Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список. 1. Аблеев С. Р. Космическая эволюция человека в философииживой Этики (социально-философский аспект)






1. Аблеев С. Р. Космическая эволюция человека в философииЖивой Этики (социально-философский аспект). - Автореф. Дис. …канд. филос. наук. - Тула, 1997. - 20 с.

2. Аблеев С. Р. Педагогическая концепция Живой Этики // Мир Огненный. - 1996. –

№ 9. - С. 74-94.

3. Аблеев С. Р. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика // Мир Огненный. - 1997. - № 12. - С. 12-25.

4. Аблеев С. Р. Учение Живой Этики и новая стратегия системы образования // Три ключа: Пед. вестн. - СПб., 1998. - Вып.2.- С. 10-23.

5. Агни Йога - исследователям /Сост. Е. Г. Яковлева. - М.: Белый луч, 1995. - Ч. I. –

440 с.

6. Агни Йога - исследователям /Сост. Е. Г. Яковлева. - М.: Белый луч, 1997. - Ч. II. - 448 с.

7. Агни Йога - исследователям /Сост. Е. Г. Яковлева. - М.: Белый луч, 1999. -Ч. III. - 480 с.

8. Агни Йога. Надземное. Братство, часть вторая. Внутренняя жизнь. - М.: Сфера, 1995. - 848 с.

9. Агни Йога. Напутствие вождю, 1933. - Воронеж: изд. -полиграф. фирма " Воронеж", Б. г. - 96 с.

10.Аксенов В. В. Человеческая цивилизация на рубеже XXI века: Новая концепция развития // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 70-83.

11.Амонашвили Ш. А. Идея гуманной педагогики и Живая Этика // Мир Огненный. - 1997. - № 15. - С. 35-36.

12. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

13. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

14. Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспи­тания в Учении Живой Этики. - Дис.... канд. пед. наук. - М., 1996. - 122 с.

15. Андреева А. Г. Живая Этика - учителям: Воспитание культуры мышления // Мир образования. - 1997. - № 3. - С. 49-52.

16. Андреева Г. М. Понятие методологии научного исследования // Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1988. - С. 55-58.

17. АУМ // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 509-666.

18. Баныкин Н. П. Семь лекций о Живой Этике. - Новоси­бирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. - 96 с.

19. Беспредельность // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост.Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 2. - С. 3-263.

20. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 2 т. / Пер. с англ. Е. И. Рерих. - Мн.: ИП " Лотаць", 1997. - Т. 1. Космогенезис. - XXVI + 854 с.

21. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 2 т. / Пер. с англ.Е. И. Рерих. - Мн.: ИП " Лотаць", 1997. - Т. 2. Антропогенезис. - XXXII. - 1008 с.

22. Богомолова Е. Беседы о " Живой Этике". - Екатеринбург: Наука. Урал. отд-ние, 1992.

23. Борисовский А. М. В. А. Сухомлинский: Кн. для учащих­ся. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с: ил. - (Люди науки).

24. Братство // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко.- СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. -С. 667-813.

25. Буданов В. Г. Агни Йога и синергетика // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 187-194.

26. Буданов В. Г. Ритм и гармония: идеи Учения Живой Этики и современная научная картина мира // Рериховские чтения: Матери­алы Междунар. обществ. - науч. конф., 1997. - М., 1999. - С. 78-91.

27. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский / Сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 135-153. – (Антология гуманной педагогики).

28. Девин Л. Карма и свободная воля // Мир Огненный. -1998.- № 17. - С. 120-126.

29. Живая Этика: Избранное / Сост. М. Ю. Ключникова. - М.: Республика, 1992.

30. Жизнь земная и последующая: Пер. с англ. / Сост. П. С.Гуревич, С. Я. Левит. - М.: Политиздат, 1991. - 415 с.

31. Знаки Агни Йоги. Агни Йога // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1- С. 369-576.

32. Иерархия // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко - СПб.: Просвещение, 1993. Т. 2. - С. 265-388.

33. Кайдаш С. Молодые годы Елены Рерих // Утренняя Звезда: Науч.-худож. иллюстрир. альм. Междунар. Центра Рерихов. – 1993.- № 1. -С. 138-155.

34. Клизовский А. О воспитании // Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. - 2-е изд., испр. - Рига: Виеда, 1991 - Т. 2. - С. 37-78.

