Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. Горшкова. Выразительные дви­жения. Танец души






Выразительные движения человека — неотъемле­мый компонент эмоций. Нет такой эмоции, пере­живания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движения­ми подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состоя­ние, сообщить другому о своих переживаниях, на­мерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных дви­жений, которые применяются как средство комму­никации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.

Однако в повседневной жизни язык тела исполь­зуется чаще всего бессознательно. Поэтому случа­ется, что в определенных ситуациях человек мо­жет вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожида­ет, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность ос­мысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.

В тренинге выразительные движения использу­ются как основное средство самовыражения-само­познания и взаимодействия (общения) участни­ков. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей ин­дивидуальности, принятие себя; через расширение " открытости" по отношению к партнеру — разви­тие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.

Некоторые принципы построения методики тренинга

Упражнения тренинга носят танцевальный, му­зыкально-пластический характер. Танцевальная пла­стика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцеваль­ных форм и стилей; она носит свободный, во мно­гом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержа­тельными их свойствами: музыкальностью, образно­стью, полнотой индивидуального " проживания".

Использование музыки в тренинге продиктова­но ее глубинными связями с эмоционально-двига­тельной сферой человека. В упражнениях она слу­жит не просто " эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного " резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструменталь­ная музыка, как правило, без песенных текстов).

Образное содержание упражнений — это смо­делированные, символически выраженные эмоци­онально-пластические состояния человека, спосо­бы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщен­ный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с об­разным перевоплощением. Такое " оформление" уп­ражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личност­ные проблемы.

Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это " проживание" каждого мига дви­жения. Человек (его " я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодви­жениям, он перестает " выполнять" их; движение " входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановоч­ном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного " проживания", тем очевиднее становится, что? > го — не тело движется, это танцу­ет душа.

Каким же образом можно достичь подобного эффекта?

Основой для разработки методики тренинга по­служило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть еди­ное целое. Манера и характер движений человека

отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в дви­жениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изме­нение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — ис­пользование в тренинге двух " встречных", взаимо­дополняющих методов:

— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;

— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствую­щее переживание, отношение.

Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от " субъективного фактора", то есть от того, " принимает" ли человек то или иное уп­ражнение, " погружается" ли в него.

В связи с этим, обязательным становится тре­бование к участникам стараться в ходе каждого уп­ражнения двигаться свободно, " всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и спо­собным к наиболее непринужденному самовыра­жению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих дви­жения).

 

Структура тренинга и символика упражнений

Трехдневный тренинг состоит из четырех цик­лов упражнений:

— групповые " ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);

— индивидуальные упражнения: " погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);

— взаимодействие с партнером (2-й день);

— совместное творчество в группе (3-й день).

В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс станов­ления свободной творческой индивидуальности.

В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу недели­мого " МЫ", где проявления каждого не индивиду­ализированы. Это достигается тем, что все одно­временно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Со­провождение движения пением или голосовым зву­коподражанием позволяет более легко и естествен­но добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера " ри­туальных танцев" помогает воссоздать нужный на­строй, сходный, вероятно, с первобытным состоя­нием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени), к которому принадлежит, но и ощу­щает свою " включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчинен­ность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в " жес­тких" рамках ритуала), но есть чувство принад­лежности и защищенности.

Упражнение второго цикла строятся по прин­ципу обособленного " Я" — с тем, чтобы участни­ки могли сосредоточиться на собственных эмоци­онально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует " сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер вы­полнения движений, но каждый участник реали­зует его по-своему, так, как " просит его собствен­ное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются " ограничительные рамки", выступаю­щие в качестве направляющих ориентиров в усло­виях открывающихся возможностей для самостоя­тельности и творчества.

В этом цикле — две серии упражнений.

Первую можно условно назвать " Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения испол­нителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепен­но уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутрен­ней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возмож­ностям.

Вторая серия — " Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена

по принципу контрастного сопоставления музы­кально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается " перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с со­бой, принятие в себе всех присущих людям прояв­лений.

Третий цикл упражнении построен на взаи­модействии с партнером. Он начитается с серии " Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жес­тами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу " ТЫ и Я". Она называется " Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упраж­нения к другому), а также в синхронизации дви­жений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип при­косновения, который партнеры реализуют творчес­ки: выстраивают взаимодействие с учетом ответ­ных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше " открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свобод­нее переживать и выражать свое отношение к дру­гому.

Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу " МЫ", как бы завершая оборот раз­вития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое " Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность сво­бодных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем пре­дыдущим ходом тренинга, в результате накопле­ния некоторого опыта взаимодействия и взаимо­понимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, пережи­ваниями и способами взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.