Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г)Общество соединенных славян






Общество соединённых славян, тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества (" Правила", " Клятвенное обещание") содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка

 

О́ бщество соединённых славя́ н

(Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823—25. Создано в Новгород-Волынском братьями А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818—23). Свыше 50 членов. Программа содержала требования освобождения крестьян, создания федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.

* * *

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН

О́ БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́ Н (Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823—25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818—1823). Св. 50 членов. Программа: освобождение крестьян, создание федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.

 

* * *

О́ БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́ Н (Славянский союз, Славянское общество), тайное общество декабристов на юге России в 1823—25.

Предтечей его являлось Общество первого согласия, впоследствии переименованное в Общество друзей природы, основанное в 1818 в Полтавской губернии братьями П. И. и А. И. Борисовыми (см. БОРИСОВЫ). Общество было немногочисленным, не имело четкой политической программы. В 1823 полк, в котором служили Борисовы, был переведен в г. Новоград-Волынск, где они познакомились с польским дворянином Ю. К. Люблинским (см. ЛЮБЛИНСКИЙ Юлиан Казимирович), высланным из Варшавы за участие в польском революционном движении. По предложению Люблинского, общество Борисовых было преобразовано в Общество соединенных славян. Целью его стало объединение всех славянских народов в демократическую республиканскую федерацию. Членами ее должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроатия (Хорватия); население этих стран члены общества считали славянским. Каждая страна должна была получить свою конституцию в рамках федерации. Достижение панславянского единства должно было осуществиться путем революции, причем в отличие от членов Южного общества (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) декабристов члены Славянского общества делали ставку на народную, а не военную революцию.

Состав членов Общества соединенных славян также отличался от состава членов Южного общества. В большинстве своем они были мелкопоместными дворянами, армейскими офицерами небольших чинов, с невысоким уровнем образования.

Летом 1825 во время армейских сборов в лагерях под местечком Лещином о существовании Общества соединенных славян узнал один из руководителей Васильковской управы Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин (см. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Михаил Павлович). После нескольких совещаний в сентябре было принято решение о присоединении Славянского общества к Южному и образовании Славянской управы, которая действовала практически как часть Васильковской (во всяком случае вся связь с Южным обществом осуществлялась через Бестужева-Рюмина). Несколько «славян» дали Бестужеву клятву участвовать в цареубийстве.

Ряд членов Славянского общества участвовал в Черниговского полка восстании (см. ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ); одновременно «славяне» обсуждали возможность прийти на помощь восставшим, но не успели это сделать, так как восстание было подавлено. Декабристы из Славянского общества после ареста были доставлены на следствие в Петербург (кроме участников восстания, отданных под военный суд при главной квартире 1-й армии) и приговорены к каторге и ссылке.

 

Общество Соединенных Славян - мы не знаем вовсе. Несколько строк в общих произведениях о декабристах, редко - несколько отдельных страниц отрывочных сведений об этой самостоятельной революционной единице, слившейся с Южным Обществом лишь за три месяца до начала революционного выступления, - вот и все, что сказала историческая литература о славянах[2]. Между тем, история русского революционного движения, завершенная Октябрем, предстает уже перед нами, как некий цельный подготовительный процесс. Мы намечаем в ней основные этапы, ясно видим ее эволюцию и схватываем основные типы движения, различаем отдельные струи. Ленин указал на три поколения, действовавшие в русской революции: " Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями Народной Воли". " Третье поколение, третий класс, действовавший в революции - пролетариат. М. Н. Покровский дает не менее четкую схему движения: " Первый период - с 20 до 80-х годов XIX века можно охарактеризовать так: интеллигенция в поисках массы... Она ищет массу и не находит ее. Второй период будет с 80-х годов и приблизительно до начала второго десятилетия XX века, когда интеллигенция нашла массу. Она нашла массу, но она еще не слилась и не спаялась с этой массой..." и " третий период - когда революция массовая...". Только сейчас встает перед нами истинная перспектива революционного движения, и это накладывает ряд обязательств на современного историка. Изучая " соединенных славян", мы изучаем корни второго периода русского революционного движения, ушедшие в первый. Среди революционеров-дворян, " страшно далеких от народа", видим мы своеобразную группу мятежников " с лица необщим выражением". Это - " соединенные славяне".

