Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моряков и несения вахты (ЅТСW-78) с поправками






С началом своей деятельности (1959 г.) ИМО уделяла внимание не только безопасности судов и их оборудования, но и стремилась повы­сить профессиональный уровень работающих на них моряков. В 1960 г. на Международной конференции по безопасности человеческой жиз­ни на море (СОЛАС) была принята резолюция, которая призывала правительства стран-членов ИМО предпринять практические шаги с тем, чтобы образование, навыки и сноровка моряков в использова­нии средств навигации, судового оборудования и приборов были до­статочно всесторонними и соответствовали современному уровню.

В 1964г. руководящие органы ИМО и МОТ образовали объеди­ненный комитет по профессиональной подготовке моряков, кото­рый разработал Руководство, касающееся образования и практических навыков капитанов, офицеров и рядового плавсостава в исполь­зовании судовых устройств, влияющих на безопасность на море. Этот документ дополнялся и изменялся в 1975, 1977, 1985 г. Несмотря на очевидную полезность Руководства, ИМО в 1971 г. приняла реше­ние о подготовке Международной конференции, чтобы на ней обсу­дить и принять Конвенцию по вопросам подготовки, дипломирова­ния моряков и несения вахты на судне. Конференция, в которой при­няли участие представители 72 государств, состоялась в 1978 г. и приняла одну из важнейших для безопасности судоходства Меж­дународную конвенцию — (SТСW), 1978.

Это была первая попытка установить общий для всех морских государств минимум профессиональных стандартов для моряков. Прежде такие стандарты устанавливались правительствами отдель­ных стран, обычно без учета аналогичной практики других госу­дарств. В результате стандарты и процедуры профессиональной под­готовки моряков широко варьировались, хотя судоходство — наи­более интернациональный из всех видов мировой индустрии. Цель конвенции 1978 г. — поднять стандарты качества подготовки моря­ков во всем мире до приемлемого уровня. Конвенция ПДНВ-78 вош­ла в силу 28 апреля 1984 г. Ее участниками стали 114 государств, суммарный флот которых составил 95% мирового тоннажа.

Предполагалось, что повсеместное применение ПДНВ обеспечит достаточную компетенцию капитанов и членов экипажа морских судов под флагами разных стран и их безопасную эксплуатацию в результате эффективного несения вахты. Однако, как показала прак­тика судоходства в 80-е гг., несмотря на широкое применение на фло­те, конвенция не достигла своей цели. Аварийность судов попре­жнему оставалась значительной, роль «человеческого» фактора в авариях и катастрофах на море по разным оценкам составляла от 60 до 80%. Главной причиной малой эффективности Конвенции было отсутствие в ней четко обозначенных обязательных стандартов ком­петентности. Их толкование и установление поручалось Админист­рации стран-участниц, каждая из которых делала это по своему ус­мотрению. В результате в морском сообществе использовались раз­ные стандарты в отношении профессиональной подготовки моряков, несения вахты, многие из них не в полной мере соответствовали тре­бованиям Конвенции. Слабо обученные, некомпетентные члены эки­пажа допускали промахи, ошибки, не имели необходимых навыков в обслуживании и использовании сложной судовой техники, что приводило к авариям, травмам, гибели судов. Проверки показали, что дипломы моряков не могли далее служить доказательством их достаточной компетентности и пригодности к выполнению опреде­ленных служебных обязанностей. Вместе с тем государство, выдав­шее своим гражданам такие дипломы, не несло ответственности за уровень их профессиональной подготовки.

Кроме того, с момента принятия ПДНВ-78 в мировом торговом флоте произошли большие изменения. Уменьшилась численность экипажей судов, ускорились рейсообороты, появились многонацио­нальные экипажи с разным уровнем квалификации моряков. Флот традиционных морских государств начал уменьшаться, и главные источники пополнения квалифицированных кадров плавсостава (из развитых стран мира) тоже. Подверглось изменениям традиционное распределение обязанностей и ответственности на судах, появились высокоавтоматизированные, скоростные, специализированные суда, требующие специфических знаний и навыков обслуживания. Поте­ря доверия к Конвенции — 78, возрастающая роль «человеческого» фактора в авариях на море вызвали серьезную критику Конвенции ПДНВ, обусловили необходимость ее пересмотра.

С целью приведения Конвенции в соответствие с современными условиями и требованиями судоходства ИМО провела большую подготовительную работу, в которой принимали участие предста­вители многих государств, международные морские организации, научные учреждения. В июле 1995 г. в Лондоне собралась Диплома­тическая конференция стран—участниц Конвенции и утвердила по­правки к ней и одноименный Кодекс (ЅТСW Соdе), в который вош­ло большинство технических требований и правил.

Таким образом, в настоящее время имеется Конвенция ПДНВ-78 с приложениями с внесенными в них поправками (вошла в силу с 1 февраля 1997 г.) и Кодекс ПДНВ, содержащий основные требова­ния и стандарты в отношении подготовки моряков и несения вахты. Приложения к Конвенции 1978 г. с поправками содержат 8 глав, каж­дая из которых состоит из правил, определяющих принципы и поря­док профессиональной подготовки моряков, обязательные минималь­ные требования для дипломирования лиц командного и рядового со­става, порядок контроля государствами порта за применением Конвенции при подготовке моряков на судах; медицинские требова­ния к состоянию здоровья моряков, использование тренажеров и др.