35. Клизовский А. О Психической Энергии // Клизовский А.Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. - 2-е изд., испр. - Рига: Виеда, 1991. - Т. 3. - С. 3-68.

36. Ключников Ю. И. Что такое Агни Йога. - Новосибирск: Дет.лит., 1992. - 23 с.

37. Кобзистова Т. П. Необходимость времени. Этические понятия на уроках истории // Три ключа: Пед. вестн. - М., 1999. – Вып. 3. - С. 104-106.

38. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988. - 270 с.

39. Крашкина Л. И. Категории добра и зла в книгах Живой Этики // Рериховские чтения: Материалы Междунар. обществ. – науч. конф., 1997. - М., 1999. - С. 62-70.

40. Лащенко Н. Д. Е. И. Рерих о роли мышления в физическом и духовно-нравственном совершенствовании человека // Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Материалы Междунар. науч. - практ. конф. - Белгород, 19-21 окт. 1999 г. - М.; Белгород, 1999. - С. 153-159.

41. Лащенко Н. Д. Теоретические основы педагогических взглядов Е. И. Рерих // Международная научно-практическая кон­ференция " Рериховское наследие": Том I: Музей-институт се­мьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга (Труды конференции). - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. - С. 107-114.

42. Пащенко Н. Д. Проблема взаимоотношений учителя и ученика в педагогических воззрениях Е. И. Рерих // Формирование профессионализма учителя: проблемы, поиски решений на рубеже столетий: Материалы Междунар. науч. -практ.конф. - г. Барановичи, Беларусь, 3-5 мая 2000 г. - Барановичи, 2000. - С. 125-130.

43. Листы Сада Мории. Кн. первая. Зов // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1. -С. 3-112.

44. Листы Сада М. Кн. вторая. Озарение // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1. - С. 113-239.

45. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.

46. Маслова Н. В. Научно-теоретические основы познания и методология ноосферного образования // Три ключа: Пед. вестн. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 131-141.

47. Мир Огненный, часть I // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 3-197.

48. Мир Огненный, часть II // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 199-330.

49. Мир Огненный, часть III // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. - СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 331-508.

50. Мир через Культуру: Ежегодник / Сост. Э. В. Балашов - М.: Сов. писатель, 1990. - 336 с.

51. Московский А. В. Сознание в современной научной картине мира // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 270-284.

52. Моторная С. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Меж­дунар. обществ.- науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 207-217.

53. Мурашов В. И. Действительность. - М.: РИЦ " Татьянин 1995. - 246 с. - (Курс интегральной педагогики; Вып. 5. Ч. I)

54. Мурашов В. И. Интегральное воспитание: Педагогические беседы. - М.: Школа, 1997. - 56 с.

55. Мурашов В. И. Космическая педагогика Эпохи Огня. – М..: Школа, 1997. - 72 с.

56. Новикова Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции: Учеб.пособие. - М.: Изд-во МАИ, 1996. - 72 с: ил.

57. Новикова Т. М. Изотерическая философия. - М.: Вузовская книга, 2001. - 368 с: ил.

58. Никитина Н. Н. Самоопределение личности как цель и условие гуманистического педагогического процесса // Три ключа: Пед.вестн. - СПб, 1998. - Вып. 2. - С. 24-28.

59. Община // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. – СПб: Просвещение, 1993. - Т. 1. - С. 241-367.

60. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 1999. - 208 с. (Руководство практического психолога).

61. Осипова Л. Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих (1879-1955). – Автореф. дис. …канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 16 с.

62. Осипова Л. Н. Педагогика Елены Рерих: Пособие для учителя. - Казань, 2000. - 104с.

63. Осипова С. Д. Через миропонимание к преобразованию себя и мира // Сб. материалов Рос. науч. - практ. конф. " Учитель - созидатель культуры и здоровья общества", ноябрь 1996 г. - М., 1997.- С. 34-41. - (Ассоциация Творческих Учителей России).

64. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: УРАО, 1998. - 576 с.

65. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.

66. Пирогов Н. И. Вопросы жизни: Отрывок из забытых бумаг, выведенный на свет неофициальными статьями " Морского сборника" о воспитании // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. - 2-е изд., перераб. - М., 1986. - С. 150-166.

