Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барон Брамбеус






ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение жизни и деятельности Осипа Ивановича Сенковского представляет собою несомненный интерес для историки литературы и науки. Знаменитый ученый, один из основателей русского востоковедения, он на протяжении многих лет широко и талантливо популяризировал достижения науки. " Доказательством тому, что Сенковский среди самых разнородных занятий, в которые вовлекло его издание «Библиотеки для чтения», не охладевал в любви к главной своей специальности, неопровержимо служит множество ученых статей о Востоке, напечатанных им в этом журнале", - пишет один из учеников Сенковского профессор В.В. Григорьев, известный ориенталист.

С помощью " Библиотеки для чтения" Сенковский ввел в интеллектуальный обиход русского общества научные вопросы, которые были достоянием крайне узкого круга специалистов, и сделал это широко, талантливо, умело. Следует признать, что он был " классиком популяризации", причем это относится не только к востоковедению, но к археологии, физике, истории и главным образом естествознанию. Сторонник опытного экспериментального естествознания, Сенковский создал жанр научно-философской повести, в основе которого лежала научная полемика с биологами, геологами, физиками. Его оригинальная художественная проза была основана на глубоком изучении этнографии Востока.

Вследствие очень сложных причин имя Сенковского попало в круг одиозных имен Булгарина и Греча. Но соизмеримы ли имена Греча и Булгарина, с одной стороны, и Сенковского - с другой? Я попытался ответить на этот вопрос в своей книге.

В течение четырнадцати лет Сенковский руководил журналом, значение которого в истории русской культуры неоспоримо. Редкий номер, любого периодического издания 30-40-х годов выходил без критических статей, рецензий, упоминаний или просто анекдотов о нем.

Герцен, называвший его " Мефистофелем николаевской эпохи", пытавшийся отстранить от него подозрение в правительственной ориентации, сумевший усмотреть за его " холодным лоском" -угрызения совести, за презрительной улыбкой - " принужденные шутки человека, сидящего за тюремной решеткой", прекрасно понимал разрушительную силу его журнальной позиции.

Чернышевский отдавал должное его новым для России дарованиям - организатора журнального дела. Писарев считал, что нельзя отказать Сенковскому в уме и огромном таланте.

Готовые умозаключения, предвзятые формулы во многом затемнили истинное представление о Сенковском как тонком критике и эссеисте. Так остался почти незамеченным тот факт, что именно он (по двум первым главам прочитанной в рукописи " Пиковой дамы" впервые) оценил пушкинскую прозу как начало новой эпохи в русской литературе. Исследования последних лет показали, что " Горе от ума", много лет ходившее в списках, нашло в Сенковском последовательного защитника, горячо настаивавшего на опубликовании гениальной комедии. Вполне свободным ог малейшей предвзятости следует считать мнение Горького, утверждавшсго, что Сенковский обладал чертами истинного художника, умеющего не только критиковать, но и восхищаться.

Историческая судьба Сенковского сложна, и его эволюция как политического деятеля и писателя отражает все многообразие связей между литературой и действительностью в 20 и 30-е годы XIX века.

Будущие исследователи, без сомнения, не пройдут мимо недавно открытых (уже после того, как была закончена работа над книгой), глубоко интересных данных об участии Сенковского в Санктпетербургском обществе любителей российской словесности, которое было одним из отделений Союза благоденствия. Он был избран в Общество (вместе с декабристом А.О. Корниловичем) в декабре 1821 года. Его произведения (в переводах А.А. Бестужева) читались на заседаниях Общества в 1822 году.

В истории русской журналистики Сенковский представляет собой одну из интереснейших фигур, и изучение его деятельности должно продолжаться.

Я пользовался хронологическим распределением материала в тех случаях, когда развитие литературной деятельности Сенковского определялось некоторыми фактами его биографии.

Изучение его педагогической работы было проделано с целью уяснить не только характер его профессии журналиста, но и связь научной деятельности с литературной. Равным образом статьи Сенковского по лингвистике, этнографии, археологии и физике были использованы в качестве необходимого материала для изучения его прозы.

Впервые эта книга вышла в свет в 1929 году. В настоящем издании она значительно переработана и дополнена. Впервые установлены польские источники некоторых произведений Сенковского. Я попытался поставить вопрос об отправных точках раннего " нигилизма", ярким представителем которого был Сенковский, и одновременно установить, что его деятельность была как бы мостом между польским вольтерьянством начала XIX века и материализмом русского естествознания 60-70-х годов. В связи с этим вопросом рассматривается очевидное влияние Сенковского на деятельность Писарева.

Эта книга была уже в производстве, когда вышла в свет монография Л. Педротти " Jozef-Julian Sekowski. The Genesis of a Literary Alien", изданная Калифорнийским университетом. Автор с большой тщательностью рассказал о юношеском польском периоде жизни Сенковского, посвятив отдельные главы его учителям Гроддеку, Андрею Снядецкому, Лелевелю, и показал литературную атмосферу " Towarzystwa szubrawcow", связав ее со всей дальнейшей деятельностью Сенковского в русской литературе.

Барон Брамбеус

Глава I

" Некий юноша, изучивший филологию, древние, а также и новейшие языки и несколько ознакомившийся с арабским, персидским и турецким, обладает необходимыми способностями для того, чтобы в короткое время достигнуть значительных успехов в этой науке; совершенно преданный желанию посвятить себя ей, юноша этот отличных правил и уже испытан в труде и усидчивости. Его имя - Осип Сенковский, он уроженец Виленского уезда, постоянно живет в Вильне, двадцати двух лет...

Если бы при способностях и трудолюбии Сенковского этот молодой человек имел доступ к тому поприщу, к которому он имеет склонность и надлежащую подготовку, он принес бы пользу и честь своему отечеству и облегчил бы труд на этом пути для других земляков.

Это содействие лучше всего может быть оказано Сенковскому доставлением ему возможности сделать путешествие в Константинополь и прожить там по крайней мере год для того, чтобы: а) усовершенствоваться в языках: арабском, персидском и турецком, б) отыскать и списать акты и материалы для истории вообще и в особенности истории польской, в) собрать материалы, которые могли бы послужить со временем к составлению подробной истории восточных народов, г) приготовить с помощью трудов Мелоньского и Пашковского новое издание грамматики и турецко-польского словаря, д) ознакомиться вообще с турецкой литературой и с состоянием наук и просвещения у этого народа, е) собрать факты, которые могли бы пополнить и исправить сочинение Доссона (" Tableau de l'Empire Ottomane").

На это путешествие по приблизительному расчету необходимо 900 рублей серебром. В надежде, что найдутся такие люди, которые, признавая это предприятие полезным, пожелают пожертвовать что-либо на его выполнение, - открывается подписка на 30 акций по 30 рублей каждая. Подписку принимает Г. Завадский, университетский типограф...

Путешественник представит подписчикам подробный рапорт своего путешествия.

Кроме того, каждый из акционеров получит по экземпляру переведенного Сенковским. сочинения Доссона".

Это воззвание, напечатанное в " Pamietnik Warszawski" известным деятелем польского просвещения, адъюнктом Виленского университета Казимежом Контрымом [1] дало возможность Сенковскому, только что окончившему академический курс, совершить двухлетнее путешествие по мусульманскому Востоку.

1 сентября 1819 года он выехал из Вильны [2]. Несмотря на то что ему было не 22, как писал Контрым, а только 19 лет, он ехал на Восток вполне сложившимся человеком. Приятель Мицкевича, ученик Андрея Снядецкого, друг и ученик Лелевеля, он был одним из деятелей того глубоко национального движения, которое сосредоточилось в те годы вокруг Виленского университета и оказало серьезное влияние на умственную жизнь Польши.

