Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы диагностики личности






Кибирев А.А., Сеньчукова И.В.

Модель и технологии работы

с детьми группы риска:

Уч.-мет. пособие. – Хабаровск,

Одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребенка к определённой группе (уровню) риска.

2. Помочь увидеть как проблемы, так и внутренние и внешние ресурсы ребенка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

В первом случае школа может простраивать с опережением воспитательную работу, а не ждать когда груз неразрешённых проблем и педагогическая запущенность приведут ребенка к серьезному правонарушению или преступлению. Во втором случае речь идёт о ребенке, находящемся в социально опасном положении, и профилактика здесь носит вторичный характер, т.е. направлена на предупреждение рецидивов правонарушений.

Диагностика предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики – с другой.

Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений, можно использовать анкету (см. приложение 1). Эту анкету заполняют учащиеся 5-9-х классов (можно сократить круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. Затем анкеты обрабатываются по формуле представленной в приложении 5 – «Шкала оценки уровня социальной адаптации». После проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребенка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам.

Данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребенка имеет ряд преимуществ:

- за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;

- она не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;

- достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;

- она затрагивает все значимые зоны развития ребенка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника.

Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребенка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.

Эта простая скрининговая методика, наряду со структурированным наблюдением и анализом ситуации поможет выявить детей потенциально способных совершить противоправные поступки и отнести их к первой (начальной) группе риска. Школьники этой группы помещаются в зону особого внимания, но официально их нельзя поставить на школьный учет, так как эта санкция может применяться только к подросткам, совершившим противоправное действие.

Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в школе, можно использовать методику, представленную в приложении 4. Эта методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребенка. Она может быть использована как при анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного ребенка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения.

Со школьниками, попавшими в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребенка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет «Карту личности школьника группы риска» (см. приложение 6).

В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребенке и его ситуации, можно использовать «Анкету для подростка группы риска» и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» (см. приложения 2 и3).

Если «Анкета для подростков» (см. приложение 1) дает возможность вывить детей «группы риска», то вторая анкета, которую заполняют подростки целевой группы, выводит на причины их неблагополучия, лежащие в личности ребенка и его ближайшем окружении (семья, школа, сверстники). Кроме этого она позволяет определить факторы защиты, имеющие положительное значение для подростка (любимые занятия, люди, которым он доверяет, его видение выхода из создавшейся ситуации).

Методика изучения личности в свою очередь позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка согласно следующим значимым критериям:

1. Здоровье ребёнка

2. Общественная активность

3. Структура или состав семьи

4. Моральный климат в семье

5. Потребности семьи, её социально-нравственную направленность

6. Характер эмоциональных отношений в семье

7. Отношения со сверстниками

8. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений

9. Степень сознательности в учебной деятельности

10. Уровень развития полезных интересов, знаний, умений

11. Отношение к педагогическим воздействиям

12. Способность считаться с общими интересами и нормами

13. Способность морально оценивать поступки сверстников

14. Самокритичность, наличие навыков самоанализа

15. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию

16. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию

17. Внешний вид, культура речи и поведения

18. Отношение к алкоголю

19. Отношение к курению

20. Отношение к нецензурным выражениям.

Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Оценки по методике выставляются экспертами (не менее двух человек, хорошо знающих подростка) на основе консенсуса. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями). Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим методикам и вносит изменения в программу профилактики.

Таким образом, данная диагностика позволяет выявить детскую проблематику, определить ее причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов.

Система статусов (психофизического, педагогического, социального, психологического) ребенка группы риска в рабочем варианте представлена в приложении 7. На основе описания четырёх статусов определяется уровень личностной зрелости подростка.

Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной 5-балльной шкале с использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого заполняется «Карта личности подростка группы риска» и проводится диагностика значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии, ригидности.

Уровень актуального состояния по статусам отслеживается рабочими группами, начиная с определения подростка в группу «социального риска», но оценки по каждому статусу выставляются только через два месяца с помощью комплексного изучения различных сторон личности на основе выработки консенсуса между членами рабочей группы. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы, интервью, результаты медицинских осмотров, экспертная оценка и др.

Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.