Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инипи: обряд очищения.






В обряде Оникаве (Потельни)[32]используются все силы вселенной: земли и того, что произрастает из нее, огня и воздуха.

Вода представляет Гром-существа, появление которых ужасно, но приносит добро. Пар, восходящий от камней, в которых есть огонь, пугает, но он же т очищает нас так, что мы можем следовать воле Вакан-Танка. Если мы станем очень чистыми, он может даже послать нам видение.

Используя в обряде воду, мы должны думать о Вакан-Танка, который изобилует, отдавая свою силу и жизнь всему. Нам даже следует быть подобными воде, которая находится ниже, чем все вещи, но сильнее даже скал.

Палатка для Инипи делается из двенадцать или 16 молодых ив. Это так же дает нам урок, ибо падая, их листья умирают и возвращаются к земле, но весной они снова зазеленеют и вернутся к жизни. Так же и человек. Он умирает, но его душа продолжает жить в реальном мире Вакан-Танка, где нет ничего, кроме духов всех вещей. И эту, истинную жизнь, мы можем узнать здесь на земле, если очистим наша тела и умы, тем самым приближаясь к Вакан-Танка.

Камни, которые мы используем, представляют Бабушку Землю, от которой происходят все плоды. Они, эти камни, представляют также неразрушимую и вечную природу Вакан-Танка.

Ивы, составляющие остов палатки Инипи, устанавливают так, что они отмечают четыре четверти вселенной. Значит, вся палатка в целом - есть вся вселенная и все двуногие, четвероногие и крылатые народы, и все вещи мира содержатся в ней. Все они тоже должны быть очищены до того, как они смогут послать свой голос к Вакан-Танка.

Огонь, используемые для нагревания камней, представляет великую силу Вакан-Танка, дающую жизнь всему. Он, словно солнечный луч, ибо Солнце - это тоже Вакан-Танка, в определенном аспекте.

Круглая площадка для камней в центре Инипи - это центр вселенной, в котором живет Вакан-Танка с его силой - огнем.

Все эти вещи - Вакан для нас и должны пониматься глубоко, если мы действительно стремимся стать чище. Сила вещи и действия состоит в понимании ее значения.

Палатка Инипи всегда сооружается входом на восток, потому что оттуда приходит свет мудрости. Примерно в десяти шагах к востоку от входа мы делаем священную палатку для костра, которая называется «Пета овихаккешни»[33] или вечный огонь. Здесь нагреваются камни.

На эту палатку сначала кладутся четыре палки, ориентированные восток-запад, затем на них сверху - четыре палки север-юг. Затем вокруг приставляются палки как в типи: сначала на западной, затем на северной, восточной и южной стороне. Камни сначала кладутся тоже по этим четырем направлениям, а затем много камней складываются на дрова сверху. При этом следует молиться:

- О Дед, Вакан-Танка, Ты - есть и всегда был! Я готов исполнить Твою волю так, как Ты учил нас. Размещая эти священные камни на четыре четверти, мы понимаем, что это - Ты, который находится в центре всего.

- О священные камни, вы помогаете нам исполнить волю Вакан-Танка.

И, когда мы зажигаем огонь, всегда с восточной стороны костра, мы молимся:

- О Вакан-Танка, это Твой вечный огонь, данный нам. Это Твоя воля, что мы сделали это священное место. Вечный огонь горит всегда и благодаря ему мы будем жить заново, будучи очищенными и приблизившись к Твоим силам.

Делая центральный алтарь в палатке Инипи, где потом будут положены нагретые камни, мы сначала втыкаем в землю палку в центре. Затем с помощью ремешка рисуем на земле окружность. В это время мы должны молиться:

- О Дед и Отец, Вакан-Танка, создатель всего, что существует, который всегда был. Заметь меня!

- И ты, Бабушка и Мать, Земля, ты - Вакан и у тебя есть священные уши. Услышь меня! Мы все пришли от тебя, мы являемся частью тебя и мы вернемся к тебе, когда наши души пойдут по Великой Тропе Духов.

- Обозначая этот центр в земле, я вспоминаю тебя. К Тебе вернется мое тело, но мой дух станет одним целым с Вакан-Танка, ибо Он - выше всего. Очищая себя, я хочу сделаться достойным Тебя, о Вакан-Танка, чтобы мой народ мог жить!

Теперь в центре Инипи делается круглое углубление. Землей, вынутой оттуда, посыпается священная тропа, ведущая от входа на восток, и в конце ее насыпается маленький земляной холмик. Насыпая землю, мы молимся:

- На тебе, Бабушка Земля, я насыпаю священную тропу жизни. Очищая себя, мы твердо пойдем по этой тропе, ведущей к ВаканТанка. На ней есть четыре шага, которые священны. Позволь моему народу идти этой тропой. Позволь нам быть чистыми! Позволь нам жить снова!

И теперь, посылая голос прямо к Вакан-Танка, мы восклицаем:

- Дед, Вакан-Танка, мы узнали Твою волю, и мы знаем священные шаги, которые должны сделать. При помощи и при содействии всех вещей и всех существ, мы готовы послать наш голос к Тебе. Будь милосерден к нам! Помоги нам!

- Я вступаю на эту священную тропу и посылаю свой голос к Тебе через четыре силы, которые на самом деле - одно. Помоги мне во всем этом!

- О, мой Дед, Вакан-Танка, будь благосклонен к нам! Помоги моему народу и всем другим существам жить в святости, благодаря Тебя! Помоги нам, о Вакан-Танка, жить снова!

Тот, кто проводит обряд очищения, входит в палатку со своей трубкой. Он проходит по кругу, по ходу солнца и садится на западе, лицом к входу. Он делает алтарь в центральном углублении, кладя щепотки табака в четыре его угла.

Горячий уголь подают в палатку и он кладет его в центре. Руководитель затем жжет на нем священную душистую траву и натирает дымом все свое тело, ноги, голову и руки. Трубка тоже очищается над дымом. Все это становится священным и, если в палатке есть что-нибудь нехорошее, то оно будет выгнано силой этого священного дыма.

Теперь руководитель обряда предлагает щепотку табака Крылатой Силе запада, места, где садится солнце, места, от которого приходят очищающие воды. Эта Сила призывается и ее просят помочь в обряде. считается, что она воплощается в щепотке табака. Ее кладут в трубку и так же предлагают табак Силе севера, места, откуда приходят очищающие ветра; Силе востока, места, где встает солнце и откуда приходит мудрость; Силе юга, места, которое является источником и концом всей жизни; вверх - небесам, и наконец, Матери-Земле. Когда призывается помощь каждой Силы и, когда каждая щепотка табака кладется в трубку, все стоящие около палатки Инипи громко восклицают: «Хау!» Этим они выражают свою радость и удовлетворение по поводу сделанного.

Когда трубка набита, руководитель выходит из палатки и, пройдя на восток по священной тропе, кладет трубку на земляной холмик в ее конце, головкой на запад, а чубуком на восток.

Все, кто готов очищаться, входят за ним в палатку. Опускаясь на четвереньки, чтобы войти, каждый молится:

- Хи хо! Хи хо! Пила мийя (спасибо)! Низко наклонясь, чтобы войти в это жилище, я вспоминаю, что я - ничто в сравнении с Тобой, о Вакан-Танка, который - Все. Ты поместил нас на этот остров и мы последние из тех, кто был создан Тобой, который был первым и который был всегда. Помоги мне стать чистым, перед тем, как я пошлю свой голос к Тебе! Помоги нам во всем том, что мы собираемся делать!

Внутри, участники церемонии, двигаясь по ходу солнца, рассаживаются на священный шалфей, устилающий пол. Руководитель садится на востоке, прямо за дверью. Некоторое время все хранят молчание, вспоминая доброту и могущество Вакан-Танки.

Затем, помощником руководителя (часто это женщина), который остается за дверью в продолжении обряда, в палатку подается трубка. Тот человек, который сидит на западе, берет ее и кладет перед собой головкой на восток и чубуком на запад.