Сенковский уехал слишком рано для того, чтобы сделать выбор между двумя поколениями Виленского университета: младшим - романтиками и революционерами - и старшим - врагами романтизма, сторонниками компромисса в политике. Легко предположить, что он примкнул бы к старшему. Но не следует забывать и того, что тайное студенческое общество " филоматов" было создано его сверстниками и друзьями.

Самой существенной чертой, которая провела резкую границу между ним и этим кругом, - был скептицизм, вскоре развившийся до такой степени, которая и от старшего и от младшего поколения позволила ему отказаться с одинаковой легкостью. Впрочем, легкость эта (о которой говорят почти все польские источники) была, кажется, не очень ровной и не очень легкой - но не будем забегать вперед.

Итак, молодой ученый и журналист (он был ближайшим сотрудником газеты " Wiadomosci Brukowe") отправился из Вильны на Восток - в Турцию и Египет.

Это путешествие не было только научной командировкой. Он ехал на Восток с очень определенной целью - собирать материалы, имеющие отношение к исторической связи между Польшей и Турцией. Воззвание, ходившее по рукам и впоследствии напечатанное Контрымом, дает некоторое понятие об этой стороне поездки:

" Нельзя ограничиваться сношениями только с христианскими народами, они не составляют еще всех народов мира... Еще наши предки интересовались восточными науками. Многочисленные пожертвования в XVI и XVII веках в пользу духовных орденов (занимавшихся учеными изысканиями) имели своей целью развитие ориентализма в Польше... Восточные науки имеют значение не только в торговом, политическом и религиозном отношении. Если обратить внимание на некоторые наши обычаи и установления, даже наш язык, легко увидеть, что наши предки были тесно связаны с народами Востока. Многие события нашей истории могут найти свое объяснение только в свете изучения Востока..." [3].

Есть некоторые основания думать, что деньги, на которые Сенковский совершил свое путешествие, были собраны среди масонов - об этом пишет в своих (не очень достоверных) воспоминаниях Ф. Моравский [4]. Это как будто подтверждается одним из писем Сенковского к Иоахиму Лелевелю от 29 мая 1820 года из Смирны, в котором приводятся соображения о следах масонства в Сирии [5]. Разумеется, этого недостаточно для положительных утверждений. Но кто бы ни были люди, пославшие Сенковского на Восток, - совершенно ясно, что они были заинтересованы в изучении исторической связи между Польшей и Турцией, а может быть и в восстановлении этой связи.

Ниже я расскажу, как были обмануты их ожидания. Путевые дневники Сенковского, печатавшиеся в польских и русских изданиях [6], поражают необыкновенной и как будто предвзятой холодностью ко всему, что могло бы вызвать восторг и удивление европейца.

" Смешно удивляться безобразной и бездушной их величине... - пишет он о пирамидах, - нынешний египетский паша в 6 месяцев провел канал из Александрии в Нил длиною в 14 французских миль и в 144 фута ширины с соразмерною глубиною. Он приказал собрать для этой работы 30 0000 арабов, из коих 17 500 человек погибли в канале от усталости, голода, непогоды и других неизбежных случаев. Таким образом построены и пирамиды".

Война за освобождение греков, которой был глубоко заинтересован Пушкин, написавший " Кирджали" и ряд заметок о греческом восстании, которая привела Байрона в Миссолунги, город, осажденный турками и оказавшийся его последним пристанищем, - не производит ни малейшего впечатления на Сенковского, случайно оказавшегося в самом центре военных действий на море.

С одинаковой иронией он описывает и поработителей турок и освободившихся из-под турецкого ига повстанцев.

" Два союзных флота, - пишет он в статье " Возвратный путь из Египта", - поссорились между собою в море за конфискованный на одном хиосском судне кофе, которым они не могли дружески поделиться. Эскадра Специи и Гидры, будучи многочисленнее и почитающая себя старшей, присвоила себе сие, любимое на Востоке произведение, а обиженные Ипсариоты, следуя, без сомненья, примеру предка своего Ахиллеса, отделились от союзников и остались на родимой стороне, предоставляя несчастному жребию сих новых Агамемнонов, которые, как другую Бризеиду, несправедливо отняли у них с лишком 200 зембилов кофе".

Но Сенковский ехал на Восток не для того, " чтобы рассеяться между бородачей и верблюдов; чтобы, обанкрутившись в христианском крае, попытать счастья в старой земле солнца и еще раз обанкрутиться за счет неверных; чтобы, вступив на службу, нахватать жалованных халатов и воротиться в Европу с фантастическим титулом египетского или турецкого генерала" [7].

Его скептицизм не помешал ему, когда это стало необходимым, " свергнуть с себя дряхлую оболочку европейского человека", надеть чалму и, объясняясь на чистом сирийском диалекте, проникнуть в Нубию и Верхнюю Эфиопию до Дар-Махана - стало быть до мест, которые в те времена сравнительно редко посещались путешественниками по Востоку.

Он прекрасно понимал, Что одна только ирония была плохим подспорьем для того, чтобы " распространить пределы науки".

Не ирония, разумеется, заставила его, поселившись в одном из маронитских монастырей (в Айн-Туре), с жадностью изучать арабский язык, арабские рукописи, географию, этнографию и древности Сирии и Египта и потом бродить с места на место с книгами за плечами и с твердой уверенностью в том, что нельзя понять жизни Востока, не научившись предварительно думать на тех языках, которыми говорит Восток.

В 1835 году, будучи уже прославленным журналистом, он с каким-то тайным удивлением перед своей молодостью вспоминал это путешествие.

" Я и теперь вижу перед собою, - писал он, - колоссальные очерки пышных громад, распространяющихся тройною каменной цепью вдоль обожженной Сирии, где протек один из мучительнейших и разнообразнейших годов моего бытия. С тою жадностью к наукам, с той доверенностью к своим силам, с тем презрением здоровья и упрямством в достижении возмечтанной цели, которые легко себе представить в неопытном человеке лет двадцати, я некогда бросился, без проводника и пособия, в этот неизмеримый чертог природы - один из великолепнейших чертогов, воздвигнутых ею на земле в ознаменование своего могущества, - не рассуждая об опасности не выйти из страшного лабиринта заоблачных вершин, на которых можно замерзнуть среди лета, и раскаленных пропастей. где органическая жизнь жарится в самой страшной духоте, какую только солнце производит.

Ограниченные средства повелевали мне узнавать скоро все, что я мог узнать в том краю, и не забывать ничего, однажды приобретенного памятью. С потом чела перетаскивал я свои книги с одной горы на другую - книги были все мое имущество - и рвал свое горло в глуши, силясь достигнуть чистого произношения арабского языка, которого звучность в устах друза или бедуина, похожая на серебряный голос колокольчика, заключенного в человеческой груди, пленяла мое ухо новостью и приводила в отчаяние своей неподражательностью. Уединенные ущелья Кесревана, окружая меня колоннадою черных утесов, вторили моим усилиям; я нередко сам принужден был улыбнуться над своим тщеславием лингвиста, при виде, как хамелеоны, весело перебегавшие по скалам, останавливались подле меня, раскрывая рот, и дивились пронзительности гортанных звуков, которые с таким напряжением добывал я из глубины своих легких.

