Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности обыска несовершеннолетнего






Действиям следователя, по нахождению спрятанного всегда предшествуют действия лица, спрятавшего тот или иной объект. В соответствии с этим, для того чтобы отыскать спрятанное, следователю надо осуществлять два вида деятельности: произвести мысленное решение поставленной задачи нахождения определенных объектов, для чего надо раскрыть возможные мыслительные процессы и последовательность действий прятавшего лиц; произвести самому действия по отысканию и обнаружению спрятанного. Построение мысленной модели действий обыскиваемого по сокрытию ценностей является обязательным элементом в подготовке к производству обыска. Для этого нужно пользоваться методом рефлексии – поставить себя, на место обыскиваемого (учесть его профессию, характер и привычки, образование, интересы и т.д.).

Для решения этой задачи следователю очень важно знать те пути, по котором проходила мыслительная деятельность обыскиваемого при решении им вопроса о способе и месте сокрытия объекта. Как правило, любой человек решает вопрос о сокрытии объекта с учетом имеющихся практических возможностей для этого, особенностей объекта, своих профессиональных знаний, и, наконец, своих конкретных психических особенностей. Из изложенного уже ясно, насколько важным является предварительное изучение личности человека, подлежащего обыску, всех условий его жизни. Собранные сведения в значительной степени повысят возможность рефлексивного мышления – выявление способов поиска скрытых объектов. Неопределенность путей поиска необходимого объекта снижается и предварительным получением информации о здании, площади, на которой он предположительно спрятан, знанием особенностей объекта, условий попадания этого объекта к обыскиваемому, отношение обыскиваемого к этому объекту. На этой основе уже более основательно осуществляется прогнозирование мыслительных процессов лица, спрятавшего объект – определение возможной последовательности решение им мыслительных задач. Разгадывая мыслительные процессы обыскиваемого при выборе им способа и метода сокрытия ценностей, следователь учитывает не только его специальные интересы, психические особенности, но и его действия, совершенные до производства обыска. С этой целью выясняется, какие места он чаще всего посещал, какие предметы он сдавал в ремонт и т.д. Существенную помощь следователю могут оказать сведения об изменении образа жизни, деталей этого образа жизни (например, заколотил одни двери и стал пользоваться другим ходом.). При подготовке тайников, хранилищ в некоторых случаях преступники учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие:

- расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматривать с того или другого края полки, а к середине полки уже появится автоматизм, утомление, при которых следователь не будет внимательно перелистывать каждую страницу;

- расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, мусор и т.п.)

- расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати маленького ребенка, в кровати тяжелобольного, в могиле родственников и т.д.)

- нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду)

- отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников, в расчете, что следователь, обнаружив первый пустой тайник, не будет осматривать остальные

- расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечение внимания для перепрятывания искомого объекта.

- расчет на организацию спокойной обстановки с внимательным и уважительным отношением к следователю в расчета на то, что он расслабившись будет искать менее внимательно

- добровольная выдача одного или несколько объектов в расчете на то, что следователь прекратит поиски и не найдет остальных более важных

- отвлечение внимания следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождение по квартире под видом какой-либо срочной необходимости.

Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяет следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого.

При подготовке обыска надо всегда учитывать все задачи все задачи, которые способно решить это следственное действие. Обыск дает возможность не только отыскать скрываемый объект, но и получить информацию об образе жизни обыскиваемого, о его отношении с другими лицами и т.д. Глубокое изучение всей обстановки, всех окружающих предметов, переписки, фотоснимков, находящихся в квартире обыскиваемого, дает исключительно богатый материал о его привычках, склонностях, поведении, привычном общении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.