Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционализм






Исследования Вюрцбургской школы прямо вытекают из программы построения психологии как самостоятельной науки, которая была – в качестве альтернативы Вундтовской – предложена австрийским философом, в прошлом священником, Францем Брентано (1838-1917). Его труд «Психология с эмпирической точки зрения», в котором изложена эта программа, вышел в 1874 году.

Его понимание сознания восходит а Аристотелю, который в свое время дал функциональное определение души: душа есть совокупность наиболее существенных функций живого тела.

Для Брентано душа была субстанциональным носителем психических процессов, или актов, но он призывал изучать не ее, а эти акты, причем также интроспективно.

В чем же различие понимания сознания и методов его изучения у Вундта и у Брентано?

Вундт говорил о сознании как «совокупности сознаваемых нами состояний», то есть явлений, содержаний, которые как на сцене сменяют друг друга.

Брентано же считал, что то, что Вундт называет состояниями сознания вовсе не являются таковыми. Содержания ощущений, восприятий и тому подобное принадлежат внешнему миру, тогда как то, благодаря чему эти содержания появляются в сознании, а именно – акты представления, суждения, чувствования – это акты психические.

Допустим, психолог дает интроспективный отчет: «Я вижу зеленое». По Вундту, нужно изучать ощущение «зеленого», по Брентано, - сам акт видения, восприятия («вижу»). При этом различались взгляды Вундта и Брентано на методы исследования сознания: Вундт культивировал метод «аналитической интроспекции», Брентано считал необходимым изучать сознание методом так называемого «внутреннего восприятия», то есть непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании.

Вундт стоял за эксперимент, Брентано отрицал возможность такового в психологии. Вундт игнорировал активность сознания, Брентано предложил термин интенция – направленность сознания на объект.

Эти идеи Брентано получили свое развитие в разных психологических школах. Вюрцбургская школа взяла у него идею активности сознания, понимания психических функций как актов, направленных на внешний мир, но пыталась в отличие от Брентано изучать эти функции экспериментально. В целом, Вюрцбургская школа входила в состав течения в психологии, которое шло от Брентано, течения, альтернативного структурализму, - функционализма.

Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль капиталистического Запада в различных направлениях. В частности, рождение гештальтпсихологии непосредственно связано с феноменологией Гуссерля – ученика Брентано. Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, разработавший под влиянием идей Брентано учение о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

Настоящий расцвет этой школы связан с американской психологией, прежде всего с работами Уильяма Джемса.

У.Джемс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, стал первым профессором психологической лаборатории, президентом Американской психологической ассоциации.

Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания. В работе «Существует ли сознание?»(1904) он пришел к идее о потоке сознания, т.е. о непрерывности работы сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и «ему не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и избирательно. В нем всегда происходят принятие и отклонение, выбор одних предметов и отвержение других. Джемс считал, что главная задача психологии – исследование законов, по которым работает сознание (изучать работу, а не структуру). Первичным является не отдельный элемент сознания, но его поток как динамическая целостность. Он пришел к открытию двух основных детерминант сознания – внимания и привычки. В книге «Беседы с учителями о психологии» доказывал важность формирования у детей правильных привычек.

Говоря об активности человека, он подчеркивал, что психика помогает в практической деятельности, в социальной адаптации.

Он впервые заговорил о самооценке (самодовольстве и недовольстве собой) и ее влиянии на поступки человека. Вывел формулу самоуважения:

^ САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ

Джемс одновременно с датским психологом Ланге разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями организма «мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим». Представления Джемса, несмотря на большое количество критических замечаний, частично подтверждаются и современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции. Джемс многое сделал для развития психологии как самостоятельной науки. Он наметил многие направления развития психологии, и поныне считается одним из наиболее выдающихся американских ученых.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д.Дьюи (1859-1952), основателем Чикагской школы функционализма. Он интересовался прикладным использованием психологии в образовании.

Он доказывал, что предметом психологии является не структура сознания, а его функция. Психика рассматривается психологией в качестве координатора поведения в процессе взаимного приспособления организма и среды. Психическая деятельность – это поток сознания и активности. Активность, по мнению Дьюи, представляет собой целостность организма и среды (не разделял субъект и объект). Он считал, что невозможно рассматривать стимул и реакцию как независимые друг от друга феномены. Пока координация организма в среде выполняет адаптационную функцию, эта целостность сохраняется. Если же стабильность нарушается, субъект начинает осознавать причину неудачи и внимание направляется на определенный стимул. Таким образом, сознание – это один из частных моментов постоянного процесса исследования и адаптации к среде.

Дьюи считал, что истинность или ложность результата осознания должна проверяться последствиями конкретного действия. Иначе говоря, реальная жизнь проверяет верность суждений и действий.

