Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Между притяжением и отталкиванием: 1909-1919.






В России продолжало сохраняться, тем не менее, и чисто православное применение свастики (см. V-VI главы).

Интересно, что каждый иерей, при рукоположении произносивший «Присягу производимому во священники» по отпечатанному тексту, лицезрел медальон с изображением Спасителя в центре заставки, а по сторонам медальона — 8 разносторонних прямоугольных свастик (см. текст «Присяги», изданный С.-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 г. [621, л.89 ел.]. В 1917 году под давлением Временного Правительства и либерального духовенства текст присяги был изменён; тогда же исчез медальон со свастиками... В предреволюционные годы свастическое обрамление имели даже наклейки дел в канцелярии обер-прокурора святейшего Синода [см., напр.: РГИА, ф.797, оп. 18 и т.д.].

Рис. 114. 2) медальон со Спасителем и 8-ю свастиками (символами исхождения и собирания Св. Духа) перед текстом священнической присяги, отпечатанной в С.-Петербургской Синодальной типографии в январе 1909 г. [621, л. 89].

Рис. 111: 4) иранская статуэтка эпохи неолита [84, рис. 275.2, 3];

Матрицы для знаменитых 250, 1000, 5000 и 10000-рублёвых банкнотов Временного Правительства (где за двуглавым орлом проступает водяной знак с прямоугольной свастикой) были изготовлены ещё по распоряжению императора Николая II. Сочетание символа Царства (двуглавого орла) и свастик было принято издавна, а Государь постоянно проявлял личную заинтересованность в восстановлении многих, подчас казавшихся архаичными для большинства современников, форм сакральной символики. Волей судьбы, однако, новые ассигнации были отпечатаны с орлом, но без регалий в период, когда Россия потеряла Царя. На 1000 и 250-рублёвых кредитных билетах свастика занимает центральное положение, а на 250-рублёвых по краям и на обратной стороне прибавлены ещё два знака. Свастику содержали и первые ден. знаки Советской России (например, купюра достоинством в 10 000 руб.).

Рис. 116. Россия XVIII — 1-я четв. XX вв. (окончание): 1) денежная купюра в 10 000 рублей, выпущенная Советским Правительством в 1918. Центробежная свастика; 2) центробежная свастика со вкрапленной аббревиатурой РСФСР, которую пытался ввести в качестве эмблемы для своих подразделений военспец В.И. Шорин на Юго-восточном фронте. 1918 [358, с. 11]

Священный для буддистов знак свастики стал эмблемой, сформированного по ходатайству атамана Г.М. Семенова, Монголе-Бурятского конного полка имени Дор-жи Банзарова [395, с. 40].

Попытки использовать свастику вопреки тотальному насаждению пятиконечной звезды возникали спорадически и после прихода к власти большевиков. По сообщению В.О. Дайнеса, в Центральном государственном архиве Советской Армии имеется приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта № 213 за 1918 г., где описана новая эмблемка для личного состава: «Ромб 15x11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого " ЛЮНГТН" с надписью " Р.С.Ф.С.Р.". Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер " ЛЮНГТН — 27 мм, букв — 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, " ЛЮНГТН" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)» [358]. Загадочной аббревиатурой «ЛЮНГТН» обозначена здесь раскручивающаяся свастика.

Судя по тому, что «ромб» создавался в 1918-1919 годах, когда Красной Армией на Юго-Восточном фронте командовал Василий Иванович Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы), можно предположить, что таким своеобразным способом он хотел закрепить преемство новой армии с прежним российским воинством. Но боязнь креста (в том числе — гаммированного) у безбожного правительства оказалась сильнее. Эмблему Шорина похоронили.

Победа Звезды. По странному стечению обстоятельств, пятиконечная звезда сравнительно редко встречающаяся в русской традиционной культуре, после 1917 г. стала главным символом страны*. По замыслу правительства, пентаграмма, вероятно должна была озарять строительство новой жизни. Её введение в государственный герб совпало с началом планомерной антирелигиозной кампании, сопровождавшейся массовыми репрессиями, разрушением традиций коренных народов России. Сохранившие веру, закономерно усматривали в звезде знак Антихриста, а в тех, кто носил её на одежде — слуг дьявола. Поэтому, когда началась II Мировая война, Советам важно было любым путём опорочить свастику, провозглашённую нацистами символом «борьбы с коммунизмом» (см. I гл.).

*Наиболее аргументированное объяснение причин этого принадлежит С.И. Семёнову. См. его статью «Эзотерические элементы в латиноамериканской и советской геральдике. Сравнительный анализ» (ОНС, 1996, № Ъ, с. 153-164).

Соответствующее давление было оказано на подконтрольные властям церковные организации. Их оценка свастики дополняла официальную пропаганду. Если коммунисты видели в свастике «человеконенавистничество», то просоветский епископат — «язычество». Архиереи опознали в гитлеризме «антихристианскую закваску». Отсюда вывод: свастика выражает чуждый христианскому духу смысл. В пасхальном послании от 2.4.1942 Экзарх Прибалтики митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, 1944) провозглашал: «... Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику». Подчеркнув нецерковный характер применения символа, владыка Сергий ссылается, на знамение, явленное императору Константину, утвердившее примат Креста: «Не забудем слов " Сим победиши". Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство» [370, с. 113].

К сожалению, в послании никак не упоминаются пятиконечная звезда и прочая атрибутика коммунизма, под знаменем которой уничтожалась в СССР религия. Именно под звездой, серпом, молотом, профилями Маркса, Ленина и Сталина, а не под знаменем Креста воевали с Германией наши солдаты. Кроме того, в пылу патриотической риторики владыка умалчивает, что равноконечный Крест (который и был явлен Константину Великому) осенял именно германские, а не советские войска, состоявшие, по большей части, из отступников и атеистов. Разные формы креста служили в германской армии как отличительными, так и наградными знаками. То, что свастика является древнейшей разновидностью христианского креста вряд ли было секретом для высшего духовенства, ведь до революции этому учили даже в семинариях. Так, у в «Руководстве по литургике, или науке о православном Богослужении, для духовных семинарий» (Тверь, 1886, с.344) архим. Гавриила свастика названа «крестом гамматическим».

Если синодальные богословы ещё совсем недавно полемизировали со старообрядцами, защищая все формы креста, как равночестные*, то «красные архиереи» (выражение преп. Нектария Оптинского) без зазрения совести взирали на памятники «боевой славы», где гамматический крест кощунственно попирает пятиконечная звезда**.

*Наиболее известна книга св. прав. прот. Иоанна (Сергиева) Кронштадтского «О Кресте Христовом» (СПб., 1896).

**Об отлучении от Церкви попирающих крест см. 73-е правило Пято-Шестого Вселенского Собора.

В 1940-е гг. свастика превратилась в символ чужой, враждебной, а затем побеждённой государственности. Тем, кто не желал признавать этого, сотрудники гос. безопасности быстро разъясняли ошибку. Не следует забывать, однако, что причины отвержения свастики лежат не столько в политической, сколько в духовной сфере жизни нашего многострадального Отечества. Ведь победив Германию, Советский Союз не стал православной державой, не отказался от атеизма, а лишь слегка умерил его оголтелость. Свастика изначально является символом Духа Божия, и её невозможно понять, забыв о том, через кого этот Дух подаётся, — о полновластном Государе, Самодержце.

