Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Например.






СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Многоплановый характер социально-педагогической деятельности выдвигает со всей очевидностью диагностическую функцию СП в качестве первоочередной.

Целью социально-педагогической деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Однако прежде чем реализовать цель своей деятельности, СП должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства СП, начинается с диагностирования проблемы. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы, сформулировать их и объяснить, чем они вызваны (конфликтом с родителями, учителями, сверстниками и др.). Поэтому СП часто оказывает перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему, самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

СП, не умеющий диагностировать личность и социум на самых различных уровнях, не только не способен оказать квалифицированную помощь и поддержку своим клиентам, скорее всего, принесет много вреда, поскольку будет строить свою деятельность вслепую. Это обусловлено тем, что преобразованию всегда предшествует познание.

Диагностические социально-педагогические технологии предназначены для выполнения конкретной функции – постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Методологические принципы диагностики:

- объективность в сборе фактов и их интерпретации. Заключается в непредвзятом рассмотрении объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение имеет научную и практическую значимость. Необъективность моет привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте СП видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и СП останавливает диагностическое исследование) эффекту;

- причинность. Обусловлена связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что требует выяснения закономерностей возникновения явлений и их функционирования;

- множественность источников информации;

- достоверность информации;

- клиентоцентризм (смотреть на проблемы, исходя из интересов клиента).

Этические принципы диагностики:

- конфиденциальность;

- степень открытости – право клиента;

- невмешательство в частную жизнь.

Подразделяются диагностические технологии в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) ее лучше проводить.

В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические и психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Диагностика входит в структуру диагностико-прогностических социально-педагогических технологий, которые применяются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Во время диагностики выявляются индивидуальные особенности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия реализации деятельности.

В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматривает выявление:

- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;

- состояния здоровья;

- индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

- особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей и работе над собой, а также его отношения к воспитателю;

- условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможностей для самореализации.

В ходе диагностики важно:

1) как можно лучше и полнее выявить индивидуальность объекта социально-педагогической работы, т.е. получить информацию:

- о патологии, характерной для объекта работы: характер патологии и ее причины; динамика развития и проявления патологии на период работы с ним (прогрессирующая, стабильная, переменная и пр.); перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации; показания и предупреждения и др.;

- об индивидуальном потенциале клиента, на который можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в преодолении или снижении уровня патологии; компенсационные, коррекционные и пр. возможности клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности объекта в целом;

- об индивидуальных возможностях объекта в самосовершенствовании, преодолении своих социально-педагогических проблем; мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем; позитивный опыт самостоятельного решения тех или иных проблем; активность и настойчивость в работе над собой и др.;

- о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;

- об особенностях развития и воспитания в целом;

2) определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности влияния на клиента;

3) определить социально-педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента:

- осознаваемая и (или) неосознаваемая позитивная и (или) негативная роль среды в решении социально-педагогических проблем клиента;

- возможности повышения позитивной социально-педагогической роли среды в работе с клиентом;

- участие в социально-педагогической работе с клиентом лиц из его непосредственного окружения;

4) собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом.

Диагностика индивидуальных особенностей клиента, его возможностей в саморазвитии, потенциала этого развития служит основой прогнозирования перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания.

Например.

СП школы интересует, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления. Мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания.

Таким образом, исследование объекта (личности, семьи, коллектива, социального окружения, социальных условий (микросреды)) с использованием диагностических технологий предполагает получение результата, который может стать исходным материалом для:

- дальнейшего углубленного познания избранного объекта;

- прогнозирования условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка;

- практической работы по преобразованию объекта в соответствии с поставленными целями (коррекция, интеграция, адаптация, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая поддержка и т.д.).

СПД имеет комплексный характер в связи с многоплановостью, сложностью объекта диагностики – ребенка и среды его развития.

Пример – диагностика, используемая при работе с ребенком, склонным к употребление алкогольных напитков. Деятельность СП направлена на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному или минимизацию их воздействия.

Диагностирование проблемы ребенка включает обязательный этап сбора, анализ и систематизацию информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение (поставлен диагноз). Диагноз в СПД чаще всего понимается как определение состояния объекта.

СП собирается информация о ребенке, склонном к употреблению алкогольных напитков; изучаются и оцениваются реальные особенности его личности; изучается семья ребенка; источники негативного влияния на ребенка и его устойчивость этому давлению; определяются алкогольные лидеры; изучаются негативные факторы, провоцирующие алкоголизацию ребенка; изучается влияние на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, социального педагога школы, при необходимости других значимых для ребенка людей (может быть, врача-нарколога, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового). Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучается документация на семью и ребенка.

Результатом является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности.

Структура диагностики включает ряд этапов:

1. Анализ первичной информации (сведений, которые СП получает при первом знакомстве и которые нужны для принятия решения о необходимости диагностики объекта).

2. Формулирование выводов – определение объекта (что), предмета (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики); постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций.

3. Подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта).

4. Собственно диагностика – реализация методов и методик диагностики.

5. Анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике таких проблем, как правило, бывает несколько.

 

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Многоплановый характер социальной педагогики, включающей изучение социума, возможностей его влияния на становление и развитие личности и т. д., требует богатого арсенала методов и методик диагностики, предопределяет его комплексный характер.