67. Писарева Е. Ф. О скрытом смысле жизни: Сб. работ. - Киев: Изумрудная скрижаль, 1997. - 464 с.

68. Письма Махатм / Предпр. " Алием". - Новосибирск: Вико, 1993. - 672 с.

69. Письма Учителей Мудрости: Пер. с англ. - М.: Междунар. Центр Рерихов, 1997. - 136 с.

70. Путеводитель к Письмам Е. И. Рерих / Сост. А. А. Шпунт. - Новосибирск, 1992.

71. Рерих Е. И. Дух кристальной чистоты. Из писем друзьям и сотрудникам, 1930-1940-е // Держава Рериха / Сост. Д. Н. Попов. - М.: Изобраз. искусство, 1994. - С. 300-316.

72. Рерих Е. И. Огонь Неопаляющий. - М.: Междунар. Центр Рерихов, 1992. - 80 с.

73. Рерих Е. И. Письма: В 2 т. - М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. - Том I (1919-1933). - 432 с. с ил.

74. Рерих Е. И. Письма: В 2 т. - М.: Междунар. Центр Рери­хов, 2000. - Том II (1934 г.). - 576 с. с ил.

75. Рерих Е. И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. - Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. -Т. 1. - 440 с.

76. Рерих Е. И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. - Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. -Т. 2- 432 с.

77. Рерих Е. И. Письма Е. И. Рерих к И. И. Ельцову // Утренняя Звезда: Науч. - худож. иллюстрир. альм. Междунар. Центра Рерихов. - 1993. - № 1. - С. 57-61.

78. Рерих Е. И. Письма Елены Рерих, 1932-1955- Новосибирск: Вико, 1993. - 512 с.

79. Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. " Оккультизм и Йога": Летопись сотрудничества: Сб. - М.: Сфера, 1996. - Т. 1. - 512 с. (Сер. Рериховский архив).

80.Рерих Е. И. У порога Нового Мира. - М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993. - 168 с.

81. Рерих Н. К. Молодому другу. - М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993. - 100 с. - (Малая рериховская б-ка).

82. Рерих Н. К. Нерушимое. - Рига: Виеда, 1991. - 236 с.

83. Рерих Н. К. Обитель света: Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992. - 285 с.

84. Рерих Н. К. О Вечном... - М.: Политиздат, 1991. - 462 с: ил.

85. Рерих Н. К. Семь Великих Тайн Космоса. - Бишкек: МРИП " Феникс", 1991. -192 с.

86. Рудзитис Р. Я. Братство Грааля: Пер. с латыш. / Под ред. Л.Данилова. - М.: Пормалис; Рига: Угунс, 1994.

87. Рудзитис Р. Я. Искусство творить взаимоотношения. – Мн., 1994. -320 с.

88. Рудзитис Р. Я. Сознание красоты спасет. Роль школы в воспитании через красоту: " Духовное созерцание" // Духовное и культурное наследие Е. И. и Н. К. Рерихов. - 1997. - № 3-4. - С. 132.

89. Самохина Н. Е. " Духовное тело" и физическое здоровье// Мир Огненный. - 1997. - № 12. - С. 48-60.

90. Самохина Н. Е. Живая Этика и духовная миссия России //Духовный образ России в философско-художественном наследии Н.К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ. - науч. конф., 1996. - М., 1998. -С. 195-201.

91. Самохина Н. Е. Проблема человека в Агни Йоге. - Дис....канд.филос. наук. - М., 1994. - 153 с.

92. Семенова С. Идеи русских космистов // Утренняя Звезда: Науч. - худож. иллюстрир. альм. Междунар. Центра Рерихов. – 1993.- № 1. - С. 260-277.

93. Сердце // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко.- СПб.: Просвещение, 1993. – Т.2.- С. 389-562.

94. Сидоров В. М. Мост над потоком // Мир через Культуру: Ежегодник. - М.: Сов. писатель, 1990. - С. 249-331.

95. Сидоров В. М. Семь дней в Гималаях // Москва: Ежемес. Литератур. - худож. и обществ. -полит. иллюстрир. журн. - 1982. - № 8.

96. Стадникова Н. А. Духовная культура учителя и практическая педагогика // Сб. материалов Рос. науч. -практ. конф. " Учитель - созидатель культуры и здоровья общества", нояб. 1997 г. – М., 1998. - Вып. 2- С. 16-19. - (Ассоциация Творческих Учителей России).

