Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможные формулировки темы






Мастерство Гоголя (вариант: Пушкина, Лермонтова, Островско­го, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова) в создании об­раза героя (на примере одного персонажа).

МГУ, 1996-2000 г.:

Мастерство Лермонтова в изображении " внутреннего человека". Мастерство Тургенева в раскрытии духовного мира современника (образ Базарова).

Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина (на материале сказок).

Своеобразие драматургии Чехова.

Мастерство Некрасова в изображении жизни народа.

ЗАПОМНИ:

о художественном своеобразии про­изведений того или иного писателя следует говорить в любом сочинении, даже если в записанной теме слово " мастерство" отсутствует.

И, ра­зумеется, не может быть универ­сальной схемы анализа в рассуждении о том, что делает произведение ин­дивидуальным и неповторимым, о том, что заставляет нас открывать обложку книги с не меньшим интере­сом, чем файл компьютера.

Мастерство художественной детали в рассказах Чехова.

Мастерство Л. Толстого в изображении человека в романе " Война и мир".

 

 

Загляни в словарь:

Стиль - единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приёмов, обу­словленное единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, а также о стиле целых эпох или художественных направлений. Особенности литературного стиля ярко проявля­ются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т.д.).

Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в его неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешно­сти, одежды, обстановки, переживания или поступка. Примеры: тяжёлая походка и лучистые глаза княжны Ма­рьи (" Война и мир"), обветренные руки Базарова (" Отцы и дети"), книга у Манилова, открытая всегда на 14-й странице (" Мёртвые души").

Художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующаяся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщённая кар­тина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии худож­ника и в свете его эстетического идеала.

Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика; он объединяет всю систему образов произведения - и персона­жей, и рассказчика (рассказчиков). Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину (" Евгений Онегин").

Язык и стиль романа И.С. Тургенева " Отцы и дети" (тезисы).

1. В романах Тургенева нет всестороннего и подробного описания быта (как, например, в романах Гон­чарова). Быт воссоздается через детали - в художественных биографиях действующих лиц, в их портретных характеристиках, описании привычек и привязанностей, в пейзажных зарисовках и, конечно, в особенностях речи.

2. Шестидесятые годы - время больших социальных сдвигов, столкновений разных общественных групп и идейных течений. Общественные конфликты, в которых живут и действуют герои Тургенева, с наи­большей полнотой раскрываются в спорах и дискуссиях, в развёрнутых диалогах.

3. Тургенев считал, что " писатель, создавая произведение, должен быть психологом", должен " глубоко проникать в душу каждого из лиц, им созданных", т.е. вжиться во внутренний мир персонажей. (Известно, на­пример, что сам Тургенев во время работы над романом " Отцы и дети" вёл дневник от лица Базарова). Но в то же время писатель был убеждён, что читателю не следует рассказывать о " психологии" героя, т.е. о процессе рождения у него мысли и чувства. Надо показывать, считал художник, лишь внешние проявления этих мыслей и чувств в движении, действии, позе, мимике, жесте, взгляде... Отсюда - особое внимание Тургенева к глаго­лам, указывающим на действие или на ряд действий (одновременных или последовательных).

4. Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими, например:

- словами с суффиксами объективной оценки (уменьшительно-ласкательными, пренебрежительными, неполноты качества и др.);

- употреблением архаичных глаголов с суффиксами -ЫВА-, -ИВА- в значении многократного действия (типа захаживал, сказывал, говаривал);

- употреблением формы особого прошедшего времени типа шёл было; собрался было, смутился было, создающей впечатление, что действие развивается быстро, но не плавно, а прерывисто, толчками.

5. Сравнения чаще используются из мира природы и животного мира; метафоры - чаще глагольные (или отглагольные существительные).

6. Книжная лексика используется:

- в авторских описаниях или в рассказе о поведении героя;

- для зарисовки красоты природы, женской красоты, тонких движений человеческой души.

7. Из синтаксических особенностей прозы Тургенева нужно отметить:

- широкое использование побудительных, восклицательных предложений, риторических вопросов;

- наличие параллельных конструкций с различными по значению союзами (особенно часто - с союзом И, придающим оттенок торжественности).

8. В заключение - общая характеристика художественного стиля Тургенева, данная Н.А. Добролюбовым: " Тургенев... рассказывает о своих героях, как о людях, близких ему, выхватывает из груди их горячее

чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лица­ми, им созданными; сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их,.. И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает вни­мание к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед нами тургеневские лица. И пройдёт много времени, - читатель может забыть ход рассказа, по­терять связь между подробностями происшествий, упустить из виду характеристику отдельных лиц и положе­ний, может, наконец, позабыть всё прочитанное, но всё-таки будет памятно и дорого то живое, отрадное впе­чатление, которое он испытывает при чтении рассказа". (И.А.Фогельсон, кн. " Литература учит").






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.