Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Политическая коммуникация






Понятие политической коммуникации.

Сущностной стороной феномена власти — ключевого предмета исследования в политической науке — являются отношения господ­ства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматри­вать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управляющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обрат­ную связь между ними.

Политика осуществляется прежде всего в информационном про­странстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владе­ет миром» сегодня приобретает важнейшее значение — информа­ция становится не только технологической основой коммуника­ции, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.

Изучение политической коммуникации восходит к Платону, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окончания. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и объектов политической коммуникации, анализу средств передачи сообщений, их содержания, а также воздействия сообщений на их получателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х -начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетичес­кой теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

Основателями общей теории политической коммуникации были представители двух американских научных школ: 1) сторонники так называемого кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структурно функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.).

Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс управления есть процесс власти, основанием которого выступает коммуникация».

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как сово­купность политических позиций и способов реагирования на опре­деленные политические ситуации с учетом множественности инте­ресов. Важнейшей является способность системы развивать попу­лярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и ло­зунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Представители структурно-функционального подхода, рассматри­вающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенности политической информации, ее мобильности, объема, направлен­ности.

В современной науке существует несколько подходов к понятию «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следую­щие:

· политическая коммуникация — это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого полити­ческие тексты циркулируют между различными элементами по­литической системы, а также между политической и социальны­ми системами (Л.Р. Посикера);

· политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон не­формальных коммуникационных процессов в обществе, кото­рые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай);

· политическая коммуникация — это процесс передачи политичес­кой информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг). В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляе­мый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информа­ции, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, соци­альные группы, слои, классы. Политическая информация представ­ляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передает­ся политический опыт, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется поли­тическая жизнь.

Важным аспектом политической коммуникации является смы­словой аспект взаимоотношений между субъектами политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. При использовании различных коммуникативных мо­делей передается три основных типа политических сообщений: по­будительные (приказ, убеждение); собственно информативные (ре­альные или вымышленные сведения); фактические (сведения, свя­занные с установлением и поддержанием контакта между субъекта­ми политики).

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

· информационная (главноесодержание этой функции заключает­ся в распространении необходимых знаний об элементах поли­тической системы и их функционировании);

· регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм вза­имодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

· функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и по­литического поведения);

· манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

Модели политической коммуникации. Сущность изменений в области политической коммуникации, которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть до­минирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью моде­лей альтернативных видов движения информации.

Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуа­ция встречается довольно часто, например во время лекции или официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопереда­чи, когда, некоторое сообщение одновременно принимается доста­точно большим числом людей, находящихся в разных местах. Ха­рактерными чертами данной модели как типичной односторонней коммуникации являются относительно малая возможность личной обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об­стоятельство, что время и место коммуникации определены отпра­вителем.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информа­ции в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются не­посредственно между собой, игнорируя центр или посредников и самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от про­стой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Характерное отличие диало­говой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуника­ция подобного вида не исключает участия и более двух сторон (на­пример, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интер­нет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, по­явление «ведущего» приводят к сближению данной модели с мо­делью вещания.

Консультационная модель такжесоотносится с большим количест­вом ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в цент­ральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.

Регистрационная модель движения информации является проти­воположностью консультационной модели. Здесь центр запрашива­ет и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.

В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, если они не противо­речат гуманистическим принципам.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

3. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

  1. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ в. – М., 1999.
  2. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.

6. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1996.

7. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. 1989.

3. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. М., 1990.

4. Буданцев Ю.П. Очерки неокоммуникологии. М., 1995.

5. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов - путь к успеху. СПб., 2000.

6. Дейк Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

8. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблемы конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.

9. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб, 1997.

10. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в предверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. 1999.

11. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Л., 1992.

13. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии " Паблик рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. Калининград, 2001.

14. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

15. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М., 2000.

16. Межкультурная коммуникация. 1998.

17. Межличностное общение /Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. 2001. (серия " Хрестоматия по психологии").

18. Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001.

19. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

20. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 1999.

21. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995.

22. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М., 2003.

23. Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Учебное пособие. Самара, М., 2001.

24. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002.

25. Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технологии. СПб., 2001.

26. Социология средств массовой коммуникации. Под ред. Ю.П.Буданцева. М., 1991.

27. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

28. Dimbley R., Burton G. More than words. An introduction to communication. L., N.Y., 1998.

29. Fiske J. Introduction to communication studies. L., 1990.

30. International encyclopedia of communications/ ed. by E.Barnow, G.Gerbner, W.Schramm, T.L.Worth, L.Gross. N.Y., Oxford. 1989. Vol. 1-4.

31. Mass communications. Ed. by Schramm W. University of Illinois Press. Urbana, Chicago, L. 1960.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.