Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 12. Вопрос 2. Принципы христианской деонтологии.-??






В раскрытии конкретного содержания в понятии достоинства личности следует исходить из признания тройственной ориентации человека в мире. Человек ориентирован, во-первых, на свое собств. существование, во-вторых, на нравств. отношения к ближним и, в-третьих, на религиозн. поклонение Богу. В основе этих 3 аспектов ориентации личности лежат 3 важнейших нравств. принципа, к-рыми соответственно явл-ся честь, честность и благочестие. Выстраиваясь в четкий аксиологический рад, эти 3 важнейшие нравств. категории характеризуют собой ту степень универсальности и цельности личности, к-рой определяется ее нравств. достоинство. Честь, как основной принцип отношения человека к собств. существованию, включает целомудрие и благородство; честность, как основной принцип отношения человека к ближнему, включает правдивость и искренность; благочестие, как основной принцип религиозного отношения человека к Богу, включает благоговение и праведность. Таким образом, в сознании и поведении личности нравств. достоинство исключает что-либо постыдное в отношении к собств. существованию, что-либо обидное в отношении к человеку и что-либо нечестивое в отношении религиозн. поклонения Богу.

Понятие " честь" содержит в себе не только аксиологический, но и онтологический смысл: " честь" означает " что есть" данный предмет или его атрибут в общей онтологической структуре бытия. Достоинство и честь, как аксиологические характеристики личности, применимы и оправданны лишь там, где личность занимает подобающее ее служению и сану иерархическое место. Напр., такие выражения, как " честной отец" или " всечестной пастырь", заключают в себе характеристики прежде всего не морального порядка - в смысле честности и нравств. порядочности носителей этих званий, - а содержат указание на истинность и подлинность их иерархического достоинства. Это достоинство явл-ся истинным в самом главном и существенном смысле, т.к. определяется не нравственным, а онтологическим местом человека в мире. Чем в большей степени положение личности соответствует ее онтологическому месту в природном и социальном мирах, тем в большей степени становится оправданной честь, принадлежащая ее иерархическому достоинству. Соблюдение чести означает, во-первых, жизнь в соответствии с нравств. законом и, во-вторых, служение в соответствии с иерархическим положением.

Понятие честности как правдивости и искренности содержит в себе одновременно и чисто аксиологический, и общий этический смысл: отношения между людьми должны быть честными, т.е. построенными на той подлинной и единственно приемлемой основе, на к-рой они только и должны существовать, чтобы соответствовать истинной природе межличностных отношений. Без соблюдения законов хотя бы самой элементарной честности нравств. отношения между людьми не могут успешно осуществляться и развиваться. Каждый человек из собств. опыта знает, насколько этически формальными и холодными становятся его отношения с окружающими людьми, к-рые прежде могли его уважать и ценить за его честность, пока не обнаружили в нем присутствие хотя бы тени непорядочности или неискренности. Аксиологический и этический аспекты здесь глубоко взаимосвязаны: межличностные отношения могут быть честными лишь тогда, когда каждый человек, оберегая достоинство собств. чести, с уважением относится к достоинству и чести других. В предельно простой и ясной форме этот аспект аксиологии человеч. отношений был выражен Ф.М. Достоевским в его известной сентенции: " К человеку нужно относиться по-человечески".

Наконец, понятие благочестия в рассматриваемом аксиологическом ряде " честь - честность - благочестие" явл-ся самым возвышенным и универсальным. Оно включает одновременно и чисто аксиологический, и общий этический смысл, но главное достоинство этого понятия состоит в том, что оно содержит несомненный религиозн. смысл, к-рый придает высокие аксиологические коэффициенты понятиям чести и честности и окрашивает все сферы духовной жизни личности. Благочестие - это качественно новый уровень в ценностной ориентации личности, когда личность ориентирована не только на свое собств. существование и не только на отношения с окружающей средой, но и на религиозное поклонение Богу, позволяющее ей, во-первых, наиболее полно и глубоко осознать свое собств. достоинство и, во-вторых, увидеть в лице всякого др. человека носителя высокого богоподобного достоинства и равноправного сонаследника и соучастника в Божией благости. В конкретной жизненной плоскости благочестие включает признание и почитание Бога как Высшей и Абсолютной Личности, исполнение Божией правды и справедливое отношение к людям. Универсальный смысл благочестия состоит в том, что оно всегда означает личное благо человека, будь то сфера его природной и духовной жизни или сфера его этических отношений с окружающей средой. Но всегда это истинное благо, являющееся сокровенным достоянием личности и достигаемое ею через соблюдение объективных принципов чести и честности, получает аксиологическое выражение и значимость лишь тогда, когда предпочитается и осуществляется под знаком ориентации и стремления к высшему, вечному и абсолютному благу, каким явл-ся даруемая человеку сверхъестественная Божеств. благодать.

С точки зрения вечного блага, достоинство человека, живущего по принципам чести, честности и религиозного благочестия, получает свое высшее оправдание и смысл, т.к. наиболее полно, глубоко и универсально соответствует природной норме человеч. существования, этической норме межличностных отношений и идеальной норме благодатно преображенного личностного бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.