Возвратись в конурку, занимаемую в каком-нибудь маронитском монастыре, я также отчаянно терзал свои силы над сирийскими и арабскими рукописями, отысканными в скудной библиотеке грамотного монаха: поспешно списывал любопытнейшие из них, читал наскоро те, которые не успевал списать, делал извлечения, отмечал найденные в них живописнейшие фразы или заслышанные идиотизмы разговорного языка и твердил их наизусть всю ночь. Два. много три часа отдыха на голой плите, со словарем вместо подушки, были достаточны для возобновления бодрости к новым, столь же насильственным, занятиям, которые прерывались только охотою за бегающим по сырым стенам келий скорпионом или абу-борейсом, ящерицей, невинною, даже красивою, но поселявшей во мне непреодолимое отвращение. Исчерпав в несколько дней мудрость бедной обители, я отправлялся далее искать новых упражнений и разделять с другими отшельниками блюдо варенной в деревянном масле чечевицы.

Так провел я шесть или семь месяцев, пока неумеренное напряжение умственных и телесных сил, грубая и нездоровая пища, усталость и лишения всякого рода не остановили моей пылкости опасной болезнью, которая заронила в мою грудь зародыш постоянного страдания, б.м. преждевременной смерти. Этот урок еще не уразумил юного образа мыслей. Едва оправившись от горной лихорадки, я снова бросился на арабский язык с прежним ожесточением и, спустя четыре месяца, опять повергся в болезнь, страшнейшую первой, которая несомненно выдала бы мои кости чиуфским гиенам, если бы добрый и нежный приятель, падший потом на острове Яве жертвою той же страсти к путешествиям [8], не вырвал меня из недр Ливанских гор, погруженных в убийственный зимний туман и холодные дожди, и не принудил отправиться в Африку" [9].

Биография Сенковского почти не разработана, и наименее затронутый период ее представляет собою именно его путешествие по Востоку. Средства Сенковского и точно были ограничены, но " блюдо варенной в деревянном масле чечевицы" и некоторые другие черты ученого подвижничества биографы его впоследствии отнесут, быть может, к фактам литературного, а не исторического порядка. Он сам оставил в другой статье, посвященной его путешествию, свидетельство о том изысканном обществе аристократических туристов, которое подчас окружало его во время его скитаний. В " Эбсамбуле" он описывает очень веселый пикник у подножья старинного египетского храма и очень забавную историю о том, как была разыграна в лотерею молодая итальянка, случайно попавшая в Нубию.

Нет оснований считать фактом реальной биографии Сенковского романтическую историю, изложенную в " Турецкой цыганке", но, как будет показано ниже, можно предположить, что эта мемуарная повесть не лишена автобиографических черт.

Но если это даже и не так, ряд других свидетельств говорит о том, что путешествие Сенковского не было лишено некоторого увлечения экзотичностью и романтичностью Востока. Шатобриан, которого он впоследствии упрекал в том, что тот вывез с Востока " тексты для своих речей и эффекты для своей особы в парижском обществе", мог бы отчасти вернуть ему этот упрек.

В Институте русской литературы - Пушкинском доме (архив Дашкова) сохранился портрет Сенковского в турецком платье и чалме. Другой его восточный портрет видел в 1839 году В.П. Бурнашев, явившийся к Сенковскому по делу:

" На передней стене, против входной двери, была в золотой раме огромная картина, изображавшая турецкую комнату и в этой комнате портрет (сильнейше польщенный живописцем) Осипа Ивановича Сенковского, в чалме и полном восточном одеянии, лежащего на массе бархатных подушек и курящего из кальяна. Под самой картиной был устроен низкий диван из бесчисленного множества сафьянных зеленых, красных и желтых подушек, и на этих подушках полусидел, полулежал сам Осип Иванович Сенковский, желтокофейный, рябой, с приплюснутым носом, широкими губами, которым словно вторила пара небольших заспанных бело-голубых глаз с желчными, как бы шафраном выкрашенными, белками. Голова великого Брамбеуса покрыта была темно-красной феской с синей кистью, а вся особа его облачена была в какую-то албанскую темно-синюю куртку поверх розовой канаусной рубашки, в широчайшие, кирпичного цвета шальвары, из-под которых виднелись носки ярко-желтых сафьянных бабушей. Да, еще забыл я сказать, в дополнение этого пестро-арлекинского туалета, что шальвары опоясаны быди светло-зеленою кашемировой шалью с пестрым донельзя бордюром.

Левая рука барона Брамбеуса придерживала тонкий, гибкий ствол чубука, янтарный мундштук которого был у искривленного рта, и изо рта этого, через черные зубы, исходила струйка ароматного дыма, наполнявшего комнату своим действительно упоительным запахом.

На ковре стоял матовый хрустальный кальян с золочеными арабесками " [10].

Таким образом, через 18 лет после своего путешествия Сенковский не потерял еще романтической позы, которую вывез с Востока вместе с арабскими рукописями, научными трудами и глубоким знанием восточных языков.

Как бы то ни было, адъюнкт Виленского университета Казимеж Контрым и вся польская наука вместе с ним не могли пожаловаться на то, что Сенковский даром провел время в Турции, Сирии и Египте.

В ученом рвении он едва не увез с собою знаменитый дендерский зодиак - древнее астрономическое изваяние. Вот как он сам впоследствии рассказал об этом в " Энциклопедическом лексиконе" Плюшара:

" Solnier (Сонье) редактор Revue Britannique в уверенности, что парижские ученые убедят правительство заплатить ему огромную сумму за памятник рук человеческих, произведенный 15 000 лет тому назад, послал в Египет за свой счет отставного провиантского чиновника Лелоррена, с поручением вынуть потолок с зодиаком и привезти его во Францию. О.И. Сенковский находился в то время в Египте и имел намерение этот знаменитый зодиак, предмет стольких ученых споров, перевезть в Россию; он со своим служителем, мальтийским аравитянином Насром (Игнатием Портелли), который до сих пор находится в Петербурге, и с помощью инструментов, привезенных Лелорреном из Марсели, вырубил зодиак из потолка, притащил его к Нилу и погрузил на барку. Вспыхнувшая в том же году греческая революция и прекращение сообщений с Россией заставили его отказаться от своего желания, и зодиак поступил в распоряжение Лелоррена... Однако ж О.И. Сенковский до передачи камня Лелоррену собственноручно снял с зодиака верный сколок через вощеную бумагу; эта копия... подарена им впоследствии императорской Академии наук, где и можно видеть ее между редкостями Египетского музея" [11].

Еще по пути в Сирию и Египет, когда он был в Константинополе, ему было предложено российским посланником при Оттоманской Порте графом Строгановым поступить на службу при Константинопольской миссии. Это предложение было, разумеется, принято - и оно провело первую границу между польской наукой, требовавшей от Сенковского ученой деятельности во славу своей страны, и его личными намерениями, которые вели его к заботам о своей собственной славе.

Тем не менее те научно-национальные цели, которые были поставлены перед Сенковским деятелями Виленского университета, не были забыты им - если судить по письмам его к Лелевелю.

В Константинополе он встретился с известным графом Вацлавом Ржевусским [12], прозванным Эмиром Тадзь-Уль-Фехром и Абд-эль-Нишаном, который вернулся в то время из Аравии " с важными и любопытными наблюдениями", как писал Сенковский.

Общие интересы - не только арабско-турецкие, но и польские - сблизили их, хотя впоследствии Сенковский с иронией относился к легендарной деятельности Тадзь-Уль-Фехра. В письме к Лелевелю он просит " как можно пространнее сообщить обо всех варшавских делах и деятельности сейма": " Граф возлагает на меня обязанность извещать его обо всем этом письмами в Дамаск и Багдад... Надеемся, что вы не захотите уклониться от исполнения наших патриотических желаний".

