Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) формирование мировоззрения декабристов, их первые тайные общества.






В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считает самодержавие и крепостное право губительным для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;

Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескьё;

Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

 

Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

Начало революционного движения в России против произвола самодержавия и крепостничества связывают с именем декабристов — дворян-революционеров, выступивших с оружием в руках 14 декабря 1825 года и положивших начало, по определению В.И. Ленина, первому этапу освободительного движения. Это была лишь небольшая часть образованного дворянства, — «лучшие люди из дворян». В целом же русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием.

Рассмотрим, как формировалось мировоззрение декабристов. Все противоречия русской жизни с детства протекали через их сознание. Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать контрасты жизни в барском доме. Так, Кюхельбекер на допросе следственной комиссии признавался, что главной причиной, заставившей его принять участие в тайном обществе, была скорбь по поводу порчи нравов в народе, порожденной его рабским состоянием. Пестель в своих воспоминаниях заявлял, что рабство крестьян всегда сильно на него действовало, поэтому именно крепостное право и пренебрежение к личности человека толкнули Пестеля и других декабристов на путь активной борьбы против самодержавия.

 

Многие декабристы получили образование в привилегированных учебных заведениях — лицеях. Последние, по словам самих декабристов, были затронуты «духом времени», времени буржуазных революций в Европе, конституционных ожиданий, связываемых с правительством Александра I. Из рук в руки студенты передавали запрещенную книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой содержался приговор жестоким феодальным обычаям. Чтением запрещенных русских книг декабристы не ограничивались. В их семейных библиотеках имелись произведения французских философов-просветителей. Прочитывались передовые английские газеты и журналы. Жаркие дискуссии вызывали конституции Франции, Англии, Америки. Весь этот интеллектуальный арсенал содержал основополагающую идею о прирожденном равенстве всех людей.

 

Особо следует отметить роль французских эмигрантов в воспитании декабристов, причем дело не ограничивалось одними гувернерами. Так, аббат Николя создал в Петербурге учебное заведение для дворянства, в котором учились декабристы Орловы, Волконские, Голицыны, Нарышкины и другие. «Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами, сыновья были по воспитанию французами, которым страстно хотелось стать русскими», — писал по этому поводу В.О. Ключевский.

 

В Москве в 1811 году среди будущих декабристов образовалось «юношеское собратство», члены которого, увлеченные идеями «общественного договора» Руссо, собрались на Сахалин, чтобы организовать там республику. Для этого были составлены законы и придумана особая одежда членов общества, отличительный знак из двух параллельных металлических линий, подчеркивающих равенство.

 

Однако началась «гроза двенадцатого года». Несмотря на возможность не состоять на службе, многие из будущих членов обществ, охваченные патриотическим порывом, стали участниками сражений. Война 1812 года разбудила их политическое сознание. Заграничные походы

в страны, где не было крепостного права, и где функционировали конституционные учреждения, дали богатый материал для размышлений. Треть будущих декабристов были участниками Отечественной войны. Пестель был ранен в Бородинском сражении, за отличия в боях был награжден золотым орденом, полученным из рук Кутузова, и пятью другими орденами. С. Муравьев-Апостол, участник Бородинской битвы, также получил за храбрость боевые ордена. «Детьми 1812 года» называли себя декабристы. Таким образом, декабризм рождался как движение в первую очередь национально-патриотическое. Чувство патриотизма было у декабристов наиболее сильным.

 

После войны 1812 года продолжение крепостнического произвола столкнулось с упорным и затяжным крестьянским движением. Наиболее мощными явились движения в 1818—1820 годах на Дону, в которых участвовало более 45 тысяч человек, восстания военных поселян (антиаракчеевские) в 1819 году, волнения на уральских заводах в 1822—1823 годах под руководством братьев Косолаповых с участием 10 тысяч человек, восстание в 1820 году в Семеновском полку, против рукоприкладства командира Шварца.

 

Первому тайному обществу декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, где можно было свободно обсуждать волнующие проблемы. После войны 1812 года возникают четыре разные преддекабристские организации: две офицерские артели в Семеновском полку и среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.

 

Создание офицерской артели в гвардейском кругу, объединившей 15—20 офицеров, было делом обычным. Режим полковой жизни, совместные обеды легко объединяли офицеров. Однако, чтение иностранных газет, игра в шахматы и дискуссии были противоположностью карточной игре и кутежу. Спустя некоторое время Александр I приказал полковому командиру запретить артель.

