Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Развитие отраслей психологии






 

1.
Психология развития

2.
Этническая психология

 

1.
Психология развития


Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период и в период Средневековья в связи с исследованием подходов к обучению. Но только к 19 веку возрастная психология начала, наконец, осознаваться учеными в качестве самостоятельной области науки.

В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики. Отвечая на вопросы, дети должны были рассказать не только о своих знаниях, но и о своих переживаниях, о моральных и религиозных чувствах, радостях и опасениях.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля (зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования). Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.

В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Границы этапов не были жесткими, так что конец одного этапа не совпадал с началом следующего.

1. От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. Дети любят играть в песке.

2. От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых и стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они любят животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться. У них, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности.

4. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, с любовью к садоводству и цветоводству. У детей появляются наблюдательность и осмотрительность.

5. От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук. У них возникает желание обмениваться предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Механизмом перехода с одной стадии на другую является игра, так как дети реально не могут перенестись в ситуации, которые пережило человечество.

Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок представляет собой центр исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, биологов, педиатров, социологов и др. Педология быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины 20 века. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, в России (А.А. Леонтьев: впервые специальным постановление ЦК партии была отменена целая наука. «О пеологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936, «бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией»).

Немецкий психологи и педагог Э.Мейман (1862-1915) был одним из пионеров возрастной психологии в Германии. Основываясь на теории рекапитуляции, он предложил свою периодизацию психического развития, критерием которой являются этапы интеллектуального развития.

1. От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. Дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики.

2. От 7 до 12 лет – стадия анализа. Можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом становится не синтез, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний.

3. От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. Формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например, вопросы детской одаренности и отсталости. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.

Большую роль в развитии возрастной психологии сыграл швейцарский психолог Э.Клапаред (1873-1940). Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве.

Клапаред не принимал периодизацию Холла, основанную на биогенетическом законе. Он считал, что сходство между фило- и онтогенетическим развитием психики существует не потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, но потому, что существует общая логика развития психики и в филогенезе и онтогенезе. Именно общая логика и определяет сходство этих процессов, но не их тождество, поэтому не существует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внешние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и даже частично изменить направление.

Критерием деления детства на периоды для Клапареда служил переход от одного вида мышления к другому.

1. От рождения до 2 лет – преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано с развитием восприятия.

2. От 2 до 3 лет – развивается речь, поэтому познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.

3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, преобладают общие умственные интересы.

4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей.

Клаперед открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом. Психическое развитие идет от слитности к расчлененности: от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназначения. О таком развитии психики говорил позднее Л.Выготский.

Немецкий психолог В.Штерн (1871-1938) посвятил свои исследования анализу развития личности ребенка. В 1916 г. он принял предложение стать преемником детского психолога Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском униветитете.

Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательными и бессознательными слоями). Психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции (сближение), т.к. в ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды. Влияние этих факторов Штерн анализировал на примере игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности и утверждал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. Содержание игры задается средой и помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Т.о., игра служит для социализации детей.

Штерн был одним из инициаторов экспериментального исследования, тестирования детей и, в частности, усовершенствовал способы измерения их интеллекта, разработанные Бине, предложив измерять не умственный возраст, но коэффициент умственного развития IQ.

Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставить барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним влиянием (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, т.к. именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания.

Фрустрация задерживает интроцепцию (принятие, интериоризацию данных, соединение своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими). Это заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Т.о., Штерн доказывал, что эмоции помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково – от периферии к центру. Сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом - представление (память), затем – мышление, т.е. от расчлененности к слитности. Противоречие с Клапаредом – синкретичность (нерасчлененность) мышления.

Большое значение имело исследование Штерном развития речи. Он подчеркивал, что наиболее важным из этапов является тот, который связан с открытием детьми значения слова, пониманием того, что каждый предмет имеет свое название – 1, 5 года.

Он выделил 5 основных этапов развития речи у детей, фактически разработал первые нормативы в развитии речи до 5 лет. Он выделил основные тенденции, определяющие развитие речи – переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

Значительный вклад в развитие науки внес немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963). После окончания Берлинского университета он сначала примкнул к Вюрцбургской школе, однако постепенно отошел от этого направления и создал свою концепцию психического развития ребенка.

Исходя из концепций Вюрцбургской школы и гештальтпсихологии, он считал важным изучение интеллектуального развития ребенка. Он стремился изучать именно творческое мышление, момент инсайта. Он пришел к выводу о том, что интеллектуальный процесс – это процесс творчества.

Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи. Он считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, а придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. В отличие от Штерна, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значения слов. Это происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуков, которые изобретает ребенок. Ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь), и начинает пользоваться этими звуками целенаправленно.

На второй стадии ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя. Он расширяет словарный запас, изобретая названия вещей и задавая вопросы о названиях у взрослых.

На третьем этапе ребенок самостоятельно открывает значение грамматики. Путем наблюдения он замечает, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (яблоко - яблоки).

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка». Проанализировав процесс решения задач, он пришел к выводу, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс, который происходит мгновенно. Мгновенное схватывание сути вещей Бюлер называл ага-переживанием.

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни, т.е. разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. Он выделял три основные стадии психического развития: инстинкт, дрессуру (образование условных рефлексов), интеллект (появление ага-переживания, осознания проблемной ситуации).

Помимо интеллектуального развития при переходе от стадии к стадии происходит эмоциональное развитие, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала просходит действие, а затем наступает удовольствие от него (лягушка прыгает за мухой, глотает и получает удовольствие). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно: собака, выполнив действие, получает лакомство. При интеллекте человек может представить, какое удовольствие он получит от хорошей музыки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и позволяет гибко и адекватно приспособиться к среде.

