Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный кодекс как основополагающий документ бюджетного права.






В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отно­шений.

Как нами уже было отмечено, кодекс — законодатель­ный акт, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя на практике и в процессе кодификации — сведения воедино отдельных законодательных актов в их взаимосвязи, — по­лучает новое качество.

Уточнены в Бюджетном кодексе РФ основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных опе­раций по финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства. Но при этом остается не­ясным, на каких условиях выделяются средства бюджетопо­лучателям, как оплачиваются счета органами федерального казначейства и на какую сумму бюджетополучатель сам име­ет право принимать решения.

Бюджетный кодекс РФ несомненно делает шаг вперед, декларируя казначейское исполнение бюджета, но при этом сохраняются уполномоченные банки. А это по существу оз­начает, что снова открываются возможности утечки бюджет­ных средств в сферу финансового рынка, такая возможность во многом дезавуирует преимущества казначейской системы исполнения федерального бюджета.

Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе РФ система управления государственным долгом, определе­ны возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета.

Упорядочиваются Бюджетным кодексом РФ также и воп­росы предоставления средств бюджета на реализацию госу­дарственных (муниципальных) заказов и заключения госу­дарственных договоров (контрактов), а также регламентиру­ется предоставление бюджетных инвестиции негосударствен­ным предприятиям.

Законодательно закрепляется правовой статус государ­ственных целевых фондов как элементов бюджетной систе­мы. По существу это переосмысление структуры бюджетной системы.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает систему адми­нистративной и имущественной ответственности за наруше­ние бюджетного законодательства. Разрешение споров и наложение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства преимущественно возлагается на арбитраж­ный суд.

Таким образом, в принятом Государственной Думой Бюд­жетном кодексе РФ реализовался определенный уровень оо мысления бюджетных проблем, стоящих перед российски» обществом и государством, законодательно зафиксирован! методы их решения.

Прежде всего Бюджетный кодекс РФ представляет со­бой попытку систематизации бюджетного процесса, и в этол плане, конечно, может быть оценен положительно.

В Бюджетном кодексе РФ не удалось решить ряд прин­ципиальных вопросов, В том числе по межбюджетным отно­шениям, что требует внесения в него существенных измене­ний и дополнений.

Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям:

• отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений Р процессе формирования доходов осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государствен­ных внебюджетных фордов, осуществления государственны* и муниципальных заимствований, регулирования государ­ственного и муниципального долга;

• отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации, утверждения исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, конт­роля за их исполнением.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов бюджетного права, участие которых обя­зательно в бюджетных^ правоотношениях. В их круг вход* органы представительной и исполнительной власти федераль­ного уровня и субъектсэв Федерации. В числе органов испол­нительной власти — к: ак органы общей компетенции, так

различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, департаменты и т. д., в том числе система финансово-кредитных органов.

В принятом варианте Бюджетного кодекса РФ полномо­чия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса. В частности, выделяются следующие виды бюджетных полно­мочий разных уровней бюджетной системы:

• полномочия в области регулирования бюджетных пра­воотношений, они зафиксированы в гл. 2 " Компетенция орга­нов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в области регулирования бюджетных правоотношений" (ст. 7, 8, 9);

• полномочия по формированию доходов бюджетов, их перечень приведен в гл. 7 (ст. 53), гл. 8 (ст. 59), гл. 9 (ст. 64);

• полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе РФ закрепление этих бюджетных полномочий рассматривается в гл. 11 (ст. 88-91).

БК РФ (ст. 2) также устанавливает следующую структуру бюджетного законодательства России:

- Бюджетный Кодекс

- Нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений. Имеют долгосрочный характер, регулируют отдельные вопросы бюджетных правоотношений

- Нормативные акты, принимаемые на бюджетный период. К ним относятся законы о бюджетах, финансовые планы отраслевых министерств и ведомств, сметы учреждений.

 

До принятия БК РФ единый законодательный акт, регулирующий бюджетные правоотношения в РФ, отсутствовал, что отрицательно сказывалось на стабильности бюджетной системы, нарушало принцип ее единства, затрудняло общее руководство и управление государственными и муниципальными финансами. Принятый БК РФ является методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства и регламентирует бы всю гамму бюджетных отношений. Он принят 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (далее сокр.: БК РФ), введен в действие ФЗ от 9 июля 1999 г №159-ФЗ. Состоит из пяти частей. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.