Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и его поведение






§ 1. Три плана психологического развития

В научной психологии глубоко укоренилась мысль о том, что все психологические функции человека следует рассматривать как продукт развития. «Поведение человека, — говорит Блонский, — может быть понято только как история поведения».

Два плана психологического развития изучены в настоящее время с наибольшей полнотой. Психология рассматривает поведе­ние человека как результат длительной биологической эволюции. Она прослеживает зачатки сложнейших форм человеческой дея­тельности у простейших одноклеточных организмов. В их прими­тивных реакциях, «движениях от чего-нибудь и к чему-нибудь», она видит отправные точки для понимания высших форм мышле­ния и воли современного человека.

В инстинктах животных видит она прообраз человеческих эмо­ций и в страхе, в гневе человека открывает следы бегства ина­падения хищного животного. В первичных условных рефлексах, изучаемых в лабораториях, видит она основы, из которых разви­лась вся сложная деятельность человека, как продукт коры мозга, и пытается охватить единым законом движение растений, тяну­щихся к солнцу, и вычисления Ньютона, открывающего закон всемирного тяготения, «как отдельные звенья, — по выражению академика Павлова, — единой цепи биологического приспособле­ния организмов».

Наконец, в недавних открытиях Кёлера, о которых рассказано выше, психология получила не хватавшее ей до того звено, со­единяющее поведение человека с поведением его ближайшего род­ственника по биологической эволюции — человекообразной обезьяны. Полное торжество дарвинизма в психологии сделалось возможным только благодаря открытию, показавшему, что сущест­веннейшая черта человеческого интеллекта — изобретение и упо­требление орудий — восходит в своем развитии к поведению обезьян, которые также при известных условиях способны изобре­тать и употреблять простейшие орудия.

Таким образом удалось открыть в животном мире корни даже той специфической формы активного приспособления человека к среде, которая выделила человечество из всего прочего животного царства и привела его на пути исторического развития. Роль тру­да в процессе превращения обезьяны в человека, на которую ука­зывал Энгельс, была подтверждена здесь средствами научного эксперимента.

Все это, вместе взятое, крепко и неразрывно связало психоло­гию человека с биологической эволюционной психологией и нау­чило исследователей видеть, что и поведение человека в значительной своей части есть до сих пор, по выражению Блон-ского, поведение животного, поднявшегося на задние конечности и говорящего.

Другой план развития изучен также чрезвычайно хорошо. По­ведение взрослого человека, как это давно было установлено пси­хологами, создается не сразу, а возникает постепенно и развивается из поведения ребенка. Правда, в прежнее время пси­хологи и философы охотно допускали, что идеи человека и мыш­ление его составляют врожденную основу человеческой души и не подвергаются развитию тогда, когда развивается тело ребенка.

Они склонны были утверждать, что самые высшие человече­ские идеи присущи уже ребенку в момент рождения или даже раньше. «Я не утверждаю, — писал по этому поводу Декарт, — что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрос­лых людей, когда они вовсе и не думают об этих истинах».

Выводы, которые можно было бы сделать на основании такого утверждения, были сформулированы Мальбраншем, который утвер­ждал, что детям наиболее доступны абстрактные, логические, ме­тафизические и математические знания. Раз идеи прирождены детям, то нужно сообщать им вечные истины возможно раньше. Чем ближе к врожденному источнику, тем чище и вернее будет сама идея. Позднейший чувственный опыт ребенка, основанный на случайных фактах, затемнит первоначальную чистоту врожденной идеи.

Эти положения давно оставлены научной психологией. Психо­логия давно усвоила правило, согласно которому мышление и по­ведение взрослого человека должны рассматриваться как результат очень длительного и очень сложного процесса развития ребенка. Со всей возможной тщательностью психология стремится устано­вить все те качественные превращения одной формы поведения в другую, все те количественные изменения, которые, взятые вме­сте, составляют основу детского развития.

Она следит, как постепенно из крика новорожденного, из ле­пета младенца возникают отдельные проблески человеческой речи и как только к возрасту полового созревания заканчивается в са­мом основном процесс овладения речью, так как только с этого времени речь становится для ребенка орудием образования абст­рактных понятий, средством абстрактного мышления.

Она следит, далее, за тем, как в играх ребенка просвечивают, развиваются и складываются его будущие наклонности, умения и способности, как в детских вымыслах зреют и упражняются эле­менты творческого воображения, которые послужат в будущем ос­новой художественной и научной деятельности.

Оба эти плана развития, как уже сказано, достаточно глубоко вкоренились в психологию. Но есть еще третий план развития, который гораздо меньше, чем эти, вошел в общее сознание пси­хологов и который отличается глубоким своеобразием по сравне­нию с этими двумя типами развития, — это развитие историческое.

Поведение современного культурного человека является не только продуктом биологической эволюции, не только результатом развития в детском возрасте, но и продуктом развития историче­ского. В процессе исторического развития человечества изменялись и развивались не только внешние отношения людей, не только отношения между человечеством и природой, изменялся и разви­вался сам человек, менялась его собственная природа.

В результате этих длительных изменений и сложился психоло­гический тип современного культурного европейца или американ­ца. Особенности этого типа тоже могут быть поняты нами не иначе, как если мы приложим к их объяснению генетическую точку зрения, если мы спросим, откуда и как они произошли.

Историческое развитие психологии человека изучено хуже, не­жели два других плана развития, потому что наука располагает гораздо меньшим материалом относительно исторических измене­ний человеческой природы, чем относительно детского и биологи­ческого развития. Огромный и разнообразный мир животных, застывших на различных ступенях «происхождения видов», дает как бы живую панораму биологической эволюции и к данным сравнительной анатомии и физиологии позволяет прибавить дан­ные сравнительной психологии.

Развитие ребенка есть процесс, совершающийся на наших гла­зах многократно. Он допускает самые разнообразные способы изу­чения. Только процесс исторического изменения человеческой психологии поставлен в значительно худшие условия изучения. Исчезнувшие исторические эпохи оставили документы и следы от­носительно своего прошлого.

По этим документам и следам легче всего может быть восста­новлена внешняя история человеческого рода. Психологические механизмы поведения не отразились при этом сколько-нибудь объ­ективным и полным образом. Поэтому историческая психология располагает значительно меньшим материалом.

Поэтому одним из богатейших источников этой психологии яв­ляется изучение так называемых примитивных народов. Прими­тивными или первобытными народами называют обычно в условном, правда, смысле некоторые стоящие на низших ступенях культурного развития народы нецивилизованного мира. Эти наро­ды не могут быть с полным правом названы примитивными, так как у них, у всех решительно, наблюдается то большая, то мень­шая степень цивилизации. Все они вышли уже из доисторического периода существования человека. Многие из них имеют очень древние традиции. Некоторые испытали на себе влияние отдален­ных и мощных культур. Другие деградировали в своем культур­ном развитии.

Примитивного человека в собственном смысле этого слова не существует сейчас нигде, и человеческий тип, как он представ­лен у этих первобытных народов, может быть назван только от­носительно примитивным. Примитивность в этом смысле есть низшая ступень и исходная точка исторического развития поведе­ния человека. Материалом для психологии примитивного человека служат данные о доисторическом человеке, о народах, стоящих на низших ступенях культурного развития, о сравнительной психоло­гии народов различной культуры.

Психология примитивного человека еще не создана. Сейчас происходит накопление психологического материала в этой обла­сти, разработка методов и пронизывание психологической точкой зрения этнографического материала, по выражению Турнвальда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.