Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные философские школы древнего Китая.






Конфуцианство. Основоположником этой щколы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски – Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция: «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить.

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания.

Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлещее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао». «Дао» – это естественный закон самих вешей, которые вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.