Деревянными щипцами помощник берет один камень из священного костра, Пета овихаккешни, и, пройдя по священной тропе, подает его в палатку. Камень кладут в середину алтаря, он предназначен для Вакан-Танка, который всегда находится в центре всего. Человек, сидящий на западе, касается головкой трубки этого камня. И так он поступает каждый раз, когда камень кладется на алтарь. В это время все восклицают: " Хи йе! Хи йе! Благодарим! "

Второй камень, внесенный в палатку, кладут на западную сторону алтаря, следующий на Север, затем на Восток, затем на Юг, один на землю, и наконец один священный камень, представляющий ВаканТанка, кладется сверху на них. Теперь все эти камни олицетворяют все, что есть во вселенной.

Человек, сидящий на западе, предлагает трубку небесам, земле и четырем сторонам света. Затем он раскуривает ее и после нескольких затяжек, натерев дымом трубки все свое тело, передает трубку сидящему слева от него, говоря (смотря по их отношениям) или: " Хо Ате! " или: " Хо Тункашила".

Тот, кто берет трубку, говорит в ответ: " Хау Ата! " или " Хау Тункашила", и таким образом трубка обходит по солнцу весь круг. Когда она вернется к человеку, сидящему на западе, он очищает ее, чтобы нечистый человек не мог коснуться ее и вычищает пепел, складывая его на краю священного алтаря.

Это первое использование трубки напоминает нам о священной женщина Белого Бизона, которая когда-то вошла в наше жилище.

Теперь трубка проходит по кругу к руководителю обряда, сидящему на востоке. Он держит ее немного над священным алтарем чубуком на запад, а затем двигает в таком положении вдоль священной тропы в направлении на восток. Помощник за дверью берет ее и, набив согласно обычному ритуалу, прислоняет к земляной насыпи головкой на восток, а чубуком на запад, ибо теперь призывается Сила Запада.

Помощник закрывает дверь в Инипи, создавая внутри полную темноту. Эта темнота представляет собой темноту души, наше невежество, от которого мы сейчас должны очиститься и увидеть свет.

В продолжении обряда Инипи, дверь будет открыта четыре раза, пропуская внутрь свет. Это напоминает нам четыре этапа жизни, и так же о том, что благодаря доброте Вакан-Танка, мы получаем свет в каждом из этих этапов.

Человек, сидящий на западе, теперь посылает голос к Вакан-Танка:

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) - Так мы говорим, когда нуждаемся в помощи и находимся в отчаянии. И, действительно, разве сейчас мы не находимся в темноте и не нуждаемся в Свете...!

- Я посылаю голос! Услышь меня! - четырежды восклицает человек. - Вакан-Танка, Дед, Ты первый и всегда был. Ты поселил нас на этот великий остров, и здесь наш народ хочет жить священным путем. Научи нас знать и видеть все Силы Вселенной, и дай нам знание, чтобы понять, что все они в действительности являются одной Силой. Позволь нашим людям всегда посылать свои голоса к Тебе, когда они идут по священной тропе жизни!

- О древние горы, Тунлайатакапака[34], вы сейчас здесь с нами. Вакан-Танка создал землю и расположил вас на ней. По вам будут ходить целые поколения, и их шаги не задрожат.

- О, Горы, у вас нет ни глаз, ни рта. Вы не двигаетесь, но получая ваше священное дыхание, наш народ переживает " длинные зимы" на тропе жизни, так как ваше дыхание, это само дыхание жизни.

- Существует еще Крылатый, там, где солнце садится отдыхать. Он контролирует воды, которым все живущие существа обязаны своими жизнями. Позволь нам использовать здесь эти воды!

- О Ты, народ, который всегда стоит. Кто пронизывает землю и достигает небес. Ты, народ деревьев, очень многочисленен, но лишь один из вас был специально избран для поддержки этой священной палатки очищения. Вы, деревья, защитники летающих народов, ибо на вас они строят свои жилища и выращивают свое потомство. А ниже вас есть много людей, которых вы приютили. О, народ деревьев, позволь всем этим народам и всем их поколениям идти вместе, как родственникам!

- Каждой земной вещи, о Вакан-Танка, Ты дал силу, а так как огонь является самым могущественным из Твоих созданий, ибо он может истребить все другие вещи, то мы располагаем его здесь, в самом центре. И когда мы видим его и думаем о нем, мы в действительности вспоминаем Тебя. Позволь этому священному костру всегда быть в нашем центре! Помоги нам в том, что мы здесь собираемся делать!

Затем руководитель брызгает воду на камни: один раз для нашего Деда, Тункашила, один раз для нашего Отца, Ате; один раз - для нашей Бабушки, Унши; один раз для нашей Матери, Ина, Земли; и затем один раз для Священной Трубки. Это делается веткой шалфея или душистой травы, чтобы пар был ароматным, и когда он наполняет маленькое помещение, руководитель восклицает:

- О Вакан-Танка, узри меня! Я - этот народ. Представляя себя Тебе, я представляю весь народ как одно. Мы хотим жить снова! Помоги нам!

Теперь в палатке очень жарко, но это хорошо, чтобы почувствовать очищающее действие огня, воздуха и воды, и чтобы почувствовать аромат священного шалфея. После того, как эти силы хорошо поработали в нас, дверь откидывается, напоминая нам о первой эре, в которую мы получили свет от Вакан-Танка.

Внутрь подается вода, и руководитель, сидящий на востоке, передает ее по кругу (по ходу солнца), и каждый человек пьет немного или обрызгивает ею себя. Когда мы делаем так, то мы думаем о том месте, где садится солнце и откуда приходит вода, и тогда Сила этого направления помогает нам молиться.

Помощник снаружи берет наполненную трубку с земляной насыпи, предлагает ее Небесам и Земле, и идет по священной тропе. Трубку он держит чубуком вперед - к человеку, сидящему у западной стены жилища. Тот предлагает трубку шести направлениям, курит ее немного, натирая дымом свое тело, после чего передает трубку по кругу, пока она не будет выкурена. Человек, сидящий на западной стороне, вычищает трубку, складывая сгоревший табак на краю священного алтаря и отдает трубку наружу, как и до этого. Помощник снова набивает трубку и укладывает ее на священной насыпи, причем теперь чубук обращен к Северу, ибо во время второго периода темноты в Инипи, призывается Крылатая Сила Севера.

Дверь закрывается и мы находимся в темноте второй раз. Теперь молится человек, сидящий у северной стены:

- О Ты, Лысоголовый Орел, там где живет великан Вазиах! Вакан-Танка поместил тебя туда стеречь эту тропу! Ты находишься там, чтобы охранять здоровье нашего народа, чтобы мы могли жить! Помоги нам своим очистительным ветром! Позволь ему сделать нас чистыми настолько, чтобы идя по Священной Тропе Жизни, мы благодарили Вакан-Танка.

- О Дед, Вакан-Танка, Ты стоишь надо всем. Это Ты положил священный камень на землю, который и является теперь центром нашего круга.

- Ты дал нам огонь. И там, в месте где садится солнце, ты дал силу Вакиньян-Танка, который стережет воды и который охраняет саму Священную Трубку[35].

- Ты поместил Крылатого на то место, где встает солнце, дающее нам мудрость. И так же, Ты поместил одного Крылатого в месте, к которому мы всегда обращены лицом. Он есть источник жизни и он ведет нас по священной Красной Тропе. Все эти силы - это твоя Сила, и все они в действительности Одно. Сейчас все они находятся здесь, в этом жилище.

- О Вакан-Танка, Дед, Твою волю мы готовы исполнить здесь. Через Силу, которая приходит от места, где живет великан Вазиах, мы сейчас делаем себя чистыми, как новый снег. Мы находимся в

темноте, но скоро придет Свет. Когда мы покинем эту палатку, позволь нам оставить позади все поддельные мысли и невежество. Позволь нам быть похожими на новорожденных детей. Позволь нам жить снова, о Вакан-Танка!

Вода снова брызгается на камни четыре раза для Сил четырех направлений, и когда поднимается пар, мы поем песню, или просто говорим. Это помогает нам понять тайну всех вещей.

Дверь в палатку вскоре открывают во второй раз, представляя приход очищающей Силы Севера. Мы снова видим свет, который разгоняет темноту, совсем как мудрость рассеивает невежество. Снова руководителю подается вода. Он предлагает ее остальным, упоминая свое родство с каждым.