К сожалению, не сохранилось никаких данных, по которым можно было бы судить о причинах, поссоривших Сенковского с Виленским университетом. Легко предположить, что " Путевой дневник" Сенковского, в котором, по мнению Булгарина, он " отделал тех, кто дал ему деньги на его путешествие" [13], мог послужить первым поводом к охлаждению. Но были, без сомнения, и другие, более серьезные причины - иначе трудно объяснить тот раздражительный тон, с которым Сенковский в письмах к Лелевелю упоминает о Виленском университете. Он был раздражен до такой степени, что сгоряча решил даже совсем не возвращаться на родину.

" Оставив теперь намерение скоро возвратиться на родину, - писал он Лелевелю из Дамаска 15 сентября 1820 года, - я решил остаться еще около десятка лет на Востоке, преимущественно в Константинополе, Я всегда старался отыскивать документы и другие материалы, необходимые для истории Польши. Личными усилиями и стараниями влиятельных лиц, а также при помощи подарка, который стоил мне около 750 пиястров, т.е. 1000 польских злотов, я получил обещание Рейс-Эфенди (министра внутренних дел), что он доставит мне из Канцелярии Порты выпись всех трактатов, договоров и союзов, заключенных между Польшею и Портой. Покамест у меня ее еще нет, но я надеюсь получить ее по возвращении в Константинополь... Будьте же уверены, что все бумаги. какие только мне удастся получить, я пожертвую варшавской библиотеке без всякого вознаграждения. Я даже прошу лиц, желающих получить известие о каких-нибудь особенных делах, относящихся к Турции, присылать мне вопросы с полной уверенностью, что мне всегда очень приятно услужить добрым полякам, насколько хватит моих сил и способностей.

Но вы ошибаетесь, г-н Иоахим, полагая, что документы, которые мне удастся получить, я преимущественно предназначаю Виленскому университету. Я действительно связан дружбою с многими лицами, которые имеют к нему отношение и пользуются всеобщим уважением. Но я хорошо знаю, что самое беспристрастное усердие принимается весьма холодно лицами, составляющими самый центр университета. Эти люди с большим удовольствием приняли бы присланный мною из Турции пивной завод, чем самое редкое и драгоценное сочинение..."

Выбор между Вильно и Варшавой, которому посвящено это письмо, был важен Сенковскому в денежном отношении - очевидно, Виленский университет полагал, что вновь найденные восточные рукописи должны поступить в его библиотеку безвозмездно.

Но дело было, разумеется, совсем не в том, чтобы сделать этот выбор. Сенковский вовсе не намеревался " оставаться на Востоке целую жизнь". Он прекрасно понимал, что знание восточных языков и самого мусульманского Востока открывало перед ним перспективу блестящей дипломатической карьеры. Предложение Строганова было принято им далеко не с " тою единственной целью усовершенствоваться во всем, касающемся ориентализма", о которой он писал Лелевелю.

Наука, история, политика, география, торговля и промышленность мусульманского Востока были изучены Сенковским так, как если бы он был дипломатическим представителем России, отправившимся в путешествие со специальными политическими задачами. Эти знания не могли оставаться без применения в России 20-х годов, для которой восточный вопрос был генеральным вопросом всей внешней политики. Вот почему выбор между Варшавой и Вильно был сделан Сенковским в пользу Петербурга.

Вот почему появление Сенковского в 1821 году в Петербурге далеко не было случайным, несмотря на " смешное стечение обстоятельств" (как он писал Лелевелю), вынудившее его явиться в Петербург по месту своей новой службы.

" Этот город можно сравнить с прекрасной женщиной, запертой в темной, сырой и нездоровой пещере. Ночь почти беспрерывная, воздух невыносимый, тяжелый; все лица пасмурные, такие, как и небо, и даже в тепле люди кажутся окоченелыми. Хуже всего то, что сумрачность атмосферы имеет, кажется, явное влияние и на головы.

Я познакомился тут со многими учеными, но и это знакомство не устранило сожаления, что я не между вами".

Все это было простой вежливостью по отношению к отечественной науке. Лелевель, которому он писал это, ни при каких обстоятельствах не покинул бы Польши. Как известно, он покинул ее только тогда, когда Варшава в августе 1831 года была взята русскими войсками, и Временное правительство, членом которого он был, эмигрировало за границу.

Сенковскому не на что было жаловаться. Тотчас же по прибытии в Петербург он был принят государственным канцлером графом Румянцевым, получил двести червонцев за " успешное приготовление себя к службе" и был зачислен на службу переводчиком Коллегии иностранных дел с жалованьем 2500 рублей ассигнациями. Более того - в июле 1822 года он был назначен ординарным профессором Санкт-Петербургского университета, получив сразу две кафедры - арабского и турецкого языка и сохранив за собой жалованье, которое он получал по Константинопольской миссии из Министерства иностранных дел.

Два обстоятельства, обернувшиеся к Сенковскому благоприятной стороной, положили столь блестящее начало его карьере. Нет необходимости пересказывать историю разгрома Петербургского университета, имевшего несчастье " навлечь на себя в 1821 году ужасное нарекание оо стороны своего начальства и через то обратить на себя внимание не только столицы, но и всей России, а может быть и целой Европы" [14].

В результате работ конференции, назначенной для разбора дела и руководившейся Дмитрием Павловичем Руничем, целый ряд кафедр оказался вакантным. Среди лиц, " забывших долг, поправших честь, презревших стыд и усыпивших совесть", оказались профессора восточных языков Деманж и Шармуа.

Сенковский не сразу был назначен на эти кафедры - обширная переписка князя Голицына с Нессельроде предшествовала этому назначению [15].

Во-первых, ему было еще только 22 года, для ординарного профессора он был слишком молод. Во-вторых, он знал так много языков, что, казалось, не знает ни одного. Оба препятствия были устранены; в послужном списке Сенковскому прибавили 2 года; знаменитый ориенталист, член Академии наук Френ выдал ему аттестат, в котором писал, что " г. Сенковский совершенно способен занять с честью и пользою кафедру арабского языка и столько же может быть полезен и на поприще дипломатическом". Он прибавлял также, что в отношении разговорного арабского языка Сенковский так силен, что он, Френ, не смеет и меряться с ним, " изучав этот язык только по книгам, рукописям и памятникам" [16].

Но у Сенковского было в руках еще одно преимущество, которое делало его единственным кандидатом на вакантные кафедры: он был уже тогда лучшим специалистом по турецкому языку, знание которого было в 20-х годах высококачественным дипломатическим товаром.

" Признавая с моей стороны преподавание в университете языка турецкого студентам, имеющим уже хорошие сведения в арабском и персидском, весьма полезным, - писал в своем донесении от 13 июня 1822 года Рунич, - соглашаюсь и с тем, что оно принесет еще и ту пользу, что, кроме хороших преподавателей собственно для университета, образует людей, способных отправлять должности чиновников по части дипломатической на Востоке, где Турецкая империя встречается первою сходственною с Россией державой. Почему и знание языка турецкого, при близких сношениях с Портой, становится для русского необходимо нужным. По сим уважениям полагаю принять Сенковского в университет на предложенных от него условиях" [17].

Таким образом, с одной стороны, разгром, произведенный Руничем в Петербургском университете, с другой - общее направление государственной политики, которая была крайне обострена по отношению к восточному вопросу, положили начало карьере Сенковского. В конце 20-х годов оказалось, что эта карьера была всего только академической; в начале 30-х-выяснилось, что эта карьера вовсе не была карьерой. Но в 1821-1822 годах сожалеть о Польше и Виленском университете у него не было никаких оснований.