97. Спирина Н. Д., Баныкин Н. П. Пути Света и тьмы. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.

98. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. - Т. 1. - С. 42-223.

99. Уранов Н. Огненный подвиг. Ч. 2 / Предисл. Л. М. Гиндилиса.- Прил. к литератур.-худож. альм.: Мир Огненный. - М.; Рига, 1995.- 392 с.

100. Уранов Н. Размышления над Беспредельностью: В 8 вып. 1. - М.: Сфера, 1997. - 336 с.

101. Уроки Добрых Знаний: Тридцать уроков по Основам Ми­ропонимания: Педагогическая концепция Новой Школы в свете Учения Живой Этики (по материалам второй сессии Института Человекознания). - Томск: Знамя Мира, 1997. - 270 с.

102. Уроки Добрых Знаний: Тридцать уроков по Основам Миропонимания: Авторские программы, подробные конспекты уроков на основе Учения Живой Этики. - Томск: Знамя Мира, 1998. - 240 с.

103. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пе­дагогической антропологии. - Т. 1 // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л., 1950. -Т. 8. -776 с.

104. Учение Махатм: Сб.: Пер. с англ. - М.: Сфера, 1998. - 304 с.

105. Фаустинелли И. Радость искусства // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Ре­рихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 132-135.

106. Фосдик 3. Г. Мои Учителя: Встречи с Рерихами: По страницам дневника, 1922-1934. - М.: Сфера, 1998. - 800 с. - (Сер.Рериховский архив).

107. Хейдок А. Что такое Агни Йога: Из книг, сопричастных " Живой Этике". - СПб, 1993. - 52 с.

108. Хомелев Г. В. Живая Этика: философское мировоззре­ние и система нравственных принципов Агни Йоги: Текст лек­ций. - СПб.: Изд-во С- Петербург, ун-та экономики и финансов,

1994. - 108 с.

109. Цветаева М. И. Об искусстве. - М.: Искусство, 1991. - С. 14.

110. Чешева Т. В. Естествознание как всеединое знание о мире, природе и человеке: Программа. - Т. 1. - Томск: Знамя Мира, 1995. - 103 с. - (Сер. Естествознание).

111. Чирятьев М. Н. Вклад Рерихов в мировоззрение русско­го космизма //Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. об­ществ. -науч. конф., 1996. - М., 1998. - С. 230-246.

112. Шапошникова Л. В. Героическое творчество Елены Ива­новны Рерих // Новая Эпоха: Проблемы. Поиски. Исследования. - 1999. - № 23. - С. 24-33.

113. Шапошникова Л. В. Живая Этика и наука // Мир Огненный. - 1997. - № 15. - С. 26-32.

114. Шапошникова Л. В. Новое планетарное мышление и Россия // Мир Огненный. - 1996. - № 11. - С. 10-28.

115. Шапошникова Л. В. Роль Учения Живой Этики в становлении и научного мышления // Мир Огненный. - 1996. - № 10. –С.28-42.

116. Шаров Д. А. " Живая Этика" Н. К. и Е. И. Рерихов. - Дис. канд. филос. наук. - М., 1994. - 177 с.

117.Эзотерический словарь: В 2 т. - М.: Русский Духовный Центр, 1993. -Т. 1-2. -460 с.

 

Н.А.Шлемова
к.ф.н., Москва

Может ли наука познать мир
(философия и естествознание: линии пересечения)

 

На наш взгляд, главная проблема науки в том, что она раскалывает мир на части, отпав от осознавания-переживания Целостности, в том, что она рассматривает человека как биосубстрат. Если исследуют проблему рака, то исключительно как медицинскую проблему телесного, не ведя поисков духовной причины. А, следовательно, не понимая, что такое человек. Древние философы говорили о единстве духа, человека и мира, в частности, о тождестве бытия и мышления: «Мыслить и быть - одно и то же», - считает Парменид (В3). Они утверждали, что человек - это Душа. Такова и холистическая философия и психология Востока, согласно которой причина соматических патологий находится в психодуховной сфере, в сфере бессознательного, а именно: рак, в органических случаях, - следствие окостенения психической энергии, направляемой в узкое русло, не отвечающее задачам Души данного индивида.