Трубка подается в палатку и передается человеку, сидящему на севере. Он предлагает ее шести направлениям, разжигает, делает несколько затяжек, натирает себя дымом и передает ее по кругу. Когда весь табак выкурен, трубка возвращается к нему. Он очищает ее и пепел складывает возле центрального алтаря.

Затем трубка отдается помощнику, который снова набивает ее и кладет на земляную насыпь, повернув чубуком на восток. Теперь мы будем призывать Силу этого направления.

Дверь закрывается; и человек, сидящий на восточной стороне (руководитель), обращается к Вакан-Танка:

- О Великий Дух, Вакан-Танка, я только что видел день, Свет жизни, там, где встает солнце. Ты дал силу мудрости Утренней Звезде. Крылатый охраняет эту тропу, имеет хорошие сильные легкие и два священных дня, которые Ты ему дал.

- О Ты, охраняющий тропу, по которой приходит солнце, посмотри на нас! Дай нам твои синий и красный дни! Помоги нам послать наши голоса к Вакан-Танка!

- О Ты, кто имеет знание, дай его немножко и нам, чтобы наши души прозрели и чтобы мы могли узнать все, что священно!

- О Утренняя Звезда, на том месте, где встает солнце. О Ты, имеющая мудрость, которую мы ищем. Помоги нам в очищении нас самих и всех людей, чтобы наши будущие поколения имели Свет, когда они пойдут по Священной Тропе Жизни. Ты ведешь зарю, когда она встает, и день, который идет со своим Светом - знанием. Это ты делаешь для нас и для всех людей мира, чтобы идя по Священной Тропе, мы ясно видели, что нам разрешается знать все священное, и что нам разрешается расти в этом знании.

Вода снова плещется на камни, и мы начинаем петь священную песню. Через некоторое время, когда жар прогрел все внутри нас, дверь открывается в третий раз и свет Востока врывается к нам.

Когда трубка передается человеку, сидящему на востоке, все восклицают: " Хи хо! Хи хо! Благодарим! ". И руководитель, держа трубку чубуком вверх, к небесам, посылает свой голос:

- Вакан-Танка, мы благодарим за Свет, который ты дал нам через Силу места, где встает солнце. Помоги нам, Сила Востока! Будь милосердна к нам!

Затем трубка зажигается и курится по кругу.

Когда мы закончили, помощник берет трубку и снова набив ее, кладет на земляную насыпь, повернув чубуком к Югу.

Снова подает он в палатку воду. Она тоже проходит по кругу и растирается по всему телу, особенно на макушке головы.

Дверь закрывается последний раз, и человек, сидящий на Юге, посылает свой голос:

- Дед, Вакан-Танка, заметь нас! Ты поместил Великую Силу там, куда мы обращены лицами. С этого направления многие поколения пришли и к нему же они вернулись. В этом направлении есть Крылатый, который охраняет священную Красную Тропу, по которой придут будущие поколения. Мы - поколение, которое находится сейчас здесь, хотим исцелить и очистить себя, чтобы мы могли жить снова!

- Мы будем жечь душистую траву[36], как подношения Вакан-Танка, и ее аромат распространится по всей земле и небесам. он сделает все четвероногие, крылатые, звездные народы небес и все вещи родственными.

- От тебя, о Бабушка-Земля, которая находится низко и которая поддерживает нас как мать, этот аромат пойдет дальше. Позволь его силе распространится по всей вселенной. Позволь его силе очистить ноги и руки двуногих, чтобы они могли идти вперед по священной земле, поднимая свои головы к Вакан-Танка.

Вся оставшаяся вода теперь выливается на камни, которые еще очень горячи, и когда пар поднимается и окутывает все, мы поем священную песню. Вскоре руководитель Инипи говорит:

- Помощник скоро откроет дверь в последний раз, и тогда мы увидим Свет. Таково желание Вакан-Танки, чтобы Свет проникал в темноту, чтобы мы могли видеть не только нашими двумя глазами, но тем глазом, что находится в душе и которым мы видим и знаем все,

что есть истинного и доброго (чанте Ишта)[37].

- Мы благодарим помощника! Пусть его потомки будут счастливыми! Это хорошо! Хечету вело! Это закончено.

Когда дверь палатки открывается, все люди радостно восклицают:

- Хи хо! Хи хо! Благодарим! - Они счастливы, ибо пришли из темноты и сейчас живут в Свете[38].

Затем помощник приносит горячие угли от священного костра и кладет их снаружи у двери палатки, на священной тропе. Он кладет на эти угли душистую траву и говорит:

- Это аромат Вакан-Танка. Благодаря ему двуногие, четвероногие и крылатые, все народы вселенной будут радоваться и будут счастливы!

Руководитель обряда поясняет:

- Это огонь, который поможет грядущим поколениям, если они используют его священным образом. Но если они используют его неправильно, то огонь приобретет огромную силу причинять им великое зло.

Руководитель очищает свои ноги и руки над дымом и, поднимая руки к небу, молится:

- Хи хо! Хи хо! Хи хо! Хи хо! Вакан-Танка, сегодня ты был добр к нам. Мы благодарим за это. Теперь я ступаю по земле. С великой радостью я иду по священной Земле - нашей матери.

- Позволь грядущим поколениям тоже идти таким же священным образом!

Двигаясь по кругу, по ходу солнца, все люди покидают палатку Инипи. Они тоже очищают свои руки и ноги дымом душистой травы и молятся Вакан-Танка так же, как молился руководитель.

Этот наиболее священный обряд теперь окончен и те, кто участвовал в нем, являются как бы заново рожденными. Считается, что они сделали много добра и принесли пользу не только себе, но и всему народу.

Мне следует, вероятно, упомянуть, что часто, когда мы находимся внутри палатки, маленькие дети засовывают внутрь головы и просят Великого Духа сделать их жизни чистыми. Мы не прогоняем их, ибо знаем, что маленькие дети всегда имеют чистые души.

Когда мы покидаем палатку очищения, мы являемся как бы душами, которые сохраняются, как я описал выше, и которые возвращаются к Вакан-Танка после очищения. Мы ведь тоже покидаем в Инипи все нечистое, так что теперь можем жить так, как желает Великий Дух. Более того, мы теперь можем знать что-то из реального мира Великого Духа, то есть того мира, который находится позади нашего.

Эти обряды Инипи очень Вакан и используются перед каким-либо важным предприятием, для которого мы хотим быть чистыми, или для которого хотим получить силу.

А зимой, многие мужчины и женщины проводили Инипи каждый день, а иногда даже несколько раз в день. От этого мы получали много нашей силы. Сейчас из-за того, что мы пренебрегаем этими обрядами, мы много потеряли. Это нехорошо, и я плачу, когда думаю об этом. Я часто молю, пусть Великий Дух покажет нашим молодым людям важность этих обрядов.

 

Глава IV.

Ханблешейяпи: Мольба о видении.

Ритуал «Ханблешейяпи» (Мольба о видении)[39], как и обряд очищения Инипи, употреблялся задолго до появления важнейшего нашего обряда Священной Трубки. Это моление очень важно. И действительно, это центр нашей религии. Из него мы восприняли много хорошего, даже четыре важнейших наших обряда, которые я вскоре объясню.

Любой человек мог " молить" или " жаловаться" для получения видения, и в старое время мы все, и мужчины и женщины " жаловались". То, что получали через видение, то есть моление жалобу, определяло часть характера человека. Только тот, кто был очень одарен, получал значительные видения, объясненные нашими жрецами и давшие силу и здоровье нашему народу.

Очень важно для человека, который решил " пожаловаться", получить совет и помощь от жреца (Вичаша Вакан)[40], чтобы все было сделано правильно, иначе может произойти что-нибудь плохое. Может даже приползти змея и обвиться вокруг " жалобщика".

Ты, конечно, слышал о нашем великом вожде и жреце Неистовом Коне[41], но возможно, не знаешь, что он получил свою великую силу через " жалобу", которую делал много лет назад, зимой, когда это очень холодно и трудно. У него были видения: Скалы, Тени, Барсука, Гарцующего Коня (отсюда его имя), а так же Пятнистого Орла (Ванбли Галешка). От каждого из них он получил много силы и святости[42].