Надо отдать Сенковскому справедливость в том, что обстоятельства, благодаря которым он занял видное положение в Петербургском университете, не заставили его стать на один уровень с мелкими чиновниками, получившими кафедры Галича, Арсеньева, Балугьянского и Куницына.

" Я никогда не видел, - пишет один из его слушателей, - чтобы он заходил в профессорскую комнату, а если ему случалось приезжать до начала лекции, то он выжидал звонка, сидя внизу, в университетском правлении. На всех своих товарищей он смотрел, как на лиц, совершенно ему незнакомых и не достойных внимания... Даже встречая на экзаменах своего земляка профессора Мухлинского, Сенковский едва удостаивал его парой фраз и не иначе, как на французском языке. Как бы желая показать свое пренебрежение ко всему, что относилось до университета... он позволил себе однажды такую, вовсе не остроумную, выходку против должности инспектора студентов. При аудиториях служил сторожем, едва ли не с самого основания университета, старый, едва передвигавший ноги, отставной солдат Платон. Не удостаивая беседой своих товарищей, профессор Сенковский нередко вступал в разговор с этим сторожем и однажды, спросив его, давно ли он состоит при университете, удивился, отчего по сие время не произвели его в инспектора..." [18].

Эта надменная позиция была продиктована не только презрением к новому составу профессорской коллегии.

Высокомерный иностранец, Сенковский, несмотря на столь блестяще начатую карьеру, чувствовал себя и в русской науке и в университете одиноким и чужим человеком. Письма к Лелевелю в эти годы показывают, что связь с польской культурой была ему очень дорога.

Когда Лелевель в 1822 году по просьбе Булгарина прислал в " Северный архив" свою критику на Карамзина, Сенковский понял и поддержал эту критику с национальной точки, зрения. Чем иначе можно было бы объяснить торжество, с которым он описывает замешательство, произведенное этой критикой среди карамзинистов? " Партия автора, то есть друзья его дома, бесятся от злости. Знаменитый поэт Жуковский даже плакал. Сам автор до такой степени огорчился и впал в такое дурное расположение духа, что его жена и дочь принуждены были на время выехать из дому" [19].

И в то же время, как явственно виден в нем человек польской культуры, когда оказывается, что главным недостатком Карамзина и его друзей он считает тот, что " редкие из них и то очень мало знают по-латыни".

" Это - люди самого поверхностного знания, - пишет он в том же письме к Лелевелю, - ...нет между ними ни одного, который мог бы назваться ученым. К числу их относится и сам автор (Карамзин), который, как утверждают его знакомые, не знает по-латыни. Вообще, насколько я его сам знаю, он не имеет других представлений, кроме тех, которые могут быть помещены в романе. Вы, конечно. думаете, что он прочел все, касающееся его предмета. Нимало: он не знает и не хочет знать двух самых необходимых для него языков - польского и шведского".


3

История отношений Сенковского к Польше - сложна. Николаевское правительство и литературная аристократия подозревали его в польских симпатиях. Что касается польских источников, одни - отзывы современников - осторожны, другие - отзывы историков - противоречивы. Автор статьи о Сенковском в " Римско-католическом календаре" за 1901 год утверждает, что " труды Сенковского есть труды польского мыслителя, собственность польской литературы и отказываться от него мы не имеем права". А современный польский ученый Брюкнер объявляег Сенковского " прямым врагом Польши, лояльным слугой жандармов, дворовой собакой царизма" [20].

Наконец, биограф Сенковского наивно объяснял космополитизм его политических убеждений причинами " чисто физиологического порядка", а эти последние тем, что " мать его происходила из белорусской фамилии (Буйков), и большая часть женщин-матерей в его и в ее роде были иностранки - итальянки, немки, француженки" [21].

Четыре обвинения обычно инкриминируются Сенковскому по линии его отношений к Польше, польской шляхте и польской науке:

1. Несколько страниц его путевых заметок, помещенных в журнале " Dziennik Wilenski" в 1820 году (т. 1) [22].

2. Статья " О происхождении польской шляхты" (1823), за которую якобы " Лелевель предал его проклятию, самому плохому из орудий критики" (Савельев).

3. " Собрание из турецкой истории, факты, относящиеся к историк Польши, с приложением всех необходимых объяснений и научных комментариев", Варшава, 1824/25 год.

4. Ревизия белорусских училищ в 1826 году.

Следует отметить, что обвинения эти относятся к 20-м годам - список увеличится, когда я перейду к 30-м.

Остановимся - хотя бы бегло - на каждом из этих обвинений.

В путевых заметках с некоторой резкостью был показан образ жизни провинциальной шляхты. Сенковский упрекал ее за пьянство, игру в карты, за страсть к тяжбам, за нелюбовь к наукам, за пренебрежение к торговле и промышленности, происходящее оттого, что занятия эти " почитаются низкими ремеслами для шляхетства", и, наконец, за равнодушие к просвещению [23]. Все это нисколько не превышало обычных нападок на шляхетство: ими пестрят, например, страницы газеты " Wiadomosci Brukowe", в которой Сенковский сотрудничал в 1817-1818 годах, которую редактировал Андрей Снядецкий и Казимеж Контрым - руководители польской передовой общественности. известные польские патриоты. " Wiadomosci Brukowe" были связаны с литературно-сатирическим обществом так называемых шубравцев, а цели этого общества заключались в преодолении именно тех самых пороков, на которые нападал в своих заметках Сенковский. Вот первые пункты шубравского устава:

Общество преследует:

" 1. Употребление горячих напитков где бы то и когда бы то ни было,

2. Игру в карты, чекино, на бильярде.

3. Сутяжничество и страсть к процессам, которые портят согласие и разоряют имущество.

4. Кичливость невежественных людей заслугами своих предков и т.д." [24].

Сенковский был деятельным шубравцем, и в своих нападках на шляхту Волыни и Подолии он всего-навсего следовал уставу этого общества (имевшего, кстати, не только явные, но и тайные чисто патриотические цели), постоянно высмеивавшего в своей газете недостатки и пороки шляхетства.

Статья Сенковского о происхождении шляхты представляла собой попытку доказать, что польское дворянство является последним остатком владычества варварских орд над славянами, что лехи, в отличие от поляков, находятся в исторической связи с лезгинами (лег, лезги, лезгины).

" Я вижу такую разницу между польской шляхтой и простым народом, - писал Сенковский Лелевелю, - и так много свойственных шляхте восточных черт, что все-таки остаюсь при своем мнении о происхождении шляхты от совсем другого племени, чем народ. Не только у оседлых народов, но даже у киргизов, монголов, тюркменов, курдов дворянство исторически происходит не от одного с ними племени. Если бы в каком-либо народе по крайней мере большая часть дворян не происходила из иного племени, чем сам народ, то нужно было бы предположить, что этот народ от самого своего возникновения не был никем покорен, а этого никак нельзя допустить, ибо при таком состоянии общественной жизни, в каком находились народы в первых столетиях по Р.X., одни из них без сомнения должны были падать побежденными, другие же - владеть ими как победители".

Статья эта не была сочтена за антипатриотический поступок, как сообщает ученик и биограф Сенковского П. Савельев (и с его слов Александр Яблоновский, напечатавший в " Echo" письма Сенковского к Лелевелю и прокомментировавший их поверхностно и неосторожно), и Лелевель никогда не предавал ее проклятию.