24 января 1918 года царица Александра Фёдоровна посылает генералу А.В. Сыробоярскому из Тобольска знаменитые стихи, начинающиеся со слов:

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей...

Под датой — собирающая свастика (гаммированный крест), на обороте открытки — Спаситель в терновом венце, репродукция с картины Барбиери [254, с. 220, 446, 447].

«Когда царь и царица, — рассказывает владелец дома в Екатеринбурге Н.Н. Ипатьев, — были перевезены в мой дом на Вознесенской площади, царица на раме окна одной из комнат написала в память своего приезда дату: [знак сеющей свастики] 17/30 апр. 1918» [69, с. 127]. В этом доме Николай II и его семья будут убиты спустя 3 месяца.

Через полгода, 27 января 1919-го, в Петрограде, совершился последний акт уничтожения царской фамилии*. Прямо во дворе Петропавловской крепости были расстреляны из револьверов великие князья Николай Михайлович, Дмитрий Константинович, Павел Александрович и Георгий Михайлович и похоронены там же. Это было проделано «в порядке красного террора» в ответ на «злодейское убийство в Германии товарищей Розы Люксембург и Карла Либкнехта», за несколько дней до отмены смертной казни. *В. Буранов и Ю. Хрусталёв называют дату 29 января по н. ст. [55, с. 324].

Последние жертвы были умерщвлены неподалёку от фамильной усыпальницы императоров России.

Посередине же крепости возвышается Петропавловский собор, опоясанный по верху карниза чугунной решёткой из левосторонних, собирающих, и правосторонних, сеющих, свастик. Все решётки, ограждающие императорские надгробия в Царской усыпальнице Петропавловского собора также орнаментованы свастическими крюками. Свастическая плетёнка присутствует и в оформлении часовни Сет. Николая в Ницце (1866-67) на месте дома, где скончался сын Александра II, цесаревич Николай.

Свастика сопровождала Семью Императора при жизни и после смерти. Но чтобы приблизиться к мистическому пониманию связи между ней и последним Самодержцем, необходимо добавить ещё несколько штрихов.

Знак полюса. В 1914 году произошло событие из-за военной поры, революционных потрясений и гражданской усобицы, не получившее должного резонанса, но чрезвычайно значимое для понимания свастики в «коллективном бессознательном» России. Полярная экспедиция, прошедшая Северный Ледовитый океан с востока на запад, совершила крупнейшее географическое открытие. Капитаны Борис Вилькицкий и Пётр Новопашенный, моряки ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», нанесли на карту и описали обширнейший архипелаг в Карском море. Он получил название Земли Императора Николая II, но после октябрьского переворота был сразу переименован в Северную Землю [373, с. 50]. Она стала ближайшей к Полюсу территорией Империи. Имя последнего Императора оказалось синонимом Севера.

— Где же тут связь со свастикой? — вправе поинтересоваться читатель.

Рассматривая арийское понятие чакравартина (букв, «вращающего колесо»), Р. Генон связывает его с определённым социальным положением, которое позволяет реально отождествить носителя абсолютной сакральной власти — «Царя Мира» — с принципом свастики, человеческим отражением которого он является и в сравнении с которым превращается в ничто его индивидуальность [80, с. 99-100]. Таким лицом в религиозном сознании народов России мог быть только один человек — правящий Государь. Единственный в мире прошедший дважды через таинство миропомазания, венчанный на Царство, православный император мистически являлся вращающим «колесо истории», тем, кто пребывая в центре мироздания, управляет движением вещей, не принимая в нем непосредственного участия, или, согласно выражению Аристотеля, — «неподвижным двигателем». «Центр, о котором идёт речь, — пишет Р. Генон, — это недвижная точка, во всех традициях единодушно именуемая символическим " полюсом" бытия, ибо именно вокруг неё осуществляется круговращение мира, который, в свою очередь, чаще всего символизируется колесом: именно так обстоит дело и у кельтов, и у шумеров, и у индусов. Таков истинный смысл свастики, знака, распространённого от Дальнего Востока до Крайнего Запада; это прежде всего " знак полюса ", о чём следовало бы знать современным учёным, которые напрасно пытались объяснить этот символ с помощью самых фантастических теорий» [80, с. 101-102].

Рассуждения Р. Генона о природе абсолютной власти можно считать, если угодно, вариацией православной формулы самодержавия («Царь по естеству подобен остальным человекам, властью же подобен Богу») и апостольского учения о Катехоне-Удерживающем (2 Фее 2: 1-4, 6-8) [см. подборку текстов на эти темы: 276, т. 2, с. 177-212]. Центр свастики, в приложении к Российской Империи, символизировал трон правоверного Царя. Земной трон, в свой черёд, являлся аналогом Небесного Престола, описанного древними пророками (см. III гл. и сл.). Ему соответствует православное понятие «миродвижитель» (), мелькающее в богослужебных текстах [125, с. 308].

С наступлением Нового времени, чередой революций, падением и редукцией европейских монархий, российский престол остаётся практически единственным, сохранившим священный статус. Хотя при внимательном анализе фактов, создаётся впечатление, что почитание персоны Государя утратило инспиративный (вдохновляющий) характер для русских, всё более отдалявшихся от православия, но продолжало оставаться таковым для «инородцев», гораздо сильнее приверженных своим традиционным ценностям.

После Екатерины II все российские монархи рассматривались ламами высоких посвящений как воплощения почитаемой в Тибете богини Цагаан Дара-эхэ (Белой Тары) [10, с. 394; 273, 1996, № 6, с. 13-14]. Буддисты России и Тибета de jure считали императора Николая Александровича Чакравартином, добродетельно и мудро правящим страной, всемерно поддерживающим учение Будды. Как полагал видный деятель калмыцкого буддизма Д. Ульянов, Россия представляла собой Северную Шамбалу [348; 296, с. 63].

23-го июня 1901 г. Государь принял в большом зале Петергофского дворца особую миссию Далай-ламы XIII во главе с лхарамбой Агваном Доржиевым, прибывшим из Тибета. Царю были переданы письмо и подарки от Далай-ламы [89, с. 95]. По свидетельству еп. Митрофана (Зноско), делегация поднесла Императору подлинные одежды Будды: «Тебе одному принадлежат они по праву и ныне прими их от всего Тибета», — произнёс престарелый лама [304, с. 501]. В 1908 г. Государю была поднесена мандала «Тринадцатеричный Ваджрабхайрава» от Бакши буддистов-калмыков Дона. Как указывает О.В. Горовая, в акте дарения прослеживается чёткая сакральная мотивация, поскольку это мандала очень высокого эзотерического уровня. Учение (тантра) Ваджрабхайравы является основной тантрой школы Гелугпа в Тибете, Монголии, Калмыкии и Бурятии. Центр Ваджрабхайравы — личный монастырь Далай-ламы намгьел. Дар ламы можно воспринимать как знак глубочайшего почитания: властелину Империи передают священный мандал владыки тантры Ваджрабхайравы. Возникает особая сакральная связь между монархом и иерархом-наставником». Подобный дар обладает «скрытым смыслом бесконечного почитания царя, который покровительствует буддизму и в этом сопрягается с властелинами древности, которых воспринимали как Дхарма-раджей» [89, с. 96-97].