«Сейчас - так много знаний о ненужном у людей!.. И редко встретишь человека, который Целое понять, объять стремится… И оттого - несовершенна медицина, когда стремится тело излечить, не ведая души порок… И оттого - несовершенно зодчество, когда лишь об удобстве тела думает творящий и забывает о красе Земли и о гармонии природы… И оттого - так много дум и сил людей направлено на то, чтобы усилить и умножить орудия убийства… И войны на Земле становятся страшней…

Необходимо, чтобы пониманье смысла жизни человеческой и знание о Целом - преподавались в школах, в институтах, описывались в книгах, в искусствах применение нашли! О, если б о задачах Целого задумался бы каждый из людей! Жизнь на Земле преобразилась бы быстрей!» [1, с.77].

Преображение наступит, когда инверсия материалистического позитивистского мышления, разделяющего мир на дух и материю, будет преодолена. И будет восстановлена парадигма или аксиома эзотерического сознания-мышления, признающего единство духа и материи, Духо-Материю, как Единый первоэлемент мироздания.

Научное знание блокирует Знание Духа или становится неодолимой преградой на пути к нему. Как изолированная система, без знаний Космоса, человечество не жизнеспособно, это подтверждает история человеческих Рас и цивилизаций. Наука не освобождает человека, и в вечность его судьбу не строит. Крах всех типов сознания, кроме метафизического, предстоит, по нашим ощущениям. Необходимо человечеству спешно подумать над восстановлением «матрицы памяти космической нормы» жизнедеятельности.

«Образы, открывающиеся нашему внутреннему зрению, и то, что кажется вечной сущностью человека, можно выразить только через миф. В мифе, по сравнению с наукой, больше индивидуального; миф выражает жизнь точнее, чем наука. Наука работает с обобщёнными, усреднёнными понятиями и потому не способна воздать должное всему богатству жизни отдельной личности», - справедливо считал К.Г. Юнг [2, c.9].

Наука (за исключением её постнеклассической парадигмы, подошедшей к мистическим тайнам бытия: современная космология, квантовая механика и пр.) собирает эмпирическим путём информацию о внешнем мире, изменчивом и преходящем. Информация не есть знание. В диалоге Платона «Кратил» читаем: «И, видимо, нельзя говорить о знании, если все вещи меняются и ничто не остаётся на месте. Ведь и само знание - если оно не выйдет за пределы того, что есть знание, - всегда остаётся знанием и им будет; если же изменится сама идея знания, то одновременно она перейдёт в другую идею знания, т.е. этого знания уже не будет. Если же оно вечно меняется, то оно вечно – незнание. < …>» [3, 439е-440с].

Точное, а именно, метафизическое, знание, следовательно, направлено на вечное бытие, а не на возникающее. О вещах становящихся бывает лишь более или менее правдоподобное мнение, не достигающее, впрочем, самой истины. Истина не может поэтому произвольно выбираться, порождаться и конструироваться. Истина не создаётся, она открывается, она - абсолютная данность. При этом истина обладает такой незыблемостью и силой, что стоит её помыслить, произнести, как ложь и мнимое оказываются совершенно бессильными, отменяющими самое себя.

Ведь счастлив только тот, кто постоянно в Единстве с Целым себя осознаёт и для Него живёт. А это удел более высоких форм сознания - мифологии, религии, эзотеризма и философии. Философия иссякла, отождествившись с наукой. Наука сама по себе не есть будущее человечества, но прикладная техническая сторона жизни, всего лишь механика Космоса, разрывающая с ноуменальной реальностью, равно и с культурой как системой проявления Духа. Прикладная наука, имеющая заказчика и работающая на сверхприбыли, вырождающаяся в технократию, заводит человечество в тупик.

«Точная экспериментальная наука не имеет ничего общего с нравственностью, добродетелью, филантропией - поэтому она не может претендовать на нашу помощь, пока не сольётся с метафизикой», - заявляли Махатмы Востока, Адепты Высшего Знания ещё в XIX веке [4, c.35]. По их же мнению, «Нынешняя тенденция образования - это сделать его материалистическим и искоренить духовность. Образование возвеличивает скептицизм, но подавляет духовность» [4, с.37-38].