Поскольку деятельность СП, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические), а при необходимости обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).

Учитывая, что СП нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует привлечения знаний из области других социальных наук и научных дисциплин, использования методов исследования других наук. В СПД могут участвовать несколько специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, педагогов. Такой подход позволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать рекомендации, необходимые для работы СП с клиентом:

- показания;

- предостережения (главное их назначение – «не навреди»);

- советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.

Существуют значимые характеристики комплексной социально-педагогической диагностики (СПД), отличающие ее от диагностики педагогической, психологической, социологической. СПД предполагает использование своей совокупности понятий и терминов, методов исследования.

Дадим краткую характеристику методам СПИ.

Наблюдение в СПД используется для изучения внешних проявлений человека (действия, движения, речь, мимика) без вмешательства в его действия. Научное наблюдение отличается от обыденного рядом признаков: целенаправленностью, аналитическим характером, комплексностью, систематичностью.

Наблюдение позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента). С помощью наблюдения состояния ребенка можно, например, определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие).

Наблюдение может быть непрерывным и дискретным, широким (например, наблюдение за семейной группой, воспитывающейся в детском доме) или узкоспециальным (например, использование детей в качестве уличных попрошаек). Исследователь может быть включен в сам исследуемый процесс (включенное наблюдение) или же быть сторонним наблюдателем (невключенное наблюдение). Использование технических средств (видеокамера, фотоаппарат) значительно облегчают исследователю его задачи.

Главное – умение правильно истолковывать социальное значение проявлений человека. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности ее формирования.

Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и пр. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.

Сильной стороной наблюдения является возможность изучать объект в его естественных условиях, учитывать его многогранные связи и проявления, изменять конкретную ситуацию или намеренно создавать новую.

К недостаткам этого метода следует отнести его трудоемкость и продолжительность, влияние субъективных факторов, т.е. самого исследователя, на процесс наблюдения.

Опросные методы. К ним традиционно относятся устный (беседа и интервьюирование) и письменный (анкетирование, экспресс-опрос) опрос. Метод анкетирования – социологический метод. Целью опросных методов является выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка, группы детей или взрослых.

Беседа – метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения, который служит проникновению во внутренний мир личности, дает возможность для понимания ее проблем. В беседе также возможен обмен мнениями, спор, дискуссия.

При использовании опросных методов исследования важна ясная, четко поставленная цель, заранее продуманный план беседы, определение вопросов, которые будут заданы. Вопросы могут быть закрытого типа (опрашиваемому необходимо выбрать один или несколько из предлагаемых ответов), полузакрытого типа (опрашиваемый, помимо выбранного из предложенных ответов может высказать свое собственное мнение) и открытого типа (испытуемый на все вопросы дает свой ответ).

Задача специалиста в ходе устного опроса - установить контакт с ребенком. Л.Б. Филоновым разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.

К сильным сторонам устных опросных методов следует отнести возможность непосредственного контакта исследователя с испытуемым, возможность индивидуализации ответов, их корректировки во время опроса, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Однако методы устного опроса трудоемки, требуют длительного времени на проведение и анализ, интерпретацию полученных результатов, не дают возможности охватить большое количество испытуемых.

Эти проблемы могут частично устраняться при использовании письменных опросов, анкетирования. Анкетирование позволяет получить информацию о типичности тех или иных явлений.

Анкеты могут быть открытыми (испытуемый указывает свои выходные данные – фамилию, имя, возраст и др.), а также анонимные (закрытые). На результативность анкетирования влияет ряд условий: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих надежную информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение корректив в содержание анкеты.

Интервьюирование предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. При интервьюировании важно:

- использовать разговорный стиль общения;

- учитывать возможности отвечающего;

- учитывать временной фактор (достаточное количество времени);

- устранять влияние третьих лиц.

Тестирование. Это метод исследования с использованием стандартизированных заданий (тесты развития, графические, ассоциативные и др.). Как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования.

Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой члены семьи должны отметить состояние своей проблемы до и после визита к СП. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться СП, т.к. это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы.

Карточные методики. Предполагают использование набора карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие.

Проективные методики. Это разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание).

Ассоциативные проективные методики. Они построены на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений.

Экспрессивные методики. Они основаны на рисовании (рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Эти методики позволяют сравнивать результаты работы с клиентом.

Метод социальных биографий. Предполагаетсбор информации об истории жизни человека и его семьи (личные беседы, опросы родственников, исследуется переписка, семейные альбомы, генограмма семьи). Этот методи используется в работе с теми клиентами, пробюлемы которых берут начало в семье, традициях.

Анализ документации. Контент-анализ – выборочное, содержательное изучение документации. Документы классифицируются: по степени персонификации (личные и безличные); по степени статуса (официальные и неофициальные); по источнику информации - на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы). Личные документы: личный и школьный дневник, фотографии, переписка, сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки. Безличные документы: школьный журнал, акт обследования, протоколы педсоветов, заседаний, карта-характеристика личности, характеристика с места работы др., медико-психолого-педагогическая характеристика, медицинская карта. Официальные документы: классный журнал, законы, положения, программы.

Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о клиенте. Однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения.

Изучение результатов деятельности (личный и школьный дневник, фотографии, переписка, сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.