Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В разновозрастных группах учащихся.






 

Павлова Е.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Макаровская ООШ»

Кольчугинского района

Владимирской области

ПЛАН.

  1. Введение. Актуальность темы.
  2. Модульное обучение на уроках русского языка.
  3. Применение модульной технологии на уроке русского языка.
  4. Список литературы.
  5. Приложение.

 

 

  1. 1. Введение. Актуальность темы.

Важнейшим направлением развития системы образования на современном этапе является достижение нового качества образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному, компетентностному подходу.

Но о каком новом качестве образования может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Таким образом, одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения.

Выбор мною темы «Организация модульного обучения на уроках русского языка в разновозрастных группах учащихся» в качестве темы самообразования продиктован жизненной необходимостью, так как работа в сельской школе сегодня усложнилась тем, что школа в последние годы стала малокомплектной и возникла необходимость проведения уроков в разновозрастных классах. Отсутствие программ и соответствующих учебников для разновозрастных ученических коллективов затрудняют построение образовательного процесса в малокомплектных сельских школах на принципах межвозрастного взаимодействия. Поэтому организация самостоятельной работы учащихся одного класса в то время, как учитель работает с другим, - это основной метод организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектной сельской школы. Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся другого, а объем самостоятельной работы детей находится в прямой зависимости от объема работы учителя с другим классом. Использование модульного обучения в сложившихся обстоятельствах позволяет сделать самостоятельную работу учащихся более эффективной.

Мой опыт использования модульной технологии небогат, я делаю первые шаги в организации модульного обучения. Разновозрастное обучение на уроках русского языка в нашей школе проводилось первый год: были объединены 5 – 6 классы на 2 часа из шести. В связи с этим и возникла необходимость в модульном обучении. Модульные уроки чередуются с традиционными. Следующим после модульного урока обязательно проводится урок закрепления или коррекции тех знаний, умений и навыков, которые обучающиеся приобрели на модульном уроке. Как правило, в неделю проводится 1 модульный урок в 6 классе (см. Приложение № 1), ещё реже - в 5-ом. Использование модульного обучения позволяло для одного класса быть только консультантом и больше времени уделять работе с другим классом. В дальнейшем я планирую проводить модульные уроки одновременно в обоих классах, начиная их общей мотивационной беседой. Это будет мой следующий шаг в освоении технологии модульного обучения.

 

 

  1. 2. Модульное обучение на уроках русского языка.

Одним из наиболее полных и конкретных является определение модуля П.А. Юцявичене: «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».[1]

Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Применение технологии модульного обучения позволяет перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся - как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определённой структуризации их знаний и умений. При работе с данной технологией деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений.

Модульная технология строится на основе развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Цельность технологии модульного обучения проявляется, во-первых, в её гибкости – возможности приспособления к индивидуальным особенностям учащихся, а во-вторых, в динамичности – возможности перехода от одних видов и способов деятельности к другим. Кроме того, эта технология вбирает в себя идеи и разработки других методик, например КСО (коллективного способа обучения), предполагает сочетание разных форм работы: индивидуальной, парной, групповой, а также различных форм контроля, в том числе самоконтроль и взаимный контроль.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету.

Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Итак, применение модульной технологии преследует достижение следующих целей:

  • включение каждого школьника в осознанную учебную деятельность;
  • создание для каждого школьника режима наибольшего благоприятствования (предоставление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе);
  • формирование у каждого школьника навыков самообучения и самоконтроля.

Модульный урок преследует несколько дидактических целей и при этом представляет собой вполне завершённую, целостную конструкцию. Структура такого урока, как правило, включает:

  • мотивационную беседу (организационный момент или введение в тему урока), завершающуюся постановкой цели урока;
  • входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее);
  • работу с новым материалом;
  • закрепление изученного;
  • завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);
  • рефлексию (она связана с самооценкой учащихся и их суждениями о работе класса (группы), с мнением об уроке, пожеланиями по разработке последующих уроков).

 

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. Обязательными учебными элементами являются следующие:

 

1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка каждым учащимся индивидуальных задач и целей.

 

2. Контроль знаний: «входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит учитель, экспертный, т. е. контроль учителя.

 

3. Целевая программа действий.

 

4. Дополнительный материал.

 

5. Оценка каждым учеником общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

 

6. Дифференцированное домашнее задание.

 

При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей.

 

В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты. На доске необходимо записать цель каждого учебного элемента. В совокупности цели обеспечивают формирование необходимых представлений, знаний, умений и получение опыта по данной теме.

При разработке каждого учебного элемента необходимо заготовить ученику советы по работе и указание на то, что надо делать на том или ином этапе. Такое указание может содержать схему. Например, в зависимости суммы заработанных баллов ученику предлагается либо выбрать корректирующее задание (КЗ), либо перейти к следующему элементу (УЭ-2). Т. е., если сумма баллов меньше 4, ученик выполняет КЗ; если сумма баллов равна или больше 4 – переходит к следующему УЭ.

Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради или в оценочном листе.

 

Оценочный лист

Ф.И.
Тема
Учебный элемент (УЭ) Основное задание (ОЗ) Корректирующее задание (КЗ) Сумма баллов  
УЭ-1      
УЭ-2      
УЭ-3      
    Итого  
Самооценка  
Оценка учителя  

При модульной технологии обучения оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются, на их основе выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Желание получить хорошую оценку – один из главных мотивов деятельности ученика. Он чётко знает, что полученная оценка объективно отражает качество его работы и адекватна затраченным усилиям.

В конце урока каждый вновь обращается к записи поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы.

 

  1. Применение модульной технологии на уроке русского языка хочу показать на примере одного урока в 6 классе общеобразовательной школы. Преподавание осуществляется по учебнику «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г. Урок рассчитан на 2 часа.

 

Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Цели урока:

1) создать условия для изучения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-;

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;

- орфографический словарь;

- технологическая карта;

- проверочные листы на каждый УЭ и корректирующие задания;

- оценочный лист.

 

Содержание урока

  1. Мотивационная беседа. (10 мин.)

Запись на доске: Роса блестит на растениях.

- Выделите корни с безударными гласными.

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Все ли слова в этом предложении можно проверить ударением?

- Какие гласные в корне могут чередоваться?

- В каких корнях чередуются е//и? Расскажите правило.

- В каких корнях чередуются а//о? Расскажите правило.

 

УЭ – 0 (5 мин.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.