Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбор и изучение литературных источников






Сразу же после выбора и закрепления темы ВКР студент должен заняться подбором и изучением литературы. Этот этап его деятельности должен быть опережающим в силу нескольких обстоятельств.

Во-первых, прежде чем писать работу надо разобраться в том, что уже написано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по выбранной теме и надлежит создать автору ВКР.

Во-вторых, в процессе работы над первоисточниками выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве базы; используемой для сравнения, противопоставления, развития, перевоплощения.

В-третьих, анализ работ других авторов по теме ВКР неизбежно должен присутствовать в качестве составной части дипломной работы.

В-четвертых, в информационных источниках находят числовые данные, сведения, которые необходимы для иллюстрации, осуществления расче­тов, оценок.

В-пятых, обязательность наполнения библиографического списка работ по теме ВКР неизбежно требует от ее автора хотя бы беглого знакомства с этими работами.

Существует два основных способа поиска литературных источников: классический и упрощенный.

При классическом способе подбор литературы производится студентом самостоятельно по предметным каталогам, библиографическим справоч­никам, реферативным сборникам, информационным листкам, обзорам, ба­зам данных в системе Интернет с учетом выделенных ключевых понятий (слов), характеризующих основное содержание темы ВКР. При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только раз­делы, строго совпадающие с темой дипломной работы, но и разделы по те­мам, близким к избранной теме. Это довольно сложный и трудоемкий путь.

Проще «зацепиться» за книгу, брошюру, статью, в которой есть ссылки на использованную литературу или даже библиографические списки. Далее происходит цепная реакция развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме дипломной работы.

Подбирая литературу, важно помнить, что в дипломной работе следует отражать не только общетеоретическую сторону проблемы, но и действующую практику.

При подборе литературы в основном надо обращаться к изданиям по­следних лет, поскольку в них:

• наиболее полно отражена действующая практика;

• освещены нерешенные проблемы и даны возможные направления
их решения;

• представлены новые разработки, которые возможно будут использоваться в решении проблем по избранной теме.

Подобранные материалы необходимо изучить, соблюдая при этом определенную последовательность. Рекомендуется идти от простого к сложно­му. Следует начать с литературы, раскрывающей сущность изучаемого во­проса. Для получения общего представления об основных теоретических проблемах темы нужно изучить учебники и учебные пособия. Затем следует перейти к монографиям, инструктивным материалам и научным статьям.

Особенно важно ознакомиться с публикациями по избранной теме в специальных газетах и журналах. Начинать изучение журнальных и газетных статей также лучше с новых, только что опубликованных источников, а затем знакомиться со статьями, изданными в предыдущие го­ды. Следует также помнить, что обычно в последних по счету номерах пе­риодических изданий приводится перечень статей, опубликованных за весь прошедший год.

При изучении подобранной литературы необходимые материалы должны быть законспектированы. Студент сам выбирает наиболее удобную форму конспектирования материала:

• краткая запись содержания;

• подробный план изложения;

• выписки цитатами;

• фиксирование поставленных проблем и методов их обоснования;

• выделение точек зрения авторов по интересующей проблеме и др.
Конспекты позволят рассмотреть дискуссионные вопросы, излагая

мнение конкретных людей, а также избежать включения в работу чужого текста без ссылки на автора. Особое внимание следует обратить на точность выписки цитат, табличного и цифрового материала, а также на четкость записи фамилии и инициалов автора, названия книги и статьи, места издания, го­да издания и номера страницы, на которой находится цитата или цифра. Эти записи ускоряют работу по оформлению ссылок.

Помимо рукописного конспектирования могут быть сделаны ксерокопии нужных страниц. Если на них нет выходных данных, то следует за­писать информацию для составления списка литературы.

Конспектирование источников и подбор их по отдельным вопросам позволяет студенту дополнить и улучшить первоначальный вариант плана ди­пломной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.