Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справедливость воспитателя — один из важнейших регулято­ров нравственных отношений.






е' Важно создать у ребенка уверенность, что указания педагога всегда справедливы. Тогда он станет подчиняться им не под давле­нием власти взрослого, а из внутренних побуждений и по согласию с ним. Требования, осознанные как справедливые и необходимые, скорее становятся для растущего человека регулятором его поступ­ков.

Опытный воспитатель готов к тому, что любое педагогическое воздействие может вызвать у ребенка неожиданную реакцию. И чтобы случалось как можно меньше неожиданностей, воспита­телю необходимо обладать искусством педагогического видения, при помощи которого он определяет внутреннее состояние ребенка. «Надо прежде всего понимать движения детского сердца, — го­ворил В. А. Сухомлинский.— Этому невозможно научиться с

Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 35.

помощью каких-то специальных приемов. Это дается лишь благо­даря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога».

Педагогу нужно уметь читать на лице ребенка, чтобы узнавать а некоторых признаках душевных движений. Ведь у детей до­школьного возраста эмоции особенно ярко отражаются в мимике, жестах, интонациях. И чем младше ребенок, тем легче понять какие чувства он испытывает.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям. Он непремен­но заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него.

Например, мальчик, долго отсутствовавший по болезни, вернуться в группу. Он отвык от коллектива, дома пользовался повышенным вниманием близких, у него пока еще снижен эмоциональные тонус. Все это становится причиной того, что ребенок, словно новичок, с трудом адаптируется к уже знакомой обстановке. Он испытывает напряжение от встречи с детьми, с воспитателями, от расставания с мамой... И воспитатель приветливо встретит его, обласкает, вместе с другими детьми порадуется его приходу. Сколько добрых слов педагог найдет для него: «Как ты вырос, тебя трудно узнать!», «Ребята соскучились о тебе», «Новые игруш­ки заждались... Веселый Буратино все спрашивал: «Когда же Алеша придет в детский сад?»

Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правиль­но определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.

Невозможно представить себе воспитателя, который бы воздей­ствовал на детей только прямолинейно. Ребенок сделал не так — начинает поучать; небрежно выполнил поручение — выговаривает; не знает, как поступить, — разъясняет. В этом случае он не столько воспитывает детей, сколько присматривает за ними: ведь он по существу удовлетворяется сиюминутным подчинением ребенка своим требованиям (послушался — и хорошо!) и не програм­мирует детское поведение на дальнейшее. Ребенок привыкает жить по подсказке взрослых («это нельзя», «это можно», «это делай так»), не приобретая опыта самостоятельных решений.

Мастерство педагога проявляется в его умении сочетать много­образие методов и приемов, в умении воздействовать на детей косвенно. Это особенно важно иметь в виду в отношении старших детей, когда они уже способны самостоятельно оценивать, что дозволено, а что нет, что хорошо, а что дурно. Косвенное воздействиестановится стимулом моральной самостоятельности ребенка.

...И Сережа, и Оксана держатся за велосипед, каждый тянет его к себе. Еще мгновение — и вспыхнет ссора. Назрел момент или вмешательства взрослого. Как поступить по справедливости?

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, с. 235.

«А я сумею пролезть быстро!»

Можно так: потребовать, чтобы один уступил другому («сна­чала Оксана покатается, а потом Сережа»). В этом случае они вынуждены будут действовать по приказу старшего, исключаю­щему какую-либо самостоятельность в разрешении возникшего конфликта.

А можно иначе, с прицелом на добровольную уступку одного

ребенка другому.

— Не тяните, пожалуйста, велосипед, а то поломаете, и он никому не достанется, — шутит воспитатель и мягко кладет руку на побелевшие от напряжения кулачки Сережи и Оксаны.

А когда дети успокаиваются, спрашивает их:

— Кто из вас сильнее, ну-ка скажите?

— Я; — говорит Оксана.

— Нет, я! Я и ростом выше! — добавляет веский аргумент

в свою пользу Сережа.

— А я не верю что ты сильнее Оксаны, — говорит ему вос­питатель Мальчик с удивлением вскидывает голову, а педагог продолжает: - Не верю потому, что сильные уступают тем, кто послабее заступаются за них. А ты как поступил?

Мальчик не ожидал такого поворота. Оторопел. А затем, мах­нув рукой, говорит:

— Ладно уж, пусть катается первая!

На его лице недовольство. Это не ускользает от внимательного взгляда педагога. И он добавляет:

— Молодец, Сережа. Теперь я вижу, что ты действительно большой и сильный. Настоящий мужчина!

Вот это уже совсем другое дело! Теперь даже приятно уступить. Весь облик мальчика отражает чувство собственного достоинства.

Ребенку важно верить в то, что он большой:

«Я большой» — значит, я все умею, все могу.

«Я большой» — значит, я должен помогать малышам.

«Я большой» — значит, сильный и обязан заступаться за слабого и обиженного.

«Я большой» — значит, я — пример для маленьких. Вести себя плохо — стыдно.

«Я большой» — значит, иногда приходится уступить тому, кто поменьше.

Работа с детьми — это творчество. Педагог не может работать по шаблону. Его творчество проявляется и в умении прогнози­ровать, какой из приемов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребенка, и в способности индивидуализировать педагоги­ческие приемы при сохранении методического единства. А это зна­чит, что воспитателю необходимо обладать умением быстро выбирать средство воздействия на ребенка в зависимости от его особенностей и сложившейся ситуации; определять, когда и с ка­ким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения из общепринятых правил, а когда такие отступления недопустимы; избегать конфликтов с ребенком и раз­решать их между детьми по справедливости.

