Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрация судов в Российской империи до 1917 г.






 

В пояснениях к так и не принятому проекту «Российского морского права с применением к потребностям балтийского мореплавания, подготовленному и изданному в 1861 г.» мы можем также прочесть о том, что присвоение национальности судну являлась важным условием его эксплуатации. Российским могло считаться судно, построенное в России либо целиком и полностью принадлежащее российскому подданному. При этом, для российских покупателей иностранных кораблей для поднятия российского флага выдвигался ряд условий, в частности предоставления документов, подтверждающих переход права собственности на судно к российскому подданному: - «Покупщик иностранного корабля, исполнивший таковыя условия, получает от Магистрата или Ратуши крепость. На основании таковой крепости, иностранный корабль пользуется правом национальности и хозяин его может просить, где следует о выдаче патента на поднятие российского флага». Причём, санкции возможные злоупотребления при этом предлагались весьма жесткие: - «Если окажется, что корабль вполне или частию принадлежащий иностранцу, будет плавать под российским флагом, то виновный в таком злоупотреблении российский подданный подвергается штрафу, соразмерно цене корабля. В случае не внесения штрафа, судно конфискуется и поступает в публичную продажу». (Кстати и ныне действующий Уголовный кодекс Украины предусматривает весьма жёсткие санкции за незаконное поднятие государственного флага Украины.) Право плавания под флагом каждого государства определяется национальными законами и часто ставится в зависимость от гражданства собственника судна. При этом, и в Российской империи, как и в большинстве морских государств того времени, национальность судна тесно увязывалась и с национальным экипажем.

В предыдущем параграфе было сказано о преференциях для судов под своим флагом, применяемых монархами Великобритании, Франции. И в Российской империи применялись некоторые преференции для национальных судов. Так в первой половине XIX в. был учрежден Особый комитет для изъяснения причин, затрудняющих успехи в России купеческого кораблестроения и мореходства. Комитет выработал Дополнительные правила для поощрения торгового судостроения и мореходства, опубликованные в 1830 г. Основные правила были следующие: русским подданным разрешалось строить мореходные суда по произвольным чертежам; для постройки судов судохозяевам разрешалось самим выбирать корабельных мастеров или требовать от правительства корабельного инженера с достаточным числом рабочих; лес для постройки судов должен был отпускаться правительством кроме дубового и лиственничного, с уплатой футовой пошлины, которая для поощрения судостроения в течение 10 лет уменьшалась наполовину; пошлина на выдачу корабельных крепостей вовсе отменялась; оснастка судов предоставлялась или самому судохозяину, или, по его желанию, морское начальство обязано было назначить для этой цели опытного специалиста; освидетельствование торговых судов предоставлялось на усмотрение судохозяина – при помощи избранных им знатоков морского дела или через морское начальство; прибрежное судоходство разрешалось только русскоподданным на русских кораблях, в Азовском и Черном морях иностранцы могли заниматься каботажем только в течение 10 лет со времени издания указанных правил; суда, построенные в России, должны были платить в течение трёх навигаций только одну четверть корабельных сборов, если они отправлялись в русский порт на другом море, а если судно отправлялось в русский порт того же моря, то суда вовсе освобождались от уплаты корабельного сбора; суда, построенные в России, разрешалось покупать и продавать, а суда, построенные за границей – только продавать.

Важным дополнением к Своду Учреждений и Уставов торговых, входивших в Свод Законов Российской Империи от 1835 г. было издание 23 июня 1865 г.Правил о порядке выдачи патентов на русский флаг (с включением правил о корабельной регистрации). В последующих редакциях нормы этого законоположения содержалась в ст.122 Устава торгового, издания 1903 г. Судно могло быть зарегистрировано и получить патент на поднятие российского флага только в случае, если оно считалось «русским», т.е. если оно принадлежало:

-русскому акционерному обществу, правление которого и главная контора находились в пределах империи;

-торговому дому, если один из главных распорядителей, имеющих подпись, состоял в русском подданстве;

-общим хозяевам, построившим или купившим судно общим иждивением, если начальный товарищ состоял в русском подданстве.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.