В геополитические планы Николая II входило расширение Империи на юго-восток, постепенное присоединение Тибета и Монголии, народы которых видели в нём «Белого Царя», Миродержца. Под этим углом зрения следует рассматривать и возведение в Петербурге крупнейшего в Европе буддийского молитвенного здания [10, с. 380]. Вопрос о строительстве храма детально обсуждался Государем с А. Доржиевым 4.8.1907; тогда же Николай Александрович передал своё приглашение приехать в столицу Далай Ламе [527, р. 131]. Первая служба в храме Калачакры состоялась 21.2.1913 и была приурочена к 300-летию Дома Романовых. Свастика (тибетск. bkra shis Idan) была выложена плитками на полу зала молебствий; в советские годы её уничтожили [10, с. 395; 572]. На открытии, как сообщало «Новое время», храм был украшен русскими флагами и флагами Тибета с буддийскими эмблемами [10, с. 394] (в число которых тоже, надо полагать, входила свастика). В 1914 г. Государь лично утвердил штат храма из 9 человек [10, с. 393].

Рис. 115. 2-3) «полярный» Христос. Серебряный образок, которым благословила мать капитана II ранга П. Новопашенного, уходившего в полярную экспедицию 1913-1914 гг. Риза Спаса усыпана свастическими знаками. Фото и прорись [373, вкл.];

Беспрецедентная в тогдашней Европе свобода предоставлялась исламу. 3 февраля 1910 г. в столице началось строительство величественной соборной мечети. За архитектурную основу был взят мавзолей Гур-Эмира в Самарканде, где находится гробница Тимура. Работы завершились уже после кончины Государя в 1920 г.

29 мая 1914 г. удивительно чуткий мыслитель В.В. Розанов делает дневниковую запись: «Государь... один и исключительно смотрит на вещи не с точки зрения " нашего поколения", но всех поколений Отечества, и бывших и будущих... у него есть что-то или скрыто в нем. Что-то есть " подземное", — а " современного" нет ничего и не должно быть... Есть особая тайна, " тайна царева", которая совершенно никому не рассказана и никогда не будет рассказана, ибо уже с рождения, как бы " а priori"... царю дано то, что " под глазом его все умаляется" до пыли, до мелочи, до " преходящего" и " ненужного", и взгляд этот имеет соотношение только " с границами вещи", с тем, что лежит " за нашим поколением", далеко впереди него и далеко позади него. Вечность. Царь. Отечество. Государь не может смутно не чувствовать, что заключенное в сердце его (" тайна царства") вообще не рассказуемо, не объяснимо, не выразимо... Бытие. Вот его область. Великое " быть по сему". Мне хочется сказать то, чего я не умею объяснить, что в " быть по сему" никогда не может заключиться ошибки, хотя бы " быть по сему иногда не удалось, повяло от горечи и несчастья (несчастная война)... Царь есть часто носитель великих неудач, т.е. корифей великих хоров трагедий: и мы должны кидаться вслед за ним во всякую трагедию с мыслью, что " погибнем", но " за лучшее". Царь — всегда за лучшее. Вот его суть и подвиг. Царь (и это есть чудо истории) никогда не может быть за низкое, мелочное, неблагородное» [276, т. 1, с. 420].

«...должны кидаться вслед за ним...», но такое настроение было далеко не свойственно собственно русской элите, которая склонна была не преданно служить Государю, а требовать от него соответствия своим идеалам (безразлично, — модернистскими или консервативным). Даже православное духовенство, на словах преданное престолу, не желало делить с Николаем II ответственность за новую религиозную политику. Оно отказывалась признать очевидную вещь: логика расширения Империи диктует предельную лояльность в вопросах веры. Архи-еп. Никон (Рождественский) и другие требовали остановить строительство «капищ» в Петербурге, максимально ограничить деятельность не-христианских конфессий и т.п. [10, с. 381; 527, р. 140-141, 144-146; 276, т. 1, с. 417-418]. Удовлетворить этим требованиям значило жестоко унизить не-христиан, которые, исходя именно из своих традиций, желали послужить российскому престолу. И Николай Александрович, как отец всех народов, входящих в Отечество, не мог пойти на такой шаг.

Политика последнего Царя до сих пор ставит в тупик, как светских, так и церковных историков. В ней сочетаются как традиционализм, так и мощные либеральные тенденции, личная верность православию и небывалое для России отсутствие религиозного гнёта. Внешние противоречия и внутренняя цельность плотно скрывают тайну священной особы.

При взгляде на последнее царствование в глаза бросаются два парадокса.

Первый — личность Государя. В свете архивных публикаций совершенно очевидно, что Николай Александрович был сильной, всесторонне развитой индивидуальностью, обладал высокими нравственными качествами. Но его личность практически никогда не проявлялась в государственных делах так, как это характерно для «сильной» исторической личности. В ключевые моменты Государь проявлял какую-то ледяную холодность, которую подданные толковали на свой лад, за глаза упрекая его в «нерешительности», «медлительности», «слабости», «серости», даже «слабоумии»...

С этим трудно согласиться. Существует множество фактов, свидетельствующих о ясном понимании Николаем Александровичем своей исторической роли. Французский посол при Русском Дворе М. Палеолог вспоминал слова Николая II, однажды сказанные им после молитвы перед принятием важного решения: «Быть может, необходима искупительная Жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да совершится воля Божия!» «Крестный путь» государю предсказал в своей келье и знаменитый старец Варнава Гефсиманский ( 1906). Не раз делались предсказания государыне. Одно из последних было дано в Новгороде в декабре 1916 г. старицей Десятинного монастыря Марией Михайловной. Два раза повторила она Александре Фёдоровне: «А ты, красавица, — тяжёлый крест — не страшись» [276, т. 1, с. 431].

Эра христианского самодержавия приближалась к концу. Если Константин Великий был её «альфой», то Николай II — «омегой». Как личность, он ничего не мог и не хотел тут менять, ибо считал, что таково высшее предопределение. При желании можно предъявить Царю упрёк в фатализме, но тогда придется признать, что столь же фаталистически были настройны большинство русских подвижников кон. XIX — нач- XХ вв., предрекавших реки крови и скорый Приход антихриста [см.: 276, т. 1, с. 356-442]. Лично от Царя зависело в какой позиции он принимает эту данность, в какие Цвета будет окрашен Конец Эпохи. Хорошо известно, что наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам правление Николая и Александры ознаменовало высочайший взлёт России. И это — второй парадокс.

Определённый свет на «тайну Царёву» проливает факт, что Николай II (будучи цесаревичем), первый из русских Государей совершил кругосветное путешествие*. Когда он прибыл в 1891 г. в Японию буддийские священнослужители оказывали ему высокиe почести. «Это не были просто почести, оказываемые наследнику престола великой державы, — полагал уже упоминавшийся еп. Митрофан, — в лице их как бы весь буддизм склонялся перед Цесаревичем... Каждая такая встреча носила характер какого-то непонятного таинственного культа, совершаемого пред высшим воплощением, по воле небес сошедшего на землю с особой миссией. При входе Цесаревича в храм буддийские священнослужители повергались пред ним ниц, а когда он их подымал, смотрели на него с благоговением и трепетом, торжественно, едва касаясь его, вводили его в святилище своего храма. Если же кто из свиты хотел войти вслед за Цесаревичем, его не пускали. Раз такую попытку сделал принц Георгий Греческий, но ламы преградили ему путь».