 

Еще разнообразней была внутренняя жизнь в «Священной артели», среди офицеров Генштаба, вторую организовал Александр Муравьев. Артель устроила свой внутренний быт на республиканский манер: в одной комнате висел «вечевой колокол», по звону которого все участники собирались для решения общих дел. Преклонение перед новгородским вечевым демократизмом было характерной чертой декабристов.

 

Общество русских рыцарей, основанное в 1814 году по замыслу генерал-майора Михаила Орлова, разработало пункты преподаваемого в организации учения, которое представляло собой конституционный проект аристократического содержания. К обществу были причастны поэт-партизан Денис Давыдов, будущий декабрист Николай Тургенев, племянник русского просветителя Н.И. Новикова Михаил.

 

Первое тайное общество декабристов — Союз Спасения — родилось в 1816 году в Петербурге и насчитывало более 30 человек. Основателем его был 24-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Когда общество оформилось и разработало свой устав (главный автор Пестель), оно получило название «Общества истинных и верных сынов отечества». Устав, или «Статут», первого общества не дошел до нас. Он был сожжен в 1818 году. Целями Союза были освобождение крестьян от крепостной зависимости и борьба с самодержавием. Декабрист Якушкин предложил себя в цареубийцы ценой своей жизни. Но после жарких обсуждений план Якушкина был отвергнут, так как члены общества сомневались в его целесообразности. Сознавая свое бессилие как малочисленной конспиративной группы, члены общества решили ликвидировать Союз Спасения в пользу более массовой организации.

 

В Москве, где в тот момент находилось ядро гвардии, было основано переходное тайное общество (в целях конспирации) под скромным названием «Военное общество». Его возглавили Никита Муравьев и Павел Катенин. Члены «Военного общества» гравировали на клинках своих шпаг надпись «За правду».

 

В 1818 году, когда была закончена работа над новым уставом, был создан «Союз благоденствия». Число членов тайного общества превысило 200 человек. Согласно новому уставу, в тайное общество принимались все сословия, кроме крепостных крестьян. Был куплен литографский станок. Предполагалось, что примерно через 20 лет произойдет революция. При организации работало литературное общество «Зеленая лампа», являющееся филиалом или побочной управой (отделением). Зеленый цвет символизировал надежду. С «Зеленой лампой» был в переписке А.С. Пушкин.

 

За три года своего существования «Союз благоденствия» сделал немало. Прежде всего, он вырос численно, создал ряд новых отделов. Главные управы были созданы в Петербурге, Москве и Тульчине. Побочные управы были заведены в Полтаве, Кишиневе, Нижнем Новгороде. Очевидно, существовала и Киевская управа.

 

Значительной была деятельность декабристов в «Вольном обществе любителей Российской словесности», организации, внедрявшей ланкастерский метод массового просвещения («Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения»). Ланкастерские школы обеспечивали быструю передачу первоначальных знаний сразу большому числу учеников. Учитель давал бесплатный урок группе наиболее способных учеников, которые шли в группы еще не обученных и передавали им знания, полученные на уроке. Так 10—15 человек могли обучить более 100 других учеников.

 

Председателем общества был член «Союза благоденствия» граф Федор Толстой, заместителем — Федор Глинка, секретарем — Вильгельм Кюхельбекер. Большую роль ланкастерское обучение сыграло в армии, среди бедного люда. В Петербурге было обучено около 1000 человек, на юге, в дивизии декабриста О.М. Орлова, — 1500 человек.

 

«Союз благоденствия» выкупил крепостного поэта Сибирякова у рязанского помещика Маслова, затребовавшего огромную по тем временам сумму за своего кондитера — 10 тысяч рублей. Чтобы скопить деньги, некоторые из декабристов отказались от употребления чая (чай стоил тогда очень дорого). В голодный 1820 год «Союз благоденствия» оказал большую помощь голодающим в Смоленской губернии.

 

Программа общества «Союз благоденствия» была записана в «Зеленой книге». В первой ее части рассматривались лишь формы работы над созданием общественного мнения. Существовала, однако, по свидетельству А. Муравьева, и вторая (секретная) часть, составленная С. Трубецким, в которой излагалась тактика выступления. В каждом городе предполагалось учредить управы, числом не менее 150 человек каждая, объединенные в «Совет». Руководитель будет избран, когда все приготовления закончатся. На подготовку «насильственного перелома» отводилось 20 лет, причем, одновременно перевороты произойдут в Пруссии и в Польше.