Наука разотождествила человека с самим собой, с Душой - сакральным центром человека. Для науки нет жизни за пределами формы, посему её историческое время ограничено. Чему учит наука - слиянью с Богом, со Вселенной или самопознанию? Да нет же! И потому не приводит она человека к счастью самосовершенствования. Даже к познанию Космоса она относится потребительски, вынашивая планы «колонизации» других планет. Пустота мысли, не зажжённой духом, бесплодна. Истинные знания, по нашему пониманию, достигаются через истинные действия. Следствия науки зачастую не согласуются с ними и ими не мотивируются.

Идеальные представления науки нового времени не изоморфны реальности. «Языком природы», который несравненно мощнее языка интеллекта и не подчиняется последнему, наука не владеет. По мнению Стивена Хокинга: «…теория - это теоретическая модель Вселенной или какой-нибудь её части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности (какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово)» [5, c. 17].
«Нетрудно видеть, что каждое понимание обоснования математики проистекало из методологических проблем своей эпохи и из идеала математики, т.е. из философии математики, преобладающей в данную эпоху. Стремление к обоснованию науки всегда исходит из некоторых гипотез о её назначении, ибо по своей сути оно не может означать ничего другого, как стремление максимально приблизить практику науки к идеалу, диктуемому её предполагаемым назначением. Но это значит, что для определения правильного пути мы должны принять такое понятие обоснования, которое в наибольшей степени соответствует современному пониманию математики как науки. Мы, таким образом, должны сделать здесь философский выбор, а именно, выбор между современными гипотезами о сущности математики и её назначении» [6, c. 10]. Если о самой абстрактной из возможных дисциплин, о математике, говорится, что необходим предваряющий любое её обоснование философский выбор, то что же говорить о более предметных дисциплинах, обоснование которых является ещё более тесно связанным с доминирующими в ту или иную эпоху методологическими принципами. Предметные науки дальше отстоят от осмысления своей методологии, поэтому из виду теряется необходимость такого философского выбора, который в любом случае делается. Или же он всегда уже сделан, но остался в далёком прошлом и теперь уже не осознаётся.

Разделение на дух и материю породило расколотость сознания и мира. Цель, выводящая из тупика научно-технического прогресса, - соединить пути Духа и пути науки. В этой расколотости мира, как ни странно, не последнюю роль сыграло именно ортодоксальное христианство, в котором духовное и материальное (телесное) начала находятся в непримиримом антагонизме. Потому в парадигме христианского мироощущения царство Небесное - торжество духовной реальности, - принципиально недостижимо на Земле, в земной жизни.

На наш взгляд, современная материалистическая наука (и фундаментальная, и эмпирическая) не знает, что такое человек. Медицина сегодня позволяет себе дискуссии на тему отключать или нет пациента от аппаратов искусственного поддержания жизни в случае регистрации у пациента клинической смерти мозга, хотя при этом трупных пятен на теле не наблюдается. О чём это говорит? О том, что для такой медицины человек есть некая механическая, в лучшем случае, биомеханическая система. Очевидно, что такой взгляд на человека свидетельствует о крахе научной картины мира, в основе которой лежит крайний материализм и редукционизм.

С этой точки зрения человек есть проявление чисто физического мира и все его особенности, включая психические, соответственно, полностью подчиняются физическим законам. При этом, как правило, подразумевается, что сами законы детерминистические. Некоторый позитивный сдвиг в этом отношении современная наука всё же сделала. Напомним к слову, что, например, в квантовой механике нет детерминизма, в ней присутствует несводимая ни к какому другому явлению спонтанность - спонтанность редукции волнового пакета, или, иначе, выбора квантовой альтернативы.

Одной из причин такого узкого взгляда на сущность человека является отсутствие понимания принципиальной значимости энергетической составляющей Вселенной и человека: отрицание энергетической основы сущего (что было открыто древней философией), непонимание всего многообразия качеств энергии. Даже в моменты клинической смерти, смерти мозга (мозг - это ещё не весь человек) глубинное сознание в нас (используя терминологию К.Юнга) продолжает вырабатывать энергию на внутренних планах психической реальности. До наступления естественного срока смерти (а смерть есть отделение души от тела, как мы знаем из свидетельств древних мудрецов) душа человека будет в растяжке между этим и Тем миром, ибо энергии её ещё не выработаны на этом плане. С этой точки зрения психическая реальность несводима к материально-физическому миру.

