Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Идейно-художественное своеобразие творчества Франца Кафки. Роман «Замок» и новелла «Превращение».






Франц Кафка (Прага, Австро-Венгрия, 1883 – Кирлинг, Первая Австрийская республика, 1924)

Биографические сведения:

Родился в семье пражского торговца галантерейными товарами Германа Кафки. В 1901 по окончании гимназии поступил на юридическое отделение Карлова университета; посещал лекции А. Эйнштейна, к тому времени уже опубликовавшего первую часть теории относительности. Получил степень доктора права. Служил чиновником в страховом ведомстве, преимущественно занимался страхованием от несчастных случаев на производстве. В 1917 г. у Кафки были обнаружены симптомы туберкулеза. Вышел на пенсию по болезни в 1922 г. Умер в санатории под Веной. Похоронен в Праге.

Главным делом жизни считал литературу, «оправдывающую всё его существование».

 

Основные произведения:

1. Изданные при жизни:

Сборник «Наблюдение» (1913);

Сборник «Сельский врач» (1919);

Сборник «Голодарь» (1924);

Рассказы «Приговор», «Кочегар» (1913), «Превращение» (1916); «В исправительной колонии» (1919).

2. Изданные посмертно:

Роман «Америка» (не закончен);

Роман «Процесс» (не закончен);

Роман «Замок» (не закончен);

Сборник «На строительстве Китайской стены».

Афоризмы:

· У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу.

· Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.

· Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти.

· Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

· Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.

· Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.

· Смысл жизни в том, что она имеет свой конец.

· Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

· Только люди, пораженные одинаковым недугом, понимают друг друга.

· Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.

· Первый признак начала познания — желание умереть.

· Есть цель, но нет пути; то, что мы называли путем, — это промедление.

· Тот факт, что нет ничего другого, кроме духовного мира, отнимает у нас надежду и дает нам уверенность.

· Моя тюремная камера — моя крепость.

· Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге.

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

Абсолютное начало

Абсурд

Алогизм

Деталь

Предположительность повествования

Прием «убывания личности»

Символ

Сновидение

Притча

«Кафкианский эффект»

Прием «деформации пространства».

 

Вопросы и задания:

 

1. Прочитайте работы А. Камю, Л. Копелева, М. Брода, М. Бланшо и Ю. Манна и др. Заполните таблицу:

 

Автор, название Тематика, система мотивов, круг идей Тип героя Художественные приемы Особенности стиля

 

2. Прочитайте притчи «Бегущие мимо» и «Прометей». Прокомментируйте, как в этих произведения реализуется принцип «предположительности повествования».

 

«Бегущие мимо»

 

Когда мы ночью идем по улице, а навстречу нам бежит человек, - он виден уже издалека, ибо улица перед нами идет в гору и луна полная, - мы не схватим его, даже если он слаб и оборван, даже если кто-то бежит за ним и кричит, нет, мы позволим ему бежать дальше.

Ведь сейчас ночь, и не наше дело, что улица перед нами идет в гору при полной луне, к тому же, может быть, эти двое устроили гонку для собственной забавы, может быть, оба преследуют третьего, может быть, первого преследуют ни за что, может быть второй хочет убить его и мы окажемся совиновны в убийстве, может быть эти двое понятия не имеют друг о друге и просто каждый на свой страх бежит к своей постели, может быть, это лунатики, может быть, первый вооружен.

И наконец, разве мы не могли устать, разве не выпили так много вина? Мы рады, что и второго уже не видим.

(перевод С.Апта)

 

«Прометей»

 

О Прометее существует четыре предания. По первому, он предал богов людям и был за это прикован к скале на Кавказе, а орлы, которых посылали боги, пожирали его печень, по мере того как она росла.

По второму, истерзанный Прометей, спасаясь от орлов, все глубже втискивался в скалу, покуда не слился с ней вовсе.

По третьему, прошли тысячи лет, и об его измене забыли — боги забыли, орлы забыли, забыл он сам.

По четвертому, все устали от такой беспричинности. Боги устали, устали орлы, устало закрылась рана.

Остались необъяснимые скалы... Предание пытается объяснить необъяснимое. Имея своей основой правду, предание поневоле возвращается к необъяснимому.

