Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитические исследования мотивации.






Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеч. общества.

Таким образом, мотивация человека полностью

основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И

хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни

и Смерти.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы,

служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих

размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним

из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия

либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов

в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил,

что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной

зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех

проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда

существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием

смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время

на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в

современной психологии вопрос.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и

стимул.

Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это

состояние.

Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в

теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к

цели не всегда одни и те же, впрочем как и объекты. Кроме гибкости в выборе

объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на

продолжительные отрезки времени.

Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах:

. Привязки или направление энергии на объект (катексис)

. Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис)

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям,

увлечение чужими идеями.

Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для

достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе

объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции,

высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности.

Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по

какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества,

либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в

контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.

Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди

научились смещать инстинктивную энергию.

Адлер: у человека есть свой индивидуальный своеобразный мир. Человек стремится к конечной цели, соответствующей собственному Я. А движущие им душевные феномены – это не реакции зависящие от степени напряжения, которые испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки.

В основе душевных феноменов лежат не объективные значения, а его индивидуальные впечатления, которые определяются конечной целью.

Под влиянием конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт следующий за ним.

В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности. Вследствии этого любой шаг на жизненном пути реализует общее стремление к целостности. Существует компенсация, которая сглаживает недостатки этого движения (эти недостатки вызваны постоянным давлением внешнего мира (общества)). И поэтому человек конечной целью своих душевных стремлений ставит уравновешенность, безопасность, приспособление, целостность. В зависимости от конечной цели человек ощущает и оценивает достигнутую позицию.

Конечная цель, стремление скомпенсировать свои недостатки – определяют движущие душевные феномены, которые в свою очередь обуславливают его поведение, активность, действия (одни из решающих ролей в данной динамике играют ощущение собственной ценности или чувство собственной личности).

Отрицается влияние ситуации на поведение. Любая ситуация опосредуется душевными процессами.

Вывод: вера в будущее – наличие конечной цели – активизирует душевные феномены – которые обуславливают поведение, активность, действенность индивида (личности).

Юнг. Структура бессознательного содержит личные комплексы. Комплекс автономен – он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплексы возникают при вытеснении, и при действии коллективного бессознательного – архетипа. Поведение и активность индивида обусловлена типическими различиями (экстроверсия и интроверсия) и зависит от преобладания некоторых из основных психологических функций: мышления, эмоции, ощущения и интуиции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.