 

Начнем анализ с первой характерной черты этого общества, особенно ярко бросающейся в глаза. Вся группа славян подобралась по удивительно определенному признаку малой состоятельности, бедности, дворянства только по имени. Основное ядро славян - армейские офицеры: поручики, подпоручики, прапорщики, юнкера, живущие " с одного жалованья". В эту армейскую голь впаяны были элементы не-дворянские - канцелярские чиновники " сомнительного" происхождения, даже крестьяне по происхождению, подделавшие документ о дворянстве. " Интересно, что это тайное общество не было военной организацией, в противоположность Южному, принимавшему в свою среду лишь военных и, главное, в больших чинах. Провиантский чиновник, канцелярист, писец, отставной подпоручик, мелкий шляхтич на " приватной службе" были их желанными и равноправными членами. Конечно, принадлежность к тому или иному социальному слою еще не делает революционером, но если перед нами группа людей, самостоятельно выступившая на революционный путь и об'единенная общим признаком социального состава, то нельзя не спросить, какие исторические причины спаяли ее воедино. В самом деле, что заставило дворянина, представителя правящего класса скатиться в разряд дворян только по имени, утерявших все признаки своего экономического бытия, и об'единиться в одну революционную организацию? Каковы были те об'ективные условия, которые послужили фоном этого явления?

 

Известно, что дворянство первой четверти XIX века переживало глубокий кризис. Его натуральное по типу хозяйство вынуждено было приспособляться к новым хозяйственным условиям, капиталистическим по существу. Развитие хлебного вывоза и рост внутреннего рынка пред'явили к его хозяйству требование быстрого повышения производительности труда. Россия входила, как определенное звено, в систему европейского капитализма, и помещичье хозяйство становилось винтиком общей капиталистической машины, рыночным поставщиком внешним и внутренним. " Этот перелом принес с собою и обычное требование расширенного воспроизводства. Помещичье хозяйство всеми силами приспособляет неуклюжий аппарат крепостного производства к новым требованиям. Но способы приспособления - усовершенствование техники, механизация производства, мелиорация, вольнонаемный труд, интенсификация барщины дают некоторый эффект лишь в экономически сильных хозяйствах, с достаточным наличием оборотного капитала. Если при таких условиях выживал крупный помещик, держался за жизнь средний, то мелкопоместному приходилось совсем плохо. Дифференциация дворянства углублялась, мелкое дворянство теряло свои поместья, переходило в разряд беспоместных, сохраняло, как воспоминание о былой обеспеченности, несколько душ дворовых, через некоторое время теряло и их - и от дворянства оставалось одно воспоминание.. Единственной реальностью, за которую цепляется бывший дворянин, была возможность поступить на царскую службу да право отдать сына в кадетский корпус. Мизерное жалованье офицера или небольшого чиновника становилось единственным источником существования. Процесс хозяйственного перерождения России неминуемо углублял дворянскую дифференциацию и выбрасывал дворянскую мелкоту из обычного хозяйственного бытия дворянства, лишал ее существенных экономических признаков дворянина и в корне менял ее экономический уклад. В большей своей части этот отпадающий от дворянства слой попадал на службу в государственный аппарат или обслуживал развивающееся частное хозяйство. Он представлял собою зародыш русской технической интеллигенции, вызванной к жизни развитием новых хозяйственных форм. Характерно тяготение славян к типичному интеллигентскому труду: отец Борисовых - архитектор, Бечасный увлекается обязанностями следователя, Веденяпин и некоторые другие по доброй воле берут на себя педагогический труд, учат сол дат в школе, а родители большинства славян, не имея никаких средств к существованию, " пропитываются от своих трудов, приличных дворянскому званию", как доносят полицейские власти, - т. -е., очевидно, от трудов интеллигентского типа. Общество Соединенных Славян - одна из первых страниц истории русской интеллигенции эпохи промышленного капитализма.

