Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности когнитивного, эмоционально-волевого и личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.






Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростков. Характеристика фаз подросткового возраста. Реакции подросткового возраста. Анализ ведущей деятельности. Формирование Я-концепции у подростков. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте. Развитие личности в подростковом возрасте.

 

Литература

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2000 г.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М. 2001 г.

 

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Кризис по Выготскому: сосредоточение резких и капитальных сдвигов, изменений и переломов в психике. Суть кризиса – отказ от уже сформированных способов взаимодействия с реальностью. Надо выработать в себе новый способ взаимодействия с реальн, чтобы удовлетворить новую появившуюся группу потребностей (они не могут быть удовлетворены предыдущей деятельностью и это вызывает фрустрацию). Хар-ки кризиса подр.возраста (также и для других возрастов): 1неотчетливость границ, 2 Трудновоспитуемость детей, 3 оппозиционная готовность (у реб появляется негативная установка к реальности, что усложняет отнош со взрослым), 4 кризис возникает на основе конфликта между произошедшими изменениями в психике ребенка и устоявшимися прежними соц отношениями. В кризисе подросткового возр проявляется маргинальность – состояние, когда по своему отношению к себе он еще не взрослый, но уже не ребенок (непределенность). формируется особый вид поведения, направленный на мир взрослых с целью доказать свою взрослость. Например, реакция эмансипации (отделение от взрос.) или реакция группирования со сверстниками: интенсивно ищет референтную группу, ее цели и задачи рассматриваются ребенком как личные. Это естественная и необходимая реакция (но есть опасность попадания в асоциальную группу). Тяга к взрослости побуждает подр делать различные поступки, часто непонятные ему самому, но он еще не стал взрослым и не осознал/не принял полностью чувство ответственности. Подростки легко ранимы, обидчивы, присутствует критицизм, оппозиционная готовность. Все кризисы, которые передивает ребенок на протяжении жизни взаимосвязаны и могут нарастать как «снежный ком».отношение взрослого поможет в преодолении кризиса, если он не будет относиться к подростку как к «маленькому», противиться его взрослости, т.к. это вызывает протест ребенка, асоциальные поступки. Л. С. Выготский ключевой проблемой этого периода называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развития новых. К ним он относил “эгоцентрическую доминанту” (интерес подростка к собственной личности), “доминанту дали” (доминирование широких интересов, устремлённых в будущее, над сегодняшними текущими интересами), “доминанту усилия” (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), “доминанту романтики” (стремление к неизвестному, рискованному, героическому). Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становится новые психологические новообразования подросткового возраста, к которому относят и самосознание личности.

Особенности социальной ситуации развития подростков. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Эта особенность его социальной ситуации проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения и в поведении. процесс развития в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью. Рзультаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, М.Ю. Кондратьев, А.В.Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.)

Характеристика фаз подросткового возраста. Л.С. Выготский выделяет в подростковом возрасте две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов). Первая фаза связывается со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Симптомы первой фазы подросткового возраста отличаются крайней вариативностью, ситуационной зависимостью, неоднородностью и сложностью поведения. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Ш. Бюлер характеризует негативную фазу, «повышенной чувствительностью и раздражительностью, беспокойным и легковозбудимым состоянием», а также физическим и душевным недомоганием», которое находит своё выражение в драчливости и капризах, подростки неудовлетворенны собой, их неудовлетворенность переносится на окружающих; позитивную, которая приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к чему он до этого времени был не восприимчив, появляется сознательное «переживание природы», как чего-то прекрасного, тенденция самоактуализации, развитие творческих способностей, стремления к познанию, изменяется отношение к окружающим, то есть подростки начинают объективно оценивать окружающий мир. Л.И. Божович, характеризуя подростковый возраст как самый сложный и длительный, разделяет его на две фазы: в первой фазе (12-14 лет) «способность к целеполаганию»; вторая фаза (15-17 лет) связана с осознанием своего места в будущем, т.е. с рождением «жизненной перспективы», которая включает представление о своем желаемом «я», и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Одной из распространенных периодизаций подросткового возраста является периодизация Д.Б. Эльконина, который, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности, подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Реакции подросткового возраста Реакция оппозиции подростка может быть следствием чрезмерных претензий к нему, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять

успехи в каких-либо занятиях. У подростка эту реакцию может вызвать появление в семьи отчима или мачехи. Реакция оппозиции у подростков может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые проявляется. Последнее обычно случается на фоне формирования характера подростка. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным, семьи, но и воспитателям, школе. Проявление реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов из дому до краж и попыток к самоубийству – чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться, либо привлечь к себе внимание. Благодаря способности к выделению себя из среды и интроспекции (самонаблюдению) формируется «образ Я», неразрывно связанный с развитием речи и сознания.

Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но это реакция также наблюдалась у инфантильных подростков, когда их насильно от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченном виде, проявлялась при крутой ломке стереотипа жизни.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем

определенному лицу или образу. Причиной серьезных нарушений поведения может служить антисоциальный «герой». Например, культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного «преступника-супермена» в американском кино, телевидении, способствовал росту в США преступности малолетних… Реакция отрицательной имитации (модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца)тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции – здесь нет ни стремлении привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации.

Реакция компенсации – желание свою слабость и неустойчивость в одной области восполнить успехами в другой. Трудности в учебе могут компенсироваться смелым поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения; и наоборот.