Одним из лидеров Чикагской школы был ^ Джеймс Энджелл. В учебнике «Психология» (1904) он писал, что функционализм исследует психические операции, выполняющие роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление – как единое психофизическое целое. Т.е., фактически нет разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации к среде.

Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Европейские анализировали функцию как акты сознания. В этом отличие их позиций.

Общее в том, что началом психической деятельности является субъект. Каждое его действие целенаправленно, следовательно, любая функция приобретает определенную цель, или интенцию. В то же время объективный психологический анализ этой направленности не мог быть осуществлен ни путем наблюдения или самонаблюдения, ни путем экспериментов. Поэтому последователи американского функционализма – бихевиористы, предложили полностью исключить сознание из предмета психологии, ограничившись изучением самого акта поведения, связи между стимулом и реакцией.

Вклад этого направления в развитие психологии очень важен идеей изучения поведения и идеей целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и социальной среды. Это положение о важности роли социальной среды получило развитие в следующей школе.

 

1.
^ Французская психологическая школа


Основателем школы был Э.Дюркгейм (1858-1917), юрист, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил Леви-Брюль.

Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое, индивидуальное начало имеет свои корни в организме, это биологическая часть психики.

Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода, которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Коллективные представления закрепляются в языке; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются человеком без рассуждений. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют.

Главная мысль Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества. Однако, общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т.е. с общественным сознанием. Охота, рыболовство и т.п. хотя и рассматриваются, но как контакты изолированных индивидов с природой, которые не предполагают настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается с развитием человеческой деятельности. Сам процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний.

Леви-Брюль (1857-1939) выступил с тезисом о двух формах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления.

Современный тип – логический пришел на смену первобытному мышлению, которое Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами. Причем, наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства. Первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

По Леви-Брюлю, влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем, главным образом, религиозно-мистического характера (верования, магические обряды).

Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью.

Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими.

Откуда же берутся эти различные типы мышления? На этот вопрос Леви-Брюль не отвечает. Эта слабость его концепции была сразу же подмечена критиками. Аппеляция к особенностям коллективных представлений только запутывает дело. Откуда берутся сами коллективные представления? Их наличие констатируется, рассматривается их воздействие на индивидуальное сознание, но как они сами возникают, не объясняется.

Главный изъян концепции Леви-Брюля – то, что он ограничился исследованием лишь религиозных представлений, не подвергнув анализу иные формы общественного сознания и главное – его связь с практической трудовой деятельностью человека.

Проблема социальности человеческого сознания получила дальнейшее развитие в психологической концепции французского психолога, психиатра и невролога Пьера Жане (1859-1947).

Во второй период своего творчества Жане обнаруживает склонность к явно материалистическому решению вопроса о природе психического и создает свою оригинальную концепцию «образа действия». Единицей анализа в психологии Жане является действие, в которое психическое включено в качестве необходимой составляющей.

Во-первых, психические явления есть «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже «начало действия, которое осуществляется не полностью». Мышление есть способ подготовки действия. Это не полное действие, но проба действия, совершаемая специфическим образом. Восприятие тоже представляет собой акт, задержанный целиком на своих первых фазах.

Во-вторых, чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения.

В-третьих, само зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма. Здесь уже явная перекличка с последующими работами по проблеме возникновения психики Леонтьева.

В-четвертых, умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, результат их интериоризации. Эта идея также связывает Жане с отечественными концепциями интериоризации.

В-пятых, Жане не ограничивается общими рассуждениями о происхождении психических процессов человека из социально значимых действий, а детально анализирует это применительно к человеческой памяти в известном своем исследовании 1928 года «Эволюция памяти и понятия времени». Жане отличает произвольную память, социальную по своему происхождению, и простые привычки или навыки, которые образуются непроизвольно в ходе жизни. Это основная мысль Жане.

Жане: «Память – это акт социальный. Мы не привыкли считать память социальным актом. Память всегда вчиталась индивидуальным актом. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове».

Память, по Жане, возникает как реакция на вопрос другого человека. Т.е. память – это результат общения между людьми. Она возникает в условиях совместной жизни, когда необходима именно социальная реакция на какое-либо событие. Возникает с целью объединения людей, призыва выполнить какое-то действие. Сначала приказ – запомнить – идет со стороны, затем уже человек начинает приказывать самому себе. Появляется, таким образом, произвольная память, которую Жане считает родственной речи, поскольку такая память есть память-рассказ, а не реминисценция, простое воспроизведение имевших место в прошлом действий.

Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него коллективную психику. Обогатило науку и появление новых методов исследования психики – клинического, кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.