Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изображения креста в раннехристианский период.






«История Креста Господня есть, без сомнения, история всего христианства, или история человечества в связи и по отношению к христианству»[7].

В период зарождения христианства изображение креста имело для человечества два значения. Первое — крест, как древнейший космический символ, являвшийся объектом почитания у многих народов, и второе — крест, как орудие позор­ной казни самых низких людей.

Древний символизм креста, известный людям с дохристианского периода, был широко использован Церковью для образной передачи христианского учения, поэтому оста­новимся на нем чуть подробнее.

Изображения креста встречаются повсеместно с древ­нейших времен. Крест в квадрате, символ земли и стабильности, олицетворяет четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест — центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В кресте выражался заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная — небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная — является земной, рациональной, пассивной, женской. У многих народов он был одновременно символом и жизни, и смерти. Неразрывно с крестом связано и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека. Это восходит в основном к культам, связанным с поклонением солнцу, как богу или бо­жественной ипостаси. Величественное дневное светило ежегодно умирает, «распинаясь» на небе, но каждый раз победно восстает из зимней гробницы. В древнейшей истории многих народов, по словам графа А.С. Уварова, «имеются указания на то, что распятие до употребления его, как наказания служило еще приношением или жертвою, отвлекающей несчастье и посвя­щенной богу солнца или, что тоже, Творцу мира, не могущему существовать без солнца».

Эти древние знания о кресте не умаляют Креста Христова, а подтверждают боговдохновенность языка символов, отражая слова апостола Иоанна: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (1; 5). Как еврейскому народу давались пророчества о воплощении и Жертве Христа, так и среди других народов су­ществовало предчувствие спасительной Крестной Жертвы, трансформированное в их сознании в соответствии с существо­вавшими верованиями.

Монограммы имени Христа и скрытые кресты. Второе значение креста, где он выступает как орудие позорной казни, преобладало в первые века христианства и затеняло древний символизм креста. «А мы проповедуем Христа распятого, — говорил апостол Павел — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие»[8]1. Поэтому, снисходя к немощи обращающихся к хри­стианской вере язычников или иудеев, в течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Его роль выполняли скрытые кресты: монограммы имени Христа и различные символы, выражающие христианское учение. Вот некоторые из них:

Косой, или в более позднем наименовании, Андреевский крест. Представляет начальную букву имени Христос в ее простейшем графическом начертании и является ос новой для последующих более сложных монограмм.


Тот же знак, перечеркнутый вертикальной чертой, обоз­начающей букву I, начальную в имени Иисус.


 

 

Комбинация букв X (хи) и Р (ро). Начальные буквы в имени Христос. Согласно повествованию церковного историка Евсевия Памфила, этот знак был явлен во сне Константину Великому Христом, повелевшем установить его на боевом стяге (лабаруме) Императора.

Тот же знак с буквами А и , иллюстрирующими отры­вок из Апокалипсиса: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец...» и обозначающими Божественную безначальность и бесконечность.

Сочетание буквы Т (тау), обозначающей крест, с буквой R (первая буква в слове REX), обозначающий Царя-Иисуса.

Похожая на косой крест комбинация букв X и Р.

Сочетание указанных выше знаков с треуголь­ником, символом триединого Бога.

Якорь — прообраз креста. Символ Надежды. По словам апостола Павла: < < [Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Происхождение этого знака возможно связано с символикой полумесяца как небесной страны, «Царства Небесного», знакомого первым христианам. В сочетании с крестом полумесяц означал грядущее Царство Божие. Другое толкование этого знака — Христос, символи­зируемый крестом, рожденный Марией, символизируемой полумесяцем. Оно восходит к словам Откровения Иоанна Бого­слова: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна»[9].

Похожим на этот символ было языческое изображение корабля Улисса, часто встречаемое на христианских саркофагах. В V веке св. Максим, епископ Туринский говорил, что «корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безопасно из­бегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса мир­ских сирен». Тот же символизм заложен в крестах с полумеся­цем, венчающих купола многих православных храмов.