 

Тем временем на Западе (1820) произошли революции в Испании, Италии, Португалии, Греции. Испанский король подписал под революционным натиском манифест о созыве кортесов (исполнительного парламента). Была восстановлена конституция. В России тоже обострились классовые выступления. Это выступления в военных поселениях на Дону, восстание в Семеновском полку, о которых говорилось ранее.

 

Двадцатилетний срок, отведенный для подготовки переворота, стал казаться необоснованно длинным, способы достижения цели — неэффективными. Конституционная монархия стала представляться отсталой категорией. Неудовлетворенность стал вызывать численный рост Союза, делающий организацию рыхлой. Нужна была конспирация. Собираются совещания на квартире Федора Глинки в январе 1820 года, а затем у подполковника Шилова. По докладу Пестеля все единогласно проголосовали за республику. Устав организации во многом напоминал устав немецкого тайного общества «Тугендбунда» («Союза добродетели»).

 

По-новому стали обсуждаться планы открытого восстания. Республиканская цель требовала «уничтожения престола». Пестель (его поддерживали А. Муравьев и М. Орлов) выдвинул требование цареубийства. Основной силой переворота должна была стать армия, отдельными подразделениями которой командовали члены тайного общества. В связи с принятием тактики военной революции решительно изменялись и условия вступления в союз новых членов. Была прекращена практика приема представителей всех сословий. Новый член стал оцениваться количеством солдат под его руководством, причем более всего в Петербурге, так как начать решено было в столице. Безоговорочно были приняты требования строжайшей дисциплины и немедленное повиновение избранной директории.

 

Таким образом, идейная борьба внутри общества, углубление теоретической работы над программой, поиски лучшей тактики, эффективных организационных форм и большей конспиративности (начались первые аресты, а в 1822 году была разгромлена Кишиневская управа, возглавляемая Орловым) привели к роспуску «Союза благоденствия» в Москве, дальнейшему пытливому поиску, напряженным усилиям по созданию новых обществ.

 

К царю просачивается информация о заговорщиках, и он в страхе запрещает основную организационную форму тайномыслия — масонские ложи. Что касается деятельности декабристов в масонских обществах, членами которых были многие из них (по неполным данным 120 человек), необходимо отметить, что чистая масонская идеология и тем более католицизм, а также многочисленные формальности мало интересовали молодых дворян. В ложах собирались люди самого различного свойства: деятели библейского мистицизма, замешанного на иудаизме, мрачные обскуранты из старых масонов и их учеников, безобидные филантропы и представители либерального толка, будущие доносчики (среди масонов мы находим князя А.Н. Голицына, барона А. Корфа, П. Чаадаева, А. Грибоедова, князя С.А. Трубецкого). Передовых дворян привлекала в масонстве возможность общения (офицерские артели), возможность проявить независимость характера, осознать человеческое достоинство. Они надеялись найти искомую цель и способ действия. Были, конечно, и убежденные мистики. Позднее, очевидно, не удовлетворившись масонскими церемониями, будущие декабристы приходят к мысли основать тайное политическое общество. Они «прекращают работу» в ложах. Но за основу организации берется, подобно масонской, конспиративная форма, дающая возможность пропаганды антикрепостнических и других политических идей, основанных уже на привычных масонских идеях «свободы, равенства и братства».

 

Весной 1821 года на Украине, в районе расквартирования 2-й армии возникло «Южное общество». В этом же году Пестель был произведен в полковники и назначен командиром полка. Под его начальством оказались реальные военные силы. Членами «южан» стали Волконский, Бестужев-Рюмин, братья Муравьевы-Апостолы, Давыдов, Барятинский и другие. Вскоре к ним примкнуло общество «Объединенных славян», состоявшее из представителей мелких офицерских чинов.

 

В 1823 году на съезде в Киеве жарко обсуждался вопрос о «цареубийстве» как начале действий. Было выдвинуто требование уничтожить всю царскую фамилию, чтобы избежать контрреволюционных мятежей с претендентами на престол. Проектировалось даже создание «обреченного отряда», находящегося как бы вне тайного общества, что сняло бы с членов общества обвинение в цареубийстве. На роль командира намечался М. Лунин (уроженец Рязанской губернии).

 

Начать восстание решено было первоначально летом 1823 года во время царского смотра в Бобруйске. Царя предполагалось арестовать, а затем двинуться на Москву. Против этого возражал Н. Муравьев, руководитель созданного осенью 1821 года в Петербурге «Северного общества». Общество возникло как союз двух групп: группы Н. Муравьева и группы Н. Тургенева. Опиралось оно на ряд офицеров Измайловского полка. В него входили С. Трубецкой, И. Пущин (друг А.С. Пушкина), Е. Оболенский, К. Рылеев и другие. «Северное общество» намечало выступление на 1826 год, после проведения совместного съезда.