*На самом деле, путешествие являлось не вполне кругосветным: по ряду обстоятельств, туда не вошли Соединённые Штаты.

Далее вл. Митрофан рассказывает о посещении Николаем Александровичем известного отшельника Теракуто, жившего в одной из рощ вблизи Киото*. «Уже издали подходящие увидели распростёртую фигуру затворника-буддиста. Наследник наклонился и бережно поднял его с земли. Никто не произнёс ни слова, ожидая, что скажет затворник. Смотря невидящими глазами, как бы оторванный от всего земного, заговорил Теракуто:

*Анализируя нижеследующий текст, нужно учитывать разницу между двумя этнорелигиозными восприятиями, японо-буддийском и русско-православным. События изложены представителем последнего.

— О, ты, Небесный Избранник, о великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия твоего? Ты выше всех. Нет лукавства, ни лести в устах моих пред Всевышним. И вот тому знамение: опасность витает над Твоей главой, но смерть отступит и трость будет сильнее меча... и трость засияет блеском *. Два венца суждены тебе, Царевич: земной и небесный. Играют самоцветные камни на короне твоей, владыко могущественной Державы, но слава мира преходит и померкнут камни на земном венце, сияние же венца небесного пребудет во веки. Наследие предков твоих зовёт тебя к священному долгу. Их голос в твоей крови. Они живы в тебе, много из них великих и любимых, но из них всех ты будешь величайшим и любимейшим. Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за всех, а все будут против тебя. На краю бездны цветут красивые цветы, но яд их тлетворен; дети рвутся к цветам и падают в бездну, если не слушаются отца. Блажен, кто кладёт душу свою за други своя. Трижды блаженный, кто положит её за врагов своих. Но нет блаженней жертвы твоей за весь народ твой. Настанет, что ты жив, а народ мёртв, но сбудется: народ спасён, а (ты) свят и бессмертен. Оружие твоё против злобы — кротость, против обиды — прощение. И друзья и враги преклонятся пред тобою, враги же народа твоего истребятся. Вижу огненные языки над главой твоей и семьёй твоей. Это посвящение. Вижу бесчисленные священные огни в алтарях пред вами. Это исполнение. Да принесётся чистая жертва и совершится искупление. Станешь ты осиянной преградой злу в мире. Теракуто сказал тебе, что было открыто ему из Книги судеб. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Начало и конец. Смерть и бессмертие, миг и вечность» [304, с. 500-501]. Важно помнить, что всё это также происходило под знаком свастики, до сих пор осеняющим в Японии все буддийские храмы.

*Речь идёт о неудавшемся покушении на жизнь Цесаревича, которое состоялось через несколько дней в г. Отсу. Фанатик-японец ударил его саблей по голове, но та лишь скользнула, причинив неопасное ранение. Принц Георгий Греческий изо всех сил хватил преступника бамбуковой тростью, чем спас жизнь Цесаревичу. По возвращении Наследника в Петербург, трость была оправлена бриллиантами и в таком виде возвращена принцу Георгию. Как предсказал Теракуто, трость оказалась сильнее меча и засияла.

Тот факт, что капитана П. Новопашенного, открывшего «Землю Императора Николая», мать благословила в плавание изображением Спасителя в покрытой свастиками ризе, со звёздной сферой, увенчанной крестом, говорит слишком о многом, чтобы раскладывать это единое на составные части... Завершилась важная эпоха в жизни человечества. Достигнув Полюса (в физическом и метафизическом смысле) христианская Империя перестала существовать, чтобы слиться с самими основами Экзистенции. Так до неё растворились во времени Египет, Троя, Персия, Эллада, Рим... Альфа соединилась с Омегой, обозначив свастику — высший принцип, которому подчинено бытие Вселенной.

Рис. 115. 1) больной Л.Н. Толстой. 1910. Свастики украшают одеяло (присланное из Америки? ср. рис. 7.5) [273, 1997, № 7, с. 89];

Свастика над Россией. Не взирая на прерванность традиции, всевозможные законодательные препоны, для жителей нашей страны по-прежнему остаётся доступен подлинно космический спектр понимания свастики, со всеми её возможными разновидностями. Тех, кого раньше объединяла могущественная Империя, на фоне её распада продолжает духовно соединять знак свастики: мусульман, христиан, буддистов, язычников.

Пятиконечная звезда, воцарившаяся после Октября, символизирует статичное единение в чувственно-материальном аспекте (у человека пять чувств). Свастика же даёт динамичный принцип единения — духовно-циклический, где каждый из концов переходит в следующий, а вместе они имеют общий центр. Мы живём в постоянно меняющем свой облик, пульсирующем мире, в котором, тем не менее, существует неизменная «ось», соединяющая нас с процессами вселенского масштаба. Выход на эту «ось» возможен лишь после экзистенциального осознания цикличности того, что происходит на Земле. Звезда не даёт такой идеи, она внушает мысль о статичности, как уже об осуществлённом идеале.

Во II главе затрагивался вопрос о симметрии свастики и звезды. Равный элемент последней имеет собственную ось симметрии, чем отличается от равного элемента свастики. Если социальное устройство современной цивилизации символизирует звезда с n-милиардным числом лучей-людей, то необходимо предположить, что каждый из них обладает автономным бытием... К несчастью, подобный взгляд — иллюзия. В неё приятно верить, но такая вера только удаляет нас от правды. — В современной цивилизации нет субъекта, который обладал бы собственной «осью» и был независим от мирового процесса. Ныне не существует абсолютного лидера, чакравартина или самодержца. В лучшем случае мы обладаем лишь волей к созданию условий для его появления, а в настоящий момент должны принять положение взаимной обусловленности и зависимости друг от друга. Может быть тогда нам откроется смысл счастья и духовной любви, заключённый в свастике...

Рис. 13. Виды орнамента согласно теории симметрии (по С.В. Иванову) [141, с. 37-40, рис. 10-13]: 1) свастические розетки с осевой или полярной симметрией 1, 2, 3 и 4 порядков; 2) розетки с плоскостью симметрии;

Люди, бессознательно руководствующиеся идеей звезды (базовым символом современной цивилизации), постоянно сталкиваются с мировой динамикой, разрушающей их планы. Психический вред от повсеместного использования звезды трудно сейчас оценить. Даже сама постановка такой проблемы может вызвать возражения. Волей-неволей, однако, в международной геральдике наметилась тенденция к замене зеркально-симметричных розеток (прежде всего, звёзд) композициями, где бы они располагались в круговом порядке, что является шагом в правильном направлении (ср. эмблему Евросоюза).

Изгнанная из социальной сферы свастика все чаще возникает уже как нерукотворное чудо, небесное знамение, чистый феномен религиозного сознания.

Многим, оказавшимся в Дивеево на летнее празднование преподобному Серафиму в 1991 году, было памятно появление свастики и андреевского креста на закатном небе.