С середины IV века, после отмены крестной казни и утверждения христианства, скрытые изображения креста уступают место явным. Они появляются в быту, в церковном культе и на государственных реликвиях, сначала без изобра­жений Распятия или символических намеков на него. Разли­чаются три вида креста.

Тау крест. Трехконечная, самая древняя форма креста. По велению Бога этот знак должен был изобразить про­рок Иезекиль на челе жителей Иерусалима. Подобная форма креста применялась в Риме для крестной казни, и есть мнение, что Христос был распят на кресте такой формы.

Греческий или квадратный крест. Четырехконечная форма с равными балками. Такого типа кресты су­ществовали во многих дохристианских культурах и

были в первую очередь использованы Церковью для выражения

идеи христианского преобразования мира.

Латинский крест. Четырехконечный крест, у которого вертикальная балка длиннее горизонтальной. Эта форма в большей степени выражает Распятие как спа­сительную Жертву Христа.

По господствующему в Церкви преданию, крест, на кото­ром умер Спаситель, был четырехконечный. Он и становится символом христианства, как в греческом, так и в латинском ва­риантах. Отметим, что принятые в церковной археологической науке названия греческий и латинский крест, не говорят о принадлежности того или иного креста к Восточной или Запад­ной Церкви, а лишь определяют его пропорции.

Распятие в раннехристианском искусстве. Рас­пятие на кресте появилось не сразу. Это объясняется и общим торжественно-радостным характером древнехристианского искусства, избегавшего изображения страданий. Но идея ис­купительной Жертвы, присущая христианскому сознанию, требована своего выражения, хотя бы непрямого и неполного.



 



 


Рис.1


Рис. 2


Поэтому использовались символические образы Крестной Жертвы. Самый распространенный из них — образ библейского жертвенного «Агнца, вземляющего грехи мира»1. Его изо­бражали стоящим у основания креста или в медальоне в средокрестии. С VI века символические формы уступают место образу Христа, но еще не распятого. Он изображается в медаль­оне в центре креста или на верхней оконечности креста (рис. 1, 2). Самое древнее из известных изображений Распятия относится к V — VI векам и находится на дверях церкви святой Сабины в Риме (рис.3). На христианском Востоке изображения Распятия появляются не ранее VI века. Наиболее известны из


Ев. от Иоанна 1, 29.


них два. Первое — миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы, где дана развернутая картина Распятия (рис.4). Христос, одетый в длинную тунику, распят между двух разбойников; по сторонам — два воина с копьем и тростью, Богоматерь и Иоанн Богослов; сверху — солнце и луна. Второе — иллюстрация к полемическому сочинению греческого монаха Анастасия Синаита. К сожалению, оригинал распятия Анастасия не сохранился, поэтому, следуя Н.В. Покровскому, приведем рисунок, который принято считать копией утраченного оригинала (рис.5). Здесь впервые изобра-



 


Рис. 3

Рис. 4


жен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина заменяет титло, к средней пригвождены руки, к нижней — обе ноги. Христос изображен умершим, склонившим главу. Надпись на кресте — Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом

большинства византийских и русских Распятий.

Следует подчеркнуть, что с самого начала формирования

Рис. 5

сюжета Распятия в раннехристианском искусстве он никогда не был простой иллюстрацией казни. Это проистекает и из от­ношения к ней в те времена, но главное в том, что Церковь, изо­бражая распятие Иисуса Христа, следовала апостольскому учению и стремилась, во-первых, показать его как таинство принесения искупительной Жертвы Христом-Иереем1, а во-вторых, показать и само искупление как Воскресение Господа2 и его Вознесение. Для этого использовались и художественно-символические приемы, и дополнительные иконографические сюжеты, говорящие о Воскресении и Вознесении Христа. Все это, как мы увидим, найдет отражение на нагрудных крестах.

1 «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одессную Бога» (Посл, к Евреям ап. Павла 10, 12).

2 «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1-е посл. Коринфянам ап. Павла 15, 14).


II.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.