Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Честность как принцип отношения человека к человеку






В зависимости от преобладания в ценностной ориентации личности принципа " быть" или принципа " иметь" ее отношение к др. человеку может быть честным или нечестным.

Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению принципа " быть", то его отношение ко всякому др. человеку носит честный и бескорыстный характер. Каждый человек рассматривается им как цель абсолютно бескорыстной заинтересованности: он может интересовать его лишь в одном единственном отношении - не нужны ли ему помощь, услуга или участие. Честное отношение к человеку выступает здесь как результат правильной ценностной ориентации. Всякий человек, обязывающий себя по-человечески относиться к др. человеку, стремится быть честным и творить добро по внутр. велению долга и совести, " не ожидая ничего" (Лк. 6: 35) взамен за совершенное благодеяние. Честность есть такая жизненная позиция, к-рая способна оправдать высокое достоинство человека, призванного восходить по пути уподобления абсолютной благости Божией.

Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению принципа " иметь", то его отношение к др. человеку может носить нечестный и корыстный характер. В этом случае каждый человек рассматривается им как средство для достижения его эгоистических интересов. Нечестное отношение к человеку выступает здесь как следствие неправильной ценностной ориентации. Нечестность есть нарушение справедливости, являющейся всеобщим условием быть достойным блага, и сознательно допускается ради достижения незаконного обладания какими-либо почестями и преимуществами.

Благо имеет ценность и смысл лишь в том случае, когда обладание им содержит в себе честную и законную основу и исключает какой-либо ущерб для др. человека. Непонимание этой самой элементарной истины есть грубейшая ошибка в плане ценностной ориентации, влекущая человека в области ценностных выборов к предпочтению нечестных и незаконных средств в достижении эгоистических целей. Установка личности на осуществление принципа " иметь" может лежать в основе мотивации самых неблаговидных расчетов и действий. Со стороны человека нечестность проявл-ся обычно в какой-либо его " заинтересованности", носящей, как правило, корыстный характер.

Корыстное отношение к человеку выражается в 2 основных формах: в форме лести и в форме деспотизма. Лесть имеет место в отношениях " заинтересованной" личности с людьми, занимающими высшее служебное или административное положение. Деспотизм имеет место в отношениях с людьми более скромного служебного и социального положения, не способными оказывать какого-либо " влияния" на общий ход дел. Часто человек сам не подозревает, в какой степени он подвержен лести и деспотизму. Так, напр., угодливый и услужливый перед начальством человек может проявлять свой подавленный деспотизм в грубом обращении с членами собств. семьи или с обитателями дома. На жизненном пути лесть и деспотизм явл-ся весьма навязчивыми спутниками, от к-рых трудно отделаться. Убедительный тому пример - тип " неверного должника" (Мф. 18: 23-35), скрытые черты к-рого присущи огромному большинству живущих в мире людей.

Помимо лести и деспотизма, есть еще 3 форма корыстного отношения к человеку - это зависть. Зависть характеризуется глубокой неудовлетворенностью человека в связи с неосуществившимся принципом " иметь". По определению свят. Василия Великого, зависть - это скорбь по поводу успеха и благополучия тех, кого знаешь. Оскорбленное честолюбие - результат неудавшегося стремления к превосходству. Слишком глубокое честолюбие способно избрать любые нечестные средства для своего удовлетворения.

Лесть, зависть и деспотизм, составляя начало нечестного отношения к человеку, имеют в качестве своих непосредственных коррелятов ложь, обман и коварство.

Если человек сознательно искажает известную ему информацию о каком-либо лице или предмете, он говорит неправду. Между самой объективной правдой и самой крайней ложью может быть огромная дистанция, состоящая из противоречивых сплетений полуправды, в к-рых весьма непросто разобраться. Напр., находясь во власти порочной совести, человек может обманывать не только других, но и самого себя. Но чаще всего в межличностных отношениях имеет место преднамеренная неправда, к-рая явл-ся сознательным орудием введения в заблуждение ближнего с целью достижения каких-либо корыстных расчетов. Человек, к-рый не верит в то, что он говорит другому, попирает данную ему привилегию дара слова как орудия разума и унижает в самом себе человеч. достоинство. При этом весьма характерным явл-ся то обстоятельство, что человек не замечает потери уважения к достоинству тех, кому он говорит неправду. Неправда употребляется им не только ради собств. мнимой выгоды, но и ради причинения ущерба ближнему: обида или поражение, нанесенные др. человеку путем обмана, клеветы или доноса, расцениваются им как собств. возвышение. Нечестность по отношению ко всякому человеку означает отсутствие уважения его достоинства. Даже самая " невинная" ложь типа: " Скажите, что меня нет дома", - явл-ся оскорблением достоинства ближнего: сиюминутный выход из ситуации обернется психологически ощутимыми обеими сторонами осложнением и напряженностью дальнейших взаимоотношений. В качестве главного последствия своего проявления нечестность оставляет никогда не иссякающий источник нравств. отчужденности, возникающей в сфере межличностного общения.

