Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное мастерство Чехова-рассказчика (тезисы).






1. Жанр рассказа - малой формы эпических произведений - Чехов довёл до совершенства: при возмож­но малом объёме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80 - 90-х го­дов XIX века.

В письмах и записях Чехова постоянно встречаются такие высказывания: " Краткость - сестра таланта", " Искусство писать - это искусство сокращать", " Писать талантливо, то есть кратко"...

Сам художник мог с полным правом заявить: " Умею кратко говорить о длинных вещах".

Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

2.Лаконизм - и огромное социальное содержание. Как этого достигает Чехов?

• заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание: " Унтер Пришибеев", " Толстый и тонкий" и т. д.;

• сюжетом, который строится на остром необычном положении, на случаях как бы нарушающих обыч­ное течение жизни;

• композиционными элементами: экспозицией, очень краткой;

острым динамичным действием, сосредоточенным обычно около одного события или лица; неожиданной развязкой, в которой чаще всего и сосредоточена суть рассказа;

• художественной деталью, которая заменяет многоречивые описания.

3.Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями. Так, обыватель любит уснащать свою речь " учёными" словами, часто даже не понимая их значения; либерал услаждает себя высокопарной болтовнёй; лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед " власть имущими"...

Авторская же речь Чехова отличается чёткостью синтаксических конструкций: предложения, как прави­ло, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

4.Для сатирического изображения " футлярной жизни" Чехов использует такие приёмы:

• заострение в показе характерных качеств героя, сгущение в нём красок путём подбора ряда однород­ных деталей;

• резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа;

• герой из привычной для него обстановки попадает в новые условия, где резче обозначаются черты его характера;

• эзопов язык (недоговорённость, иносказания, намёки и т. п.).

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ:

 

- РАССКАЗ, или НОВЕЛЛА (итал. novella - новость), соотносится с повестью приблизительно так же, как повесть с романом. В рассказе сравнительно с повестью, еще более ограничено количество действующих лиц и событий, сужено время и место действия. Нередко рассказ содержит повествование об одном каком-либо происшествии в жизни героя (или двух, трёх героев), которое случилось в очень короткое время в одном каком-то месте. Например, действие рассказа Чехова " Толстый и тонкий" происходит в течение нескольких минут " на вокзале Николаевской железной дороги". Главных действующих лиц всего двое: толстый и тонкий. И ещё два второстепенных: сын и жена тонкого. Но рассказы могут быть и более объемными и сложными, приближаю­щимися по охвату явлений действительности, количеству действующих лиц, характеру изображаемых событий и другим признакам к повести. Как нет резкой границы между повестью и романом, так нет резкой границы между рассказом и повестью.

- ПОВЕСТЬ отличается от романа меньшим количеством героев, описываемых событий; действие по­вести по сравнению с действием романа более ограничено во времени и пространстве. Поэтому повесть, как правило, короче романа. Но повести, как и роману, свойственны различные формы словесного выражения, пе­реход с одной " точки видения" на другую, перемещения времени и места действия и т.д. Тематически повести столь же многообразны, как и романы. Границы, чётко отделяющей повесть от романа, нет. Например, " Рудин" был задуман Тургеневым как повесть и первоначально был опубликован с подзаголовком " Повесть", но впо­следствии самим автором был определён как роман.

- СКАЗКА - один из древнейших видов народной словесности, повествование (как правило прозаиче­ское) о вымышленных, нередко фантастических событиях. По тематике сказки делятся на волшебные, бытовые, и сказки о животных. По характеру отношения к изображаемому сказки могут быть юмористическими и сати­рическими. К сказке как виду словесного творчества нередко обращались и обращаются писатели, которые ши­роко используют народные сказочные образы, темы и сюжеты, пересказывают и литературно обрабатывают сказки, созданные народом (А.Н. Толстой. Русские народные сказки; А. Платонов. Волшебное кольцо. Русские сказки). Известно восторженное отношение Пушкина к русским народным сказкам: " Что за прелесть эти сказ­ки! Каждая есть поэма). В языке сказок Пушкин видел животворный источник обогащения русского литератур­ного языка: " Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойство русского языка"; " Изу­чение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка". Многие писатели, сохраняя приёмы народных сказок, создают оригинальные произведения - литературные сказки.

Литературные сказки нередко бывают стихотворными, что в устном народном творчестве встречается редко. Стихами написана знаменитая сказка " Конёк-Горбунок" ГШ. Ершова (1815-1869), стихами написаны сказки Пушкина. Сюжеты и образы литературных сказок черпаются не только из русского фольклора, но и из фольклора других народов (например, сказки Пушкина " Жених", " Сказка о рыбаке и рыбке", " Сказка о золотом петушке"). Писатели могут создавать и свои сказочные сюжеты. В сказках, созданных писателем, явственно различим его голос, его интонации (сказки М.Е. Салтьпсова-Щедрина, О. Форш, В.П. Катаева, В .А. Каверина).

- БАЛЛАДА (от итал. ballare - плясать) - рассказ в стихах, стихотворное повествование о каком-либо событии, случае. Прекрасные баллады на исторические темы писал А. К. Толстой, особенно известна его балла­да " Василий Шибанов". В своё время большой успех имели " Баллада о гвоздях" и " Баллада о синем пакете" Н. Тихонова. Знаменитая " Гренада" М. Светлова - тоже баллада. Любил и отлично писал стихотворные повест­вования Твардовский - и в юмористическом, и в героическом, и в психологическом ключе (" Как Данила поми­рал", " Рассказ танкиста", " Баллада о товарище" и др.).

- ПОЭМА (греч. poiema - создание, творение), говоря несколько упрощённо, - это повесть в стихах. В основе поэмы лежит повествование о событии или событиях по мере развёртывания которого создаются образы главных и второстепенных персонажей, что и делает поэму видом эпической словесности. Однако в поэме в большей или меньшей степени всегда присутствует открытая субъективная авторская оценка изображаемого, непосредственное выражение авторских чувств и мыслей, иначе говоря, всегда присутствует лирическое нача­ло. Поэтому поэму иногда определяют как вид лиро-эпической словесности. Что ж, каменной стеной роды сло­весности друг от друга не отгорожены, и поэмы в смысле соотношения в них признаков эпоса и лирики могут быть очень разнообразны. Например, " Граф Нулин" или " Домик в Коломне" Пушкина, где на первом плане, безусловно, событие, действие, без особых раздумий можно определить как вид эпической словесности. А вот " Облако в штанах" Маяковского, где события, действия отодвинуты на второй и третий план, а на первом плане - " пожар сердца" лирического героя, можно назвать даже не лиро-эпической, а просто лирической поэмой.

СВОЕОБРАЗИЕ (СВОЕОБРАЗНЫЙ) - отличный от других, непохожий на обычное, оригинальный. (СИ. Ожегов. Словарь русского языка).

 

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - это основной смысл произведения.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА - это язык, род, жанр, вся система средств и приёмов, с помощью ко­торых воплощается содержание.

 

В понятие ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ включаются тема, идея, проблема произведения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - воспроизведение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств, стремлений, мотивов поведения и т.п.

Существенную роль в анализе идейно-художественного своеобразия играет ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕ­ТАЛЬ - предметы и явления окружающего мира, связанные с героями, их привычками, образом жизни, в кото­рых заключается широкое обобщение, символический смысл.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ - это основной смысл произведения, главные темы, проблемы, идеи и чувства, заключённые в произведении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.