Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины






Студент, изучивший дисциплину должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

 

· Обладать способностью реализовывать знания в области СО как сферы профессиональной деятельности (ПК 12);

· Обладать способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внешней и внутренней коммуникации (ПК 26);

· Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационных, рекламных, консалтинговых агентств, (ПК 9).

Тематический план курса

№№ разд Тема занятий Аудиторные занятия   Самост. работа Формы текуще- го конт- роля. Форма пром. Аттест.
    Л С    
1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации       ФТК-6, ФТК-16
2. Развитие средств коммуникации в процессе антропосоциогенеза       ФТК-6, ФТК-16, ФТК-17
3. Основные компоненты и модели коммуникативного процесса       ФТК-5, ФТК-6
4. Коммуникативные процессы       ФТК-6, ФТК-17
5. Эффективность коммуникации       ФТК-11, ФТК-12, ФТК-16
6. Семиотические концепции       ФТК-6, ФТК-16
7. Теория кодов. Когнитивная теория       ФТК-6, ФТК-17
8. Вербальная коммуникация       ФТК-5, ФТК-6
9. Невербальная коммуникация       ФТК-6, ФТК-17
10. Межличностная коммуникация       ФТК-5, ФТК-6
11. Публичная коммуникация       ФТК-6, ФТК-17
12. Массовая коммуникация       ФТК-5, ФТК-6
13. Межкультурная коммуникация       ФТК-6, ФТК-16, ФТК-17
! 4. Связи с общественностью как вид коммуникации       ФТК-6, ФТК-17
15. Коммуникации в различных сферах общественной жизни       ФТК-5, ФТК-6
16. Методы исследования коммуникации       ФТК-6, ФТК-17
6. Экзамен        
  Итого:     (41) 73ч.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации

Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятель­ность». Онтологический аспект: биологические, социальные, эт­нические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический ас­пект: функции коммуникации; единицы коммуникации; катего­рии коммуникации. Методологический аспект. Основные мето­дологические направления: бихевиоризм (Э.Л. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер), символический интеракционизм (Д. Мид), интеракционный подход (Т. Ньюкомб), феноменализм (А. Шюц), технологический детерминизм (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Г.М. Маклюэн), структурно-функциональная теория (Т. Парсонс, Р. Мертон).

 

 

Тема 2. Развитие средств коммуникации в процессе антропосоциогенеза

Коммуникация древнего мира. Невербальная акустическая коммуникация. Вербальная фаза межличностной коммуникации, возникновение речи. Социально-коммуникационная революция: появление письменности - путь к массовой грамотности. Рево­люция в печати: эра И. Гутенберга. Возникновение прессы. Ком­муникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение. Новые средства коммуникаций в информационном обществе: компьютер, Интернет. Социокуль­турные последствия информационной революции.

Особенности межличностной, специализированной и массо­вой коммуникации.

Тема 3. Основные компоненты и модели коммуникативного процесса

Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный акт и его составные элементы: источник (от­правитель) сообщения, кодирование-декодирование сообщения, канал, получатель (аудитория), эффективность (обратная связь). Влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

Модели коммуникации. Линейная (модель Шеннона-Уивера, Г.Ласуэлла), М. Дефлер, нелинейная модель (Т. Ньюкомб), циркулярная (У. Шрамм, Ч. Осгуд), объемные модели: мо­заичная (Л. Бейкер), спиральная (Ф. Дэнис), диффузная (Э. Род­жерс), гомогенная, модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон).

 

 

Тема 4. Коммуникативные процессы

Типы коммуникации. Уровни коммуникации: лингвисти­ческий, металингвистический, паралингвистический, семиотиче­ский, синтетический. Понятие информации. Информация и ее производство, мультипликация, распространение, восприятие, оценка, использование. Информационный процесс в разных со­циальных системах. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры. Влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Функ­ции коммуникации. Содержание коммуникации. Понятие языка коммуникации.

 

Тема 5. Эффективность коммуникации

Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, пси­хологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации.

Факторы повышения эффективности межличностной ком­муникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной ин­формации.

Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональ­ное в нем. Престижность, надежность, доверительность.

Тема 6. Семиотические концепции

Понятие знака. Типологии знаков. Ф. де Соссюр. Треуголь­ник Ч.Пирса. Свойства знака. Денотат. Коннотат. Функции знака. Знаковая система. Классификация систем знаков: образные, кон­венциональные, натуральные.

