму воину подойти к ней. Как только юноша приблизился к таинственной женщине, их обоих накрыло огромное облако. Когда оно рассеялось, у ног священной женщины лежали кости воина, и ужасные змеи поедали остатки его мяса[2].

- Видишь, - сказала женщина второму воину. - Я пришла к твоему народу и хочу говорить с твоим вождем Стоящим Полым Рогом. Возвращайся к нему и, вели приготовить большое типи, в котором пусть соберется весь его народ. Пусть они ждут моего прихода, я хочу сказать вам нечто очень важное!

Воин вернулся в типи своего вождя и рассказал ему о случившемся, Вождь, Стоящий Полый Рог, велел снять несколько типи и из них сделать большое жилище, как велела женщина[3].

Он послал глашатая объявить людям, чтобы они надели свои лучшие одежды из замши и собрались в построенном типи.

Ожидая появления священной женщины, все люди очень волновались, и каждый строил догадки о том, откуда эта таинственная женщина пришла и о чем она хочет сказать.

Вскоре юноши, наблюдавшие за окрестностями, сообщили, что они видят что-то в отдалении и оно приближается к ним удивительным образом. Внезапно женщина вошла в жилище, обошла очаг по ходу солнца[4] и остановилась перед Стоящим Полым Рогом[5]. Она сняла со спины узел и, держа его обеими руками перед вождем сказала:

- Посмотрите на это, полюбите это навсегда! Это – «Лела вакан»[6], святыня, и вы должны обращаться с ней как со святыней. Ни один нечистый человек не должен даже видеть ее.

- В этом узле находится священная трубка. С ней вы будете в течении грядущих зим посылать свои голоса к Вакан-Танка, вашему Отцу и Деду[7].

Сказав это, женщина вынула из узла трубку и маленький круглый камешек, который положила на землю. Подняв трубку мундштуком к небу, она сказала:

С этой священной трубкой вы пойдете по земле. Земля есть ваша Бабушка и Мать, она священна[8]. Каждый шаг, сделанный по ней, должен быть как молитва.

Головка этой трубки сделана из красного камня, а он есть Земля, Высеченная из камня и смотрящая в центр земли - это теленок бизона, который означает всех четвероногих, живущих на вашей Матери-Земле[9].

Чубук трубки сделан из дерева, и это символизирует все, что растет на земле. Эти двенадцать перьев, висящие у места, где соединяются головка и чубук, от Ванбли Галешка[10], Пятнистого Орла[11]. И они означают этого орла и всех крылатых обитателей воздушного царства.

Все эти народы и предметы вселенной присоединяются к тебе, когда ты куришь эту трубку. Все они, вместе с тобой, пошлют свои голоса к Вакан-Танка, Великому Духу. Когда ты молишься с этой трубкой, ты молишься за всех и вместе со всеми.

Вакан-женщина коснулась затем трубкой круглого камешка, лежавшего на земле, и сказала:

- Благодаря этой трубке, вы будете связаны со всеми вашими родственниками: вашим Дедом и Отцом, вашей Бабушкой и Матерью.

Этот круглый камень, сделанный из того же красного камня, что и головка трубки, дал ваш Отец Вакан-Танка. Этот камень - земля, которую Он вам дал - красная, и двуногие, живущие на ней - красные. Великий Дух дал вам так же красный день и красную дорогу[12].

Все это священно, и это нужно всегда помнить. Каждый рассвет, когда он приходит - это священное событие, ибо свет приходит от вашего Отца, Вакан-Танка. Всегда помните, что все народы, стоящие на земле - священны и заслуживают соответствующего обращения.

С этого времени священная трубка будет стоять на этой красной земле, и люди возьмут ее и пошлют свои голоса к Вакан-Танка. Семь кругов, которые вы видите на этом камне, имеют большое значение, так как обозначают семь обрядов, в которых будет использоваться эта трубка[13].

Первый большой круг представляет собой первый обряд, который я вам дам. Остальные шесть представляют собой обряды, которые будут открыты вам со временем[14].

Стоящий Полый Рог, будь внимателен и добр к этим дарам и к своему народу, ибо они Вакан. Обладая этой трубкой, люди возвысятся и к ним придет все, что есть добро. Вакан-Танка дал вам эту трубку, и через нее к вам придет знание. За этот великий дар вам следует быть всегда благодарными.

А теперь, прежде чем уйти, я хочу дать вам указания для первого обряда, в котором ваш народ будет использовать эту трубку.

День, когда один из вашего народа умирает, должен быть для вас священным. Вы должны хранить его душу так, как я вас научу, и тогда вы получите большую силу[15]. Так как, если душа умершего сохраняется, то она увеличивает ваше единство и любовь к своим ближним. Пока душа человека хранится его народом, она может передавать ваш голос к Вакан-Танка.

Так же священным будет день, когда душа освобождается и возвращается в свой дом к Вакан-Танка. В этот день четыре женщины станут священными. Через определенное время они родят детей, которые пройдут по тропе жизни священным путем, подавая пример всему народу. Заметьте меня, ибо я являюсь тем, через что они станут Вакан.

Тот, кто хранит душу человека, должен быть добрым и достойным человеком. Ему следует использовать эту трубку так, чтобы все люди вместе с душой могли послать свои голоса к Вакан-Танка.

Плод вашей Матери-земли, плод всего рожденного, будет счастлив идя этой тропой по жизни. Не забывайте, что Вакан-Танка дал вам семь дней, в которые нужно посылать ему свои голоса. Пока вы помните это, вы будете жить. Остальное вы узнаете непосредственно от Вакан-Танка!

Затем, уже собираясь уходить, священная женщина снова повернулась к Стоящему Полому Рогу и сказала:

- Посмотрите на эту трубку! Всегда помните насколько она священна и обращайтесь с ней соответственно. Помните, что во мне воплотились четыре времени мира[16]. Теперь я ухожу, но я буду оглядываться на ваш народ каждый век, а в конце я вернусь.

Двигаясь вокруг жилища по ходу солнца, женщина удалилась, но отойдя немного, она обернулась к людям и села. Когда она встала, то превратилась в красно-коричневого теленка бизона.

Теленок пошел дальше, затем обернулся к людям, лег и перекатившись по земле, встал уже белым бизоном.

Белый бизон пошел еще дальше и снова, остановившись, перекатился по земле, став на этот раз черным бизоном.

Черный бизон отошел очень далеко, остановился и после поклонов на каждую из четырех сторон света, исчез над холмом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.