 

Какого бы представителя Общества Соединенных Славян мы ни взяли, у всякого дворянство его - пустой звук. Вот перед нами основатели общества братья Борисовы, Андрей и Петр. Они - сыновья отставного майора 8 класса, обремененного семьей в пять человек, живущего на скудный казенный " пансион" в 200 р. в год в селе Боромле. Чтобы поддержать семью, отец прирабатывает на стороне, он " архитектор" провинциальной глуши, интеллигент по занятиям и умственному складу. Вот третий основатель общества - шляхтич Юлиан Люблинский, хилый и слабый, живет у матери в Новоград-Волынске; ее единственное имущество - деревянный домишко на окраине города. После ареста сына она живет на продажу вещей и имеет только " дневное пропитание". Семья надворного советника И. В. Горбачевского, из которой вышел еще один типичный славянин И. И. Горбачевский, хранила в своих семейных преданиях воспоминания о лучшей доле - мать его " была когда-то помещицей", но ко времени сознательных лет ее сына единственным источником существования семьи было жалованье отца, служившего в Витебской казенной палате. Когда арестовали В. А. Бечасного, одного из первых членов славянского общества, его мать, " дворянка" Бечасная, осталась без всяких средств; по полицейскому донесению единственным ее движимым имуществом было " необходимое одение"; ее, как нищую, из жалости приютило знакомое дворянское семейство. Типична картина разорения семьи А. Пестова: было у матери два имения, одно 125 душ, другое 200 душ, но " содержание многочисленного семейства и некоторые имущественные обстоятельства вовлекли фамилию сию в неоплатные долги". Продали за долги первое имение, но его стоимость всех долгов не окупила - их осталось более 60 тысяч рублей, и к продаже назначили и второе имение. И. Иванов, провиантский чиновник 10 класса " из почтальонских детей" родом, на жалованье свое содержал мать -унтер-офицерскую вдову (по второму браку), и после ареста его семья осталась " в самом бедном положении". Мелкий шляхтич Жебровский служил на приватной службе у сенатора Ильинского, своего имения у него не было, а национальность поставила много препятствий к получению " казенного места". П. Ф. Выгодовский - сын крестьянина, он подделал дворянское свидетельство и поступил на должность мелкого канцеляриста в канцелярию волынского губернатора. Каждый славянин с этой стороны характерен, исключения чрезвычайно редки. Можно наметить три основных типа славян: поручик или вообще военный мелкого чина, безземельный и " бескрестьянный", - одним словом, бывший дворянин; отставной военный в малом чине, служащий на частной службе, или мелкий шляхтич, нашедший " приватное" занятие у богатого графа - тоже, конечно, без земли и без крестьян, и, наконец, -недворянин, служащий в канцелярии или на какой другой службе. Все живут на жалованье-это типично.

 

Еще одна характерная черта: почти все славяне - южане, а многие - " щирые" украинцы. Полтавская, Харьковская (Слободско-Украинская), Черниговская. Киевская губернии, Волынь, Херсонская губерния, - вот, обычно, откуда они родом. Они - уроженцы края особенно бурной ломки старых крепостнических отношений, более быстрой капитализации, более сильного расслоения дворянства в Кроме того, край этот был издавна революционен: мысль о самостоятельной Украине и свободной Польше жила и развивалась. Волынь кишела мелкой шляхтой, питавшей самую горячую ненависть к русскому самодержавию. Генерал-ад'ютант Демидов, обследовавший по заданию правительства в 1826 г. " качество мыслей" жителей Житомира и его окрестностей, пришел к выводу, что они во всех отношениях неблагоприятствуют России". Эта обстановка оставила глубокий след на Обществе Соединенных Славян.

 

В списке декабристов, осужденных Верховным Уголовным судом, славян 23 человека. В донесении следственной комиссии без поименного перечисления указано, что славян - 36, но на основании изучения дошедших до нас архивных материалов 51 член общества известен нам поименно, и есть точные указания на других членов, имена которых до нас не дошли.

 