Как это с полной очевидностью следует из письма его к Булгарину от 30 января 1825 года [25], он отнесся к ней со всем добродушием, на которое был способен. Он шутил над Сенковским, утверждал, что " какой-то старый хрыч, шубравец" приписал к статье такие комментарии, что " Виленский дневник" вернул ее обратно; Сенковский, обидевшись, сперва горячо защищал свою парадоксальную идею, а потом уничтожил статью и на этом окончил свои розыскания о происхождении польского дворянства. " Что касается моего маранья о лезгах, - писал он 1 июля 1825 года, - то Контрым действительно прислал мне эту рукопись, но так как меня оставила уже тогда эсклавомания, то я увидел всю бессмысленность этого труда, и потому рукопись была отправлена ad patres или, как говорили у нас в училище, ad usum Delphini".

Через много лет Старчевский вытащил рукопись этой статьи из печки - незадолго до смерти Сенковский жег свои бумаги.

Третье обвинение, инкриминировавшееся Сенковскому польскими патриотами 20-х годов, имело в виду его двухтомный труд " Collectanea", представляющий собою свод известий турецких историков о войнах и мирных сношениях Порты и Польши. Обвинение это было прямым недоразумением. Польские журналисты приняли точные переводы Сенковского за издевательство над славными традициями шляхты, упустив из виду, что у турецких историков польские победы есгественным образом обращались в поражения, а турецкие поражения - в победы. Обвинить его можно было, пожалуй, только за объяснительные примечания, в которых, увлекаясь перспективой совершенно разрушить привычные представления об этом предмете, он позволил себе несколько расширить дозволенные академической наукой тесные пределы.

" Они не могут простить мне «Collectanea» и воображают, что я написал их в антипольском духе, - писал он 14 ноября 1825 года Лелевелю, - знающие меня думают совсем иначе. Как можно вообразить себе такую нелепость! Остроумнее их всех сказал Франц Малевский, заметивший, что в этой книге еще замечается дух шубравцев, и назвавший ее " Уличные известия, собранные с турецкой истории".

Четвертое обвинение - ревизия в 1826 году белорусских училищ, - без сомнения, самое серьезное из всех перечисленных выше. Уже то обстоятельство, что оно никогда не предъявлялось Сенковскому впрямую, требует в изучении этого вопроса особенного внимания.

Подлинное дело об этой ревизии хранится в Ленинградском отделении Центрального государственного исторического архива и представляет собою два огромных тома, тысячи по полторы страниц каждый [26]. До сих пор оно не привлекало к себе внимания исследователей, хотя даже поверхностный просмотр убедил бы любого из них. что дело это имеет серьезное значение не только для биографии Сенковского, но, главным образом, для истории русификации Белоруссии и русско-польских отношений между 14 декабря и польским восстанием 1831 года.

Дело началось с высочайше утвержденной записи князя Хованского, генерал-губернатора Белорусских губерний, представленной еще в 1824 году и содержащей проект преобразования училищ в духе " искоренения полонизма".

По первоначальным предположениям на ревизию должен был отправиться известный Рунич еще в июле 1825 года. Восстание 14 декабря и связанные с ним события еще задержали его выезд, а когда он, наконец, собрался - в июле 1826 года, - совет университета сообщил, что визитатором назначен Сенковский. Судя по письму к министру народного просвещения Шишкову, Рунич был крайне недоволен этим назначением, совершившимся без его ведома и против его воли.

" Действия совета ни с порядком службы, ни с положением, в каком университет ныне находится, нисколько несообразные, заставили меня, - писал он Шишкову, -. ..потребовать от ректора и совета... объяснения, почему совет университета, имея в виду высочайше утвержденные предположения господина генерал-губернатора князя Хованского... вопреки мерам в оной представленным к истреблению полонизма и отвращения небрежения к языку русскому, назначил визитатором именно родом из поляков, образованного в Виленском университете и лишь недавно при здешнем Университете состоящего... "

В ответ на это донесение Шишков сообщил, что " выражения на счет профессора Сенковского" он считает " неприличными, ибо он определен по представлению г. Рунича и поступками своими до сего времени не показал ничего противного верноподданнической обязанности".

Тогда Рунич в новом донесении попытался подтвердить свое мнение о Сенковском фактами:

" Относительно профессора Сенковского... не могу с моей стороны признать его благонадежность к исполнению столь важного поручения... Ибо сей профессор до определения его вовсе был мне неизвестен и представлен мною единственно по указанию бывшего господина министра духовных дел и народного просвещения... Сенковский, по недавнему своему нахождению при здешнем университете, ничем не доказал еще ни особого усердия по службе, ни расположений, достойных доверия; напротив того, по определении его в университет... быв почти ежедневно у меня в доме и показывая себя исполненным наилучших расположений, и тогда неоднократно позволял себе дерзкие заключения на счет распоряжений по случаю происшедших беспорядков в Виленском университете и Койдановском училище и обидные суждения на счет особ, коим введения сии высочайше вверены; со времени же вступления его в должность декана и члена правления и училищного комитета начал обнаруживать открыто беспокойный свой нрав и противодействия распоряжениям начальства, так что некоторые из старейших и благонамереннейших членов совета и правления университета неоднократно доводили до моего сведения, что Сенковский, даже в заседаниях забывая благопристойность и достоинство присутственного места, позволяет себе непринадлежащие к делу суждения и заключения на счет мер и распоряжений, высочайше утвержденных..."

Но и это донесение не произвело на Шишкова ни малейшего впечатления. Положение Рунича в то время было же очень непрочно. Не прошло и двух-трех месяцев, как он был уволен от должности попечителя Петербургского круга и закончил на этом свою печальной памяти деятельность в истории русского просвещения, а Сенковский справился в Белоруссию.

Он выехал в середине июля, стало быть, через несколько дней после казни декабристов - обстоятельство, о котором не следует забывать при чтении ближайших страниц этой книги.

Первое впечатление, которое производит дело о ревизии, убеждает в том, что Рунич ошибался в своих подозрениях, а Шишков, защищавший верноподданнические чувства Сенковского, был прав. При ближайшем рассмотрении все это оказывается гораздо сложнее.

Училища, подлежавшие ревизии Сенковского, всего лишь годом раньше находились в прямой зависимости и под управлением Виленского университета. Прошло всего три года со следствия Новосильцева, открывшего целый ряд тайных студенческих обществ, центром которых был именно Виленский университет.

Ревизия Сенковского, которая не могла скрыть фактов, указанных еще в записке Хованского, должна была, таким образом, послужить к новому разгрому университета.

Или с явным риском для своей служебной карьеры защищать белорусские школы, или предъявить тяжелые обвинения университету, с которым, несмотря на все ссоры, он был тесно связан, - вот что ему предстояло. Он не сделал ни того, ни другого.

Три четверти его огромного отчета отданы последовательному разгрому католических школ, занимавших совершенно особое место в истории русско-польских отношений того времени. В то время как Виленский универсигет и тесно связанные с ним светские школы были очагами либерально-патриотического движения, духовные училища, руководившиеся монашескими орденами, были центрами клерикальной реакции.

Борьба с этими орденами, унаследовавшими белорусские школы после изгнания иезуитов, была очень традиционным и вовсе не антипольским делом, - едва ли не наоборот. Над орденами издевался еще Красицкий, написавший известную " Монахомахию". Мицкевич в своем " Картофеле" сражался с орденом св. Доминика, " который живьем выжег еретиков-альбигойцев, лозунгом которого служат кресты, пытка и война" [27].

Тадеуш Чацкий, известный патриот и виднейший деятель польского просвещения, писал (будучи, как и Сенковский, визитатором белорусских школ), что белорусское население глупее и безнравственнее остального населения Польши именно потому, что образование находится в руках иезуитов [28].

