Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Информационный обмен в коммуникативных системах






Информация как основной элемент коммуникативных систем. Информация в данном контексте понимается как комплекс сведений, необходимых для успешного функционирования ком­муникативной системы. Согласно утверждению французского со­циолога А. Моля существуют глубинные факторы, превращаю­щие информацию в качественно новое состояние.

Структура знаний намного сложнее структуры информации. По своему содержанию социальная информация является совокуп­ностью знаний о состоянии и взаимодействии различных институ­тов общества и воздействия общественного сознания на общест­венную практику. Социальная информация — это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знания. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную соци­альную реальность о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп. Потоки информации, циркулирующие в обществе, обслуживают различные социальные образования (социальные ин­ституты, организации, группы и др.). Специализированная инфор­мация имеет конкретного адресата. Такая информация фиксирует­ся или отражается в системе норм и требований. Массовая же ин­формация универсальна по своему содержанию, ее адресат пред­ставляет собой систему «с открытыми границами». Или, иначе, массовая информация является видом социальной информации, которым пользуется большая масса людей как на этапе ее произ­водства, так и на этапах распространения и потребления.

Массовая информация универсальна по типам, уровню, иссле­дуемым системам, видам знаков и тематике.

Для успешного использования информации в различных отрас­лях знаний необходимо проводить исследования проблем неодно­значности восприятия информации, инерции массового созна­ния; разрабатывать социотехнические модели информационной сферы. Информационную сферу для проведения такого модели­рования и других видов анализа мы условно разделим на пять предметных областей:

1. Производство (создание) информации, ее преобразование.

2. Получение и распространение информационных продуктов.

3. Предоставление информационных услуг.

4. Поиск, получение и потребление информации пользователями.

5. Создание и применение механизмов и средств обеспечения информационной безопасности.

Наличие развитой и адекватной поставленным задачам разви­тия общества информационной сферы является необходимым ус­ловием устойчивого и динамичного развития общества и его социальных институтов. Такая информационная сфера должна вклю­чать в себя различные системы:

· современную коммуникационную информационную инфра­структуру на основе каналов связи различной природы (ка­бельные радиорелейные, спутниковые и пр.);

· распределительную иерархическую компьютерную сеть, вхо­дящую в информационное пространство Интернет и объеди­няющую информационные системы федеральных и регио­нальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм;

· систему национальных информационных ресурсов, постро­енную по технологии Интранет, других информационных систем и включающую регистры, кадастры, банки данных федерального и регионального уровней;

· комплексную систему информационной безопасности, охва­тывающую остальные компоненты системы и предотвра­щающую угрозы разрушения системы, несанкционирован­ного доступа к данным распространения общественно опас­ной информации.

Развитая распределенная компьютерная сеть в сочетании с развитой телекоммуникационной инфраструктурой и информацион­ными ресурсами играет ключевую роль в формировании информа­ционного общества. Но в то же время характеристика информаци­онного общества не сводится к наличию развитой компьютерной сети, телекоммуникаций и информационных ресурсов. В качестве субъектов информационного общества выступают индивиды, в процессе деятельности (включая досуг, производственные и бытовые контакты), а также различные предприятия, учреждения, и др.

Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании коммуникативных систем.В наши дни является просто очевидным тот факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует с огромным потоком ин­формации. Информация является одной из широко признанных составляющих практически всех сфер человеческой деятельности. Информация — основа управления, связующее звено между менеджером и средой, в которую он включен в процессе жизне­деятельности.

Современное общество трансформировалось в такой тип, кото­рый достаточно точно характеризуется понятием «информацион­ное общество».

Термин «информация» имеет латинское происхождение (informatio— изложение, разъяснение). Информация появляется тогда, когда происходят какие-либо изменения. В самом общем виде информация — это передача сообщений между передающей и принимающей системами, которая, как правило, приводит к из­менению состояния принимаемой системы. В конце 20-х — в на­чале 30-х годов XX века появились первые отечественные работы, в которых информация рассматривалась на качественном уровне. В частности, термин «информация» стал использоваться в рабо­тах по журналистике. Математическая теория информации наи­более интенсивно разрабатывалась с конца 40-х гг. В этих работах рассматривались вопросы передачи информации между техниче­скими системами. В зависимости от области знания информация имеет множество определений: информация — это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспо­собления к нему (Винер); информация — отрицание энтропии (Бриллюэн); информация — коммуникация и связь, в процессе которых устраняется неопределенность (Шеннон) и др.

В социальной сфере роль информации определяется тем, что она занимает важнейшее место среди компонентов, определяю­щих процесс выбора решений. Особенность развития причинной связи в обществе состоит в том, что она имеет информационную основу.

В самом общем понимании информация — это количество со­ставляющей непредсказуемости, содержащейся в сообщении. Со­временное российское общество остро нуждается в увеличении
предсказуемой составляющей информации, что позволит вести научно обоснованную, эффективную и гуманную информационную политику государства. Отсюда вытекает справедливый вывод о необходимости разработки общенациональной программы информа­тизации и комплексной программы по информационной полити­ке и информационному образованию человека.

Конец XX века показал, что информационный ресурс стано­вится главным богатством как страны в целом, так и отдельного предприятия, организации любой формы собственности, индиви­да. Информация охватывает и экономику и все сферы жизнедеятельности людей — труд, быт, досуг, политику. Наряду с природной и рукотворной составляю­щими жизненной среды, информационная сфера, связывающая людей с друг другом через коммуникационные сети, стала неотъ­емлемым компонентом условий жизнедеятельности людей. Обра­зовательные, культурные, научные потребности людей также реа­лизуются посредством информации.

Сегодня рассматривают различные виды информации. Одни в большей мере нужны управленцам (производственная, экономи­ческая, социальная, политическая и т.д.), другие накапливаются в процессе деятельности (актуальная, аккумулятивная), третьи не­обходимы менеджеру (знания, навыки, умения обращаться с со­временными техническими средствами: факсами, стационарны­ми и мобильными телефонами, пейджерами, аудио- и видеоаппа­ратурой, ксероксами, электронной почтой и Интернетом и т.д.).

В диахроническом разрезе (в аспекте социального времени) ин­формация призвана обеспечить сохранение и трансляцию духов­ных ценностей, так как динамичность социальной жизни и соци­альных отношений требует постоянного обновления ориентации в соответствии с изменением общественной жизни.

Коммуникативная функция информации имеет своей целью объ­единение членов общества, всех общественных и государственных структур. Мир человека, в том числе и государственно-правовая реальность, предстает в виде иерархии информационных моделей и систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.