 

(перевод С.Апта)

3. Прочитайте новеллу «Превращение», статьи В. Набокова («Превращение» Франца Кафки) и В. Белоножко («Превращение Владимиром Набоковым «Превращения» Франца Кафки») и ответьте на вопросы:

 

А) каковы особенности сюжетной организации новеллы? Какую роль играет прием «абсолютного начала» повествования? Какую сцену можно считать кульминацией?

Б) какой комплекс характерных для Кафки мотивов реализован в образе Грегора Замзы? Как решается героем проблема смысла жизни?

В) как меняется герой в процессе метаморфозы (выделите основные этапы превращения)? С помощью каких приемов раскрывается образ Грегора (прокомментируйте прием «убывания личности»)?

Г) какая метаморфоза происходит с семьей героя? Объясните смысл этого превращение на примерах отца, матери, Греты.

Д) как выражается в новелле авторская позиция? Как вы понимаете смысл заглавия? Предложите свой вариант формулировки идеи произведения.

 

4. Прочитайте роман «Замок», дайте ответы на вопросы:

 

А) какую роль в сюжетной организации романа играет мотив Пути и образ дороги? Каков идейный смысл противопоставления Замка и Деревни, персонажей, представляющих эти пространства? Как в романе работает прием «деформации пространства»? Какова его идейная нагрузка?

Б) почему Кафка лишает землемера К. предыстории? Как это связано с экзистенциальной проблематикой романа?

В) какую роль в судьбе героя играют Амалия и Фрида?

Г) какова сюжетная и идейная нагрузка образа г-на Кламма?

Д) какая интерпретация образа замка соответствует вашим представлениям (Т. Адорно: Замок - воплощение образа тоталитарной власти; М. Брод: Замок – символ Благодати; П. Вайль: Замок – воплощение представления о недостижимости Идеала)? Обоснуйте ответ.

 

5. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой:

 

Другие уводят любимых, —
Я с завистью вслед не гляжу, —
Одна на скамье подсудимых
Я скоро полвека сижу.
Вокруг пререканья и давка
И приторный запах чернил.
Такое придумывал Кафка
И Чарли изобразил.
И в тех пререканиях важных,
Как в цепких объятиях сна,
Все три поколенья присяжных
Решили: виновна она.
Меняются лица конвоя,
В инфаркте шестой прокурор...
А где-то темнеет от зноя
Огромный небесный простор,
И полное прелести лето
Гуляет на том берегу...
Я это блаженное " где-то"
Представить себе не могу.
Я глохну от зычных проклятий,
Я ватник сносила дотла.
Неужто я всех виноватей
На этой планете была?

Какие переклички с творчеством Ф. Кафки в нем можно обнаружить? Как реализуется в творчестве Ф. Кафки тема наказания без вины? Каков смысл проведенной в стихотворении параллели между Францем Кафкой и Чарли Чаплином?

6. Какие афоризмы Ф. Кафки, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют его мировоззрение?

Литература:

1. Белоножко В. Превращение Владимиром Набоковым «Превращения» Ф. Кафки [Электронный ресурс] / В. Белоножко. – Режим доступа: http: // kafka.ru.

2. Белоножко В. Три саги о незавершенных романах Франца Кафки [Электронный ресурс] / В. Белоножко. – Режим доступа: http: // kafka.ru.

3. Бланшо М. От Кафки к Кафке / М. Бланшо. – Москва: Логос, 1998. – 240 с.

4. Брод М. О Франце Кафке / М. Брод. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. – 512 с.

5. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма / Д. Затонский. - Москва: Высшая школа, 1972. – 136 с.

6. Зарубежная литература ХХ века: практикум / сост. Н.П. Михальская и Л.В.Дудова. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – С. 104 – 118.

7. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки [Электронный ресурс] / А. Камю. – Режим доступа: http: // kafka.ru.

8. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки / А. Карельский // Иностранная литература. – 1995. - № 8. – С. 241-248.

9. Копелев Л. У пропасти одиночества. Ф. Кафка и проблемы современного субъективизма [Электронный ресурс] / Л. Копелев. – Режим доступа: http: // kafka.ru.

10. Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) [Электронный ресурс] / Ю. Манн. – Режим доступа: http: // kafka.ru.

11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / В. Набоков. – Москва: Издательство Независимая газета, 2000. – 512 с.

12. Старобински Ж. Грёза как архитектор [Электронный ресурс] / Ж. Старобински. – Режим доступа: http: // fege.narod.ru.

 

Кафка в кино:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.