На этом фоне проект Сенковского, предлагавшего просто уничтожить духовные школы в Белоруссии и учредить систему светского образования по образу училищ Виленского округа, представляется совершенно ясным.

Становятся понятными и резкие отзывы его о монашеских орденах:

" Никогда не видал я монахов более беспокойных, легкомысленных и склонных к пронырству и ябеде, как полоцкие пиариты... Орден доминиканский между всеми монашескими орденами отличается чрезвычайной нетерпимостью в вопросах веры... Зная с давнего времени степень просвещения бернардинов, которые под скудной сермяжной рясой скрывают грубое невежество...", - он приходит тому выводу, что " монашеские сословия римско-католического духовенства содержат училища не для того, чтобы распространять просвещение, содействуя видам и духу правительства, но с тем единственно, чтобы направлять оное своей цели, владеть умами верных... усиливать свое влияние... увеличивать доходы своих монастырей..."

Итак, при всей видимости верноподданнейшего поведения, белорусские школы ревизовал старый виленокий шубравец, член общества, высоко ценившего Вольтера " именно за то, что он не давал спуску монашеским орденам" [29].

Стоит отметить, что в одной из них (Минский коллегиум) Сенковский учился мальчиком, до поступления в университет. Теперь, стало быть, он получил полную возможность насолить своим гимназическим учителям.

Я бы с удовольствием закончил на этом историю белорусской ревизии, если бы поведение Сенковского в этом деле не говорило о том, что не только унаследованные от виленских шубравцев воззрения руководили им, но и несомненное стремление сделать карьеру на русской службе.

Это особенно сказалось в деле " О пасквильных стихах, открытых в Полотском Пиароком училище". Стихи эти, вписанные сперва одним из учеников, Францем Рооселием, а потом (с добавлениями, призывавшими к истреблению операторской фамилии) другим, по имени Осип Добошинский, были вариантами известной " виленской мазурки", представлявшей собою ироническую здравицу за всех врагов польского национального движения [30].

Первым намерением Сенковского было, очевидно, замять это дело с самого начала. " Его сиятельство (кн. Хованский), - писал он в Петербург, - к величайшему моему удовольствию не признал сего дела столь важным... потомy что первая половина сих пасквильных стихов сочинена была в Вильне, в Полоцке же было прибавлено только несколько стихов, нелепых, но невинных..." Но после высочайшей резолюции, приказывавшей учинить следствие, он был вынужден взять на себя роль следователя - и роль эту с необыкновенной последовательностью провел до конца.

Прибыв в Полоцк, он призвал к себе префекта училища и " дабы не подать повода к подозрениям, сказал ему, что... желает только сделать краткое испытание ученикам... и завтра же отправляется в дальнейший путь". На следующий день он поручил законоучителю не отпускать ни одного из учеников до его приказания, а сам отправился в монастырь, где, уединившись с префектом ксендзом Лашкевичем, объявил ему цель своего прибытия.

" К величайшему моему удивлению, - доносил он ректору Петербургского университета, - префект Дашкевич отвечал мне, что у них ничего подобного не бывало и что он совершенно ни о чем не знает. Желая склонить его к добровольному открытию, я уверял его, что мне все обстоятельства сего дела в подробности известны, наименовал даже тех, которых он сам наказывал, присовокупляя, что один из них находится уже у меня в квартире, и убедительно просил сказать мне все откровенно, с беспристрастием и справедливостью, приличными духовному сану его, Префект сознался тогда, что он действителыно наказал некоторых учеников, однако ж не за пасквили, о которых я спрашивал, ибо те вовсе ему неизвестны, но за любовные и другие стихи, писанные на него и на некоторые местные лица и найденные им в квартирах сих учеников. Убеждаясь, что кротостью и снисхождением я не успею извлечь ничего из префекта, я объявил ему, что он вынуждает меня взять его бумаги для соображения, и просил отдать мне ключ от его квартиры. По сведениям, собранным мною предварительно, я счел необходимым потребовать также ключей и от квартир учителей польской словесности Шидловского и истории Михайловского, как обнаруживающих дух польского патриотизма и по предметам, ими передаваемым, могущих иметь непосредственное влияние на образ мыслей учеников. Взяв ключи, я пошел в квартиры префекта и учителей, где в присутствии ректора, ксендза Бартошевского и директора Полянского, приказал собрать все без изъятия бумаги их, опечатать оные своею печатью и отправить в мою квартиру, что и было исполнено под моим надзором..."

Приказав привести к себе Росселия и учинив допрос, он выяснил, что " пасквильные стихи, сочиненные в Вильно, распространились в здешних губерниях до такой степени, что... за Двиной они находятся во всех почти помещичьих домах". Он подробнейшим образом проследил путь этих стихов от одного ученика к другому, он произвел, как опытный филолог, сравнительное изучение текстов. Он открыл " развратный" пасквиль на ксендза Лашевича и, изучив письма ксендза, убедился в том, что пасквиль этот некоторым образом основателен относительно неуместного " расположения сего монаха к некоторым лицам женского пола".

Следует заметить, что при всей ненависти к монахам Янковский все же плохо знал, с кем он имеет дело, - в противном случае он, вероятно, отказался бы от мысли обвинить и уничтожить ближайших потомков полоцких иезуитов. История с вновь открытыми пасквильными стихами (Осипа Добошинского) в течение нескольких месяцев обросла таким бесчисленным количеством доносов монахов друг на друга, такие сложные интриги были пущены в ход, так много подложных показаний было отправлено Сенковскому выгнанными смотрителями и проворовавшимися адвокатами, что он сам в конце концов запутался в них и попытался даже несколько успокоить вызванные ревизией волнения. " Я старался неоднократно примирить их всех между собой, и всякий раз они давали мне обещание, что будут жить в согласии, но едва успевал я уехать из Полоцка, как с первой почтой получал об них новые жалобы и доносы" [31], - писал он в своем отчете.

Несомненно, эти ссоры и сплетни Сенковский имел в виду, когда через несколько лет писал о разговоре между Сатаной и Астаротом в " Posluchanie u Lucyfera" [32]:

" - Ты часто вспоминаешь Вильно. По правде сказать, я плохо знаю географию и не представляю себе, где это. Кажется, это еврейский город. Далеко ли это от Содома?

- Как раз в противоположной стороне, ваша мрачность. Это в двух шагах от Сморгони.

- Сморгонь? Что-то я не помню такого города.

- Как бы мне объяснить вам, ваша мрачность? Этот город... Этот город лежит в яме... Позвольте, ваша мрачность, но вы ведь помните, как у нас в аду однажды провалился потолок и вместе с песком, триолетами и еврейскими туфлями посыпалось такое множество сплетен, что они залили все ваше царство. Это были сплетни из Сморгони..."

Разумеется, идейная борьба польских либералов существенно отличалась от тех методов, которыми действовал во время своей ревизии Сенковский, но в остроумии все же нельзя ему отказать. Руками русского правительства осуществлять цели польских патриотических обществ, не забывая притом о своей служебной карьере, - эта мысль могла появиться только в его голове.

Мне кажется, что только при таком толковании истории белорусской ревизии Сенковского можно объяснить тот факт, что она не повлияла на отношения с кругом его сверстников и учителей.