Есть много причин для проведения моления-жалобы в безлюдном месте, на вершине горы. Некоторые имеют видения, когда они еще очень молоды и не ждут их. Тогда они идут " жаловаться", чтобы лучше понять их[43].

Мы " жалуемся", если хотим сделать себя храбрыми для тяжелого испытания в Танце Солнца или готовимся для похода по военной тропе.

Некоторые " жалуясь" просят у Великого Духа милости и указаний по лечению больного родственника. Тогда мы все близкие тоже " жалуемся", вознося благодарность за милости, которыми Великий Дух может одарить нас. Но, возможно, важнейшая причина для " жалобы" заключается в том, что она помогает воплотить и осознать себя во многих вещах. И тогда, в интересах всех, мы молимся Вакан-Танка за то, что он дает нам знание о Нем, источнике всего и святилище всего.

Наши женщины также " жалуются". Очистив себя в Инипи, они помогают затем другим женщинам. Для этого им не нужно обязательно идти на высокую уединенную гору. Для них достаточно подняться на холм в долине у лагеря, потому что они женщины и нуждаются в защите.

Когда захочет какой-либо человек " пожаловаться", он набивает свою трубку и идет с ней к шаману. Входит в типи, держа трубку чубуком впереди себя и садится перед стариком, который является его наставником и руководителем. " Жалобщик" кладет трубку на землю, повернув чубук на себя, так как он желает получить знание. Шаман поднимает руки, обращаясь к Вакан-Танка и четырем направлениям, затем берет трубку и спрашивает юношу, чего тот хочет.

- Я хочу " пожаловаться" и предложить мою трубку Вакан-Танка. Мне нужны твоя помощь и наставления. Я хочу, чтобы ты для меня послал свой голос к Высшим Силам.

- Хау! Хорошо! - сказал старик. Они выходят из типи и проходят немного в направлении на запад. Юноша становится слева от шамана и к ним присоединяются люди, оказавшиеся поблизости.

Все поднимают вверх правые руки и шаман молится, держа трубку чубуком к небесам:

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) Дед, Вакан-Танка, Ты первый и всегда был. Все принадлежит Тебе. Ты создал все! Ты - един, и к Тебе мы посылаем свой голос. Этот юноша в затруднении и хочет предложить тебе свою трубку. Мы просим, чтобы Ты помог ему.

- Несколько дней он будет жертвовать тебе свое тело. По священной Земле, нашей Матери и Бабушке, он пройдет в святости.

- Все Силы Мира! Небеса и звезды, люди, красный и синий священный дни! Все, что есть во вселенной: в реках, ручьях, родниках! Все воды, все деревья, все растущее на нашей Бабушке, все святые люди в мире!

- Слушайте! В священном родстве с вами всеми мы просим для этого юноши, чтобы его поколение росло и жило в святости!

- О Ты, Крылатый, там, где садится солнце, кто охраняет нашу священную трубку, помоги нам! Помоги нам предложить эту трубку Вакан-Танка, чтобы он благословил этого юношу!

Тут все присутствующие восклицают: " Хау! ", а затем садятся кругом на землю. Шаман предлагает трубку шести направлениям, зажигает ее и подает первому юноше, который собирается " жаловаться". Тот поднимает ее вверх с молитвой, а затем курит. Потом он передает ее по кругу. Когда трубка выкурена, ее передают назад шаману, который чистит ее и возвращает юноше, спрашивая, когда он хочет " жаловаться" и когда собирается начать.

Когда наступает назначенный день, юноша одетый только в бизоний плащ, набедренную повязку и мокасины, со своей трубкой идет в типи шамана. Он идет и плачет. Входит в палатку и кладет свою правую руку на голову старика, говоря:

- Унше ма ла-ей[44]! Будь милосерден ко мне! - Юноша кладет трубку перед шаманом и просит его о помощи.

Старик отвечает:

- Мы все знаем, что эта трубка священная и с ней ты можешь идти " жаловаться". Я помогу тебе, но ты должен всегда помнить, что я тебе сказал.

- К приходу зимы ты должен прийти обученным с наставлениями и советами, которые я тебе дам. Ты можешь " жаловаться" от одного до четырех дней или даже дольше, если хочешь. Сколько дней ты хочешь...

- Я хочу два дня.

- Хорошо! Теперь вот, что ты должен сделать. Во-первых, ты построишь палатку для Инипи, в которой мы будем очищаться. Для этого ты должен выбрать двенадцать или 16 небольших ив. Прежде чем срезать их, не забудь принести им в жертву табак и, встав перед ними, скажи: " Здесь много разных деревьев, но я выбрал вас помочь мне. Я возьму вас, но на вашем месте будут расти другие! "

- Так же, священным образом, ты должен собрать камни и шалфей. Затем свяжешь пять длинных жердей и к ним нужно добавить пять связок из двенадцати маленьких палочек. Все они будут нужны для пожертвования. До начала очищения эти связки ты прислонишь к западной стороне палатки для потения.

- Нам также понадобятся: табак, Кинни кинник, доска для его резки, оленья кожа для мешочков под табачную жертву и под душистую траву, мешочек со священной землей, нож и каменный топорик. Всем этим ты должен обеспечить себя сам. Когда ты будешь готов, мы будем очищаться. Хечету вело!

Когда палатка для очищения построена и все снаряжение собрано, шаман входит внутрь и садится на западной стороне. " Жалобщик" входит за ним и садится на севере. Помощник садится с юга. Холодный камень вносят в палатку и кладут с северной стороны от центрального алтаря, где он очищается короткой молитвой шамана. Затем помощник выносит его наружу и кладет в огонь, разведенный к востоку от палатки (пета овиханкешни).

Помощник очищает место на земле к востоку от центрального алтаря, внутри палатки очищения, и кладет туда горячий уголь. Теперь шаман двигается по кругу к востоку и, нагнувшись над углем, держит над нм немного душистой травы. При этом он молится:

- О Дед, Вакан-Танка, поддержи нас! На священный восток я кладу Твою траву. Дым, поднимающийся от земли, и огонь, все, что движется во вселенной, четвероногие и крылатые, все, что движется и все, что существует. Эта жертва от них Тебе, Вакан-Танка. Мы сделаем священным все, к чему прикоснемся!

Как только душистая трава положена на уголь, двое других людей в палатке восклицают: " Хи йе! Благодарим! " - и когда дым начинает подниматься вверх, шаман натирает им тело и руки. Так же поступают " жалобщик" и помощник. Священный дым помогает им очистить себя. Мешочек с земей, собранной помощником с восточной стороны алтаря, также очищен, и его кладут на место к западу от центрального алтаря. Каждое движение, конечно, делается медленно и торжественно, солнечным образом.

Очищенная земля бережно рассыпается вокруг священного центрального углубления. Это делается медленно и благоговейно, так как эта земля представляет всю вселенную. Помощник дает шаману палочку, которой тот отмечает четыре места вокруг углубления. Первое на западе, затем на севере, востоке и юге. Затем он соединяет линией на земле запад с востоком и север с югом. Все это очень важно и означает четыре Великие Силы во вселенной, а центр - это место пребывания Вакан-Танка.

Помощник в расщепленной палке приносит снаружи горячий уголь. Он двигается медленно, останавливаясь четыре раза. При последней остановке кладет уголь на центр пересечения линий.

Держа щепотку душистой травы над углем, шаман молится:

- Мой Дед, Вакан-Танка, Ты - все. Мой Отец, Вакан-Танка, все принадлежит Тебе. Я кладу Твою душистую траву на огонь. Этот аромат - Твой!

Старик медленно опускает душистую траву на уголь. Помощник берет трубку и торжественно двигаясь с ней по ходу солнца, передает в руки шаману, который молится с ней так:

- О Вакан-Танка, увидь мою трубку! Я держу ее над дымом этой травы. О Вакан-Танка, увидь это священное место, сделанное нами. Мы знаем, что в нем пребываешь Ты. По этому кругу пойдут поколения. Четвероногие, двуногие, крылатые и четыре Силы вселенной - все увидят это место Твое!

Шаман держит трубку над дымом, направляя чубук сначала на запад, затем на север, на восток и на юг, к небесам, а затем касается им земли у своих ног. Он очищает все священное снаряжение: бизоний плащ и все жертвенные палочки. Затем он делает маленькие мешочки для табака, которые привязывает к концам жертвенных палочек.