Сложилось Общество Соединенных Славян постепенно. В 1818 году, 13 мая, братья Борисовы, Андрей и Петр, бывшие тогда юнкерами, основали общество Первого Согласия, целью которого были правила " Питагоровой секты": уединенная жизнь, дружба и изучение природы. Несколько близких друзей были членами общества. Наивное и слабое, оно очень быстро перестало удовлетворять основателей, особенно старшего Андрея Борисова, с детства бывшего республиканцем. Политическая цель - республика - скоро была добавлена к обществу, и оно перешло в новую стадию своего существования - стало Обществом Друзей Природы. Его форма была масонский орден, его цель, по формулировке Петра, - " республика философа Платона", а по словам Андрея - просто республика. Членами этого " ордена" были юнкера Корсун. Волков и Лукьянович. В 1823 году полк, где были братья Борисовы, стоял в Новоград-Волынске. Борисовы, революционно настроенные, уже были, вероятно, центром офицерского кружка, много занимавшегося чтением серьезных книг, математикой, философией, естественными науками и политическими произведениями западно-европейских писателей. Одно происшествие провинциальной глуши сильно взбудоражило этот кружок. В том же году молодой шляхтич Юлиан Казимирович Люблинский был прицелен из Варшавы в цепях за участие в тайном польском обществе в свой родной город Новоград-Волынск и отдан под надзор полиции. Он поселился в маленьком деревянном доме своей матери и усердно занимался чтением серьезных книг. Это был человек широкого философского образования и редкой убежденности и воли. " Несмотря на поднадзорность, он не ходил к исповеди и причастию, чем навлек на себя гнев волынского губернатора. Борисовы познакомились с ним и предложили ему вступить в Общество Друзей Природы. Узнав, в чем оно состоит, Люблинский рассмеялся и назвал их " маленькими философами". Он предложил им в корне реорганизовать общество и ввести в него новую цель - об'единение всех славянских племен в одну федеративную республику. По замыслу его, Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация об'единялись в этот союз; каждый народ должен был иметь соответствующие его особенностям законы. Должен был ежегодно собираться с'езд представителей этих республик в центральном городе союза. Союз будет оживленный, торговый, омываемый четырьмя морями - Черным, Белым, Балтийским и Адриатическим, в нем будут кипучие порты и четыре мощных флота. Замысел этот показался Борисовым блистательным. Так было основано в 1823 году Общество Соединенных Славян. Кое-какие идеологические формы уцелели в нем от прежних обществ: осталась масонская символика, клятва, очень похожая на карбонарскую. Вступающий в общество славян клялся на мече, что решается на это " для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому", и что " самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения...". " Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян". Были сочинены " правила" или катехизис, в 17 пунктах с добавлением. " Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и твоего оружия...", начиналось первое правило, при чем понятие " оружие" изображено было условным знаком - изображением штыка. " Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь...". " Будешь терпеть все " вероисповедания и обычаи...". " Будешь стараться разрушать все предрассудки, наиболее до разности состояний[3] касающиеся, и в то время станешь человеком, когда станешь узнавать в другом человека", - говорилось в других правилах. Идеал славянской федерации был польского происхождения. В то время он был популярен у польских революционеров, и Люблинский, вероятно, взял его из своей прошлой революционной практики.

 

Члены стали набираться быстро: в декабре 1823, сейчас же после основания общества, были приняты: И. И. Горбачевский и В. А. Бечасный, в 1824 были приняты и приглашены А. Д. Высочин, П. Г. Головинский, П. Ф. Громнитский, Н. Красницкий, А. С. Пестов, А. В. Усовский и Ф. А. Жебровский. Весной 1825 принято было много новых членов: А. В. Веденяпин I, И. И. Иванов, Костыра, Я. Я. Драгоманов, П. Д. Мозган, А. Ф. Фролов, П. Ф. Выгодовский, Н. Ф. Лисовский и А. И. Тютчев. Последний - единственный из всех славян был гвардейцем - состоял раньше в лейб-гвардии Семеновском полку, восставшем в 1820 и расформированном. Позже, осенью во время лагерей было принято много новых членов, среди которых выделяются: поручик Я. М. Андреевич 2, И. В. Киреев, И. И. Сухинов, юнкер В. И. Шеколла, поручик П. А. Зарецкий и М. А. Щепилло. Общество быстро росло. Как видим, и в начале своего существования члены общества не удовлетворялись его формами и все время их меняли. После основания Общества Соединенных Славян это недовольство не улеглось, а еще больше выросло. Настроение у всей этой молодежи было революционное, хотелось быстрых, решительных действий, ясной цели, подробного, конкретного плана поведения. Многие были решительными республиканцами, последовательными антицерковниками и резкими противниками крепостного права. Их единство оформлялось не клятвой и правилами, не идеалом славянского единства, имевшем польское происхождение. Он не удовлетворял их. Их единство было в революционном настроении, в единой тактике и в признании народной революции. Между тем они убеждались, что " время не сближает их с целью". Назревал новый кризис, новая реорганизация общества. Поиски форм и колебания в их выборе характерны для зарождающейся первой по типу " разночинной" организации. Работа в этом направлении началась со второй половины 1824 года, и до нас дошло упоминание о проявлении ее - о письме Пестова к Петру Борисову, с так называемым " мнением об учреждении собраний". 6 декабря того же года Петр Борисов (Борисов 2) долго совещался с Горбачевским, вырабатывая новый устав общества и общий проект его реорганизации. В марте 1925 года был с'езд славян в местечке Чернихове в 25 верстах от Житомира, где устав и проект этот были приняты, но предварительно, впредь до соединения всех частей в лагерь под м. Лещиным и утверждения его общим собранием всех славян. Борисов 2 был выбран председателем, Иванов, провиантский чиновник X класса, секретарем, и Громнитский заместителем председателя. Были установлены членские взносы. Все с нетерпением ждали летних лагерей, чтобы все окончательно оформить, но неожиданные события разрушили эти планы.

