Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспериментальный метод. Наблюдение и эксперимент.






 

Эксперимент – ведущий метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей.Характеризуется созданием оптимальных условийдля изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. Специфика эксперимента как метода психологического иссле­дования заключается в том, что в нем целенаправленно и проду­манно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свой­ство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Под переменной понимается любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Выделяют:

Независимую переменную (та, которую изменяет экспериментатор)

Зависимую (фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной)

Промежуточная (не поддающаяся строгому контролю, но обязательно учитывает все факторы)

Контролируемые (условия, которые в ходе эксперименты не должны меняться).

В связи с этим выделяют эксперимент

- традиционный (когда меняется одна независимая переменная);

- факторный (меняется несколько независимых переменных).

 

Имеются две основные разновидности эксперимента: естествен­ный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позво­ляют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Уникальность психологического эксперимента в наличии инструкции испытуемому. Задача экспериментатора: установление картины отношений между фактами, чтоб предсказать их или даже воспроизвести их. Факту характеризующие личность, можно получить двумя путями:

познание самого себя

наша интроспекция несовершенна по следующим причинам:

а) в нашем восприятии много неосознаваемого, которое трудно вербализировать;

б) наши «непосредственные» данные сознания, как показал психоанализ, это лишь защитные конструкции и механизмы;

Следовательно, данные интроспекции не могут быть научным фактором.

мы не познаем себя и других через действие, через свои реакции на ситуации.

Таким образом, действие принято в психологии как научный факт.

По цели исследование может быть:

- поисковое (попытка решения проблемы, которую никто не решал подробным образом);

- критическое (проводится для опровержения существующей теории или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность);

- уточняющее (для установления границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности);

- воспроизводящее (точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности полученных данных).

Схема экспериментального исследования:

наблюдение, ознакомление с литературой, постановка проблемы;

формулирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами, планирование действий проведения эксперимента, выбор объекта и предмета;

экспериментирование с целью проверки гипотез, измерение и протоколирование результатов;

обработка данных, их интерпретация, обобщение и отчет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.