Теперь старик садится с западной стороны, берет доску для резки табака и начинает рубить и смешивать Кинни-кинник. Но сначала он внимательно осматривает трубку, ее величину и размеры, так как он должен сделать достаточное количество табака, чтобы наполнить ее, но не больше. Каждый раз, отрезая кусочек табака, он посвящает его одной из четвертей мира, заботясь о том, чтобы ни одна крошка не упала с доски, - так как это может рассердить Громовое существо. Закончив приготовление табака, старик берет трубку в левую руку и, держа щепотку Кинни-кинника в правой, молится:

- О Вакан-Танка, мой Отец и Дед! Ты был первый и всегда будешь. Посмотри на этого юношу, который обеспокоен. Он хочет идти по священной тропе, и он принесет Тебе эту трубку. Будь благосклонен к нему, помоги ему! Четыре Силы и весь мир помещены в табак и положены в трубку. Этот юноша предложит ее Тебе с помощью " крылатых" и всего сущего.

- Первой кладешься в трубку Ты, Крылатая Сила места, где садится солнце. Ты и твоя стража древние и священные. Смотрите! Вот место для вас в трубке. Помогите нам, Вы и ваши два священных синих и красных дня!

Шаман кладет эту щепотку табака в трубку и поднимает следующую, обращаясь к северу, где живет великан Вазиах.

О Ты, Крылатая Сила, находящаяся там, где жилище Великана, откуда дуют сильные очищающие ветры - вот место для Тебя в трубке. Помоги нам вместе со своими двумя священными днями!

Сила этого направления положена в трубку и третья щепоть табака обращена к востоку:

- О Ты, Сила места, откуда приходит к нам солнце. Кто охраняет свет и дает знание. Эта трубка будет предложена Вакан-Танка. Вот место в ней для Тебя. Помоги нам с твоими священными днями!

Также Сила Востока помещается в трубку, и щепотка табака протягивается по направлению к югу, к месту, куда мы всегда обращены лицом:

- О Ты, кто управляет священными ветрами, живущий там, куда мы всегда обращены лицом, дающий жизнь. Ты, от которого все существует. От которого приходят и уходят наши поколения. Эта трубка для приношения Вакан-Танка. Вот место в ней для тебя. Помоги нам вместе с твоими двумя священными днями!

Таким образом все Силы четырех направлений заключены в табаке и помещены в трубку. Теперь щепотка священного табака протягивается к небесам, для Ванбли Галешка, Пятнистого Орла, который выше всех живущих, и который представляет Вакан-Танка:

- О Пятнистый Орел, кружащийся в вышине небес. Ты видишь все на небесах и на земле. Этот юноша собирается предложить свою трубку Вакан-Танка, в надежде получить знание. Помоги ему и всем, кто посылает свои голоса через тебя к Вакан-Танка. Вот место для тебя в трубке. Дай нам твои два священных синих и красных дня!

С этой молитвой Пятнистый Орел, воплощенный в табаке, помещается в трубку. Табак предлагается земле. Шаман продолжает молиться:

- О Унши, Ина, наша Бабушка и Мать, Ты священна. Мы знаем, что из Тебя произошли наши тела. Этот юноша хочет стать единым со всеми, он хочет получить знание. Ему и нам, всем твоим людям, помоги! Вот место для тебя в трубке. Дай нам два твоих священных синий и красный дни.

Земля, которая теперь олицетворяется табаком, помещается в трубку и таким образом все шесть Сил мироздания объединены в одном. Однако, чтобы быть уверенным в том, что все в мире объединено в трубке, шаман приносит в жертву крупинки табака для каждого из следующих летающих существ:

- О священный повелитель птиц, летящий два священных дня и приносящий благополучие семьям, позволь нам тоже расти и жить. Вот место для тебя. Эта трубка будет предложена Вакан-Танка. Помоги нам!

С этой молитвой крупинки табака, посвященные птицам: луговому жаворонку, дятлу, снегирю, вороне, сороке, голубю, ястребу, орлу и грифу кладутся в трубку.

А в конце табак кладется за двуногих, присоединившихся к " жалобщику", за тех, кто жертвует себя Вакан-Танка. Трубка затем залепляется жиром. " Жалобщик" возьмет ее с собой, когда отправится на вершину горы, и будет предлагать ее Вакан-Танка. Однако он не может ее курить, пока не закончит " жалобу" и не вернется в лагерь к шаману.

Все жертвенные шесты и очищенное снаряжение ставятся теперь снаружи палатки с западной стороны. Три человека, которые участвовали в очищении (шаман, помощник и " жалобщик") выходят из палатки и готовятся к церемонии Инипи. Они снимают всю свою одежду за исключением набедренных повязок. Теперь всем другим людям, кто хочет, разрешается принять участие в ритуале очищения.

" Жалобщик" входит в палатку Инипи первым и, пройдя по солнцу, садится на западной стороне. Он берет свою трубку, которая оставалась в палатке, обращенная чубуком на восток, делает чубуком круговое движение по солнцу и держит ее в направлении на восток всю первую часть ритуала. Шаман входит за ним и обойдя " жалобщика" сзади, садится на востоке, возле двери. Остальные, кто хочет участвовать в обряде, занимают оставшиеся места. Двое человек остаются снаружи, как помощники.

Один из них набивает трубку, следую обычному ритуалу, и подает внутрь человеку, сидящему слева от " жалобщика". Камни, предварительно очищенные и нагретые за палаткой, помощник берет расщепленной палкой и кладет: первый в центре священного алтаря, второй к западу, а следующие к северу, востоку и югу. Когда камни уложены на место, человек, держащий трубку, касается ею своих ног и каждого камня. В это время все присутствующие восклицают: " Хи йе! Хи йе! " Трубку зажигают и предлагают Небесам, Земле и четырем направлениям. Затем курят ее по кругу, каждый человек упоминает своих родственников, вспоминает о своей связи и родстве с каждым, следующим за ним, и после каждого курящего, все вместе восклицают: " Митакуей ойясин[45]! Мы все родственники! "

Человек, который зажигал трубку, теперь вычищает из нее пепел и кладет его на центр алтаря, а трубку передает налево по кругу и наружу из палатки. Помощник снова набивает ее и прислоняет к священной насыпи, направив чубук на запад. Дверь в палатке закрыли, и шаман молится в темноте:

- Увидь! Все, что движется в мире - здесь! - Это повторяет каждый в палатке, и в конце они все восклицают: " Хау! "

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза). Я посылаю свой голос. Услышь меня! (4 раза)

- Вакан-Танка, этот юноша просит Тебя быть к нему милосердным. Он говорит, что он в затруднении и нуждается в Твоей помощи. В предлагаемую Тебе трубку он вложил свой ум и тело. Время пришло. Он отправится на высокое место и там будет плакать и просить Твоей помощи. Будь к нему благосклонен!

- О Вы, четыре Силы мира, Вы реющие в воздухе и все существа, движущиеся в мире - вы все заключены в этой трубке. Помогите этому юноше для всех вас получить знание от Вакан-Танка. Будьте благосклонны к нему!

- О Вакан-Танка, позволь этому юноше, когда он будет один на четырех ветрах, породниться с четырьмя Силами мира, со светом и зарей. Разреши ему понять взаимосвязь со всеми крылатыми, населяющими воздух. Он встанет ногами на священную землю на вершине горы. Позволь ему там получить понимание. Позволь его потомкам жить в святости. Все дано от Тебя, о Вакан-Танка, милосердный и помогающий всем нам. Мы просим у Тебя все, потому что знаем, что Ты только Один и, что Ты имеешь силу надо всем!

Немного воды льют на красные, горячие камни и все присутствующие поют:

Дед, я посылаю голос!

К небесам над миром, я посылаю голос!

Позволь жить моему народу!

В то время, когда люди поют и горячий пар окутывает все, " жалобщик" плачет, смиряя себя и помня свою ничтожность в присутствии Великого Духа[46].

Спустя некоторое время помощник открывает в палатке дверь и " жалобщик" прижимает свою трубку сначала к одному плечу, а затем к другому. Он плачет, все время обращаясь к Великому Духу:

- Будь милосерден ко мне! Помоги мне!