 

Борисов 2, неустанно заботившийся о пополнении общества членами, заметил, что бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка, очевидно, замышляют что-то против правительства, и он стал нащупывать пути сближения с ними. Капитан пехотного полка Тютчев, тоже бывший гвардеец, был поэтому принят Громнитским по указанию Борисова 2 в общество, и ему было поручено обследовать этот вопрос. Тютчев был знаком с бывшими офицерами Семеновского полка С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым, деятельными членами Южного Общества и руководителями Васильковской управы этого общества. Тютчев давно хотел с'ездить к своему старому отцу, но ему, как и всякому бывшему семеновцу, отказывали в отпуске. Когда войска собрались в лагеря, Тютчев отправился к своим бывшим знакомцам узнать, не слыхать ли чего нового об отставках, отпусках и переводах, запрещенных семеновцам. Ему ответили намеком: " Нам надо самим отыскивать свободу". Тютчев понял, завел разговор о тайном обществе, узнал о принадлежности своих знакомых к Южному Обществу и на радостях превысил свои полномочия, рассказав им о славянском обществе гораздо больше того, что было ему разрешено. Сейчас же возник вопрос, не могут ли оба общества об'единиться. На этом эпизоде мы остановились для того, чтобы подчеркнуть, что Тютчев " открыл" Южное Общество, а не Бестужев-Рюмин " открыл" славянское, как обычно об этом сообщается в популярной литературе.

 

М. П. Бестужев-Рюмин был главным представителем Южного Общества в вопросе об'единения. Очень юный, почти мальчик, красноречивый энтузиаст и прекрасный организатор, он был ближайшим другом С. Муравьева-Апостола и всецело подчинялся его влиянию. Он и руководил собраниями по объединению, собиравшимися около четырех раз - первое на квартире Борисова 2 и Пестова в Лещине, последние в деревне Млынищах в квартире Андреевича 2.

Оно было старше и значительно сильнее славянского. Очень многое в корне отличало его от последнего. Прежде всего, имущий и знатный дворянин был типичен для члена Южного Общества. Многие из членов были богаты, владели большими имениями и сотнями крестьян. Большой чин был особенно обычен для Южного Общества, - среди его членов мелькают генералы, полковники, подполковники. Подбор их не случаен и тесно связан с тем пониманием революционной стратегии и тактики, которым отличалось Южное Общество. Оно хотело произвести военную революцию без участия народа, при помощи одного войска. В этой тактике многое было от воспоминания о дворянских дворцовых заговорах, от испанской революции, которой так увлекался С. Муравьев, и от боязни волнений " черни", " " Наша революция будет подобна революции испанской, - восклицает Бестужев-Рюмин, - она не будет стоить ни единой капли крови, ибо произведется одною армиею без участия народа". Привычка к военной дисциплине заставляла большинство членов Южного Общества быть уверенными, что солдатские массы и даже низшие офицерские чины двинутся на восстание, как на парад, по первому приказу своего высшего начальства: " Разумеется не следует творить ребячества, - писал Матвей Муравьев своему брату Сергею, - не следует принимать армейских офицеров, пока ни к чему не пригодных; вот, когда придет время пустить их в дело, тогда нужно повелительно двинуть их вперед не спрашивая, угодно это им или нет". Полковник Тизенгаузен считал, что агитация среди солдат излишняя, - достаточно выкатить несколько бочек вина, выдать денег и, вызвав песенников вперед, крикнуть: " ребята, за мной! ", - " чтобы полк двинулся и действовал в смысле его". Подполковник Фролов, бригадный командир 3-й конной бригады, и капитан Пыхачев прибавляли к этим средствам воздействия на массы еще " несколько кусков сала в кашицу", а подполковник Ентальцов думал обойтись и безлого: " Я бы свою роту, если бы она за мной не пошла, погнал бы палкою". Славяне же были совершенно другого мнения о значении низших офицеров и, тем более, солдат: " " Нельзя не убедиться, - пишет в своих записках Горбачевский[4], - как важно для всякого общества, которое хочет действовать военной силою, иметь в нем ротных командиров и субалтерн-офицеров и как важно заранее об'явить свое намерение солдатам. Спрашивается... кто бы осмелился приказывать ротам явиться с боевыми патронами туда, куда потребует ротный командир? Можно ли отдавать такие приказания таким солдатам, которые не знают намерений ротного командира? Вопросы сии сами собою решаются. Но мы еще прибавим, что одни офицеры в состоянии сие сделать и притом таким образом, что ни баталионный, ни полковой командир никогда о сем не могут знать".