 

Каковы были программы обоих обществ? Конституционные документы — «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева — писались долго. Пестель работал над «Русской правдой» 10 лет, разработав несколько вариантов. В 1824 году он доложил ее «Северному обществу».

 

Свой проект Пестель назвал «Русской правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Тем самым он хотел почтить национальные традиции и подчеркнуть связь времен. Этим же объясняется стремление П. Пестеля и Н. Муравьева перенести столицу государства в Н. Новгород как город, освободивший отечество от польского ига.

 

«Русская правда», по мнению Пестеля, служила не только документом публичного прочтения, но и как программа действий Временного правительства (верховного правления). На время революционного переустройства — самый опасный переходный период — Пестель планировал увеличение жандармских сил в два раза.

 

Как же разрешались в проекте Пестеля злободневные вопросы современности? Пестель провозгласил решительное и немедленное уничтожение крепостного строя. Освобождение крестьян без земли Пестель считал неприемлемым и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Вся обрабатываемая земля в каждой местности делилась на две части: первая часть является общественной собственностью и идет в общинный раздел; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить земли из этой второй части земельного фонда.

 

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Земля отчуждалась безвозмездно (конфискация) и за вознаграждение. Общее количество не должно было превышать 5 тыс. десятин. Возмещалась государственная компенсация, если помещик имел более 5, но менее 10 тыс. десятин. Предполагался регулярный мониторинг земель (для справки: накануне 1861 года крестьянская запашка составляла лишь 1/3 обрабатываемых земель, то есть Пестель ее расширял до 1/2, что было гораздо больше, чем по реформе 1861 года).

 

Пестель предполагал развитие банков и ломбардов, страховых учреждений, которые дали бы ссуду крестьянам на первоначальное обзаведение и на расширение частного хозяйственного предпринимательства.

 

Что же предполагал Пестель по вопросу государственного устройства? Самодержавное государственное устройство уничтожалось, причем не только юридически, но и физически в отношении членов царского дома. Все сословия уничтожались, равно как и гильдии. Пестель был сторонником идеи верховной власти народа. Россия должна была стать, по его мнению, республикой с однопалатным парламентом, который назван Народным вече, куда выбирались представители от губернских наместных собраний сроком на 5 лет. Каждый год переизбиралась 1/5 часть Народного веча; Председатель выбирался ежегодно из вновь прибывших. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча. Исполнительная власть вверялась 5 лицам, избираемым Народным вече на 5 лет, и называлась Державная дума. Ежегодно один из членов Державной думы заменялся. Председателем Думы являлся тот ее член, который заседает в ней последний (пятый) год. Он являлся фактическим президентом.

 

Кроме законодательной и исполнительной Пестель выделяет власть блюстительную, которая бы контролировала точное исполнение конституции и точные пределы двух властей. Это так называемый Верховный Собор, состоящий из 120 членов, называемых «боярами», избираемых пожизненно.

 

Пестель был за политические права без всяких цензов: имущества, образования, оседлости. Он провозгласил священное и неприкосновенное право собственности, полную свободу занятий населения, свободу торговли, свободу книгопечатания, вероисповедания. Сословный суд заменялся гласным и равным для всех судом присяжных заседателей.

 

«Русская правда» отвергла принцип федеративного устройства. Лишь за Польшей признавалось право отделения от России, но при условии, если Польша станет свободной страной, как Россия. Сохранялся лишь оборонительный союз двух государств. Все жители России, независимо от национальности, получали одинаковые политические права. Против «буйных» кавказских народов намечались жестокие меры. Предполагалось «мирных» кавказцев оставить на их территории, а «буйных» пересилить во внутренние территории России, малыми группами, с последующей желательной христианизацией (современная депортация). При всех недостатках в целом это был все же радикальный буржуазный конституционный проект.