Человек есть Душа, - учили древние, в том числе Пифагор, Сократ, Платон. Душа есть энергия, сознание есть энергия, материя есть энергия, да и информация есть энергия - учит нас эзотерическая философия, к этим же выводам приходит и релятивистская физика.

Корни физики, как и всей западной науки в целом, - по мнению известного физика Фритьофа Капры, - следует искать в начальном периоде греческой философии в шестом веке до н.э. - в культуре, не делавшей различий между наукой, философией и религией. Мудрецов Милетской школы в Ионии не интересовали такие разграничения. Они стремились постичь истинную природу, или истинное устройство, вещей, которую они именовали " физис". Именно от этого греческого слова происходит термин " физика", первоначальное значение которого, таким образом, - стремление постичь истинное устройство вещей [7, c.26].

Поздние греки называли философов Милетской школы " гилозоистами", или " признающими материю живой", поскольку последние не видели различий между одушевлённым и неодушевлённым, между материей и духом. Они даже не употребляли особого слова для обозначения понятия " материя", воспринимая все формы существования как проявления " физиса", наделённые жизнью и духовностью. Так, Фалес заявлял, что все вещи наполнены божествами, а Анаксимандр рассматривал Вселенную как некий организм, наделённый, подобно человеческому организму, дышащему воздухом, космическим дыханием - " пневмой". Таким образом, для древних греков была очевидной эзотерическая истина Востока, согласно которой дух назван предельным сублиматом материи, а материя – кристаллом духа.

Махатмы утверждают: «Наш Бог есть материя». «…мы верим только в материю как видимую природу и в материю, в её незримости, как в невидимый, вездесущий, всемогущий Протей в её непрерывном движении, которое есть её жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Всё, вне которого ничего не может существовать» [8, c.236].

Г.В.Ф.Гегель в «Феноменологии духа» говорит: «…субъект и объект сливаются в Целом». Все основополагающие научные теории, осознанно или неосознанно, но основываются на философских системах Платона (эйдология), Канта (априоризм разума), Гегеля (реально только Целое). Подобные философские предпосылки лежат в основании квантовой механики, ведь любая частная наука есть прикладная философия. Большинство создателей современных концепций естествознания (Эйнштейн, Вернадский, Винер, Пригожин и др.) сознательно использовали когнитивные ресурсы философии, тем самым, демонстрируя, что научные теории не выводятся логически из эмпирического опыта, а свободно конструируются мышлением и надстраиваются над опытом в качестве его теоретических объясняющих схем.

Таким образом, вполне очевидно, что всеобщие истины философии по своему гносеологическому статусу выше истин естествознания. Философия первична по отношению к естествознанию как в плане генезиса («Философия - мать всех наук»), так и в плане функционирования, ибо культурно-мировоззренческая значимость философских идей намного фундаментальнее по сравнению с любыми, даже самыми общими естественнонаучными теориями.

Философы жизни, но особенно экзистенциалисты, утверждают, что тесная связь философии с наукой вредит философии в решении её проблем, т.к. приводит к подмене внутреннего опыта переживания ценностей внешним предметным опытом познания, чуждым философии. Излишне сосредотачиваясь на познании объективного мира, мы уходим от познания самих себя, предаем себя ради познания чего-то внешнего. Наблюдение над жизнью, искусством, знакомство с человеческой историей, личные переживания - всё это важнее для решения философией своих проблем, нежели знание законов естествознания.

Элементаристский, логически однонаправленный (одномерный) акт познания в науке, её общезначимые стандартные процедуры весьма чужды философии, для которой органичен интуитивно-созерцательный взгляд на человека и мир, однако, тоже уже утраченный современной философией, которая собственно-то и существует сегодня только как история философии, комментарий к себе самой.

Тотальная безнравственность современного человечества страшнее войны. Философия же, в частности древняя, будучи ядром самосознания культуры, формирует нравственную позицию человека; важнейшая её миссия - этическая. И те результаты по всестороннему развалу страны, которые мы сейчас переживаем, есть следствие, помимо прочего, отсутствия философии в нашей стране за последние 87 лет. Страна, держащаяся на одной идеологии, без философии как живой связи с мыслящим Универсумом, удержать многополярный мир оказалась не в состоянии.

Выход один - работать на соединение путей Духа и путей науки.

Духоразумение, Наука Духа, или универсальная религиозная философия победит деградацию мира!