 

Единственные члены Южного Общества, о которых положительно известно, что они вели пропаганду среди солдат, - это Сергей Муравьев-Апостол и его юный друг М. Бестужев-Рюмин. Но их пропаганда была своеобразной: они старались возбудить в солдатах сознательное недовольство своим положением, тяжестью солдатской жизни, привязать их к себе, подготовить, таким образом, общую почву восстания, но ни о самом факте восстания, ни о его политической общей цели ничего солдатам не говорили, хотя солдаты о многом догадывались.

 

Южное Общество было идеологически старше славянского: в его среде были члены Союза Спасения и Союза Благоденствия, был такой сильный теоретический ум, как Пестель, и была своя " конституция", хотя и незаконченная, - " Русская Правда". Южное Общество не было однородным, и полного согласия всех членов в области идеологии и революционной тактики не было. Но, несмотря на это, слабое и неоформленное еще Общество Соединенных Славян, столкнувшись с ним, не могло не почувствовать себя в положении младшего. Встреча эта застала славян во время их кризиса, - они мечтали об организационном оформлении, о четких революционных планах, о применении своих кипучих сил и решительности. А тут им сразу предлагалась и конституция, и определенные организационные формы, и восстание в 1826 году. К тому же сила Южного Общества была невероятно преувеличена: оно было представлено славянам, как часть обширнейшего заговора, охватывающего всю империю, обладающего неизмеримыми революционными силами. Примкнуть к нему, как убеждал их Бестужев-Рюмин, заставляла самая мысль о личной безопасности, боязнь остаться по ту сторону баррикады во время боя, победа которому была, несомненно, обеспечена. М. Бестужев-Рюмин подошел к славянам исключительно с точки зрения интересов Южного Общества. Последнему нужны были решительные люди, особенно готовые на цареубийство, а славяне вполне удовлетворяли этим требованиям. Бывший гвардеец, Бестужев-Рюмин отнесся к ним по-начальнически, как к людям, заранее обязанным повиноваться. Но славяне не оказались такими податливыми, как он предполагал. Четыре или пять заседаний пришлось потратить на оформление слияния обществ. " Видимо, роль " соединителя" и представителя сильного общества очень нравилась Бестужеву, организатору по природе. Пылкие речи о необходимости свободы, очевидно, захватили славян, но нежелание Бестужева открыть им подробности организации южан, назвать членов, их возмутило. Настойчивость славян заставила его в конце концов пойти на уступки: он дал им Пестелев " Государственный Завет", выдав его за конституцию, рассказал о Верховной Думе, начертил схему общества, назвал членов. Слиянию противилась группа старых членов во главе с Борисовым 2, не желавшая расстаться со славянской целью, непринимавшая и не понимавшая, как и прочие славяне, военной революции без участия народа и требовавшая гарантий того, что временное правление, которое, по проекту южан, 10 лет должно было управлять Россией, " не похитит самовластия". Но старых членов на собраниях было немного, преобладали новые, многие из них были приняты тем же летом. В конце концов, желание слиться с сильным обществом и начать действия возобладало. На последнем собрании, на квартире Андреевича 2, в дер. Млынищах, царил особый энтузиазм. Восторженная речь Бестужева-Рюмина еще более подняла настроение. Как описывает И. Горбачевский, чистосердечные, торжественные, страшные клятвы смешивались с криками: " Да здравствует конституция! Да здравствует республика! Да здравствует народ! Да погибнет различие сословий! Да погибнет дворянство вместе с царским саном! ". Славяне на образе поклялись бороться против тирании и до конца остаться верными революции. Кризис, назревший в Славянском Обществе, был разрешен.