Затем его трубка передается по кругу и каждый прижимает ее к себе и плачет таким же образом. Ее передают наружу, и помощник тоже прижимает ее к груди, а затем прислоняет к земляному холмику, направив чубук на восток, так как это направление является источником света и познания.

Вторая трубка, принимающая участие в ритуале очищения и лежащая на священной насыпи чубуком на запад, теперь подается в палатку человеку, сидящему слева от " жалобщика". Она зажигается, и после того как каждый сидящий в кругу покурит ее, она передается наружу. По кругу передается вода, и " жалобщику" теперь позволено пить сколько хочет, но он должен быть осторожен и не пролить ни капли, и не капнуть водой на свое тело, потому что это может рассердить Громовые существа, хранящие священные воды, и тогда они будут являться к нему каждую ночь во время его " жалобы". Шаман дает " жалобщику" шалфей, чтобы им натереть тело, и затем дверь закрывают еще раз. Один из присутствующих в палатке и уже имевший прежде видение, говорит другим людям:

- На этой священной земле, Громовые существа были благосклонны ко мне и дали мне силу от того места, где живет великан Вазиах. Это был орел, явившийся мне. Тебя он тоже увидит.

- Потом из места, где поднимается солнце, они послали мне Лысоголового Орла. Тебя он тоже увидит. Из места, куда мы всегда лицом (с юга), они послали мне летящего Пятнистого Орла. Он тоже увидит тебя. Тебя увидят все Силы мира и священная земля, на которой ты стоишь.

- Они все дали мне верный путь на этой земле, и ты тоже можешь узнать его. Направь свой ум на суть и значение вещей, и ты - " увидишь"! Итак, это все. Помни об этом! Хечету вело!

Старик поет:

Они посылают голос ко мне,

Из места, где садится солнце.

Наш Дед посылает голос ко мне,

Оттуда, где садится солнце.

Они говорят мне, как они идут.

Глас нашего Деда обращен ко мне.

Крылатый, оттуда, где живет Великан,

Посылает голос ко мне. Он зовет меня.

Наш Дед зовет меня!

В то время, как старик поет эту песню, воду брызгают на камни и людей окутывает горячий пар и темнота. Проходит некоторое время, дверь открывают и свежий воздух и свет наполняют маленькую палатку. Снова трубка берется со священной насыпи и передается человеку, сидящему на северной стороне палатки. После того как она будет выкурена, она помещается на насыпи, направленная чубуком на восток. Дверь закрыли и шаман, сидящий на востоке у двери, молится:

- О Вакан-Танка, заметь все, что мы здесь делаем и говорим! О Ты, Сила места, где садится солнце, кто владеет водами. В проломе, пробитом твоими водами, этот юноша очищается. И вы, очень старые камни, помогающие нам здесь, слушайте! Вы крепко стоите на этой земле, мы знаем, что ветры не могут поколебать вас. Этот юноша собирается послать свой голос и плач для получения видения. Помогите нам. Дайте ему немного от вашей силы. Пройдя сквозь брешь, пробитую вами, он станет чистым.

- О вечный огонь, в месте, где встает солнце. От тебя этот юноша получает силу и свет.

- О вы, стоящие деревья, Вакан-Танка дал вам силу стоять прямо. Позвольте этому юноше всегда брать с вас пример. Позвольте ему быть стойким, как вы. Это хорошо! Хечету вело!

Все люди снова поют еще немного, в то время как дверь открыли, трубку подают шаману. Он зажигает ее и после нескольких затяжек передает по кругу. Когда табак выкурен, помощник снова берет трубку и кладет ее на земляную насыпь, чубуком к югу. Дверь в Инипи закрыли в последний раз, и шаман адресует свою молитву к камням:

- О вы, древние священные камни, у вас нет ни глаз, ни ушей, однако вы все видите и слышите. Через вашу силу этот юноша станет чистым. Это позволит ему идти и получить послание от Вакан-Танка. Люди, охраняющие дверь этой священной палатки, вскоре откроют ее в четвертый раз и мы увидим свет и мир. Будьте милосердны к людям, охраняющим дверь. Благословите их потомков!

Воду плескают на все еще горячие камни и спустя короткое время после того, как пар проникнет во все углы палатки, дверь открывают и все люди восклицают: " Хи хо! Хи хо! Благодарим! "

" Жалобщик" первым выходит из палатки и садится на священную тропу перед земляной насыпью. Все это время он плачет. Один из помощников поднимает очищенный бизоний плащ и накидывает ему на плечи, а другой берет трубку, которая все это время лежала на священной насыпи и дает ее " жалобщику". Он теперь готов отправиться на высокую гору, где и будет плакать и молить о видении.

Приводят трех лошадей. На двух из них грузят жертвенные шесты и немного священного шалфея. Плача еще жалобнее, юноша садится на третью лошадь, держа в руках свою трубку.

Добравшись до подножия выбранной горы, двое помощников идут вперед со всем снаряжением, чтобы приготовить священное место на вершине. На месте по направлению от лагеря они отмечают выбранное место и складывают здесь все снаряжение. В центре они сначала делают углубление, кладут в него немного табака Кинни кинник, а затем устанавливают в этом углублении шест с привязанными к верхушке маленькими палочками. Один из помощников делает десять больших шагов по направлению на запад и так же, как в центре, устанавливает еще шест, с привязанными к нему жертвенными палочками. Затем он возвращается в центр, берет другой шест и устанавливает его в десяти шагах к северу от центра. Снова возвращается в центр. Таким же образом устанавливаются шесты на востоке и на юге.

В это время другой помощник делает у центрального шеста ложе из шалфея, чтобы, когда " жалобщик" устанет, он мог бы полежать, головой касаясь центрального шеста, а ногами в направлении на восток. Когда все готово, помощники возвращаются к " жалобщику" к подножию горы.

" Жалобщик" снимает с себя мокасины и даже набедренную повязку, ибо если он действительно хочет жаловаться, то он должен быть беде и не зависеть от вещей в этом мире.

В одиночестве он поднимается на вершину горы, захватив бизоний плащ, который укроет его ночью, и держа перед собой свою трубку. Все это время он плачет:

- Вакан-Танка, оншимала ей ойате вани вашин чо[47]! Великий Дух, будь милосерден ко мне! Позволь моему народу жить!

Придя на священное место " жалобщик" становится у центрального шеста и, повернувшись лицом на запад, поднимает обеими руками свою трубку. Он продолжает плакать:

- О Вакан-Танка, пожалей меня, позволь моему народу жить!

Двигаясь очень медленно, он доходит до западного шеста, где снова возносит молитву и затем снова возвращается в центр. Так же он доходит до северного и южного шестов, всегда возвращаясь к центру. После завершения каждого прохода (у западного, северного, восточного и южного шестов, а также в центре), он направляет свою трубку к небесам, обращаясь с просьбой к Крылатым и всем существующим в мире помочь ему. Затем направляет трубку к земле, прося помощи от всего, что растет на нашей Матери.

В пересказе все это занимает очень немного времени, однако " жалобщик" должен делать все это очень медленно и торжественно. Часто за час или даже за два он делает всего один из таких проходов. Он не может двигаться по-другому, то есть пересекая направления, хотя он может задерживаться в одном месте столько, сколько захочет. Но весь долгий день он должен делать это постоянное моление, как угодно - ии громко, или безмолвно, про себя. Для Великого Духа, который везде, это безразлично. Он слышит все в наших умах и сердцах. Не обязательно обращаться к нему громким голосом. Для моления " жалобщика" это неважно, он может оставаться безмолвным, направив внимание на Великого Духа или на одну из его Сил. Он все время должен быть внимательным, чтобы не отвлекаться от мыслей, приходящих к нему. Он должен быть готов узнать вестника, которого Великий Дух может послать к нему. Эти существа часто являются в виде животного, даже маленького и незначительного на вид, как муравей.

Возможно, Пятнистый Орел явится к нему с запада, или Черный Орел с севера, или Лысоголовый Орел с востока, или Красноголовый Дятел явится к нему с юга.

