Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические сведения






Родился в Алжире, в 1932-1937 гг. учился на философском отделении Алжирского университета. В 1936 году получил степень магистра философии. После окончания университета был редактором леворадикальных газет. В 1940 переехал из Алжира в Париж, работал технический редактором в газете «Пари-суар», когда началась оккупация, вернулся в Алжир (г. Оран), преподавал французский язык в частной школе. В 1941 года вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба» (Париж). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес. В 1947 становится независимым журналистом. С 1954 ставит пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. Погиб в автокатастрофе, похоронен на кладбище в Лурмарене (Франция).

Философские взгляды:

Мир абсурден, единственное средство борьбы с этим – признание такой данности.

Высшее воплощение абсурда – попытки насильственного улучшения общества. Насильственная борьба с несправедливостью порождает ещё большие насилие и несправедливость. Бунт – способ солидарности с другими людьми. Выделяет две формы проявления бунтарства: революционная деятельность и творчество.

Основные произведения:

Романы:

Чума (1947);

Первый человек (не окончен, опубликован посмертно в 1994).

Повести и рассказы:

Посторонний (1942);

Падение (1956);

Счастливая смерть (1938, опубликована посмертно в 1971);

Изгнание и царство, сб. рассказов (1957).

Драматургия:

Калигула (1945);

Осадное положение (1948);

Праведники (1949);

Реквием по монахине (1956);

Бесы (1959).

Эссе

Изнанка и лицо (1937);

Миф о Сизифе (1942);

Бунтующий человек (1951);

Размышления о смертной казни (1957; совместно с Артуром Кёстлером).

Афоризмы:

· Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были.

· Великий вопрос жизни — как жить среди людей.

· Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.

· Если тебе выпало счастье жить в мире ума, какое безрассудство — искать доступ в страшный, полный криков мир страсти.

· Истина нашего века: пройдя сквозь суровые испытания, мы становимся лжецами.

· В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

· Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни.

· Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.

· Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.

· Человек всегда бывает добычей исповедуемых им истин.

· Малодушие всегда найдет себе философское оправдание.

· Человек в наибольшей степени является человеком благодаря тому, о чем он молчит, а не тому, о чем говорит

 

Камю в кино:

1967 «Посторонний» (Италия), реж. Лукино Висконти. В роли Мерсо – Марчелло Мастроянни.

1992 «Чума» (Великобритания, Аргентина, Франция), реж. Луис Пуэнсо. В роли Риё – Уильям Хёрт.

 

Литература:

 

1. Белевская Э. Личность отчужденная и личность бунтующая [Электронный ресурс] / Э. Белевская. – Режим доступа: https://www.proza.ru.

2. Великовский C.И. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю / С. И. Великовский. – Москва: Искусство, 1973. – 258 с.

3. Шалаева Г. П., Коровкина Е. В. Кто есть кто в мире: 1500 имен. / Г. П. Шалаева, Е. В. Коровкина. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 1678 с.

4. Кириллова В.И., Фокина Н.И. Современная западная философия / В. И. Кириллова, Н. И. Фокина. — Москва: Проспект, 2009. — 336 с.

5. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» [Электронный ресурс] / Ж.-П. Сартр. – Режим доступа: https://noblit.ru.

 

Вопросы:

1. Как в Нобелевской речи Камю характеризует ХХ век и свое поколение?

2. Камю называл любимым литературным персонажем Кириллова из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Как вы думаете, почему? Как выбор, который делает Кириллов, соотносится с экзистенциальной этикой?

3. В черновиках Камю в качестве рабочих вариантов заглавия используются «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Такой же, как все», «Безразличный». Окончательное название «L’É tranger» переводят на русский язык как «Посторонний», «Чужой», «Чужестранец», «Незнакомец». Какой их них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть образа Артюра Мерсо? Почему?

4. Почему Камю не использует повествовательную рамку (не дает объяснений по поводу истории, рассказанной от первого лица)? Почему автор избрал перволичную форму повествования?

