Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетное право и бюджетные правоотношения.






Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве Рос­сийской Федерации, регулируемая нормами права совокуп­ность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федера­ции, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов.

Предметом бюджетного права являются бюджетные об­щественные отношения, возникающие в связи с образова­нием, распределением и использованием бюджетов как со­ставной части финансовой системы государства. Они отли­чаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, связанными с функциями по образо­ванию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также кон­тролем за этими процессами.

Следовательно, бюджетное право — совокупность фи­нансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюд­жетных доходов и расходов, порядок распределениях их меж­ду различными видами бюджетов, регламентируют бюджет­ный процесс, а также регулируют формирование и исполь­зование государственных внебюджетных фондов.

Важной чертой системы нормативных правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с кото­рым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т. е. соотношение актов характеризуется верховенством од­них актов над другими.

Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых ак­тов Российской Федерации и их место в иерархической сис­теме.

Закон — нормативный правовой акт, принимаемый ор­ганом законодательной власти или непосредственно наро дом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы.

По вопросам регулирования наиболее значимых обще­ственных отношений Законодательные акты Российской Фе­дерации подразделяются на:

• Конституцию РФ;

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы (в том числе, кодексы).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ — ос­новополагающий закон и правовая основа законодательства РФ.

Федеральные законы — это акты текущего законода­тельства, которые регулируют отношения в различных сфе­рах жизни общества: в экономике, политике, культуре, фи­нансах и т. пСреди законов важное место занимают кодифицирован­ные акты — кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регу­лирование определенной группы общественных отношений.

Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу.

К числу законов относятся также конституции респуб­лик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодатель­ными органами субъектов Федерации.

Эти нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение зако­нов органом государственной власти в пределах своей ком­петенции.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме поста­новлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты

Конституция РФ является правовым фундаментом бюджетного законодательства и:

- закрепляет федеративную форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст.5);

- определяет предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения (глава 5);

- распределяет полномочия между законодательными и исполнительными органами государственной власти; - определяет перечень вопросов в сфере бюджета, подлежащих обязательному рассмотрению в Государственной Думе (ст. 106);

- определяет полномочия органов местного самоуправления (управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и др.) (ст. 71).

Таким образом, бюджетное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.

 

Принципы построения бюджетной системы, их содержание и практическая реализация.

Бюджетная система Российской Федерации основыва­ется на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российс­кой Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюд­жетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве­дения бухгалтерского учета всех бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — предполагает полное или частичное закрепление доходов Зв соответствующим бюджетом и полномочий по осуществлению расходов за федеральными, региональными и местными органами власти.

3. Принцип самостоятельности бюджетов – означает, что на каждом уровне бюджетной системы органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс; имеют собственные источники доходов; за ними законодательно закреплены регулирующих доходы и полномочия по формированию доходов соответствующих бюджетов. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов и источники финан­сирования дефицитов бюджетов. Также этот принцип определяет недопустимость изъятия доходов и сумм экономий по расходам, получен­ных в ходе исполнения бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств.

5. Сбалансированность бюджета — означает, что объем предусмотренных бюджетом рас­ходов должен быть равен суммарному объему доходов бюдже­та и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств.

7. Совокупное покрытие расходов означает, что все доходы бюджета и источники финансирования бюджетного дефицита носят общий характер, т.е. используются для финансирования любых расходов бюджета. Поэтому запрещается закрепление доходов и источников финансирования дефицита бюджета за конкретными видами расходов (за исключением средств целевых бюджетных фондов и целевых иностранных кредитов).

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обязательным указанием направлений их целевого использования. Все действия государственных и местных органов власти, а также бюджетополучателей, которые приводят к нарушению адресности и целевому использованию бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства и к нарушителям применяются специальные финансовые санкции, установленные Бюджетным кодексом.

11. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.