Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.






Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний несовершеннолетних.

Возраст в психологии – это категория, которая служит для временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень индивидуального развития.

Учет возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, – это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.

Приведем в качестве примера материалы дела об изнасиловании трехлетней М. Из отрывочных фраз девочки мать поняла, что, когда ее дочь собирала цветы неподалеку от дома, к ней подошел неизвестный мужчина, взял ее на руки и отнес в лес. Там он раздел ее и изнасиловал. Когда девочка попыталась кричать, мужчина сдавил ей руками горло (это подтвердило заключение судебно-медицинской экспертизы). При допросе М. удалось выяснить, что одет он был в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Девочке особенно запомнились туфли, так как когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. Кроме того, М. указала, в каком направлении скрылся преступник. Через несколько дней преступник был задержан. Иные доказательства и его признание подтвердили показания девочки.

Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются дети, можно разделить на три основные категории:

– информация о материальных объектах действительности и их свойствах; сообщения об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, словесное описание, сопоставление и узнавание образов во время допроса или иных следственных действий (внешние признаки предметов, движения, действия и т.п.);

– сведения, воспринятые детьми в словесной форме (какое-либо высказывание, сообщение); степень соответствия слухового образа реальному явлению зависит от степени понимания услышанного;

– информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем, а возникают в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий; сообщения о причинно-следственных связях между явлениями действительности, истолкование значения поведения людей, их целей и намерений, внутренних причин конфликтов.

Содержание показаний малолетних чаще всего составляют:

– описание происходивших на глазах ребенка ссор, драк, убийств и иных действий людей в остроконфликтных ситуациях;

– описание действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц, зачастую других детей;

– описание внешности человека с указанием на черты лица, возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т.п.;

– описание различных материальных объектов с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т.п.;

– описание услышанных разговоров с передачей их содержания и эмоциональной окраски.

Значительно реже содержание показаний детей составляют:

– описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;

– описание взаимоотношений между людьми до события, составляющего содержание уголовного дела;

– истолкование причин конфликтов, ссор, тех или иных отношений между людьми;

– истолкование намерений и побуждений людей, мотивов их поступков.

В большинстве случаев детям приходится давать показания об известных им людях и событиях, происходивших в более или менее привычных, знакомых условиях (дома, во дворе, на улице и ближайших окрестностях). Относительно редко показания детей касаются событий, участниками которых являются неизвестные им люди, но именно эти случаи сложны с точки зрения получения и оценки показаний малолетних.

Содержание, форма, качество, т.е. и достоверность свидетельских показаний зависят от психологических возможностей и особенностей категории свидетелей. Применительно к малолетним, особое значение приобретает оценка уровня их психического развития.

Так, дети одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга. Вместе с тем общие закономерности психического развития детей позволяют выделить в усредненном виде важные особенности психики, характерные для детей, относящихся к одной возрастной группе. В табл. 1 приводятся данные о некоторых установленных психологией особенностях высших психических функций, имеющих важное значение для формирования свидетельских показаний детей и существенных для их правильного получения и использования как вида доказательств.

Свидетельствование по уголовным делам – сугубо индивидуальная деятельность, поэтому следует подчеркнуть, что сведения относительно общих свойств детей могут служить для следователя или судьи только основой для первичной ориентировки в психологических свойствах детей, но не прямым указанием на то, как следует относиться к показаниям того или иного конкретного ребенка.

Процесс формирования показаний включает в себя такие этапы, как восприятие информации (материальные объекты, существующие в пространстве, времени и движении или идеальные образы); запоминание воспринимаемой информации, ее сохранение в памяти (с более или менее активной переработкой), характеризующееся различной интенсивностью забывания; воспроизведение информации во внутреннем плане («про себя» – в форме наглядных образов, обобщенных представлений, внутренней речи); воспроизведение информации во внешнем плане в речевой форме.

В дошкольном возрасте начинается интенсивное формирование психических процессов, направленных на ознакомление с окружающим миром (в виде простейших проявлений вначале непроизвольного, а позже целенаправленного наблюдения), на запоминание и воспроизведение воспринятых впечатлений, на установление путем рассуждения логических связей и отношений между явлениями действительности. Исключительно большое значение в первые годы жизни имеет овладение ребенком речью, происходящее в неразрывном единстве с развитием мышления и других высших психических процессов. Степень овладения ребенком речью может служить достаточно точным показателем общего уровня его психического развития.

Экспериментальные данные указывают, что уже в раннем возрасте (до трех лет) дети почти в каждой ситуации ориентированы на восприятие людей и их действий либо объектов вызывающих повышенное внимание своей яркостью, необычностью. Относительно рано на собственном опыте дети знакомятся с такими действиями, как ударить, толкнуть, драться и обучаются замечать эти действия в поведении окружающих их людей. Поэтому многие характерные для конфликтных ситуаций действия могут быть восприняты и в дальнейшем названы свидетелями, даже в возрасте до пяти лет. Описание совершенного действия – более сложная для ребенка задача, нередко дети заменяют описание показом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.