 

Семиотика языка. Синтактика. Семантика. Полисемия. Прагматика. Языковые ожидания. Социальные мифы Р. Барта. Концепция Ю. Лотмана.

Тема 7. Теория кодов. Когнитивные теории

Парадигма и синтагма. Аналоговые и разделительные коды. Репрезентационные и презентационные коды. Сложные и про­стые коды. Массовые и специальные коды. Логические и услов­ные.

Теория значения Ч. Осгуда. Теория релевантности. Теория атрибуции. Установки и поведение. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера. Межличностныйя как передача когнитивной, во-, поможет существенно развить иж про обман. Социальная оценка.

 

Тема 8. Вербальная коммуникация

Влияние языка на мышление и поведение. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Высказывание и дис­курс как единицы вербальной коммуникации. Возможности вер­бального воздействия на аудиторию.

Слуховое восприятие речи. Пассивное, активное и эмпатическое слушание. Взаимная ответственность собеседников. Со­вершенствование процесса слушания. Причины, мешающие ус­лышать собеседника.

 

Тема 9. Невербальная коммуникация

Природа невербальной коммуникации. Невербальные сред­ства коммуникации. Связь невербальной коммуникации с вер­бальной. Невербальные коды и каналы. Кинесика. Просодика и экстралингвистика. Такесика. Проксемика. Типология коммуни­кативных единиц невербальной коммуникации. Социальная диф­ференциация и варьирование. Соотношение сознательного и бес­сознательного в невербальной коммуникации. Функции невер­бальных средств коммуникации.

 

 

Тема 10. Межличностная коммуникация

Сущность межличностной коммуникации. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Особенно­сти межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в общении. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность общения. Индивидуальное и социальное в обще­нии. Функции межличностной коммуникации. Гуманистическая, ритуальная, манипулятивная коммуникация: цели, социально-психологические механизмы.

 

Тема 11. Публичная коммуникация

Особенности публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации в различных сферах: учебной, научной, деловой, общественно-политической и социально-культурной, религиоз­ной. PR-жанры: пресс-конференция, презентация.

Планирование публичной коммуникации: цель, тема ком­муникации; изучение аудитории; учет места, времени, эмоцио­нального климата.

Информационная публичная речь: анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ. Убеждающая публичная речь. Подготовка и реализация выступления. Основные элементы публичной речи. Общая организация публичной речи. Информативное сообщение и его специфика. Основные качества речи оратора.

 

 

Тема 12. Массовая коммуникация

Сущность массовой коммуникации. Свойства СМК.

Особенности структуры массовой коммуникации. Комму­никаторы: «редакции» и «издатели». Массовая информация.

Средства массовой коммуникации: СМИ, телекоммуника­ция, информатика. Структура СМИ: пресса, аудиовизуальные, информационные службы. Массовые аудитории.

Функции массовой коммуникации: информационная, регу­лирующая, культурологическая, функция социализации.

Влияние массовой коммуникации в обществе.

 

 

Тема 13. Межкультурная коммуникация

Понятие межкультурной коммуникации. Социально-психологические сценарии поведения в различных культурах. Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Межкультурная коммуникация в малых и больших группах. Национальный характер и его отражение в коммуника­ции: аккультурация, экспансия, диффузия, культурный конфликт. Типы восприятия межкультурных различий. Международные информационные потоки.

 

 

Тема 14. Связи с общественностью как вид коммуникации

PR, как система коммуникационных практик. Модели PR-практики. Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз: определение проблемы, планирование и программирова­ние, действие и коммуникация, оценка программы. PR, как ком­муникационный менеджмент.

Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации. Пресс-конференция, письмо в редакцию, пресс-релиз, выступле­ние по радио, выступление по телевидению. Написание речей.

Коммуникативные способности личности как атрибут субъ­ектной PR-деятельности.

 

 

Тема 15. Коммуникация в различных сферах обществен­ной жизни

Коммуникация в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, рекреации, спорте.

Коммуникация в организациях. Политическая коммуника­ция. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Осо­бенности рекламной коммуникации. Протестная коммуникация. Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией. Коммуникатив­ные технологии.