Удивительное знамение произошло, когда 25 октября 1994 г. паломники приехали почтить икону Богоматри «Избавительница от бед» в село Ташлы Ставропольского района Самарской области. По окончании литургии все отправились купаться на святой источник. «Вода была необычно тёплая и как-то по-особому благодатная, — пишет очевидица. — Солнце весь день по-весеннему ослепительно сверкало, изредка прячась, и тогда шёл снег. И вот уже на источнике мы увидели чудо. Солнце играло как на Пасху. Крутилось, переливалось всеми цветами радуги, испускало разноцветные лучи. Вокруг него образовалось несколько радужных кругов. Внутри солнца по временам круг был зелёный — неподвижный, а около круга был золотистый, яркого цвета ободок. Его движение, было изумительным вокруг неподвижного круга. Иногда только всё это исчезало на несколько минут, чтобы вскоре появиться вновь. Продолжалось это чудо около часа. В 16.00 все исчезло, и мы отправились домой. По дороге выяснилось, что у одной женщины прошла ангина, а у другой перестало болеть горло. Наверняка были ещё исцеления, но до меня известия о них не дошли. А перед въездом в Самару с правой стороны от солнца многие увидели необычную радугу — не полукругом, как обычно, а столбом. Она была на небе недолго, но солнце продолжало играть» [91, с. 1; ср. соответствующие места из VI гл. о «вертящемся солнце»].

Рис. 92: 1) движение Солнца от восхода к заходу обозначено центростремительной спиралевидной свастикой. Фрагмент миниатюры Христианской топографии преп. Козьмы Индикоплова. РГАДА [136, с. 268]; 2) роспись У.И. Бабкиной. «Солнце всем погодам», — такое наименование дал этой композиции А.И. Петухов; 3-4) эскизы росписи чаш с растительно-свастичными мотивами. Хохломской мастер С.П. Веселов. 1974 г.; 5) крутящиеся свастики над антропоморфной фигурой. Абсидное окно храма в с. Тырговишта Видинского р-на. Болгария. 1870 [60, илл. 158].

«Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои». Причастность к живой вере порождает сегодня те же явления, что и в прошлом. Эта причастность есть признак не «примитивного» или «архаичного», а растущего вместе с вековым опытом современного сознания, проявление в ограниченном человеческом существовании бессмертного Духа.

