Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная политика и Бюджетное устройство






Бюджетная политика, осуществляемая в рамках общей финансовой политики, является наиболее важным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов. К числу основных направлений современной бюджетной политики России относятся:

- обеспечение сбалансированности функционирования всех элементов бюджетной системы;

- упорядочение межбюджетных отношений;

- обеспечение макроэкономической стабильности;

- концентрация бюджетных ресурсов на наиболее значимых направлениях в рамках структурных преобразований в хозяйстве;

- сокращение налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов;

- повышение устойчивости бюджетной системы к воздействию внешнеэкономических факторов.

Бюджетное устройство представляет собой организационно- правовое построение бюджетной системы. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (от 31.07.1998 г. №145-ФЗ) бюджетное устройство включает: характеристику структуры, элементов бюджетной системы и правовой формы бюджетов; характеристику бюджетной классификации; характеристику принципов построения бюджетной системы.

В Российской Федерации действует трехуровневая бюджетная система. К бюджетам бюджетной системы в соответствии с принятой в кодексе структурой относятся:

I - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

II - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III - местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов.

Первый уровень бюджетной системы – это ее основное звено. Здесь обеспечивается финансирование реализации общегосударственных социально-экономических и политических функций, формируются основные направления бюджетной политики, определяются принципы межбюджетных отношений. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств России. Использование других форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России, согласно Бюджетному кодексу РФ, не допускается.

На втором уровне обеспечивается финансирование решения задач, отнесенных к компетенции органов управления субъектами федерации. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Эти бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъектов. Использование субъектами других форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения своих расходных обязательств, как и на федеральном уровне, не допускается.

На третьем уровне обеспечивается финансирование решения задач, отнесенных к компетенцииорганов местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения его расходных обязательств. Здесь также как и на первых двух уровнях не допускается использование других форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств.

Следует отметить, что на третьем уровне бюджетной системы, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. №131-ФЗ), произошло разделение местных бюджетов на бюджеты двух типов:

1) бюджеты муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий (муниципальных образований) городов федерального значения;

2) бюджеты городских и сельских поселений.

Это дало возможность упорядочить бюджетные отношения на местном уровне, разделить бюджетные и налоговые полномочия между различными органами местного самоуправления.

В Бюджетном кодексе используется понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Бюджет субъекта федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав этого субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Составляются консолидированные бюджеты в прогнозных целях, как основа для анализа складывающихся бюджетных пропорций. Они представляются в органы законодательной власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о соответствующем бюджете. Однако, в отличие от бюджетов, консолидированные бюджеты в законодательном порядке не утверждаются.

Формирование бюджетов внебюджетных государственных фондов: Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования РФ (ФСС), Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) - связано с необходимостью иметь в государственном хозяйстве независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники финансирования удовлетворения важнейших общественных потребностей – пенсионного обеспечения, социального страхования и здравоохранения населения.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджета;

- классификацию расходов бюджета;

- классификацию финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих 13 принципах: [1]

(Отметим, что 1) - 4) принципы принято называть принципами построения бюджетной системы, а 5) - 13) – принципами формирования и исполнения бюджетной системы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.