Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типизация и унификация в строительстве.






Строительство зданий и сооружений ведут по индивидуальным или типовым проектам. Индивидуальные проекты предназначаются для разового использования. По таким проектам строят, как правило, уникальные сооружения (телевизионные башни, музеи, спортивные сооружения и т. п.). Типовые проекты служат для многократного применения. По таким проектам возводят большую часть жилых домов, школ, общежитий, промышленных и сельскохозяйственных зданий. Многоразовое применение типовых проектов позволяет сократить трудоемкость, стоимость и сроки проектирования, так как в этом случае работа проектировщиков сводится в основном к привязке типового проекта к конкретному участку строительства.

Техническое направление в проектировании и строительстве, позволяющее многократно применять наиболее рациональные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, называют типизацией. Типизация в проектировании развивается по следующим четырем направлениям: проектирование типовых зданий, объемно-планировочных элементов зданий, конструкций и изделий, узлов и деталей зданий.

Типовые конструкции и детали, прошедшие проверку в эксплуатации и получившие широкое распространение, утверждаются в качестве стандартных. Стандартизация — это более высокая форма типизации. Она предполагает выполнение требований, установленных государственными стандартами (ГОСТ), Строительными нормами и правилами (СНиП) и другими нормативными документами, предъявляемых к конструктивно-планировочным элементам, строительным изделиям и конструкциям.

Рисунок 6. Габаритные схемы промышленных зданий: а –разрез; б - план

 

Широкое использование типового проектирования привело к появлению большого количества разнообразных типовых изделий и деталей. Важным звеном индустриализации строительства является их унификация.

Унификация — это предельное ограничение числа видов и размеров строительных деталей, основанное на выборе наиболее рациональных из них, и приведение их в соответствие с основными размерами здания. Унификация позволяет применять различные конструктивные решения без изменения основных размеров типового здания или применять одни и те же заводские конструкции в зданиях различного назначения. При проектировании промышленных объектов применяют не только типовые проекты отдельных зданий, но и разрабатывают унифицированные типовые пролеты (УТП), габаритные схемы (УГС) и унифицированные типовые секции (УТС). Унифицированные типовые секции представляют собой типовые повторяющиеся объемно-планировочные элементы здания. УТП — это пролеты зданий, имеющие единые размеры по длине, ширине и высоте и конструктивным решениям.

Основными планировочными параметрами являются пролет, шаг колонн, высота этажа (рис.6).

Под пролетом L понимают расстояние между разбивочными осями двух опор основной конструкции, несущей покрытие. Если такими опорами служит ряд колонн, то больший размер между осями колонн называют пролетом, а меньший — шагом колонн В, который, как правило, располагают по продольной оси здания.

Высота этажа в одноэтажных зданиях—расстояние от пола до низа несущей конструкции покрытия, в многоэтажных — расстояние между уровнями полов смежных этажей.

Унификация промышленных зданий предусматривает определенную систему привязки конструктивных элементов к координатным (разбивочным) осям.

Привязкой называют расположение конструктивных элементов по отношению к координатным осям.

Для одноэтажных промышленных зданий со сборными железобетонными или стальными каркасами установлены следующие привязки (рис. 7, а... в): колонн крайних и средних, наружных продольных и торцовых стен, колонн в местах устройства деформационных швов и в местах перепада высот.

При привязке наружных колонн применяют нулевую привязку, при которой наружные грани колонн совпадают с разбивочной осью и внутренней поверхностью наружных стен, а также привязки с отступлением на 250 и 500 мм от наружной грани колонн крайних рядов. Такая нулевая схема привязки позволяет устранить зависимость сопряжения стеновых ограждений с колоннами каркаса от толщины стен. Ее применяют, как правило, в зданиях без мостовых кранов и с мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 т при шаге колонн 6 м и высоте до низа несущих конструкций покрытия менее 16, 2м.

Геометрические оси торцовых колонн основного каркаса принято смещать с поперечных разбивочных осей внутрь здания на 500 мм. При этом внутренние поверхности торцовых стен совмещают с поперечными разбивочными осями. Такая привязка позволяет укладывать плиты покрытия без зазора в торце здания.

Геометрические оси колонн внутренних рядов совмещают с поперечными разбивочными осями. Такая привязка позволяет укладывать плиты покрытия без зазора в торце здания.

Геометрические оси колонн внутренних рядов совмещают с поперечными разбивочными осями. При привязке колонн в местах расположения температурных швов деформационные швы устраивают на спаренных колоннах. Двойной ряд колонн устанавливают также в местах перепада высот между пролетами.

Рисунок 7. Схемы привязки элементов конструкций одноэтажных промышленных зданий к разбивочным осям: а –колонн и стен; б –колонн в местах расположения деформационных швов; в –колонн в местах перепада высот

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.