1992-2001

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ

1. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов // Древний Восток и античный мир. М., 1972.
2. Абаев В.И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.): Труды международного симпозиума... Душанбе, 17-22.10.1977. М., 1981.
3. Абдуллаев Ф.И. Персидская кораническая экзегетика. СПб., 2000.
4. Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата. М., 1993.
5. Анналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900.
6. Акимова Д.А. Декоративный ансамбль народного женского костюма Русского Севера: Семантические и знаковые аспекты/ Автореф. канд. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств, 1995.
7. Акимова Л.И., Кифишин А.Г. О мифоритуальном смысле зонтика // Этруски и Средиземноморье. М., 1994.
8. Альманах библиофила. М., 1989. Вып. 26.
9. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крюками) // СА. 1965. № 3.
10. Андреев А.И. Из истории петербургского буддийского храма // Минувшее. М., 1992. [Вып.] 9.
11. Андрей св., архиеп. Кесарийский толкование на Апокалипсис. М., 1992.
12. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
13. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. (сер. «Археология СССР»).
14. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., [1966].
15. Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1977.
16. Антонова Е.В. Знаки престижа и один из признаков архаических лидеров // РА. 1994. № 3.
17. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995.
18. Аркаим: Исследования, поиски, открытия/ под ред. Г.Б. Здановича, сост. Н.О. Иванова. Челябинск, 1995.
19. Археологические известия и заметки. 1897.
20. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1-3.
21. Багдасаров Р.В. Христианская символика // Философия в поисках онтологии. Самара, 1994. Вып. 1.
22. Багдасаров Р.В. Традиция или реставрация? // Литературная Россия. 5.04.1996. № 14.
23. Багдасаров Р.В. Неуместные боги: Культ «эллинских философов» в русском православии // ВГ. 1997. № VI; 1998. № VII - (продолжающаяся публикация)
24. Багдасаров Р.В. От альфы до омеги русского Центавра // Урания. 1997. № 5; 1998. № 1
25. Багдасаров Р.В. Символика созвездий Стрельца и Центавра в русской традиционной культуре // Древняя астрономия и человек: доклады Международной научно-методической конф., ГАИШ, 19-24.11.1997. М., 1998.
26. Багдасаров Р.В. Эллинский завет... // Наука и религия. 2001. №1.
27. Багдасаров Р.В., Дурасов Г.П. Запретный знак // Юный художник. 1994. № 7.
28. Багдасаров Р.В., Дурасов Г.П. Отверженный символ. Свастика: её происхождение и место в христианской традиции // ВГ. 1996. № IV, V.
29. Балдано М. Буддийская символика. Л., 1991. Б.п.
30. Барадулин В.А. Искусство Прикамья: Народная роспись по дереву. Пермь, 1987.
31. Баранов Х.К. [Большой] арабско-русский словарь. 9-е стереотип, изд. М., 2000.
32. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
33. Безсонов П.А. Калики перехожие. М., 1861.
34. Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Л., 1980. 4.1.
35. Белова 0.Б. Славянский бестиарий. М., 2000.
36. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. М., 1996.
37. Бердников И. О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках // Православный собеседник. 1869. Июль-август.
38. Берзина С.Я. Мероэ и окружающий мир 1-VIII вв. н.э. М., 1992.
39. Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента // СА. 1965. № 1.
40. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1999.
41. Блаватский В.Н. История античной расписной керамики. М., 1953.
42. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
43. Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии // Труды Ярославского областного съезда. М., 1902.
44. Богачев А.В. Процедурно-методические аспекты археологического датирования (на материалах поясных наборов IV-VIII вв. Среднего Поволжья). Самара, 1992.
45. Богословский С.П. К номенклатуре и топографии свадебных чинов. Пермь, 1926.
46. Богуславская И.Я. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея. Л., 1984.
47. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. СПб., 1994.
48. Бойчева Юлиана. Типология и семантика на епитрахила: Иконо-графски схеми на изображенията върху някои византийски епитрахили от XV-XVI век // Проблеми на иэкуството. София. 1996. № 2.
49. Большая советская энциклопедия. М., 1944. Т. 50.
50. Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М., 1991.
51. Борисковский П.И. Палеолит Украины. М.; Л., 1953.
52. Бостунич Г. Масонство и русская революция: Правда мистическая и правда реальная. Нови Сад, 1922.
53. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976
54. Булычев. Путешествие по восточной Сибири. 1856.
55. Буранов Ю., Хрусталев В. Гибель императорского дома. М., 1992.
56. [Бургонь Томас Генри]. Свет Египта. М., 1905.
57. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1.
58. Ваклинов Станчо. Формиране на старобългарската култура, VI-XI век. София, 1977.
59. Валунинский Н.В. Деревня Воронежского уезда: Из впечатлений художника-этнографа. Воронеж, 1923.
60. Василиев А., Силяновска-Новикова Т. и др. Каменна пластика. София, 1973.
61. Венедиктов И., Герасимов Т. Тракийското изкуство. София, 1973.
62. Вениамин [Краснопевков]. архиеп. Новая Скрижаль. М., 1992.
63. Вилинский С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1911-13. 4.1-2.
64. Винклер Г. Вавилонская культура. М., 1913.
65. Виноградов В.Б. Тайны минувших времён. М., 1966.
66. Виноградова Л.Н. Рождественская звезда как ритуальный символ // ЖС. 2000. № 4.
67. Вишневская В.М. Резьба и роспись мастеров по дереву Карелии. Петрозаводск, 1981.
68. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988.
69. Волков А.А. Около Царской Семьи. М., 1993.
70. Воробьевский Ю.Ю. Путь к Апокалипсису: Стук в Золотые врата. М., 1997.
71. Всемирная история в 10-ти томах. М., 1956. Т. 1.
72. Всенощное бдение. Литургия. М., 1982.
73. Выборнов А.А. Гребенчатая неолитическая керамика лесного Волго-Камья (итоги и перспективы изучения) // Проблемы изучения археологической керамики. Куйбышев, 1988.
74. Габриелян Р.А. Армяно-аланские отношения (I-Х вв.). Ереван, 1989.
75. Галанина Л.К. Раннескифские уздечные наборы (по материалам Келермесских курганов) / / Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 1983. № 24.
76. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 1-2.
77. Гаруда. 1992. № 2.
78. Генерозов Я.К. Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т.п. // Саратовские епархиальные ведомости. 1883. № 25-30.
79. Генон Р. Атлантида и Гиперборея // Милый Ангел. 1991. Т. 1.
80. Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. 1993. № 3.
81. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997.
82. Глаголев С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900.
83. Глинка Г. Древняя религия славян. Митава, 1804.
84. Голам А. Миф и символ. М., 1993.
85. Гогель Ф.В. Ковры. М., 1950.
86. Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. М., 1993.
87. Городцов В.А. Археология. Каменные период. М.; Пг., 1923.
88. Горолцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМ. М., 1926. Вып. 1.
89. Горовая О.В. Император и Буддийская церковь // Сакральное в культуре: Материалы III международных Спб. Религиоведческих чтений, ноябрь 1995. СПб., 1995.
90. ГТТ: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1.
91. Градалёва Р. Малиновый звон // Благовест. 1994. № 22.
92. Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. 2-е изд. М., 1998.
93. Грантовскии Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М., 1998. рец.: Дандамаев М.А. // ВДИ. 1999. № 4.
94. Гринкова Н.П. Родовые пережитки с разделением по полу и возрасту // СЭ. 1936. № 2.
95. Гринкова Н.П. Термины вышивания в русских диалектах // Уч. зап-ки Ленинградского гос. педагогического ин-та. Л., 1939. Т.20.
96. Грузинский А.Е. Духовные стихи // ЭО. 1898. № 3.
97. Гургула И.В. Народное мистецство захiдных областей Украши. Кiев.1966.
98. Гутное Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1995.
99. Гущин А.С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X-XIII вв. Л., 1936.
100. Даль В.И. Пословицы Русского народа. М., 1993. Т. 1-3.
101. Данкелл С. Позы спящего. Н. Новгород, 1994.
102. Дашевская О.Д. Поздние скифы в Крыму. М., 1991. (САИ. Вып. Д 1-7)
103. Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.
104. Джурич В. Византийские фрески. М., 2000.
105. Дионисий Ареопагит, св. О Небесной Иерархии. М., 1848.
106. Дионисий Фурнаграфиот, исромон. Ерминия. М., 1993.
107. Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 1991. Ч. 1.
108. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.
109. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993.
110. Дмитрий св. митрополит Ростовский. Жития святых. М., 1991-1993.
111. Добжанский В.Н. Наборные пояса кочевников Азии. Н., 1990.
112. Долуханов П.М. География каменного века. М., 1978.
113. Домострой. М., 1990.
114. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985. (Сер. «Археология СССР»).
115. Древнерусская миниатюра в ГИМ: [Набор открыток]. М., 1979. Вып. 2. «Баталии».
116. Древнерусское искусство: Балканы, Русь. СПб., 1995.
117. Древности урало-казахстанских степей (красота и духовность мира вещей): Каталог выставки. Челябинск, 1991.
118. Древняя астрономия и человек: доклады Международной научно-методической конф., ГАИШ, 19-24.11.1997. М., 1998.
119. Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788-1791. Ч. 1-20.
120. Древняя Русь: Быт и культура. М., 1997. (Сер. «Археология»).
121. Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., 1990.
122. Дурасов Г.П. Тетёрки // ДИ. 1981. № 3.
123. Дурасов Г.П. Запечатленная радуга. М., 1985.
124. Дурасов Г.П. Народная пища Каргополья // СЭ. 1986. № 6.
125. Дьяченко Гр., свяш. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.
126. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атласа первобытного человека. Прага, 1985.
127. Жарникова С.В. К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии: информационный бюллетень. М., 1986. Вып. 11.
128. Жарникова С.В. Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях): Автореф. канд. М.: АН СССР, Ин-т этнографии, 1988.
129. Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991.
130. Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера; Гидронимы Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998.