Даже мысли ничего не говорящие ему сначала, очень важны и должны замечаться. " Жалобщик" должен замечать и маленьких птичек, если они прилетят, или возможно, белку. Сначала эти птицы и животные будут дикими, но они быстро привыкают и становятся почти ручными. Птицы могут садиться на шесты, а муравьи или червячки могут даже заползти на трубку. Все эти существа имеют важное значение. Для их собственного пути они мудры, и они могут научить двуногих многому, если мы опустим себя до них. Важнейшее значение из всех созданий имеют крылатые (птицы), так как они ближе всех к небесам и не ограничены землей, как четвероногие или маленькие ползающие существа.

Здесь будет хорошо упомянуть, что несмотря на внешнее различие мы, двуногие, похожи на крылатых. Ты видел птиц, взлетающих с земли с помощью своих крыльев, и мы, человеческие существа, можем покинуть этот мир, но только не благодаря крыльям, а с помощью духа. Это помогает тебе отчасти понять, почему мы считаем все созданное священным и важным. Все имеет «вачанги», то есть значение и влияние, и может оказать его на нас. Если мы будем внимательны, эта мысль может дать немного больше понимания.

Весь долгий день " жалобщик" посылает свой голос к Вакан-Танка за помощью. Он ходит, как мы объяснили, по священным тропам в форме креста. Эта форма заключает в себе много силы и значения. Каждый раз, возвращаясь в центр, мы знаем что это, как если бы мы возвращались к Вакан-Танка, который есть центр всего. Хотя мы можем думать, что уходим от Него, но рано или поздно и мы, и все на свете должны вернуться к Нему.

Вечером " жалобщик" очень устал. Вы должны помнить, что он не может ничего есть или пить в дни, когда молится о видении. Он может спать на ложе из шалфея, которое приготовлено для него, прислонив свою голову к центральному шесту. Таким образом, даже когда он спит, его мысли близко от Вакан-Танка. И часто случается, что во сне к нам приходят самые сильные и могущественные видения. Они не просто сны, они сильнее действительности и приходят не сами по себе, а от Вакан-Танка.

Может получиться так, что в первую нашу " жалобу" мы не получим видения или посланника от Великого Духа. Мы можем пробовать много раз. Нужно помнить, что Вакан-Танка всегда озабочен тем, чтобы помочь тем, кто ищет Его с чистым сердцем. Но, конечно, многое зависит и от характера человека, который плачет для видения, и от того, в какой степени он очистил и приготовил себя.

Вечерами могут появляться Громовые существа. Хотя они устрашающи сами по себе, но они приносят пользу, так как испытывают нашу силу и выносливость. Они помогают нам понять, как мы малы и ничтожны по сравнению с Великими Силами Вакан-Танка.

Я помню однажды, когда я " жаловался", из места, где садится солнце, налетела сильнейшая буря. Я разговаривал с Громовыми существами, которые пришли с градом и громом, с молнией и сильным дождем. А на следующее утро я увидел, что земля вокруг священного места вспахана градом. Однако на самом священном месте было совершенно сухо. Я думаю, что они просто испытывали меня.

Затем в одну из следующих ночей появились злые духи и стали рвать жертвы на шестах, и я слышал их голоса над землей. Один из них сказал: " Иди и посмотри, плачет ли он? " Я услышал грохот, но они все время находились вне священного места и не могли проникнуть внутрь, так что я решил не бояться и не переставал посылать свой голос к Вакан-Танка за помощью. Позже один из злых духов произнес где-то над землей: " Да. Он, конечно, плачет." - и на следующее утро я увидел, что шесты и жертвы на них неподвижно висят на месте. Я был хорошо подготовлен и не ослабел, и ничего плохого не случилось.

" Жалобщик" должен вставать в середине ночи и снова идти по четырем четвертям, возвращаясь каждый раз в центр, все время посылая свой голос. Он должен всегда быть на ногах, встречая Утреннюю Звезду. Он двигается по направлению к востоку, направляя чубук своей трубки к этой священной звезде. Он должен просить у нее мудрости. Он должен молиться безмолвно, сердцем, а не голосом. Все это " жалобщик" делает в течении трех или четырех дней.

В конце " жалобы" помощники приходят с лошадьми и отвозят " жалобщика" с его трубкой назад в лагерь. Там он немедленно отправляется в палатку очищения Инипи, которая уже готова для него. Он должен сесть на западной стороне, все время держа перед собой свою трубку.

Шаман - духовный руководитель " жалобщика" - входит следом, и обойдя его сзади, садится на востоке. А все остальные люди располагаются на свободных местах.

Первый священный камень, уже нагретый, вносят в палатку и помещают в центр алтаря. Затем вносят все остальные камни и укладывают их, как я уже описывал раньше.

Все люди озабочены тем, чтобы узнать, что знаменательного случилось с " жалобщиком" там на горе. Когда все готово, шаман говорит ему:

- Хо! Ты посылаешь сейчас голос со своей трубкой к Вакан-Танка. Эта трубка теперь очень священна, потому что вся вселенная видела ее!

- Каждое слово, что ты вознес, было услышано нашим Дедом и Матерью-Землей. Грядущие поколения услышат тебя! Эти пять древних камней здесь, услышат тебя! Стоящие деревья, растущие здесь, услышат тебя! Крылатая Сила места, где садится солнце, и Владеющая водами услышат тебя!

А так же, самая священная трубка данная людям, услышит тебя! Итак, расскажи нам правду, ничего не изменяя. Крошечные муравьи или червяки могли приползти и посмотреть на тебя, когда ты " жаловался"; расскажи нам все. Ты принес нам трубку, которую жертвовал - это все. С того момента, когда ты возьмешь ее в рот, ты не должен говорить нам ничего, кроме правды. Эта трубка Вакан и знает все. Ты не сможешь ее обмануть. Если ты солжешь, Вакан-Танка, который охраняет трубку, накажет тебя! Хечету вело!

Шаман со своего места на востоке, по солнцу проходит по палатке и садится справа от " жалобщика". Он кладет перед ним высушенный бизоний помет и на него помещает трубку, направив чубук к небесам. Шаман теперь снимает с трубки жировую пробку (он наложил ее перед обрядом Инипи) и кладет ее рядом. Зажигает трубку угольком от костра и, предложит ее Силам шести направлений, направляет чубук на " жалобщика", который только прикасается к нему губами. Шаман описывает чубуком в воздухе круг, затягивается сам, и снова дает " жалобщику" прикоснуться губами к трубке. Затем снова описывает круг и снова затягивается. Так он делает четыре раза, а затем трубка пускается по кругу, и каждый из людей курит ее. Когда она вернется к шаману, он вычищает ее, ссыпав пепел сверху на жир, которым трубка была залеплена. Подняв трубку перед собой, шаман обращается к " жалобщику":

- Юноша, ты ушел отсюда три дня назад с двумя помощниками, которые поставили для тебя пять шестов на священном месте. Расскажи нам все, что случилось с тобой после того, как помощники ушли. Ничего не пропускай! Мы много молились Вакан-Танка за тебя и просили его быть к тебе благосклонным. Расскажи же нам, что произошло...

" Жалобщик" рассказывает, и каждый раз, когда он скажет что-нибудь важное и значительное, все присутствующие в палатке восклицают: " Хи йе! "

- Я поднялся на гору и вступил на священное место. Я прошел по каждому из четырех направлений, каждый раз возвращаясь в центр, как ты мне говорил.

- В первый день, обращаясь к месту, где садится солнце, я увидел орла, летящего по направлению ко мне и, когда он приблизился, я увидел, что это был священный Пятнистый Орел. Он отдохнул на дереве недалеко от меня, но ничего не сказал и вскоре улетел по направлению к месту, где живет великан Вазиах.

Тут все воскликнули: " Хи йе! "

- Я вернулся в центр а затем пошел к северу. Когда я стоял там, то заметил кружащего в вышине орла. Я заметил, что это был молодой орел. Но и он тоже ничего мне не сказал. Он пролетел высоко надо мной в направлении места, куда мы всегда поворачиваем лицо.