Нет оснований утверждать, что связь Сенковского с Польшей оборвалась еще в 20-х годах. Встречи его с Мицкевичем, которому он помогал в работе над " Крымскими сонетами" и " Фарисом", продолжались до самого отъезда Мицкевича за границу в 1829 году, точно так же, как и переписка с Лелевелем, которого нельзя упрекнуть в недостатке патриотизма. Письма эти, более напоминающие ученые трактаты, лучше всяких доводов показывают, что связь с Польшей и польской наукой осталась у Сенковского и тогда, когда некоторые группы польского общества могли предъявить ему и более серьезные обвинения, чем путевые заметки о провинциальной шляхте.

Невозможно пройти мимо свидетельств современников о том, что за человек был Сенковский. Свидетельства эти распадаются на две группы: о нем пишут либо с ненавистью и злобой, либо с нежностью, причем количество первых во много раз превышает количество вторых.

" Если допустить, что бог может создать человека для того, чтобы он делал зло из любви к злу, чтобы его движения, действия, мысли всегда были пропитаны желчью, чтобы каждое содеянное им зло приносило ему радость и при всем том глубоко образованного и гениально остроумного - то пальму первенства во всей Европе получил бы Иосиф Сенковский" [33].

К этому отзыву следует присоединить еще один - не менее характерный: " Главная черта его характера - это неограниченное самолюбие. Сенковский желал власти над людьми. Он был обреченный человек, скрывавший в глубине души глубокий разлад, который пытался утаить под маской юмора и иронии" [34].

Но вот что писала о Сенковском известная переводчица 40-50-х годов Елизавета Ахматова, которая хорошо знала его и в личной жизни и по журнальной работе:

" Мое личное знакомство с О.И. Сенковским еще более скрепило ту преданную дружбу, которую, конечно, он заслужил с моей стороны вполне... Не думаю, что в России в то время много было людей с таким громадным умом, с таким многосторонним образованием, с такою обширною начитанностью. И все это соединялось с детской добротою, с прекрасным ровным характером, с отсутствием всякого эгоизма, с полной готовностью оказать услугу, помощь всем, кто нуждался в них" [35].

Наиболее беспристрастные отзывы о Сенковском оставлены А. В. Никитенко. Первая запись о Сенковском в дневнике Никитенко относится к 14 апреля 1827 года:

" Профессор Сенковский отличный ориенталист, но, должно быть, плохой человек. Он, по-видимому, дурно воспитан, ибо подчас бывает крайне невежлив в обращении. Его упрекают в подобострастии с высшими и в грубости с низшими. Он не любим ни товарищами, ни студентами, ибо пользуется всяким случаем сделать неприятное первым и вред последним. Природа одарила его умом быстрым и острым, которым он пользуется, чтобы наносить раны всякому, кто приближается к нему.

Один из казеннокоштных студентов, весьма порядочный и даровитый юноша, желавший посвятить себя изучению восточных языков, был выведен из себя оскорбительными выходками декана своего факультета, Сенковского и решился больше не посещать его лекций. Это взбесило последнего. Не умея и не желая заставить любить слушателей свои лекции, он вздумал гнать их туда бичом. Увидев как-то студента, о котором говорено выше, он начал бранить его самым неприличным образом и в порыве злобы сказал в заключение:

- Я сделаю то, что вас будут драть розгами: объявите это всем вашим товарищам. Не говорите мне об уставе - я ваш устав...

Товарищи бросились ко мне с просьбой довести до сведения попечителя о неприличном поступке Сенковского и о пагубных последствиях, могущих произойти от его дерзостей... Я от имени товарищей просил попечителя принять меры против грозившего зла. Он велел ректору объявить Сенковскому выговор. Должно полагать, что последний теперь перестанет обращаться с людьми так же бесцеремонно, как с египетскими мумиями, от которых нечего ждать отпора" [36].

Некоторые замечания в этой записи преувеличены или просто неверны. Савельев в своей биографии Сенковского, цитированной выше, приводит документальные данные о том, что Сенковский очень заботился о своих учениках, по крайней мере о тех из них, которые, по его мнению, этого заслуживали [37]. В.В. Григорьев в своей книге " Императорский Санкт-Петербургский университет" приводит множество данных, характеризующих Сенковского 20-х годов как блестящего профессора, с " увлекательностью и глубокий основательностью" читавшего свои курсы и не нуждавшегося в том, чтобы " с бичом в руках" гнать в аудиторию студентов [38].

Что касается Никитенко, то и он при личном знакомстве убедился в том, что Сенковский был явлением более сложным:

" Сенковский весьма замечательный человек, - пишет он 23 декабря 1827 года. - Не много людей, одаренных умом столь метким и острым. Он необыкновенно быстро и верно подмечает в вещах ту сторану, с которой надо судить о них в применении к разным обстоятельствам и отношениям. Но характер портит все, что есть замечательного в уме его. Последний у него подобен острию оружия в руках диких азиатских племен... и это не с целью причинить зло, а просто чтобы, так сказать, выполнить предназначение своего ума, чтобы удовлетворить непреодолимому какому-то влечению. Естественно, он не любим, на что сам, однако, смотрит без негодования, как бы уверенный, что между людьми нет других отношений, кроме непрестанной борьбы, и он, с своей стороны, воюет с ними не за добычу, а как бы отправляя какую-то обязанность или ремесло. В обращении он жесток и грубоват, но говорит остроумно, хотя и резко. Нельзя сказать, чтобы разговор его был приятен, но он любопытен и увлекателен" [39].

Характеристика эта, казалось бы, умна и верна - ее остается только сопоставить с мнением Сенковского о самом себе, чтобы понять, что и эта, умная и верная характеристика почти ничего в Сенковском не объясняет.

" Мы часто спорим, - писал он в июле 1825 года, сообщая Лелевелю свои впечатления о Булгарине, - особенно, когда приходится сделать что-нибудь для других. Я смело могу сказать, что у меня есть эта доля нашего национального характера, и ежедневно убеждаюсь (к собственному вреду), что не имею понятия об эгоизме; ничто не злит меня так, как этот порок; вот почему, когда нужно оказать кому-нибудь помощь, то я принимаюсь за дело с огнем, а Булгарина нахожу вылитым из льда..."

Что карьера не удалась, это стало совершенно ясным к 1830 году. Разумеется, не ученая карьера. Кроме упомянутых " Collectanea", он, изучив китайский, маньчжурский, монгольский и тибетский языки [40], напечатал в 1824 году " Дополнение к общей истории гуннов, тюрков и монголов, содержащее краткое изложение истории господства узбеков в великой Бухаре со времени их поселения в этой стране до 1709 г. и продолжение истории Хорезма со времени смерти Абуль-Шази-хана до той же эпохи".

Джагатайские стихотворения Юсуфа Мунши были переведены в этой книге стихами же на османо-турецкий и арабский языки, предисловие к ней было написано по-персидски.

Сильвестр де Саси в " Journal des Savantes" написал об этой книге, как о блестящем явлении в области восточной литературы [41].

В 1827 году Сенковский напечатал ученое и скандальное " Письмо Тютюнджу-Оглу-Мустафа-Ага, настоящего турецкого философа, к Фаддею Булгарину, редактору «Северной пчелы»", направленное против знаменитого ориенталиста Гаммера. и в частности против его последнего сочинения " Sur les origines russes" (1827) и окончательно упрочившее положение Сенковского среди лингвистов и лингвистики своего времени [42].

В те же годы или несколько раньше он занимался " Историей Золотой Орды", составлял словарь новейшего арабского языка, занимаясь " этой разорительной для здоровья и ума, неблагодарной работой" из дружбы к товарищу по путешествию шведу Берггрену [43], приводил в порядок заметки об арабском языке, оставшиеся после смерти знаменитого путешественника Зетцена, погибшего от яда в Аравии [44], приготовил к изданию и издал снимок






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.