131. ЖС. 1994. № 2; 2000. № 4.
132. Жилина Н.В. Христианские новации в древнерусском металлическом уборе XI-XIII вв. // Православие и религия этноса: Тезисы докладов международного научного симпозиума. М., 2000.
133. Жуков Д.В. Когда иссякнет круг ветра... // Урания. 1999. № 2(39).
134. Зданович Г.Б. За 2 тысячи лет до Трои // Вокруг света. 1989. № 3.
135. Зданович Г.Б. Архитектура поселения Аркаим // Маргулановские чтения, 1990: Сборник материалов конф. М., 1992. Ч. 1.
136. Златоструй: Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990.
137. Зодчий. 1887. № 1; 1898. № 12.
138. Золотов Ю.М. Три памятника старомосковской эпиграфики // СА. 1984. № 2.
139. Зудина В.Н. Андроновские элементы в срубной культуре Куйбышевского Заволжья // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981.
140. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник // СЭ. 1958. № 2.
141. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.; Л., 1963.
142. Иванов Ю.В. Следы солярного культа // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1983.
143. Иванова Венета, Коева Маргарита. Пластического богатство на възрожденската църковна дърворезьба. София, 1979. (Сер. «Българка дърворезьба».Т. 1).
144. Иевлев Ф.М. Происхождение креста. М., б.г.
145. Из Толковой Палеи: Дочеловеческий цикл Творения/ пер. Р.В. Багдасарова // ВГ. 1998. № VII.
146. Известия Русского археологического общества. 1854. Т. II.
147. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990.
148. Изречения египетских отцов/ пер. А.И. Еланской. СПб., 1993.
149. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. ГРМ, 2000.
150. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье: справочник-путеводитель. М.; Лейпциг, 1979.
151. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992.
152. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. М., 1991. (Сер. Новое в жизни, науке, технике. История. № 11).
153. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
154. История на българското изобразително изкуство. София, 1976. T.I.
155. Кабакова Г.И. Головной убор (Из словаря «Славянские древности») // Славяноведение. 1993. № 6.
156. Капанцян Гр. Хайаса — колыбель армян. Ереван, 1947.
157. Капли Сердца Дхармакайи. М., 1996.
158. Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М.; Л., 1961. Т. 2.
159. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М., 1989.
160. Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841.
161. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.Д. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.
162. К.В.П. История развития формы креста. М., 1997.
163. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
164. Киево-Печерьска Лавра. Трапезна палата з церквою: [перекидной настенный календарь на 1992]. Кieв, [1991].
165. Киреевский П.В. Собрание народных песен. Тула, 1986.
166. Кириков Б.М. Кашин. Л., 1988.
167. Хамид ад-Дин алъ-Кирмани. Успокоение разума. М., 1995.
168. Классическая йога («Иога-Сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»)/ Пер., комм. Е.П. Островской и В.И. Рудого. М., 1992.
169. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.
170. Клокова Л.И. Ручное ткачество на Алтае (по материалам ГХМАК) // Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конф. Барнаул, 1996.
171. Коваль В.Ю., Медведь А.Н. Новый памятник средневековой письменности Рязанской земли // РА. 2000. № 1.
172. Ковтун А-С. Азбуковники XVI-XVII вв. Л., 1989.
173. Книга глаголемая Козмы Индикоплова: Из ркп. МГАМИД XVI в. (собр. Оболенск. № 159). СПб., 1886. (ОЛДП. Т. LXXXVI. № 23. Литогр.).
174. Книга нарицаема Козьма Индикоплов. М., 1997.
175. Кокстер Г.С.М. Введение в геометрию. М., 1966.
176. Коран/ пер. с араб. и комм. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1990.
177. Священный Коран/ двуязычное изд., перераб.; пер. на англ. и комм. Мухаммада Али; пер. на рус. д-ра А. Садецкого. Б.м., 1997.
178. Коран/ пер. с араб. и комм. М.-Н. О. Османопа. 2-е изд. М., 1999 [следует иметь в виду, что автором ряда примечаний в данном изд. является В. Д. Ушаков].
179. Кочкуркина И.С. Корела и Русь. Л., 1986.
180. Кравченко АС., Уткин А.П. Икона. М., 1993.
181. Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские: народная культура (история и современность). М., 2000. Т. 3. Семейный быт.
182. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Н., 1992.
183. Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософское Общество. СПб., 1914.
184. Кудрявцева Т.Н. Русское церковное прикладное искусство // К Свету. 1995. № 17.
185. Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индонранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
186. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977.
187. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Киев, 1977.
188. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.
189. Куликовский Г. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1898.
190. Культура Византии (XIII — первая половина XV в.). М., 1991.
191. Кутенков П.И. Символика траурных одежд старинных сёл Поочья // ЖС. 2000. № 1.
192. Куфтин Б.А. Материальная культура Русской Мещеры. М., 1926. Ч. 1. Женская одежда: рубаха, понева, сарафан.
193. Кюн Г. Искусство первобытных народов. М.; Л., 1933.
194. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
195. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 1987.
196. Левина Т.В. Эволюция формы царских врат и порталов в древнерусских иконостасах // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII-XIX вв. М., 2000.
197. Лернер Л. По весне за тетёрками // Родина. 1998. № 3.
198. Лукин Ю.Н. В мире символов. Харбин, 1936.
199. Макарова Т.И., Равдина Т.В. Семилопастные височные кольца с орнаментом // РА. 1994. № 4.
200. Максимов С.В. Собрание сочинений. СПб., 1912. Т. 18.
201. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала, 1989.
202. Марр Н.Я. Средства передвижения, орудия самозащиты и производства в доистории. Л., 1926.
203. Мартынов В.И. Об истоках русского церковного пения // ЖМП. 1986. № 10.
204. Mapjanoeufi В. Симболика и симболи у ускршньем циклусу // Рад Воjводанских Myзeja. Нови Сад, 1991. [Т.] 33.
205. Маслова Г.С. Орнаменты русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
206. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начале XX в. М., 1984.
207. Массон В.М. Формирование древних цивилизаций в Средней Азии и Индостане // Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984.
208. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М., 1965.
209. Мезенцева О. Украденный символ // Азия и Африка сегодня. 1989. № 7.
210. Мельник А.Н. Историческая социология Русского Севера // Социологические исследования. 1994. № 7.
211. Мещеряков Вяч. Свастика — печать посвящённого сердца// Секретные материалы. 2000. № 22 (41).
212. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. М., 1994.
213. Мириджанян Л. Истоки армянской поэзии. Ереван, 1980.
214. Митрофан (Зноско), еп. Хроника одной жизни. М., 1995.
215. Митрофанов В.В. (сост.). Загадки. Л., 1968.
216. Мифологический словарь. М., 1991.
217. Мовсес Хоренаци. История Армении/ пер. Г. Саркисяна. Ереван, 1990.
218. Могилёва Г.Ю. Коллекция русских старообрядческих поясов Верхокамья по материалам полевых исследований 1985-1992 гг. // Традиционная культура Урала: Материалы международной научно-практической конф. Пермь, 1997.
219. Можаева Е.М. Русские игрушечные кони. М., 1976.
220. Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861.
221. Моисей Хоренский. История Армении/ пер. Н.О. Эмина. М., 1893.
222. Молодин В.И. Древнее искусство Западной Сибири. Н., 1992.
223. Мочульский В.Н. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887.
224. Мошкова В.Г. Ковры народов Средней Азии конца XIX — нач. XX в. Ташкент, 1970.
225. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995.
226. [Муравьёв А.Н.] Древности и символика Киево-Софийского собора. Киев, 1880.
227. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: Основные этапы формирования скифского этноса. Киев, 1990.
228. Нариманов И.Г. Глиняные штампы из западного Азербайджана // Материальная культура Азербайджана. Баку, 1973. Вып. VIII.
229. Неизвестный Нилус/ сост. Р. Багдасаров и С. Фомин. М., 1995. Т. 1-2.
230. Немировский Е.[Л.] Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964.
231. Неолит Северной Евразии. М., 1996. (сер. «Археология»).
232. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Н., 1990.
233. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.
234. Никитин А.Л., Филипповский Г.Ю. Хтонические мотивы в легенде о Всеславе Полоцком // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978.
235. Никитина Ю.И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской
236. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. Л., 1990.
237. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Сочинения в 2-х томах. М., 1979. Т. 1.
238. Никольский /Сонет. Т., прот. О службах Русской церкви, бывших в прежних богослужебных книгах. СПб., 1885.
239. Нилус С.А. Близ есть, при дверех. Сергиев Посад, 1917.
240. Новиков B.C. Русский Государственный Орел // Прил. к «Русскому Вестнику». 1992. № 3
241. Новое время. 1896. № 7470.
242. Овсянников Ю.М. Русские изразцы. Л., 1968.
243. Овсяника-Куликовский Д.Н. К истории культа огня у индусов в эпоху вед: I. Три разновидности священного огня: Grhapati, Vicpati, Vaicvanara; II. Эпитеты священного огня. Одесса, 1887.
244. Озолин Н., прот. Православная иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001.
245. Олсуфьев Ю.[А.] Опись крестов Троице-Сергиевой Лавры до XIX века и наиболее типичных XIX века. Сергиев Посад, 1921.
246. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества. М., 1981.
247. Орлов А. Символика хачкара: Образы армянских крестных камней // Pro Armenia. 1993. № 2.
248. Палеолит СССР. М., 1984. (сер. «Археология СССР»).
249. Пальмов Н. Греческий омофор из собрания христианских древностей Московского Румянцевского Музея // Светильник. 1914. № 4.
250. Памяники литературы Древней Руси. М., 1978-1994. Вып. 1-12.
251. Папюс, д-р [Анкос Жерар]. Генезис и развитие масонских символов: История ритуалов. СПб., 1911.
252. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., 1994.
253. Перс Джилл. Мистическая спираль: Путешествие души. М., 1994*.