 

Вместо самостоятельного Славянского Общества была образована славянская управа Южного Общества. Сноситься с последним славяне должны были через М. Бестужева-Рюмина и С. Муравьева-Апостола. Но каждый славянин непосредственно к ним обращаться не мог: для этой цели были избраны два посредника, один от артиллерии - И. И. Горбачевский, другой от пехоты - М. М. Спиридов. Отныне не каждый член, как прежде, мог принимать новых членов, а лишь посредник. В общество не должны были теперь приниматься отставные военные и штатские. Поляки также не могли быть приняты, а должны были вступить в Польское Тайное Общество, которое отдельно вело переговоры с Южным и на известных условиях с ним сотрудничало. " Славянская цель - об'единение славянских племен в одну федерацию - отпала. Последнее - характерно. Если за нее держалась крепко польская группа членов Общества Соединенных Славян, если с ней сжилось и свыклось ядро старых членов приема 1823 - 24 года, может быть, отчасти и начала 1825 года, то для нового ядра членов она была достаточно чужда; за это же говорит и польское происхождение идеи. Бестужев критиковал славянскую цель, указывая на то, что раньше, чем заботиться о других племенах, надо подумать о себе, и его мнение многими разделялось.

 

В последний день лагерей, 15 сентября, С. Муравьев и М. Бестужев вызвали к себе посредников и довершили дело об'единения обществ с точки зрения южан, - выбрали цареубийц. По воспоминаниям Горбачевского, в цареубийцы были зачислены оба брата Борисовы, Пестов, Спиридов, Тютчев, Громнитский, Лисовский, Горбачевский. Некоторых из них следствие в этом не уличило. Цареубийцы были выбраны по указанию посредников из числа особо решительных и особо преданных революции славян.

 

Итак, произошло слияние двух глубоко разнородных по социальному существу обществ. Южное Общество приобрело горячих и преданнейших сторонников, готовых на самопожертвование, славяне приобрели ожидание близости переворота и более четкую тактическую программу. Но в этом слиянии было много тяжелых отрицательных сторон для славян, сказавшихся в восстании. Прежде всего, старая, наиболее активная верхушка членов, в частности Борисов 2, оказались в рядах простых членов, никакой особой работы не несли. Посредники были выбраны (отчасти под прямым воздействием Бестужева) неудачно: И. Горбачевский оказался недостаточно деятельным и решительным, а М. Спиридов, избранный членом общества только летом, был еще всему обществу в целом достаточно чужд, Правило, по которому только посредник мог принимать новых членов, было для славян стеснительно: Горбачевский спрашивал Бестужева, как быть, если желательный кандидат живет далеко, - ведь денег на поездку у него, Горбачевского, нет. Бестужев беспечно ответил: " Вы должны всем жертвовать", но никаких практических указаний не дал. Новые правила приема выбросили из рядов общества многих старых и ценных членов. Прежде всего за бортом оказались оба основателя: Люблинский по той причине, что он - поляк, и Борисов Андрей по той причине, что он - отставной. Отпал П. Ф. Выгодовский, по происхождению крестьянин, близкий друг Петра Борисова и старый член: он был штатским, незначительным чиновником канцелярии волынского губернатора. Отпал и ценнейший член - отставной поручик Краснитский, который был по замыслу Борисова посредником между соединенными славянами и мелкой шляхтой Волыни, революционно настроенной. Он много раз приезжал к Горбачевскому после слияния обществ, усиленно прося его принять, но все было напрасно. Юнкер Шеколла, умелый агитатор, любимый солдатами, не был принят в новое общество по причине малого чина: он был представлен Бестужеву, но тот обошелся с ним очень холодно и дал понять Горбачевскому, что принимать его не надо. - Заметим, что Борисов 1, не принятый в преобразованное общество, все же был намечен цареубийцей, - в этом факте обнажается основная точка зрения южан на славян: они хотели их использовать и более ничего. Мысль славян о революции народной, о привлечении " черни" к революции была принципиально отвергнута, и, формально, точка зрения на революцию, как на дело военное, возобладала. Но чрезвычайно важно отметить, что многие из новых правил славянами не исполнялись. Борисов 2 и Борисов 1 самостоятельно принимали членов и после об'единения. Славяне продолжали принимать поляков, поддерживать сношения с отставными и развивать мысли о революции народной". Но, конечно, все это делалось с некоторым сознанием нелегальности. Организационные неувязки были налицо. Эта обособленность славянского коллектива и его упорство в сохранении некоторых прежних черт, ему присущих, заставляет нас даже после слияния обществ говорить о славянском об'единении, как о некоей самостоятельной единице. Да и в понимании платформы слияния были славянские черточки: одну из них выразил Борисов 2 в письме к брату Андрею, жившему в то время в Слободско-Украинской губернии у отца. Письмо было написано вскоре после об'единения: " Целию сего общества, - писал Борисов 2 о " платформе" слияния, - есть чистая Демократия, уничтожающая не только сан монарха, но и все сословия и сливающая их в одно сословие гражданское".