Может ли наука познать мир? Скорее нет, чем, да, ибо интеллект должен достичь своей вершины и стать отрицанием самого себя, чтобы выйти к Духу, но интеллект не может " складывать" самого себя, он на себе, как правило, и застревает, обожествляя самого себя. Это называется закристаллизованностью конкретного разума формы, не пропускающей Знание Духа. Надо уметь освобождаться от знаемого, посредством снятия представлений формы, чтобы открывалось Неизвестное, Вечное. Развитие духовного сердца лишь может в этом помочь.

Платон учил, что не может быть реального познания, если предмет этого познания не вынесен за пределы трезвого мышления. То, что в мистике называют «жертвой интеллекта», оказывается необходимым моментом в достижении цельного Знания.

Древняя эзотерическая философия, которая есть «любовь к мудрости», была для даосов, пифагорейцев, неоплатоников, киников, францисканцев, гностиков больше, чем игрой чистых понятий или абстрактных теорий, принятых научным сообществом. Она была для них самой жизнью, преображающей человека духовно и даже телесно. Так было, по крайней мере, до Нового времени, когда философия постепенно стала превращаться из искусства Духа в служанку науки.

Без координирующей системы Высшего Знания и философии и науке дальше продвигаться нельзя, достигнув своего самозамкнутого предела, они стали отрицаниями самих себя.

Когда в Китае сегодня прибегают к искусственному регулированию-отбору пола будущего ребёнка, тем самым эгоцентрично решая демографическую проблему, или клонируют солдат американского спецназа, не есть ли это последняя степень экспансии корыстной науки, вламывающейся в ход Духовной Реальности и невежественно пытающейся её пересоздать. Тем самым эксперименты науки попирают универсальные Законы Мироздания: закон Кармы или причинно-следственной связи. Так несёт ли такая наука Свет и гармонию в мир, меньшее или часть ставя на место Большего или Целого?! Такая наука не от Разума, но вопреки ему, вопреки законам Единой Жизни себя утверждает.

«Достижения человечества в науке, которыми оно так гордится, очень незначительны. Уже пора было науке достигнуть гораздо больших высот. Но отрыв от духовности всего человечества сыграл свою роль и в работе науки. То, что достигнуто, не имеет связи с первопричиной, поэтому не создаёт целостной линии в достижениях любой научной отрасли. Выхвачен один из аспектов знания, а какова основа и высший аспект - неизвестно. И не будет открыто до тех пор, пока человечество идёт путём младенческого материализма, отрицая сознание материи как в первичном, так и в высшем аспекте. А без этого знания все научные открытия сегодняшнего уровня отрывочно бессвязны и часто заводят в тупик научные исследования. Не говорю о тех знаниях, которые приносились нашими Вестниками. Это был объём научных понятий, который могло вместить человечество той эпохи, когда давались эти знания. Ныне человечество стоит на пороге Новой Эры разумной жизни на Земле, но методы работы так называемых учёных ничем не отличаются от первобытных веков: те же догадки вслепую, опыты и поиски без связи с Великим космическим Сознанием - создателем всего сущего. И только тем, кто обратится к основам, откроются настоящие законы, по которым создаётся и живёт макрокосм Вселенной, а, следовательно, и микрокосм каждой планеты или звезды. В том числе, и на Земле. Призываю всех, кто посвятил себя деятельности науки, работать в творческом содружестве с Нами. Открытия по всем отраслям наук ждут своего часа и своих открывателей. И только в единстве с Коллективным Разумом Земли можно идти путём эволюции. Небывалый взлёт ждёт науку переходного периода. Дерзайте, деятели науки, на сотрудничество с Иерархией» [9, с. 7].

Универсальным фундаментом, на котором может и должна произойти встреча всех форм общественного сознания, является, на мой взгляд, Идеология Разумного Космоса, видимого и невидимого, но одухотворённого, глубоко описанного древней индийской и греческой философией, метафизическим космизмом первой половины ХХ века, универсальным учением Живой Этики, всей системой Единого Эзотерического Знания, источником своим имеющей Самофракийские и более поздние Мистерии Древнего мира. До сих пор на Земле более достоверного и полного источника реальных знаний о мире-космосе и человеке, чем Институт Мистерий не было, и нет.

12.2009






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.