Анализ ведущей деятельности. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой, а также жажду самовыражения). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Формирование Я-концепции у подростков. Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» (1986). Развивающееся Я является центральной темой теорий развития личности детей и взрослых в различных психологических школах. Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А.В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Основа закладывается в семье. С возрастом все большее значение приобретают внесемейные факторы. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Образ тела (телесное Я) является основой для развития Я-концепции. Схема тела как относительно устойчивая подструктура Я-концепции и самочувствие как поток переживаний восприятия тела в настоящий момент времени включены в психическую структуру организма (В.В.Столин, И.С.Кон).
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт). Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Кон считает, что главное психологическое образование этого периода – открытие подростком своего внутреннего мира. Я-концепция – результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития (восприятие подростка другими (родителями, сверстниками и т.д.); социальные ценности, ожидания, идеалы; самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); внешние данные, ощущение силы и здоровья; опыт социального поведения).

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание –иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С.Л). Перед подростком (по Эриксону), обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Я-концепция, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене весёлости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием и т.д. С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные по­требности. Он обозначил их соответственно как органическую (аф­фективно-эмоциональную) чувствительность (элементарные удо­вольствия и неудовольствия), предметные чувства (связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности) и обобщенные мировоззренческие чувства (связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям). Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во – первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во – вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В – третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

В старшем подростковом возрасте начина­ют заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых ка­честв личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, —и взрослые. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли. Общая логика развития всех волевых качеств может быть вы­ражена следующим образом: от умения управлять собой, концен­трировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро­шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовос­питания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои. В фантазии он находит средство направления эмоциональной жизни, овладение ею.

Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте. Согласно Ж.Пиаже, именно в подростковом возрасте когнитивное развитие претерпевает существенные структурные изменения. Примерно с 12 лет когнитивное развитие вступает в стадию формальных операций, с которой связано развитие способности к анализу собственных мыслей (рефлексия). Ж.Пиаже допускает, что некоторые конфликты данного периода могут быть объяснены именно изменением структуры когнитивной сферы. Мыслительные процессы используются для создания идеальных моделей (идеалов), развитие способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами, что является основой конфликтов, так как подросток мыслит идеалами, категориями, которые отсутствуют в ситуациях реальностиВ интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. Л. С. Выготский, Обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: “Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте”. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Он впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях, что приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. У подростка и юноши в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление.

Память. Так же как примитивное мышление ребёнка опирается на память, память подростка опирается на мышление. Интеллектуализация мнемы, т.е постепенное сближение памяти и интеллекта лежит в основе развития памяти в этом возрасте. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания—память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями.

Воображение. Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка – это диалог с вещами, подростка – это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность, в отличие от ребенка, который не отделяет ещё своей фантазии от вещей, с которыми он играет…

Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование подростничества - " чувство взрослости" - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою " взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный " кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Главное задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Происходит формирование системы личностных ценностей, ко­торые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

2. Развитие самосознания (формирование " Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов " Я").

4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

7. Заметное развитие волевых качеств.

8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:

- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Подростковый период- период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения (" пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Самоактуализация подростка – это находящий свое отражение в целенаправленном и осознанном поведении процесс его развития как личности, субъекта своей жизни и деятельности, основанный на саморегуляции и самоподкреплении, внутренней и внешней синергии, и проявляющийся в принятии им во все возрастающей степени ответственности за свою жизнь и последствия своих действий. Акты самоактуализации позволяют подростку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества, соответствующие все более высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к нему жизнью и обществом, проявляя себя в качестве субъекта самовоспитания, самообучения и саморазвития. Самоактуализация подростка происходит, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, разворачивающемся в современном образовательном пространстве, которое должно выступать в качестве питательной среды процессов развития и саморазвития, быть, по своей сути, развивающим.

Проанализировав основные работы, посвященные определению задач периода взросления, мы вслед за С.В.Березиным, К.С.Лисецким, Н.Ю.Самыкиной выделяем следующие основные задачи взросления: Принятие своего имени Для младшего подросткового возраста характерны эксперименты с именем, которые проявляются в виде придумывания прозвищ себе и своим товарищам. Принятие собственной внешности и тела. Оценивая свое тело, как норму, неполноценность или физическое превосходство, подросток тем самым делает вывод о своей социальной ценности. как указывает В.С. Мухина, отсутствие ценностного отношения к своему телу, аутоагрессивные действия в отношении себя являются сигналом дефекта в личностном развитии. Выстраивание отношений со сверстниками обоих полов, с группой. Выстраивание отношений с противоположным полом, усвоение специфики поведения и образа мужской или женской роли. Становление половой идентичности включает в себя: биологический процесс созревания и усвоение личностью своей половой роли. Выстраивание отношений с родителями и другими взрослыми, освобождение от эмоциональной зависимости. Hill (1987) предлагает понимать подростковое стремление к независимости и автономии как саморегуляцию. Подросток, переоценивая усвоенные правила и нормы, учится быть независимым, оставаясь одновременно взаимозависимым. Построение системы ценностей. Принадлежность к группе сверстников способствует переструктурированию усвоенных (прежде всего родительских) и ассимиляции новых ценностей. Выбор профессиональной перспективы. Выстраивание отношений со временем (будущим, смертью, жизнью, Богом). Важной составляющей кризиса идентичности в подростковом возрасте являются отношения со временем, которые выступают одним из показателей зрелой личности (А.Маслоу, Ф.Перлз, Р.Мэй). Принятие себя.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.