Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межбюджетные отношения и их особенности на современном этапе.






Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм хоз-я, основанный на межбюджетных отношениях, в основе которых положен принцип бюдж.федерализма (Бюд.Федерализм -система н/б взаимоотношений органов власти и управ-я различных уровней на всех стадиях бюдж.процесса, основанная на следующих прин-ах: 1)Самост-ть бюджетов разных уровней (право самост-но определять направления и расход-я источников доходов). 2)разграничение бюдж.ответст-ти и расходных полномочий между уровнями. 3)нормат-расч. методы регу-я межбюдж.отношений и предоставления фин.помощи.Т.о. БФ – есть одно из сложившихся направлений экон-х реформ, охватывающих область эконом-х, фин-х и полит-х отношений). Однимиз важных принц-ов орг-ции бюдж.системы – это принцип самост-ти, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. В этих целях налоги, которые поступают в бюдж.систему подразделяются на: федер, регион, местн(рефор.91г). Однако это разграничение не позволило реализовать принцип самос-ти в полной мере. Поэтому возникает необходимость в пернераспред-и доходов между уровнями бюдж.системы при помощи закрепленных и регулирующих доходов и трансфертов (это фин.помощь федер.бюджета бюджетам субъектов РФ, рассчитывается на основе нормативно-долевого метода). Мех-зм трансфертов позволяет осущ-ть горизонтальное выравнивание бюджетов территорий на душу нас-я и оказывать им фин.помощь по единым для всех правил. Для этого формируется федер.фонд фин.подержки регионов. Система межбюджет.отношений включает отношения внутри субъекта РФ – между регионами и местными бюджетами. Мех-зм распределения налоговых доходов по территориям и между бюджетами различных уровней является основой системы бюджетного федерализма. С 94г действует принцип равного участия регионов в формировании доходов центра – это означает, что нормативы распределения регулирующих налогов одинаковы для всех субъектов федерации. (на деле провозглашенное равенство при реализации н/политики не существует).

Основой межбюджетных отношений является: - распределение доходов по уровню бюджетной системы; - механизмом регулирования взаимоотношений центра и территорий является выделение средств из фед.бюджета в качестве фин.помощи регионам. Этот мех-зм действует с 94г, когда был образован фонд ин.подержки регионов, однако критерии распределения – это показатели налоговых поступлений и расходов регионального бюджета, тогда как другие факторы неучитываются (прим: развитие соц.сферы, ситуация на рынке труда, эколог, развитие инфраструк-ы, природ.климат.условия).Кол-во регионов, получающих трансферты имеют тенденцию к росту: в 94г – 65, в 99г – 78, сейчас 75 из 84.

При расчете суммы трансфертов исходят из показателя ВРП(регион). Сума доб.ст-ти+чистые налоги. Этот показатель рассматривается как база определения налогового потенциала региона, однако методика расчета ВРП во многом зависит от субъективных факторов: - определенные условия теневой экон-и (25-40% ВВП); - определение потребности основного кап-ла, в частности его морального износ. При определении трансфертов важным является норматив мин.бюдж.обеспеченности, что не дает возможность измерения и сопоставления показателя. Помимо трансфертов фин.помощь включает: ( субсид – на условиях долев.фин-я – Ц., субвен - на безвоз.и безвозвр.основе – Ц.расх., дотац - на безвоз.и безвозвр.основе, для покрытия текущ.расх )

Возможные направления совершенствования межбюджетн.отношений Поскольку равенство формально, надо от него отказаться и перейти к др.системе, которая должна стимулировать регионы на фин.самодостаточность, при этом: - сократить кол-во дотирующих регионов; - сократить встречные фин.потоки; - обеспечить выравнивание уровней соц.экон.развития территорий;

- гарантировать гражданам мин бюджетного обеспечения.

2 основных пути: 1) индивидуальная политика распределения налогов (при реализации проблема в определении нормативов регулирующих налогов); 2) фиксированный объем перечислений в федер.бюджет для каждого региона (3-5 лет с индексацией на изменения).

 

19. Местные бюджеты: роль, особенности формирования и использования

Местные бюджеты в бюдж.страны выступают главной фин.базой деят-ти органов МС в сфере экон-го и соц-го развития соответствующего развития территорий. В правовом аспекте местные бюджеты (в БК РФ – бюдж.муниц.образ-я) – это форма образования и расходования ден.средств, предназначенных для решения задач и функций отнесенных к предметам ведения МС. Что входит в состав. Местные бюджеты подразделяются: бюдж.муниц-х районов; бюдж.городских округов; бюдж.городских поселений; бюдж.сельских поселений. Объективной основой использования мест.бюджетов в качестве метода регулирования – это возможность оказывать влияние на процессы общественного воспроиз-ва, осуществ-е контроля за формированием и распределением фин.ресурсов посредством централизации ден.средств. Местные бюджеты используются в качестве экон-го инструмента, поскольку обладают: широкой сферой влияния; высокой степенью действ-ти; гибкостью, поскольку система бюдж.регул-я очень динмична. Основная задача мест.бюдж. для любого муниц-го образов-я – это фин.подержка, сохранения признаков муниц-го образов-я в процессе МС. Роль мест.бюдж.состоит в слеующем:

1) создание фин.базы для реализации МС

2) возможность самост-но рспоряжаться и расходовать фин-ы на соц-е нужды рег-ов.

3) Направлять необходимые ресурсы на решение стратег-х задач (инвест.в развитие приорит.отраслей)

4) Увеличение использования ресурсов для борьбы с безраб-й на местном уровне

Вместе с тем, хотя роль мест.бюджета растет, однако несовершенствование фин.системы, влияние таких факторов как: инфл-я, нестабильность экон-и, отсутствие на деле равноправия бюджетов и др., не дают возмжности в полной мере мест.бюджетам выполнять свое предназначение. Из местных бюджетов осущ-ся финансирование: - отрасли хоз-ва естного подчинения (ЖКХ, город.трансп., благоуст); - соержание учреждений образ, здравоох, соц.обеспеч, культуры и т.д; - финансирование деят-ти органов МС Доходная часть формируется за счет собственных источников, в состав которых входят: - местные налоги и сборы; - доли федер.налогов, поступающие в мест.бюджет в соответствии с принципом налогового федерализма; - др. собственные доходы (от приватизации, реализ.муниц.имущ-ва, штрафы)- поступления от регул-х доходов (налог на имущ-во, НДФЛ...); - средства от фин.помощи от вышестоящих; - средства по взаимным расчетам

Основные характеристики областного бюджета: № 79-ОЗ от 30.09.08 по Кем.обл. «Об обл.бюджете»:

2008г - общий объем доходов обл.бюджета – 78, 7 млрд.р. расходов – 84, 4 млрд.р. дефицит обл.бюджета – 5, 7 млрд.р или 9, 3 % от объема доходов обл.бюджета

2009г- Доходы 79, 3 млрд.р. Расходы 89, Дефицит 10 млрд.р или 14, 9 % от объема Д






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.