*Качество перевода оставляет желать лучшего, предпочтительнее обращаться к оригиналу: Purce Jill. The Mystic Spiral. London, 1974.

254. Письма Царской Семьи из заточения. N.Y., 1974.
255. Пичикян И.Р. Культура Бактрии. М., 1991.
256. Плахотнюк В. Земные и небесные тайны солнечной свастики // Техника — молодёжи. 1998. № 11/12.
257. Плотникова А.А. Ветер (Из словаря «Славянские древности») // Славяноведение. 1993. № 6.
258. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и Древний Восток. М., 1992.
259. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999.
260. Покровский Н.В. Из поездки в Италию // Светильник. 1913. № 4-5.
261. Полубояринова М. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М., 1993.
262. Попов А. Книга Бытиа небеси и земли. М., 1881.
263. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков/ подг. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, Г.Г. Шаповалова. М.; Л., 1961.
264. Потебня А.А. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. М., 1867.
265. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.
266. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1994.
267. ПИКЭ: Тезисы докладов международной конф. М., 2000.
268. Православный катехизис // Православный церковный календарь, 1991. М., 1990.
269. Проскурина Н.С. Традиции вышивки Усть-Калманского района // Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конф. Барнаул, 1996.
270. Пушкарёва Н.Л. Женщины России и Европы на пороге нового времени. М., 1996.
271. Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе в XVI в. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.
272. [Расине А.Ш.А.] Орнамент всех времён и стилей в 4-х книгах/ по изд-ю А.Ш.А. Расине. М., 1997. Кн. 3.
273. Родина. 1993. № 1; 1996. № 6; 1997. № 7.
274. Розенфельдт Р.Л. К вопросу о гончарных клеймах // СА. 1963. № 2.
275. Рончевский К.П. О древне-римских плафонах // Известия Российской Академии истории и материальной культуры. Пб., 1921. T.I.
276. Россия перед Вторым Пришествием: Материалы к очерку Русской эсхатологии/ сост. С. и Т. Фомины. М., 1998. Т. 1-2.
277. Рубцов А.Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Л., 1962.
278. Рубцов А.Ф. Основы ладового строения русских народных песен. М., 1964.
279. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991.
280. Русакова Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII—начала XX вв. Н., 1985.
281. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Н., 1989.
282. Русская Библия. М., 1992-... (продолжающееся издание)
283. Русский Хронограф 1512 г. // ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22.
284. Русское градостроительное искусство. М., 1993-1998. Т. 1-4.
285. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // ДИ. 1975. № 1, 3.
286. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
287. Рыбаков Б.А. Стригольники. М., 1993.
288. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
289. Рыбников М.А. Загадки. М.; Л., 1932.
290. Рындина Н.В. Технология производства новгородских ювелиров X-XVa. // Труды Новгородской археологической экспедиции. М., 1963. Т. 2. (МИА; № 117).
291. Сабурова М.А. О времени появления одной из групп корун на Руси // Древняя Русь и славяне. М., 1978.
292. Савельев А. Очерк современной теории заимствований. СПб., 1888.
293. Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX — начала XX века (развитие этнических традиций). М., 1993. (Российский этнограф. Вып. 11.).
294. Самсонова Т.Н., Карпова Н.В. Дети о символике России // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 1.
295. Сарианиди В.И. Степные племена эпохи бронзы в Маргиане // СА. 1975. № 2.
296. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М., 1998.
297. Свенцiцка Bipa. Рiзьблени ручш хресты XVII-XX вв. Львив, 1939. 4.1.
298. Светильник. 1913. № 6-7.
299. Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
300. Седакова О.А. Материалы к описанию полесского погребального обряда // Полесский этнолингвистический сб-к. М., 1983.
301. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. (сер. «Археология СССР»).
302. Сейбутис А.А. Проблема этногенеза балтов и славян в свете палеогеографии // Природа. 1980. № 11.
303. Сейбутис А.А. Миграции позднеледникового человека как отражение изменений экологической обстановки // География (Вильнюс). 1982. Т. XVIII.
304. Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик/ сост. С.В. Фомин. М., 1997.
305. Симакова И.Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX—XX веков. М., 2000.
306. Симеон, бл. eп. Солунский. Книга о Храме // Дмитриевский.
307. Скарбовенко В.А. Возможности метода симметрии применительно к дескриптивному анализу орнамента археологической керамики // Проблемы изучения археологической керамики. Куйбышев, 1988.
308. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. — первой половине I тысячелетия н.э. М., 1993. (сер. «Археология СССР»).
309. Славянские древности. М., 1995-... (продолжающееся издание)
310. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.(СПб.), 1988-... (продолжающееся издание)
311. Словарь русского языка XI-XVII вв. М. (продолжающееся издание)
312. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М., 1993.
313. Смирнова Э.С. Кижи. Л., 1970.
314. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990.
315. Смусин Л.С. К вопросу о спиралевидных мотивах в русском печенье // СЭ. 1979. № 5.
316. Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. Берлин, 1925.
317. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1978.
318. Соллогуб В.А. Русская простонародная вышивка как первообраз своенародной орнаментики. М., 1872.
319. Сорокина В.П. Уникальный памятник северного средневекового шитья // СА. 1984. № 2.
320. Спафарий Николай. Книга о Сивиллах // Эстетические трактаты. Л., 1978.
321. Спиридон (в схиме Дионисий) (Лукич), архим. Практическое руководство по совершению Божественной литургии: Указания и примечания на руководство по литургии, написанное архимандритом Феодосием (Погорским), ректором Саратовской духовной семинарии. Б.м., [1960-е гг.]. Машинопись.
322. Средневековый бестиарий. М., 1984.
323. Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. (Сер. «Археология»).
324. Срезневский И.И. Об обожении солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. № 7.
325. Срезневский И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848.
326. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 1-3.
327. Старшая Эдда/ пер. А. Корсуна. СПб., 2000.
328. Степанова А.С. Философия ранней Стои. СПб., 1995.
329. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. (сер. «Археология СССР»).
330. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. (сер. «Археология СССР»).
331. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. (сер. «Археология СССР»).
332. Суздалев В.Е. Великие Чудотворные. Ниж. Новгород, 1994.
333. Суворин Н.И. О коньках на крышах в некоторых местах Вологодской и Новгородской губерний: Письмо к В.В. Стасову // Известия Императорского археологического общества. Спб., 1863. Т. 4. Вып. 2.
334. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. М., 2000. Вып. 1: Учение о толковании Корана.
335. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
336. Сыропятов А. Отражения чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края. Пермь, 1924.
337. Тагер Е. Искусство и быт Севера // На Северной Двине: сборник Архангельского об-ва краеведения. Архангельск, 1924.
338. Таисия [Карцева], монахиня. Жития русских святых. Св.-Троицкая Сергеева Лавра, 1991. Т. 1.
339. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.