Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетная политика и Бюджетное устройство
Бюджетная политика, осуществляемая в рамках общей финансовой политики, является наиболее важным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов. К числу основных направлений современной бюджетной политики России относятся: - обеспечение сбалансированности функционирования всех элементов бюджетной системы; - упорядочение межбюджетных отношений; - обеспечение макроэкономической стабильности; - концентрация бюджетных ресурсов на наиболее значимых направлениях в рамках структурных преобразований в хозяйстве; - сокращение налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов; - повышение устойчивости бюджетной системы к воздействию внешнеэкономических факторов. Бюджетное устройство представляет собой организационно- правовое построение бюджетной системы. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (от 31.07.1998 г. №145-ФЗ) бюджетное устройство включает: характеристику структуры, элементов бюджетной системы и правовой формы бюджетов; характеристику бюджетной классификации; характеристику принципов построения бюджетной системы. В Российской Федерации действует трехуровневая бюджетная система. К бюджетам бюджетной системы в соответствии с принятой в кодексе структурой относятся: I - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; II - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III - местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджеты городских и сельских поселений. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов. Первый уровень бюджетной системы – это ее основное звено. Здесь обеспечивается финансирование реализации общегосударственных социально-экономических и политических функций, формируются основные направления бюджетной политики, определяются принципы межбюджетных отношений. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств России. Использование других форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России, согласно Бюджетному кодексу РФ, не допускается. На втором уровне обеспечивается финансирование решения задач, отнесенных к компетенции органов управления субъектами федерации. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Эти бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъектов. Использование субъектами других форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения своих расходных обязательств, как и на федеральном уровне, не допускается. На третьем уровне обеспечивается финансирование решения задач, отнесенных к компетенцииорганов местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения его расходных обязательств. Здесь также как и на первых двух уровнях не допускается использование других форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств. Следует отметить, что на третьем уровне бюджетной системы, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. №131-ФЗ), произошло разделение местных бюджетов на бюджеты двух типов: 1) бюджеты муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий (муниципальных образований) городов федерального значения; 2) бюджеты городских и сельских поселений. Это дало возможность упорядочить бюджетные отношения на местном уровне, разделить бюджетные и налоговые полномочия между различными органами местного самоуправления. В Бюджетном кодексе используется понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Бюджет субъекта федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав этого субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Составляются консолидированные бюджеты в прогнозных целях, как основа для анализа складывающихся бюджетных пропорций. Они представляются в органы законодательной власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о соответствующем бюджете. Однако, в отличие от бюджетов, консолидированные бюджеты в законодательном порядке не утверждаются. Формирование бюджетов внебюджетных государственных фондов: Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования РФ (ФСС), Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) - связано с необходимостью иметь в государственном хозяйстве независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники финансирования удовлетворения важнейших общественных потребностей – пенсионного обеспечения, социального страхования и здравоохранения населения. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджета; - классификацию расходов бюджета; - классификацию финансирования дефицитов бюджетов; - классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления). Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих 13 принципах: [1] (Отметим, что 1) - 4) принципы принято называть принципами построения бюджетной системы, а 5) - 13) – принципами формирования и исполнения бюджетной системы).
|