 

«Конституция» Н. Муравьева использовала опыт Западной Европы, переработанный применительно к русской действительности. В отличие от «Русской правды» Пестеля, она была обсуждена всем «Северным обществом», проголосована и принята всей организацией. Н. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Помещичье землевладение сохранялось. Лишь в последнем варианте конституции под давлением критики Муравьев предоставил крестьянам возможность иметь приусадебные участки и по 2 десятины на двор в порядке общинного владения (это при нужде в 8 десятин на душу). «Конституция» Муравьева характерна высоким имущественным цензом. Лица, не имевшие движимого или недвижимого имущества в 500 рублей, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на высокие общественные должности, должны были иметь более высокий имущественный ценз (в некоторых случаях до 60 тысяч рублей серебром). У Муравьева и Пестеля женщины были лишены избирательных прав. Избирательное право получали лица, достигшие 21 года (20 лет — у Пестеля). После принятия конституции предполагалось введения обязательного ценза оседлости. Право частной собственности декларировалось священным и неприкосновенным.

 

Сословный строй уничтожался, отменялся «табель о рангах», как «немецкое заимствование». Ликвидировались гильдии и цеха. Уничтожались военные поселения. Вводилось название «гражданина» или «русского». Уничтожался суд присяжных. Будущая Россия представлялась Н. Муравьеву федеративным государством. Империя делилась на 15 федеральных единиц (держав). В каждой державе была своя столица. Общая столица федерации — Н. Новгород.

 

Как обстояло дело с властью? Муравьев был сторонником конституционной монархии. Но если бы (как показал он на следствии) царская фамилия не приняла конституции, предполагалось ее изгнание (хотя наиболее радикальные из декабристов требовали цареубийства) и установление республики. По конституции Муравьева, император выступал «верховным чиновником российского правительства», получающим жалование 8 млн рублей в год. Для придворного штата денег дополнительно не выделялось. Все царские придворные (как потенциальные интриганы) лишались избирательного права.

 

Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Палата народных представителей должна состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. Из каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. По вычислениям автора, палата должна была состоять из 450 членов. Определялось жалование в 5 рублей за каждый день работы.

 

Дума, по проекту Муравьева, должна была состоять из 42 членов: по 3 гражданина от каждой державы, 2 гражданина от Московской области, 1 — от Донской. Кроме основной, законодательной, работы в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками по предложению народных представителей. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, назначении верховных судей, главнокомандующих, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась 1/3 членов Верховной Думы. Каждый законопроект должен был три раза прочитываться в каждой палате. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему проект на вторичное обсуждение с замечаниями. Но в случае вторичного принятия закона обеими палатами он приобретал силу закона и без согласия императора. Император имел, таким образом, только право так называемого суспензивного вето.

 

В державах существовала также двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоящему из двух палат: палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта была выборной. Судьи также были выборными.

 

Несмотря на меньший радикализм, по сравнению с «Русской правдой», «Конституция» Муравьева была прогрессивной для своего времени и гарантировала большую стабильность и гражданский мир в ходе реформ.

Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.

В 1810-х годах в первом сословии России стали происходить вещи, немыслимые при Екатерине II или Павле I. Люди все более стали ценить друг друга не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей и по родству душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы, споры по социальным и политическим вопросам.

История декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда в гвардейских полках стали возникать офицерские артели. В них не было еще ничего политического, оппозиционного правительству, они противостояли, скорее, привычному образу жизни и мышления

Декабристы с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года». Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания общества, не только заставили дворян осознать себя защитниками Отечества, показали им народ во всей его патриотической силе, но и позволили сравнить условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили дворянскую молодежь с новейшими идеями века.

Идеология декабризма была «верхним этажом» дворянского свободолюбия, протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она базировалась на философии Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще тесно переплетены.

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война 1812г. глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства.

Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности. Они формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения.

Движение декабристов проходило в русле общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих показаниях П.И.Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».[1]

Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии.

Глава 2. Ранние тайные общества декабристов.

2.1. Союз спасения.

Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев.

Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек.

Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.

Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны.

Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство.

2.2. Союз благоденствия.

В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818 г. образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от прежнего более сложной организационной структурой, и должен был охватить все сферы жизни страны — армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и т.д. Союз благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с устремлениями, пусть не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно было предъявить официальные обвинения. В силу этого Союз был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только радикалов-революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов.

Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления.

Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части.

Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии».[2]

В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[3]

Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело за собой и изменение тактики.

Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления.

Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны.

Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено.

Таким образом, причины восстания заключаются в следующем:

 

1. В стране присутствовало самодержавие, которое сдерживало прогрес-сивное развитие России;

 

2. Крепостничество, которое не давало возможности для развития эко-номики. Оно являлось пережитком прошлой эпохи и подтверждало экономиче-скую и политическую отсталость страны;

 

3. Большую роль сыграли заграничные походы русской армии, в резуль-тате которой передовое дворянство имело возможность сравнить Россию и За-падную Европу.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.