Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, виды и способы ношения нагрудных крестов.






На протяжении всей многовековой истории нагрудного креста не известно о существовании какой-либо строгой регла­ментации канонов относительно его формы, иконографии и надписей. «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста, которое отражало развитие христианского богословия, иконописи и эстетики конкретной эпохи и определялось основ­ными функциями нагрудных крестов:

1. Обозначать соединение верующего с Христом и Святой
Православной Церковью.

2. В образной и символической форме излагать основы
христианской веры (богословие креста).

3. Прославлять искупительную Жертву Христа и Святую
Соборную Апостольскую Церковь.

Следует отметить еще две функции. Это защитно-огради­тельная функция Животворящего Креста, в народе иногда при­обретавшая магическое значение оберега, и эстетическая функ­ция, где крест — объект христианского искусства, являющегося художественно-эстетическим выражением духовности.

Обозначенные функции выступают в различных крестах в разной степени, задавая как его форму, так и содержание.

Существует два вида нагрудных крестов. Это простой (мо­нолитный) нагрудный крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри.


По способу ношения нагрудные кресты можно разделить на тельные (тельники) и носимые поверх одежды. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре при­водится следующее определение: «крест наперсный — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею».1

Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест в первую очередь обозначает его соединение с Христом и Святой Православной Церковью, а также является для крещаемого символом его крестного пути и училищем истинного богосло­вия. При таком ношении ярче проявляется символизм сопряже­ния своего креста с Крестом Христовым. Корни этой традиции мы можем видеть у первых христиан, которые изображали кресты на своем теле или носили их тайно.2 Такая скрытность объяснялась еще и стремлением избежать насмешек, осквер­няющих святыню, и преследования врагов. Именно в первые века христианства стал зарождаться символический язык христиан, отличавшийся в то время скромностью выразительных средств и особой прикровенностью, но при этом он требовал высоко духовного понимания.

Кресты, носимые поверх одежды. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христиан-

1 Том 2, стр. 1493. Это определение наиболее точно, так как главным
является местонахождение креста на груди, которая, как вместилище сердца,
является священной частью тела. (прим. автора).

2 Это известно из жития некоторых христианских мучеников. Так акты
седьмого вселенского собора (акт IV) свидетельствуют, что мученик Прокопий
( 303) пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину
золотой, наполовину серебряный, тоже известно об одном христианском воине
Оресте ( 304). По рассказу Понтия, библиографа святого Киприана
Карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру креста даже
у себя на лбу; поэтому признаку их узнавали во время гонений и предавали на
мучения. (Христианство. Энциклопедический словарь, т.1, стр. 833).


ского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископ­ского сана, а также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Рис.6

Поверх одежды, вернее поверх доспехов носились пара-манные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как монашеский аналав (параман) или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами.1

Обычай носить крест поверх одежды (на вороте) встре­чался и в народной среде, отмечая христианский характер служе­ния человека. Пример такого ношения — изображение мастера Авраама на Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии (рис.6). В XVII веке ношение креста поверх одежды по-

1 Примеры такого рода крестов из истории приводит А. Нечволодов в «Сказании о русской земле». М., 1997, ч.IV, стр.932.

 

лучило более широкое распространение и сохранялось до вто­рой половины XIX века. Это можно объяснить историческими особенностями того времени. В XVI веке происходит укрепление единого русского централизованного государства, которое, после падения Византии, все больше осознается как оплот право­славия. Естественно, что крест, как Непобедимое Оружие веры, выходит на всеобщее обозрение, находя поддержку в словах апостола Павла1 и святых отцов Церкви2.

Другая особенность в том, что в XVII веке по окончании смутного времени, возникшая в обществе ностальгия по древней духовности находит выражение в создании нового символи­ческого языка в церковном и церемониальном искусстве. Долгожданный царь — Михаил Федорович наделяется в сознании народа всеми мыслимыми совершенствами и становится образ­цом для подражания. По словам Симеона Полоцкого: «Царя об­разом вси ся управляют, житие его своим подражают». Поэтому одежда и убранство народа того времени уподоблены царским, и атрибут царского и княжеского сана — наперсный крест — становится элементом народного праздничного костюма.

Такой крест имел торжественный праздничный характер.3 Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями.

1 «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса
Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Послание Галатам ап.
Павла 6, 14) — эти слова апостола встречаются иногда на оборотной стороне
русских нагрудных крестов XVII в. Пример — крест №357 из собрания Ханенко
(Древности Русский вып.2, Киев, 1900).

О такого же рода надписи на крестах домонгольского периода — «Христос крест нам дал на похвалу», упоминает Н.И. Петров (альбом достопримеча­тельностей церковно-археологического музея при императорской киевской духовной академии. Вып. IV - V. Киев, 1915. Стр. 29.

2 «Не стыдимся Креста Спасителева, но еще и хвалимся им» (св. Кирилл
Иерусалимский)

f О форме и символике такого рода крестов см. rл.V. Символический язык крестов XVII в.




 


Рис. 7

Такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии.' Образцы некоторых цепей с сужающимися концами для крепления изображены на рис.7. Ношение мирянами крестов поверх одежды не определялось церковными правилами, 2 а являлось выражением личного бла­гочестия. При этом нагрудный крест широко выполнял свои основные функции, особенно выделяя прославление победы Спасителя. Сегодня, когда мы стремимся к возрождению право­славной веры и традиций в современном обществе, часто встает

 

1 А.Б. Островский. Православный нагрудный крест. Кунсткамера вып.8.

2 Все же существовали указания, из которых видно, что ношение креста
поверх одежды мирянами, в особенности женщинами, было необходимо для
сохранения благочиния церковной службы. «В типиконе, в последовании
понедельника великого поста, после шестого часа (если бывает расход после
этой службы), сказано: «Поем многодетны, и целуем святые иконы и на персях
наших честный крест> >.


вопрос об уместности ношения мирянами креста поверх одежды. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благо­честия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос решается индивидуально каждым человеком по благословению своего духовника.

Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Но и при благочестивом ношении не стоит забывать об ответственности, которую налагает на чело­века крест, находящийся снаружи. Это и постоянное соответ­ствие его мирских дел учению Христа, и соблюдение церковного правила о запрете изображать крест в месте, в котором он может подвергнуться неумышленному осквернению.1 При ношении креста поверх одежды в миру, часто в нехристианском окру­жении, риск подвергнуть святыню осквернению очень высок.

Энколпион2, как и многие из форм монолитных крестов, пришел к нам из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ­ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью епископского и царского сана. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, — энколпионы.

В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники (как правило, под одеждой).

Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, но-

1 73-е правило Шестого Вселенского Собора о запрете начертания
креста на земле.

2 Энколпион (греч. ) — носимый на груди, на сердце. Учитывая
его крестообразную форму, энколпион буквально означает — наперсный
(нагрудный) крест.


симые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, пере­давались по наследству и нередко приносились в дар Церкви.

Для уточнения терминологии заметим, что название эн-колпион обычно применимо к изделиям византийского проис­хождения и их подражаниям (рис.8), а крест-мощевик — к фор­мам крестов, родившихся непосредственно на Руси в XIV веке (рис.9). Так как между крестами, носимыми поверх одежды, и тельниками нет принципиальных различий, и не всегда с полной




 


 


Рис.8


Рис. 9


уверенностью можно сказать, как носился тот или иной крест, то в дальнейшем все кресты, носимые на груди, будем называть нагрудными крестами.

Определив функции крестов, их виды и способы ношения, попробуем теперь кратко проследить историю развития право­славного нагрудного креста.



 


Форма и символика древних византийских и русских






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.