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней.

Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер ввел понятие функционального удовольствия. Он считал, что игра находится на стадии дрессуры, поэтому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, и в игре нет своего продукта. Это объясняется не тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а тем, что игра и не нуждается в продукте, т.к. ее цель – это сам процесс игровой деятельности. Т.о., в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.

Хотя теория Бюлера и не является последней теорией возрастной психологии, другие концепции развития психики настолько прочно вплетены в логику определенного психологического направления, что целесообразней их рассматривать в рамках конкретных школ.


2.
^ Этническая психология


Этническая психология представляет собой междисциплинарную область знания. Ее родственниками являются социология, лингвистика, биология, экология и т.д. Сам термин «этнопсихология» нельзя назвать общепринятым. Психология народов, психологическая антропология, сравнительно-культурная психология.

Еще в трудах античных авторов отмечается влияние окружающей среды (природы и климата) на формирование психологических особенностей людей.

Французские просветители 18 в. (Монтескье) ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, нравы, обычаи, и в результате всего этого образуется общий дух народа. Народы жарких климатов робки, ленивы, не способны к подвигам, но наделены живым воображением. А северные народы отважны и мало чувствительны к наслаждениям.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями стали немецкие ученые М.Лацарус (1824-1899) и Х.Штейнталь (1823-1899), которые в 1859 г. приступили к изданию «Журнала психологии народов и языкознания».

Психология народов призвана изучать народный дух: психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, который проявляется в языке, нравах и обычаях, поступках, традициях и песнопениях. Основные задачи науки: 1) познание психологической сущности народного духа, 2) открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и науке, 3) выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

В 70-е годы 19 в. в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Эти идеи возникли у правоведа и историка К.Д.Кавелина (1818-1885), который участвовал в этнографических исследованиях Русского географического общества. Кавелин высказал мысль о возможности объективного метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. Однако первая попытка создания научной этнопсихологии в рамках психологии окончилась неудачей, т.к. Кавелин потерпел поражение в научной дискуссии с И.М.Сеченовым, считавшим невозможным изучение психики по продуктам духовной культуры.

Первой целостной этнопсихологической концепцией стала теория В.Вундта, создателя психологии народов. Последние двадцать лет жизни он посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Совместная жизнь индивидов должна порождать новые явления, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. В качестве новых явлений (в качестве содержания души народа) он рассматривал общие представления, чувства и стремления многих индивидов.

Общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним.

^ Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи.

Мифы как первобытное миросозерцание таят в себе первоначальное содержание этих представлений.

^ Обычаи включают возникшие из этих представлений поступки.

В России в начале 20 столетия философ Г.Г.Шпет (1879-1940) предпринял еще одну попытку создания этнической психологии. В книге «Введение в этническую психологию», которая вышла в 1927 г. он полемизировал с Вундтом. Вундт считал продукты духовной культуры психологическими продуктами. Шпет утверждал, что психологично другое – отношение к продуктам культуры. Язык, мифы, обычаи вызывают у людей определенные переживания. Этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, отвечать на вопросы: чего народ боится, что любит, чему поклоняется?

Очень современно звучит утверждение Шпета о том, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Человек сам духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может даже «переменить» народ, но не произвольно, а путем долгого и упорного труда.

В 20 в. психология получила значительное развитие в мировой науке. Все этнопсихологические исследования осуществляются с точки зрения одного из трех основных подходов – релятивизма, абсолютизма или универсализма.

Релятивизм (относительный)заключается в подчеркивании различий между культурами. Релятивисты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу, пытаясь понять людей на их собственном языке и исходя из их ценностей. Они подчеркивают, что все культуры равные, но разные. Примером релятивизма является концепция Леви-Брюля, противопоставлявшего пралогическое мышление логическому.

К релятивистским относится теория «Культура и личность». Главной задачей исследователи этой школы считали выяснение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения. Их интересовало, прежде всего, вхождение ребенка в культуру. Р.Бенедикт, А.Кардинер, Р.Лингтон.

Абсолютизм заключается в максимизации сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Если различия обнаруживаются, они интерпретируются как количественные, иными словами, осуществляются оценочные сравнения. В результате культуры рассматриваются как одинаковые, но неравные.

Пример абсолютистского подхода – использование тестов интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях. Французские исследователи Бине и Симон создали тесты для измерения готовности детей к школе. Но после того, как тесты попали в США, их стали широко применять не только в школах, но и в других правительственных программах, в частности, при обследовании прибывающих в США эмигрантов. В результате столь неадекватного использования тестов, требующих знаний в области языка и культуры, многие выходцы из стран Центральной и Восточной Европы признавались умственно отсталыми.

Более того, тесты интеллекта могут использоваться при попытках доказать расовое превосходство одних народов над другими.

Сторонники третьего подхода отстаивают универсализм – единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. Базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявление серьезное влияние оказывает культура. В исследованиях универсалистов проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, чтобы избежать оценок и предпочтения своей культуры.

Примером универсалистского подхода служат взгляды французского мыслителя Леви-Строса. У народов, которые он изучал, его в первую очередь интересовали не особенные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внешними различиями он искал внутренние универсальные структуры, которые лежат в основе любого явления культуры.

Универсальной человеческой потребностью он считает «жажду объективного познания». Он приводит множество ярких примеров того, что в любом обществе мир является объектом мысли, по меньшей мере, настолько же, насколько и средством удовлетворения потребностей.

В ходе развития этнопсихологии доминировали разные направления, но в целом наблюдалось явное движение к универсализму, осознание того, что культуры – равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые – «играют разные вариации на общую тему».

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.