Важным условием Конвенции является предоставление информации от государств в ИМО о качестве подготовки морских специалистов и контроле за их профессиональным уровнем в этих государствах; ус­тановлено требование периодического подтверждения диплома.

Кодексом установлены критерии, по которым эксперты судят, мо­жет или нет, кандидат на подтверждение диплома выполнять обязан­ности и нести ответственность в соответствии с перечисленным мини­мумом знаний для занятия соответствующей должности на судах.

Кодекс ПДНВ-95 состоит из двух частей — А (обязательные пра­вила и стандарты) и В (рекомендательная часть). В части А Кодекса приведен минимальный перечень знаний и умений, при наличии ко­торых кандидат имеет право получить соответствующий рабочий диплом (сертификат) и занимать на судне определенную должность. Приводится также подробная методика оценки знаний.

Установлены три уровня ответственности — (деятельности):

1. Уровень управления — для выполнения обязанностей капита­на судна, его старшего помощника, старшего механика, второго механика и других должностей, охватывающих все функции управления или отдельную область управления на действующем судне.

2. Операторский уровень—для выполнения обязанностей вахтенного офицера на навигационном мостике или в машинном отделении.

3. Уровень поддержки (вспомогательный), которым оценивают всех членов экипажа, не соответствующих первым двум уровням.

Предложен функциональный подход к оценке обучения и компе­тентности моряков. Определены 7 функций в области эксплуатации, управления и материально-технического обслуживания судна:

1. Судовождение.

2. Грузовые операции.

3. Обслуживание силовой установки и механизмов.

4. Обслуживание электрических и электронных систем и приборов.

5. Связь.

6. Техническое обслуживание и ремонт.

7. Управление судовыми операциями и забота о людях на борту.

В разделе А-П/1 изложен обязательный минимум компетентнос­ти вахтенных помощников капитана судов полным водоизмещени­ем 500 т и более. Стандарты компетентности приведены в форме таб­лиц, в которых перечислены необходимые знания, понятия и навы­ки, методы, которыми следует их продемонстрировать, а такжекритерии оценки квалификации. В обязательный минимум знаний входят основные принципы несения навигационной вахты, а также соответствующие рекомендации, изложенные в части В Кодекса.

Аналогично изложены требования в отношении профессиональ­ной подготовки вахтенных механиков (раздел А-Ш/1).

В разделе А-1/16 приводятся требования к обеспечению подготовки моряка вновь прибывшего на судно. Указывается, что каждый моряк, нанятый на судно, должен иметь возможность для ознакомления с су­довым оборудованием, операторскими процедурами и другими устрой­ствами, необходимыми для выполнения им своих обязанностей.

В разделе'А-1/13 изложены требования к методике подготовки моряков на тренажерах и методика оценки знаний и умений, полу­ченных в результате такой подготовки. Определены области обяза­тельной подготовки на тренажерах для морских офицеров.

Глава XII Кодекса посвящена вопросам выдачи альтернативных дипломов, дающих право равноценно выполнять обязанности вах­тенных помощников капитана и/или вахтенных механиков. Каждый кандидат на получение такого диплома должен овладеть квалифи­кацией, определенной Кодексом для вахтенного помощника и вах­тенного механика, и иметь стаж морской службы не менее одного года, в том числе не менее 6 месяцев работы в машинном отделении и не менее 6 месяцев несения вахты на навигационном мостике.

В главе VIII Кодекса изложены основные принципы несения вах­ты на навигационном мостике, в машинном отделении и в радио­рубке при плавании судна в море, нахождении на якорной стоянке и в порту. Указывается на необходимость обеспечения на судне доста­точного (не менее 4-часового) отдыха для членов экипажа, назна­ченных на вахту, и контроля за состоянием вахтенных — в отноше­нии употребления алкоголя или наркотиков.

Часть В Кодекса представляет собой рекомендуемое руководство относительно положений Конвенции ПДНВ и приложения к ней. Она предназначена для оказания участникам Конвенции и тем, кто отве­чает за ее выполнение, содействия в полном и единообразном осу­ществлении Конвенции.

Ожидается, что применение Конвенции ПДНВ с внесенными допол­нениями и поправками 1995 г. (особенно в отношении информирова­ния ИМО о действиях правительств по выполнению требований Ко­декса ПДНВ) существенно повысят эффективность Конвенции 78/95 и ее положительное воздействие на безопасность мирового судоходства.

В настоящее время более 120 государств мира, готовящих кадры плавсостава для торгового флота, подтвердили соответствие систем подготовки моряков требованиям Конвенции и Кодекса ПДНВ и включены ИМО в «Белый список». Дипломы выпускников этих учеб­ных заведений признаются другими государствами и позволяют офи­церам работать на судах под любыми флагами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.