5. Какие эпизоды повести наиболее показательны с точки зрения экзистенциальной идеи абсурдности существования?

6. Охарактеризуйте композицию «Постороннего». В чем смысл повествования об одних и тех же событиях с разных точек зрения (как история Мерсо, рассказанная в первой части, варьируется во второй)?

7. Следователь называет Мерсо «господином антихристом». Камю в предисловии к американскому изданию «Постороннего» охарактеризовал своего героя так: Мерсо «единственный Христос, которого мы все заслуживаем». Как вы понимаете такую трактовку образа? Аргументируйте свое суждение.

8. Прочитайте статью Ж.-П. Сартра «Объяснение «Постороннего». Ответьте на вопросы: что такое «изначальная абсурдность»? чем объясняет Сартр трагедию сознания современного человека? как, опираясь на текст повести, вы можете пояснить данные Сартром интерпретации образа: «посторонний – это человек перед лицом мира», «посторонний – это < …> человек среди других людей», «посторонний – это я сам по отношению к себе < …>, человек как природное существо, поставленный перед лицом собственного сознания», «Посторонний – это тот, кто, в иные мгновения, является нам в зеркале»? какие особенности повествования Камю видит Сартр?

9. Прочитайте «Миф о Сизифе». Ответьте на вопросы: почему Сизиф может быть назван абсурдным героем? почему этот персонаж особенно интересен автору в тот момент, когда он спускается с горы за камнем? что значит быть выше своей судьбы? как объясняет Камю трагичность этого мифа («Трагедия начинается вместе с познанием»)? как вы понимаете фразу «Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение»? почему эссе заканчивается словами «Сизифа следует представлять себе счастливым» и как это связано с одним из вариантов заглавия «Постороннего» - «Счастливый человек»?

Задания:

Проанализируйте стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» и Ф. И. Тютчева «Наш век». Какие характерные для экзистенциальной философии ХХ века мотивы вы в них увидели?

 

М. Ю. Лермонтов   И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы!   Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно…   Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка… Ф. И. Тютчев   Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.   Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит…   Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня! – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..

 

Напишите эссе на тему «Кто такой «посторонний»? или «Что такое стена»? Используйте для рассуждений контекст культуры ХХ века (литература, музыка, кино и др.).

 

Камю в кино:

1967 «Посторонний» (Италия), реж. Лукино Висконти. В роли Мерсо – Марчелло Мастроянни.

1992 «Чума» (Великобритания, Аргентина, Франция), реж. Луис Пуэнсо. В роли Риё – Уильям Хёрт.

 

Практическое занятие № 11. (2 часа)

Тема: Французская литература. Философская повесть-сказка А. де Сент-Эзюпери «Маленький принц»: идейно-художественное своеобразие.

 

Антуан де Сент-Экзюпери (1900, Лион, Франция –1944, Средиземное море)

Биографические сведения:

Родился в Лионе, в семье виконта Жана де Сент-Экзюпери, учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансе, в 1919 году стал вольнослушателем в Академии изящных искусств на отделении архитектуры. В 1921 году призван в армию, службу проходил в полку истребительной авиации в Страсбурге. В 1923 в результате авиакатастрофы комиссован по состоянию здоровья. С 1926 г. – пилот компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. В марте вернулся во Францию, поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. В 1936 в качестве корреспондента газеты «Энтрансижан» отправляется в Испанию. В начале Второй мировой войны добивается назначения в боевую часть, Выполняет задания по аэрофоторазведке, был представлен к «Военному кресту». В 1943 вступил в ВВС «Сражающейся Франции». 31 июля 1944 года отправился в разведывательный полёт и не вернулся. И 1998 году в море около Марселя был найден его браслет, в 2000 обнаружены обломки самолета.

 

Афоризмы:

· Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...

· Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

· Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

· Короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – подданные.

· Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

· Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

· Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

· Умирают только за то, ради чего стоит жить.

· Одно-единственное событие может разбудить в нас совершенно неизвестного нам человека

· Путешествуют не в пространстве, путешествуют внутри самих себя. Новое место чарует нас в той мере, в какой обновляет нас.

· Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься.

· Жизнь научила меня, что такое истинное мужество: это способность противостоять осуждению среды.

· Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты.

 

Термины, которые нужно усвоить при изучении темы:

Архетип ребенка

Литературная сказка

Образ-символ

Посвящение

Рефрен

 

Основные произведения:

Южный почтовый (1929);

Ночной полет (1931);

Планета людей (1938);

Военный летчик (1942);

Маленький принц (1943);

Цитадель (не завершено).

 

Литература:

1. Буковская А. Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма / А. Буковская. – Москва: Радуга, 1983. – 208 с.

2. Голикова Ю. Философская и христианская символика в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» [Электронный ресурс] / Ю. Голикова. – Режим доступа: https://litbook.ru.

3. Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя / В. П. Григорьев. — Ленинград: Просвещение, 1973. – 124 с.

4. Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку / А. Коротков // Первое сентября. – 1995. – 11 марта. – С. 34-45.

5. Летуновсий В. В. Мои встречи с Экзюпери [Электронный ресурс] / В. В. Летуновский. – Режим доступа: https://hpsy.ru.

6. Мелейчук Г. И. Встреча с внутренним ребенком [Электронный ресурс] / Г. И. Мелейчук. – Режим доступа: https://www.b17.ru.

7. Назарова Е. «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери [Электронный ресурс] / Е. Назарова. – Режим доступа: https://bibliotekar.ru.

8. Перье Ж.-К. Загадка де Сент-Экзюпери: литературное расследование: пер. с фр. / Ж. К. Перье. – Москва: Эксмо, 2011. - 192 с.

9. [б. и.] Продолжение разговора о " Маленьком принце". Символика героев и основные темы [Электронный ресурс] / [б. и.]. – Режим доступа: https://dedushka-kumara.livejournal.com.

10. Цендровский О. Ю. Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции [Электронный ресурс] / О. Ю. Цендровский. – Режим доступа: https://www.e-notabene.ru.

11. Шифф С. Сент-Экзюпери. Биография: пер. с англ. / С. Шифф. – Москва: Эксмо, 2003. – 480 с.

 

Вопросы и задания: Прочитайте сказку «Маленький принц», ответьте на вопросы:

 

1. А. де Сент-Экзюпери иногда называют последним романтиком ХХ века. Какие параллели между творчеством писателя и идейно-эстетической концепцией европейского романтизма вы можете провести? Как связана с романтической концепцией двоемирия пространственная организация «Маленького принца»? Какую роль в идейной организации сказки играет оппозиция земли и неба? Какую содержательность в контексте романтических идей реализует образ Маленького Принца?

2. Прочитайте описания Земли. Какие образы и мотивы в них доминируют? Почему?

3. Почему встреча Маленького Принца и летчика происходит в пустыне? Каковы метафорические значения этого образа?

4. Почему Сент-Экзюпери посвящает книгу Леону Верту, «когда он был маленьким»?

5. Какую роль в выражении идеи произведения играет оппозиция «взрослый» // «ребенок»? Какие ценности, определяющие их существование, А. де Сент-Экзюпери считает истинными? Какие ложными?

6. Какова, на ваш взгляд, функция авторских иллюстраций?

7. Определите символические значения образов Розы, Лиса и змеи.

8. Жанр «Маленького Принца» обычно определяют как повесть-сказку. Какие структурные и содержательные элементы сказки вы видите в этом произведении? Как проявляется в ней притчевое начало?

9. Многие цитаты из сказки стали афоризмами. Выберите 1 из них и прокомментируйте.

10. Прочитайте рассказ Ю. Казакова «Во сне ты горько плакал». Какие содержательные переклички с «Маленьким принцем» можно в нем обнаружить? Назовите произведения мировой литературы, которые вы считаете близкими по проблематике «Маленькому принцу». Объясните свой выбор.

11. Прочитайте стихотворение В. Крапивина:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.