Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компания на акциях для битья по карманам






" Что это такое, - спросите вы? Ничего, так. Тоже промышленность и, собственно, промышленность литературная. Мало ли чем смысленные люди промышляют на свете! Одни снимают винные откупа, другие торгуют лесом, иные составляют компании паровозов, зельцерской воды, зимних дорог и прочая и прочая...

Литературные же промышленники, напротив того, как народ тонкий и просвещенный, находят гораздо кратчайшим прямо засунуть руку в чужой карман и брать из него прибыль без всякого капитала науки и без малейшего труда на обделку какой-нибудь полезной для общества идеи...

Вот в чем состоит их знаменитая система «битья по карманам»:

Последователи ее, как скоро увидят, что кто-нибудь из книгопродавцев или издателей решился на обширное предприятие, приносящее честь литературе, и на которое он посвятил значительную часть своего состояния, тотчас становятся его притеснителями; он должен предаться в их руки, делать только то, что им выгодно, устранять от участия тех, кого они ненавидят или кому завидуют: не то, говорят и пишут они, мы тебя будем бить по карманам. Это значит - придираться ко всему, подхватывать всякую мелкую ошибку в каждой издаваемой им книге, и беспрерывными нападками в журналах - есть журналы, которые позволяют себе это - терзать его издание с тем, чтобы «уронить» книгу в мнении людей, не имеющих своего суждения, и «разбить» издателя. Уронить, разбить - это их технические слова. Для большего успеха своих действий они составляют между собою наступательные союзы и правильные компании на акциях, чтобы потом делиться барышами...

Отделение Промышленности и Сельского хозяйства исполняет тягостный долг, указывая благомыслящим людям на существование в свете столь безнравственного ремесла, каково то, которым занимаются подобные писатели. Отныне оно неутомимо будет обнаруживать все скрытые пружины системы битья по карманам, где бы и под каким бы видом сия система не проявлялась...

Между тем, как эта система есть изобретение новое и чрезвычайно важное для славы ее изобретателей, то мы считаем нужным сообщить промышленной публике целый ряд документов, которые мы успели собрать об этом деле, и в следующей же книжке напечатаем „Устав безыменной компании для битья по карманам" с подлинника, подписанного Великим Грешником Фалаванди Фалавандихвили, главным директором компании, и Великим Завистником Цхили Цхилидзе, его главным помощником.

В последующих книжках будут помещены:

1) Верная и дивная повесть о дальних странствиях Великого Грешника Фалаванди Фалавандихвили, директора компании, в 1837 году совершенных в разные заморские земли Германии, Франции и Англии, для заказания паровой машины для «битья по карманам».

2) Описание паровой машины для «битья по карманам», сделанной в Лондоне по заказу, с рисунками.

3) Донесение об успехе первого опыта «битья по карманам», произведенного над одним непослушным издательским карманом с помощью паровой машины, привезенной из Лондона, с некоторыми общими примечаниями о цели и пользе подобных орудий.

4) Первый годичный отчет в действиях безыменной компании для «битья по карманам» с приложением таблицы, показывающей количество дивиденда, полученного ее членами.

5) Археологическое и этимологическое исследование того, как прежде на Руси называли карман и тех, кои залезали в оный, любопытное сочинение одного ученого антиквария, посвященное почтенной «Компании для битья по карманам».

Это будет на первое полгода. На следующее полугодие мы сохраняем девять статей о том же предмете, еще более любопытных, но, может быть, компания обанкрутится до того времени, к чести всей человеческой литературы" [84].

Великий Грешник Фалаванди Фалавандихвили, директор " Компании для битья по карманам", - это, без сомнения, Греч. Его помощник, Великий Завистник Цхили Цхилидзе, разумеется, не кто иной, как Фаддей Булгарин. Это очевидно без всяких доказательств, но я все-таки приведу важнейшие из них.

В числе документов, опубликованием которых " Библиотека для чтения" грозит изобретателям " системы", упомянуты:

1) Верная и дивная повесть о дальних странствиях Великого Грешника Фалаванди Фалавандихвили, директора компании, в 1837 году и т.д.

2) Донесение об успехе первого опыта " битья по карманам", произведенного над одним непослушным издателевым карманом с помощью паровой машины, привезенной из Лондона, и т.д.

В 1837 году в " разные заморские земли" ездил Греч. В № 228 " Северной пчелы" (8 октября 1837 года) Булгарин объявлял, что " товарищ его Н.И. Греч, посетив важнейшие места в Европе, прибудет... к ноябрю месяцу с богатым запасом собранных им материалов".

Это была поездка с " производственными" целями. Перенявший еще в 1828 году от Ксенофонта Полевого счастливую мысль употребить в типографском деле скоропечатные английские станки, на которых ранее печатались в России только карты [85], Греч никогда не переставал следить за новейшими изобретениями издательского дела. Весьма вероятно, что " паровая машина для битья по карманам" указывала на какую-нибудь типографскую машину, вывезенную из-за границы Гречем [86].

Рассказ П.В. Анненкова о Смирдине послужит достаточным доказательством того, что угроза " опубликовать донесение" об успехе первого опыта действия этой машины над непослушным издателевым карманом была очень действительной угрозой.

" Я сам слышал из уст самого Смирдина, уже в эпоху его бедности и печальной старости, рассказ, - пишет Анненков, - как, по совету Булгарина, он предпринял издание, кажется, «Живописного путешествия по России», текст которого должен был составить автор «Выжигина», взявшийся также и за заказ гравюр в Лондоне. В этом смысле заключен был формальный контракт между ними, причем Смирдин назначал 30 тысяч рублей на предприятие. Долго ждали картинок, но, когда они пришли, Смирдин с ужасом увидел, что они состоят из плохих гравюр, исполненных в Лейпциге, а не в Лондоне. На горькие жалобы Смирдина в нарушении контракта Булгарин отвечал, что никакого нарушения тут нет, потому что в контракте стоит просто: заказать за границей. Ловушка была устроена грубо и нагло, но книгопродавец попался в нее. Когда Смирдин рассказывал мне этот пассаж, усталые, воспаленные глаза его налились слезами, голос задрожал: «Я напишу свои записки, я напишу, " Записки книгопродавца", - бормотал он»" [87].

Быть может, не лишним будет добавить, что пятый документ под названием " Археологическое и этимологическое исследование гого, как прежде на Руси называли карман и тех, кто залезали в оный" намекает, как кажется, на какие-то темные обстоятельства в жизни Булгарина, которые дали в свое время Пушкину возможность отметить один из периодов жизни " Настоящего Выжигина" лаконическим словом " кража" [88-89].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.