Очень важно уметь определять дозировку педагогических воз­действий. При неправильной дозировке может получиться результат, противоположный ожидаемому: задушевная беседа с ребенком превратится в нудную нотацию, уговоры — в упраши­вания, строгость — в одергивания, доброта — во всепрощение, похвала — в стимул для поведения напоказ и т. п.

Творчество педагога проявляется и в способности определять дистанцию в отношениях с детьми. Бесспорно, что он должен быть близким человеком для них, но как это понимать?

Антон Семенович Макаренко, например, говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Позиция воспитателя по отношению, к детям не может быть постоянной, она меняется от многих обстоятельств.

Вот одна ситуация, когда воспитатель над детьми — он рас­поряжается, советует, объясняет, показывает, поправляет. В этом случаеон начальник, он старший, он воздействует силой своего авторитета.

Вот другая: воспитатель в гуще детей — он играет вместе с ними, радуется, огорчается, удивляется, сердится... Сейчас он кик товарищ со своими питомцами. В этом случае с ним можно посмеяться, поспорить, побегать взапуски, пошутить.

А вот еще: воспитатель рядом с детьми. Он наблюдает за ними, их деятельностью, отношениями со сверстниками. Его присутствие

неощутимо для питомцев, поэтому они ведут себя свободно и непринужденно.

Воспитатель сочетает эти способы управления детьми. Нельзя, чтобы педагог всегда выступал перед детьми только в роли началь­ника: постоянная дистанция исключает близость и доверительные отношения между воспитателем и детьми, будет подавлять их. Плохо, если воспитатель для детей — только товарищ. Здесь не избежать панибратства. И тогда трудно добиваться послушания. Недопустимо, если он только рядом с детьми, если он только наблюдает за ними.

Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит воспи­тателю. Он непрерывно влияет на всех детей сразу и одновременно на каждого из них: словом, жестом, молчанием. И тогда, когда он разговаривает с одним, а слышат остальные; и тогда, когда объясняет одному, а другой вслушивается; и тогда, когда одного хвалит, а другие здесь же присутствуют; и тогда, когда что-то делает для группы (мастерит, чинит, шьет, рисует, оформляет к празднику) в окружении любопытных; и тогда, когда разговари­вает с мамой, папой или бабушкой воспитанника.

Возьмем, например, разговор с родителями в присутствии ребенка. Насколько это значительно для него! Что говорит о нем воспитатель? Как и в каком тоне ведет рассказ о его поведении, его победах над собой, провинностях, успехах? Мягко? Тактично? С иронией? Или это жалобы, за которыми ребенок чувствует нескрываемое раздражение?

Всегда следует иметь в виду, что такой разговор одновременно воздействует и на родителей, и на ребенка.

— Где там мой неслух? Ну-ка, неисправимый, признавайся, как себя вел? — с пристрастием допрашивает мать пятилетнего сына, хотя обычно он ведет себя хорошо.

— В нашей группе ни одного непослушного, — говорит воспи­татель.— Вот, например, ваш сын — хороший помощник: он помо­гает мне и новенькому Леве. А завтра он у нас будет дежурным. Это значит сразу всем помогать будет — ребятам, няне, мне.

Воспитатель многозначительно смотрит на мать «неисправи­мого», и та, поняв взгляд педагога, подхватывает доброжелатель­ный тон. Разговор обретает уже иное направление.

Ребенок не остается равнодушным к словам воспитателя. Ли­цо отражает чувство собственного достоинства: мамины эпитеты «неслух» и «неисправимый» вытеснены такими нужными, необхо­димыми словами — «помощник», «послушный».

Разговор с родителями о ребенке в его присутствии требует большого такта. И он дает эффект, если педагог умеет учесть особенности ребенка и родителей, содержание предстоящего раз­говора (ведь не обо всем допустимо вести речь при воспитаннике!). А рассказать о ребенке нужно так, чтобы родители с полной, серьезностью отнеслись к сказанному, а воспитанник извлек для себя урок (добрый урок!).

Работники дошкольных учреждений не должны забывать один из важных советов А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспи­тываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему... Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение»'. Сказанные родителям, эти слова имеют прямое отношение к воспитателям, так как дети, находясь весь день в дошкольном учреждении, видят в педагоге образец поведения, а это обязывает его помнить о своей ответственности, о непрерывности влияния.

Непрерывность влияний следует понимать как постоянное воздействие взрослых на ребенка в отдельности и на коллектив в целом, как воздействие коллектива на отдельного ребенка. Дети воспитываются всей суммой влияний, оказываемых на них и людьми, и окружением: педагог, сами дети и установившиеся отношения между ними; трудовой стиль коллектива сотрудников детского сада; атмосфера доброжелательности, деловитости и спокойствия; тон отношений работников группы между собой, с детьми и с родителями воспитанников; чистота и порядок в помещении, все окружающие вещи; даже игрушка, возвращенная к жизни руками самих ребят или взрослыми.

Понимая, что воспитание — процесс непрерывный и в нем не может быть пауз, элементов стихийности, педагог работает с полной отдачей сил на протяжении всего дня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.