 

 

Тема 16. Методы исследования коммуникации

Общенаучные принципы изучения социальной коммуника­ции: исторический, моделирование, сравнительный, системный. Частнонаучные методы исследования: социологический (опросы, анкетирование, статистический анализ), социолингвистический, психологический (наблюдение, социометрия). Конкретные мето­ды: корреляционный анализ, факторный, дисперсионный анализ. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Фокус-группы.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

2.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М., 2002.

3.Брандел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. СПб-2000.

4.Брайнт Дж. Основы воздействия СМИ / Брайнт Дж.., Томпсон С./ - М., 2004.

5.Головко Б., Информационный менеджмент массовой коммуникации.-М., 2005.

6.Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации Учебное пособие для вузов, М., 2010.

7.Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб., 2006.

8.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура./под ред. О.И.Шкаратана/, М., 2000.

9.Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика.-М., 2008.

10.Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии- М., 2009.

11.Никитина Е.С. Семиотика, - М., 2006.

12.Маклюэн М. Понимание медиа.-М., 2003.

13.Основы теории коммуникации. Учебник /под ред. М, А.Василика/, М., 2007.

14.Саблина С.Г. Коммуникация и общественные связи: западные теории, методология, практика-М., 2009.

15.Сиссорс Дж. З. Рекламное media-планирование / Дж. 3. Сиссорс, Р.Б. Бэрон./ - СПб.2004.

16.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского/ - М.2003.

17.Терин В.П. Массовая коммуникация. - М., 2000.

18.Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. - М., 2004

19.ЦыгановВ.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент-М., 2009.

20.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций, - СПб. 2002.

21.ШарковФ.И. Коммуникология (базовый курс) Учебник, М., 2010.

22.Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учебное пособие. СПб., 2007.

Дополнительная литература

1.Агеев В.Н. Семиотика.- М., 2002.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.

 

3.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. -М., 2001.

4.Барт Р. Мифологии. – М., 2007.

5.Белянин В.П. Введение в психолингвистику.- М., 2001.

6.Волков В., Хархордин О. Теория практик- СПб, 2008. 7.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.- М.. 2001.

8.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М., 2005.

9.Бодрийяр Ж., К критике политической экономии знака.- М., 2007. 10.Бориснев С.В. Социология коммуникации. Учебник для вузов -М., 2003. 11.Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 2001.

12.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации М., 2002. 13.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2003.

14.Дебрэ Р., Введение в медиологию.-М., 2009. 15.Дик У. Эффективная коммуникация -Харьков, 2007. 16.Зимбардо Ф. Социальное влияние - М., 2000.

17.Кастельс М. Галактика Интернет - Екатеринбург, 2004. 18.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М./ - М., 2001. 19.Лазарсфельд П., Мертон Р., Массовые коммуникации, массовые вкусы и организованное социальное действие /в сб. Массовые коммуникации в современном мире/- М., 2000. 20.Лиллекер Д.Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010. 21.Луман Н., Реальность массмедиа -М., 2005.

22.Леви-Стросс К. Структурная антропология -М., 2006. 23.Логунова Л.Б., Корпорация как тип социальной интеграции /Социологические исследования, 1996, №12/ 24.Майерс Дэвид. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб., 2000. 25.Маклюэн М., Галактика Гутенберга -М., 2005.

26.Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения - СПб, 2001. 27.Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.П.Гавра. Ч. 2 - СПб./, 2006.

28.Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н./-М, 2000.

29.Пирс Ч. Логические основания теории знаков - СПб, 2000. 30.Пиз А. Язык телодвижений - М., 2003. 31.Романова Н.Н. Знаки и символы- М., 2003. 32.Саямина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление - Казань, 2001. 33.Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции-М., 2004. 34.Орлова Т.М. Коммуникативный менеджмент -М., 2001. 35.Тернер Дж. Социальное влияние. - М., 2003. 36.Тичер С., Мейер М. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009. 37.Тоффлер О.Третья волна -М., 1999. 38.Улмер Р., Селлнау Т. Эффективная кризисная коммуникация. Харьков, 2011. 39.Уэбстер Ф. Теории информационного общества -М., 2004. 40.Филис Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ - теория и метод. Харьков, 2008. 41.Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2003.

42.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации -М., 2008.

43.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие -М., 2009.

44.ЭкоУ.Отсутствующаяструктура-М., 2004. 45.Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре – СПб, 2007.

46.Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте - М., 2001.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.