Нечестность - это крайнее убожество личности, граничащее с рабством: чувство зависимости - самая характерная черта всякой нечестности. Это чувство заставляет нечестного человека льстить, перед вышестоящими и, наоборот, деспотически утверждать свое превосходство и власть над нижестоящими.

Как принцип неправильного отношения к человеку, нечестность может иметь огромное многообразие своих проявлений - от самых незначительных оттенков неуважения чужого достоинства до самых крайних пределов неблагодарности, ненависти, гнусной клеветы, обиды, низости и коварства. Примером крайне предельной нечестности явл-ся всякое сознательное предательство. В нравств. сознании любого уважающего себя народа " Иудин грех" не прощается. В прежнее время предательство и донос считались позором. Известен случай, происшедший в одном кадетском корпусе при императоре Александре II. Группа кадетов проявила неповиновение, за к-рое грозило исключение. В заговоре был весь класс, но заподозренные кадеты отказались выдать товарищей. На запрос начальства император ответил: " Мои будущие офицеры иначе держать себя не могут - предателей вы из них не сделаете! " Такое явление, как донос начальству на кого-то из товарищей, считалось среди кадетов совершенно недопустимым, этого преступления кадеты никогда не прощали. Заведенное правило воспитывало в кадетах понятие чести, к-рым отличались офицеры прежних времен. Даже солидарность с товарищами, оставленными в карцере " на хлеб и воду", проявлявшаяся в тайной передаче пирогов и котлет и являвшаяся маленьким правонарушением, служила созиданию великого дела: она воспитывала дух товарищества, взаимопомощи и сострадания, к-рый придает всякой среде теплоту и жизненность и с утратой к-рого люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, не способными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести.

Когда в основе ценностной ориентации лежит корыстное отношение к человеку, каждый человек рассматривается в одном-единственном качестве - как средство для достижения собств. благополучия. Человек, к-рый не может быть использован как средство для достижения корыстных целей, не представляет ни малейшего интереса.

Даже самые элементарные знаки внимания и вежливости здесь воздаются не по возрасту или действительным заслугам, а исключительно по степени положения или влиятельности, от к-рых может зависеть благополучие. Искусство лести и хитрости по отношению к вышестоящим, направленное на достижение успеха, превосходства, извлечение выгоды и возвышение собств. персоны сопровождается использованием различных нравственно не дозволенных средств и влечет за собой искусно замаскированную игру, целью к-рой явл-ся достижение безупречной репутации. В отличие от лести деспотизм не нуждается в особой изобретательности и часто проявл-ся в неприкровенном высокомерии, неуважительном или пренебрежительном отношении к достоинству тех, кто стоит на более скромных ступенях служебного положения и значимости.

Не следует думать, что лесть и деспотизм могут свободно проявл-ся в своем традиционном архаическом облике. Зависимость от обстоятельств, как самая характерная черта нечестности, способна всегда вовремя подсказать, какие формы поведения явл-ся наиболее подходящими к условиям переживаемой ситуации. Нечестный человек, если только он еще не дошел до степени открытого цинизма, всячески пытается скрыть свою нечестность. Это та сфера его желаний и намерений, к-рая скрыта от окружающих. Никто об этой сфере не знает, т.к. нечестный человек всегда являет себя более нравственным, чем он есть. Но лицемерие рано или поздно выдает человека. В неизбежных ситуациях открывается истина, и тогда об этом человеке могут сказать: " Теперь нам ясно, что это за личность". Но и помимо каких-либо особых ситуаций безнравств. сущность нечестного человека не могут скрыть внешняя благопристойность выдержки и манер: в глазах и облике проглядывает непреображенная темная стихия завистливой и эгоистической натуры, для к-рой достижение внешних благ, положения и преимуществ составляет главный смысл жизни.

Ценностная ориентация, направленная на осуществление принципа " иметь", и вытекающее из нее корыстное отношение к человеку явл-ся причиной отсутствия в межличностных отношениях самых элементарных норм уважения, честности и справедливости. Большинство живущих в мире людей не может до конца отказаться от эгоизма, честолюбия, жадности и зависти, к-рые приводят многих из них к тайным и явным нравств. преступлениям.

Церковь явл-ся ковчегом спасения посреди житейского моря соблазнов и искушений. Она способна не только сохранить жизнь в достойных пределах, но и нравственно ее изменить и преобразить. В изъяснении свят. Иоанна Златоуста, в Церковь, как в новый спасительный ковчег, входит волк, а выходит агнец, влетает ястреб, а вылетает голубь: в ценностной ориентации личности когда-то преобладавший принцип " иметь" уступает место принципу " быть" и корыстное отношение к человеку сменяется бескорыстной заботой о нем.