 

Одной из специальных задач, порученной славянам Южным Обществом, была пропаганда среди солдат. С. Муравьев и М. Бестужев разумели, конечно, под этим тот тип пропаганды, которым они сами занимались. Но славяне поняли свою задачу иначе, тем более, что задача эта ничего особо нового для них не представляла: они были очень популярны в солдатской массе, держались с нею, как ровня (" за панибрата", - доносит ад'ютант Сотников, посланный после восстания исследовать " дух" полков), входили в нужды солдат, учили их грамоте (иногда даже геометрии) и сумели еще во время лагерей организовать восстание в 1-й Гренадерской роте Саратовского полка. Весь тип этого восстания в миниатюре воспроизводит некоторые черты известной " Семеновской истории" 1820 года. Этой ротой сначала командовал член славянского общества М. Спиридов и поселил там " дух своеволия". Незадолго до Лещинского лагеря рота была передана жестокому фронтовику поручику Березину, который стал применять в ней бесчеловечные наказания, желая восстановить " порядок". После одного из собраний в деревне Млынищах славяне узнали об этом, и решительному поручику А. Кузмину первому пришла мысль взбунтовать роту. Юнкер Шеколла и солдат Апойченко выполнили это решение. Рота после ученья направилась к палатке полкового командира Брычева и потребовала замены Березина капитаном Клементьевым. Волнения в роте продолжались несколько дней, - в знак протеста она отказалась выходить из лагерей после их окончания. Трусливый Брычев, боясь неприятностей, обещал никого не наказывать и выполнить просьбу роты, лишь бы она прекратила волнения, и сдержал обещание. Этот случай показывает, во-первых, доверие солдат к славянам и влияние на них последних, а во - вторых, дает основания считать, что пропаганда среди солдат не была новым делом для славян, - она только получила новую тему после слияния с южанами.

 

Общей подготовкой революционного настроения у солдат славяне не удовольствовались. Они постепенно открыли солдатам самый факт переворота и цель его. Действовали они на солдат по определенному плану, - главным образом, через фейерверкеров, пользовавшихся среди солдат-артиллеристов большим уважением. Те, в свою очередь, действовали на нижние слои солдатской массы. Это был продуманный и целесообразный план. Большую роль в этой агитации играли бывшие семеновцы из солдат, особенно живо ее воспринимавшие.

 

Разошедшись на зимние квартиры с летних маневров, славяне естественно несколько обособились от Южного Общества: центром последнего оказался Васильков и близлежащие деревни (место квартирования Черниговского полка и С. Муравьева), славяне группировались около Новоград-Волынска и Житомира, Бестужев-Рюмин с Полтавским полком оказался в Бобруйске. Совершились и некоторые личные перемещения: Андреевич 2 был переведен в Киев в арсенал " по искусственной части"; И. Сухинов получил перевод в Александрийский полк из Черниговского, но упорно, несмотря на все меры начальства, задерживался при Черниговском полку, именно " ожидая восстания оного", как говорит И. Горбачевский. Андреевич 2 в середине декабря 1825 г. был в Новоград-Волынске и в дер. Смолдырево под предлогом свидания с братом и передал славянам письмо от Бестужева-Рюмина, в котором говорилось о близости восстания. Славяне сообщили, что они готовы, что дела агитации среди солдат идут успешно. Они выработали совместно продуманную программу подготовки восстания, замечательную по своей практической разработанности, столь характерной для славян. Главную роль в выработке этой программы играл Борисов 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.