- Я вернулся в центр, где снова плакал и посылал свой голос, а затем пошел в направлении к месту, где встает солнце. Оттуда я увидел что-то летящее ко мне и вскоре разобрал, что это был Лысоголовый Орел. Однако и он ничего мне не сказал. Плача и стеная я вернулся в центр, и затем, когда шел по направлению к месту, куда мы всегда лицом, заметил красногрудого дятла, сидящего на жертвенном шесте. Я верил, что он может мне дать что-нибудь от своего вочанги. Я услышал его обращение ко мне, очень слабо, но отчетливо: " Будь внимателен (Вашин ксапа йо!)[48]и не бойся. Не обращай внимания на плохое, что может произойти, и на сплетни о тебе! "

Все на этот раз громко закричали: " Хи йе! " - потому что этот совет, данный птицей - очень важен.

" Жалобщик" рассказывает дальше.

- Хотя я продолжал плакать и посылать свой голос, но это было все, что я видел или слышал в первый день. Когда наступила ночь, я лег на ложе головой в центре и уснул. Во сне я видел и слышал мой народ, и я заметил, что все люди были веселы и радостны.

- Я встал в середине ночи и снова пошел по каждому из четырех направлений, возвращаясь каждый раз в центр и продолжая посылать свой голос к Вакан-Танка.

- Перед восходом утренней звезды, я снова пошел по четырем направлениям и в стороне того места, где встает солнце, я увидел Утреннюю Звезду. Я заметил, что она сначала была красная, затем стала голубая, потом свет перешел в желтый, а в конце она стала белой. В этих четырех цветах я увидел четыре века (возраста). Хотя в действительности эта звезда ничего мне не сказала, но научила многому.

- Я стоял там, ожидая восхода солнца, а внизу видел мир, полный радующихся птиц. Наконец взошло солнце. Его свет залил мир, и я начал плакать. Затем я вернулся в центр и лег, прислонив свою трубку к центральному жертвенному шесту.

- Лежа, я мог слышать разных птичек, прилетавших и садившихся на шесты, но никто из них не обратился ко мне. Я посмотрел на трубку и увидел двух муравьев, ползущих по чубуку. Возможно, они хотели мне что-то сказать, но вскоре они ушли.

- Часто в течение дня я плакал и посылал свой голос. Птицы и бабочки прилетали ко мне, а одна белая бабочка села на конец чубука моей трубки, подымая и опуская свои прекрасные крылышки. В этот день я не видел больших четвероногих, а только маленьких существ.

- Перед заходом солнца я встал и увидел, что собираются тучи и приближаются Громовые существа. Молния сверкнула во все небо и гром был ужасающий. Я думаю, что я немного испугался, но я взял свою трубку и продолжал посылать голос к Вакан-Танка. Вскоре я услышал чей-то голос говорящий: " Хии-ай-хай-ии-ии! Хии-ай-хай-ии-ии! "

- Четыре раза он повторил это и все опасения и страхи покинули меня. Я вспомнил, что мне сказала птица и почувствовал себя храбрым. Я услышал затем и другие голоса, которые не мог понять. Я оставался с закрытыми глазами, не знаю как долго, а когда открыл их, все вокруг было очень ярким, - ярче, чем днем, и я увидел группу людей верхом на лошадях, приближающихся ко мне. Все лошади были разного цвета. Один из всадников обратился ко мне: " Юноша, ты подносишь свою трубку Вакан-Танка. Мы рады, что ты делаешь это! " Вот все, что они сказали, а затем исчезли.

- На следующий день, перед восходом солнца, я снова был на четырех четвертях. Я увидел красногрудую птицу, сидящую на шесте в месте, куда мы всегда лицом, и она сказала мне: " Друг, обрати внимание, куда ты идешь! " Вот и все. Вскоре после этого приехали два моих помощника и отвезли меня назад. Вот все, что я знаю. Я рассказал правду, ничего не приукрашивая.

На этом " жалобщик" закончил свой рассказ. Шаман дает ему его трубку, " жалобщик" прижимает ее к груди и затем передает по кругу. Помощник помещает ее на священную насыпь к востоку от палатки, направив чубук на запад. В палатку подают горячие камни, дверь закрывается и начинается Инипи.

Шаман молится, благодаря Вакан-Танка:

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) О Дед, Вакан-Танка, сегодня Ты помог нам. Ты был благосклонен к этому юноше, дав ему знание и тропу, по которой он может следовать. Ты сделал его народ счастливым, и все живущее радуется!

- Дед, этот юноша, который предлагал Тебе трубку, слышал голос, сказавший ему: " Обрати внимание, как ты идешь". Он хочет знать, какая мысль заключена в этом послании. Это нужно теперь объяснить ему. Она состоит в том, что он всегда должен помнить Тебя, о Вакан-Танка, идя священной дорогой жизни. И он должен быть внимательным, чтобы заметить эти знаки, которые Ты подашь нам. Если он все это сделает, - он будет мудрецом и руководителем своих людей.

- О Вакан-Танка, помоги нам быть всегда внимательными! [49] (5)

- Этот юноша так же видел четыре века звезды, там где встает солнце. Это времена, через которые все созданное должно пройти в своем движении от рождения до смерти.

- О Вакан-Танка, когда этот юноша видел рождение дня, он видел Твой свет заливающий мир. Это свет мудрости. Все это открыл нам Ты. Это Твоя воля, чтобы все существа мира не жили в темноте и невежестве.

- О Вакан-Танка, Ты создал и породнился с этим юношей и через это родство он получит силу для своего народа. Поэтому мы все благодарим Тебя, о Вакан-Танка. Мы простираем к Тебе руки и говорим: " Вакан-Танка, мы благодарим Тебя за понимание и родство, данные нам. Будь всегда милосерден к нам. Позволь этому родству существовать до самого конца! "

Все присутствующие поют священную песню:

Дед, заметь меня!

Дед, заметь меня!

Я поднимаю мою трубку и подношу ее Тебе,

Чтобы мой народ мог Жить!

Дед, заметь меня!

Дед, заметь меня!

Я приношу Тебе все эти жертвы,

Чтобы мой народ мог Жить!

Дед, заметь меня!

Дед, заметь меня!

Мы представляем всех людей,

Мы жертвует Тебе самих себя,

Чтобы мы могли Жить!

После этой песни воду плещут на камни и Инипи продолжается тем же порядком, как я раньше объяснил.

Юноша в первый раз совершивший " плач ради видения" может стать Вакан, если он обратит ум и сердце со вниманием к Вакан-Танка и Его Силам, так как ему объясняли. Он уверенно пойдет по красной тропе, ведущей к добродетели и святости. Однако он должен будет " плакать для видения" и второй раз. И на этот раз злые духи будут искушать его и сбивать с пути. Если же он действительно выбрал этот путь, он будет стоять твердо и пройдет сквозь все, а вернется чистым от всего плохого. Тогда он получит великое видение, благодаря которому весь народ получит силу. Но юноша может впасть в сомнения после своей второй " жалобы". Он может пробовать и в третий и даже в четвертый раз. И, если он всегда искренне и правдиво смиряет себя перед всем существующим в мире, он может быть уверен, что получит помощь от Вакан-Танка, всегда помогающего тем, кто обращается к Нему с чистым сердцем.

 

Глава V.

Виваньяг Вачипи: Танец Солнца.

 

Виваньян вачипи[50] (танец, глядя на солнце) - один из наших важнейших обрядов, и первый, полученный через много-много зим после того, как мы получили от Женщины Белого Бизона священную трубку. Он проводится каждый год в течении месяца Жирения (июнь) или месяца Созревания Вишни, всегда во время полнолуния. Растущая и умирающая луна напоминает нам, когда приходит и уходит, о нашем неведении. Но, когда она полная - это как вечный свет Великого Духа. Везде, во всем мире. Сейчас я расскажу тебе, как этот священный обряд впервые появился у нас, и как его впервые проводили.

- Однажды наши люди стояли как обычно круговым лагерем в прекрасном месте. Старики сидели на совете. И вот они заметили, что один из людей по имени Каблая[51] или - Распростертый[52] сбросил свой плащ, обернул его вокруг талии и стал танцевать, все время поднимая руку по направлению к небу. Старики подумали, что, возможно, он обезумел, и послали человека, узнать в чем дело.

Но посланный внезапно сбросил свой плащ, обернул вокруг талии и стал танцевать вместе с Каблая. Все это показалось им очень странным, и они отправились посмотреть,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.