Когда каждый человек рассматривается не как средство для достижения эгоистических интересов, а как цель, достойная нравств. отношения к нему как к личности, носящей в себе образ Божий, в межличностных отношениях торжествует принцип честного отношения человека к человеку. Честное отношение одного человека к другому включает в качестве своих составляющих элементов правдивость, искренность и отзывчивость, т.е. все то, что противостоит лжи, обману и деспотизму. Честность означает такую нравств. позицию человека, когда он говорит правду, поступает по справедливости и оправдывает в глазах окружающих его людей нравств. достоинство.

Как принцип отношения человека к человеку, честность приобретает особую ценность там, где в человеч. отношениях добро и правда не имеют надежных гарантий. Легко быть честным и великодушным в. обществе благородных людей. Но в экстремальных условиях, где добро не ценится, достоинство унижается и честь попирается, быть честным человеком явл-ся настоящей нравств. доблестью. История Церкви представляет нам множество примеров святых, явивших подлинное достоинство и величие духа на фоне всеобщего мрака и беззакония. Когда все кругом лгали, они говорили правду; когда другие были преисполнены злой ненависти и коварства, они прощали и творили добро; когда каждый думал о собств. выживании или выгоде, они проявляли жертвенную любовь. Каждое жизненное испытание - это проверка степени ценности нашего человеч. достоинства. Нашу душевную жизнь могут нарушить потрясения, вызванные обманом, клеветой, притеснением или нечестным соперничеством, но все эти переживания могут потрясти душу настолько, насколько человек еще честолюбив и эгоистичен, насколько он еще далек от благородства, великодушия, смирения, святости и любви, т.е. еще не достиг того подлинного царственного достоинства, к-рое воплотили в своем следовании Христу многочисленные сонмы святых.

Осуществление принципа " быть" означает в нравств. смысле быть человеком, находиться на высоте нравств. достоинства. Экстравертивная, интровертивная установки могут представлять собой 2 уровня, 2 ступени в плане осуществления достоинства, честности и благородства. Если для экстравертивной личности нравств. достоинство явл-ся залогом и гарантией ее уважения в обществе, то для интровертивной личности ее нравств. достоинство явл-ся естеств. стремлением быть самой собой: следование внешнему нравств. авторитету сменяется для нее стремлением к духовному совершенству. Честность, вежливость и корректность могут в одинаковой степени характеризовать и экстравертивную, и интровертивную личность, но в 1-м случае всех будут покорять демонстративно выставленные изысканность и галантность манер, тогда как во 2-м случае всех будут восхищать просвечивающие во всем стиле и облике естеств. простота и особое изящество скромности. То же самое следует сказать и в отношении благородства. Если для экстравертивной личности смысл благородства заключается в правдивости и отзывчивости, то для интровертивной личности смысл благородства заключается в искренности и преданности. Интровертивный образ литературного героя или живой конкретной личности оказывается в своем благородстве, искренности и преданности выше экстравертивного образа. Даже такое качество, как скромность, явл-ся преимущественной привилегией интровертивной натуры.

Скромность характеризует личность с точки зрения ее отношений к самой себе, но она составляет неотъемлемую черту предельно честного отношения к жизни. Правильная ценностная ориентация человека не позволит ему переоценить свои заслуги и преимущества. В общении с людьми скромный человек будет прост, честен, отзывчив и искренен: забывая о собств. преимуществах, он будет с уважением относиться к достоинству и чести др. людей.

Существует определенная закономерность в том, что чем благороднее, интеллектуально одареннее и духовно содержательнее человек, тем скромнее, искреннее и проще он держится в общении с людьми. Внешние доступность и скромность объясняются творческим характером интровертивной личности, тем, что она ориентирована на внутреннее созерцание и глубокое ценностное переживание бытия. Ее не могут заинтересовать внешние блага и преимущества и связанные с ними слава и почести, к-рые, отвлекая ее от истинного и вечного блага, могут служить причиной соблазнов и нечестного отношения к жизни, ее смыслу и ценностям. Созерцая здешние блага и видя, что они скоротечны и преходящи, душа обращается к вечным и непреходящим небесным благам и в них обретает источник и смысл существования. Ориентация на вечные блага всегда означает творческое осуществление принципа " быть", т.е. стремление к самой возвышенной онтологии: к ценностному переживанию бытия и человеч. предназначения, к-рое лишь в отношении к идее вечного блага способно приобрести характер честного человеч. общения и сотрудничества.

Во всем многообразии путей и форм межличностного общения каждый человек оказывается честным в отношении к др. конкретному человеку в той степени, в какой он принимает участие в заботе о его благе и достоинстве. Но в той степени, в какой человек заботится о благе и достоинстве др. людей, он становится соработником Бога в Его промыслигельных действиях по отношению к каждой человеч. личности. Будучи выражением человеч. соучастия в осуществлении путей Божией справедливости, честность определяет собой высокое и поистине богоподобное достоинство человеч. личности, и это обстоятельство явл-ся убедительным и ярким свидетельством величия и ценности честности как основополагающего принципа отношения человека к человеку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.